Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12: Сознание как время





1. Конкретная оболочка потока, развертывающаяся из горизонтальной открытости, составляет постоянно обновляемое возрастание структуры и энергии. В этом формальном смысле, все чувствующие существа «обращены» от диссипативной линии возрастающей энтропии в направлении принципов спонтанной самоорганизации, которые характеризуют как ее ранние стадии после Большого Взрыва, так и нелинейные текучие системы, составляющие непосредственное физическое окружение живых систем. Таким образом, чувствующие существа, в своем «заряженном присутствии» перед горизонтальной открытостью, по выражению алхимиков, «присутствуют при творении». Снова и снова из «ничего» непрерывно возникают сложные паттерны течения. Это, безусловно, важнейший аспект размерности времени у чувствующих существ.

2. Под эту критику подпадает и само понятие базового психологического момента. По некоторым оценкам, вариабельность, обу-

Курс лекций Хайдеггера «Основные понятия метафизики», наряду с другими его статьями и выступлениями, переведен В. Бибихиным и опубликован в сборнике «Время и бытие», М.: Республика, 1993. — Прим. пер.


486

Природа сознания

словленная природой экспериментальных стимулов, их интенсивностью и сенсорной модальностью, просто слишком велика, чтобы допускать момент установленной продолжительности, который был бы подлинно общим для всех исследований. Если рассматривать такие моменты с точки зрения более простой, периферической способности различать последовательное и одновременное представление таких простых стимулов, как вспышки света, щелчки или касания, выясняется, что подобные интервалы действительно варьируют в зависимости от модальности, и все составляют значительно меньше 100 мс — величины, которая, судя по всему, является постоянной для центральной обработки информации (Poppel, 1988).

3. Интересно отметить поразительное различие эмоционального воздействия этих порождаемых образами ощущаемых смыслов, общих для состояний, вызываемых ЛСД и медитацией, в зависимости от того, углубляется ли наблюдатель этих «моментов ума», главным образом, в последовательное угасание каждой вспышки или в ее возникающий край, непрерывно изливающийся из света. «Нисходящая сторона», обычно замечаемая первой, переживается как растянутое «космическое» умирание. Соответственно, возникающая сторона, требующая более глубокой интроспективной чувствительности, нередко ощущается как само «творение». Так, в описаниях опыта буддистской медитации (Goleman, 1972; Wil-ber, 1990) первоначальное постижение пустоты может представлять собой пугающее чувство непрерывного движения, ведущего к распаду и прекращению, в то время как более полно осознаваемый опыт становится эмерджентным раскрытием или развертыванием в качестве «дара» светимости. Что-то от такого же изменения можно видеть в переходе от раннего подхода Хайдеггера к Бытию через «смерть», к его последующему пробуждающему ощущению «бы-тийности», как сияющей или развертывающейся.

4. Фехнер (1901) — неоднозначный «отец» экспериментальной психологии — тоже выдвигал психологическую версию жизни после смерти — в перспективе третьего лица. Мервые живут в психическом гештальте, создаваемом суммой и синтезом всех их воздействий на других людей. Таким образом, Гитлер и Иисус имеют


Примечания

487

очень долгую загробную жизнь, тогда как большинство людей полностью исчезают в течение нескольких поколений даже в своих собственных семьях. Разумеется, наша версия «первого лица» имеет совершенно иную природу — и длится значительно «дольше».

Глава 13:







Date: 2015-07-23; view: 273; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию