Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и детерминанты межличностной аттракции





Из всех людей, составляющих круг общения любого индивида, всегда есть какая-то часть, которая нравится ему больше, те, которые нравятся меньше, и те, которые вообще не вызывают к себе ка­ких-либо положительных эмоций. В этом факте проявляется оце­ночное отношение людей друг к другу.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притя­жения между людьми, взаимной симпатии получил название межличностной аттракции. По своей сути межличностная аттрак­ция представляет собой оценочную реакцию одного человека дру­гим, которая побуждает его действовать определенным образом при общении с этим другим человеком. Тем самым аттракция предстает разновидностью восприятия, определяющей содержание, характер и стиль межличностной коммуникации.

В практической жизни привлекательность одного человека для другого формируется под влиянием внешних и внутренних факторов межличностной аттракции. Рассмотрим подробнее эти факторы.

К внешним факторам аттракции, т.е. не связанным непосредст­венно с процессом взаимодействия, можно отнести следующие:

  1. степень выраженности у человека потребности в аффилиации;

2. эмоциональное состояние партнеров по общению;

  1. пространственная близость партнеров.

· Потребность в аффилиации (to affiliate – присоединяться) – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности дан­ной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного общения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлека­тельность другого человека как потенциального партнера по об­щению.

· Эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрес­сивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них пе­реносится плохое настроение. Таким образом, от того, как индивид относится к другим людям, и то, как они относятся к нему, форми­руется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип и харак­тер процесса коммуникации.

· Пространственная близость. Действие этого фактора состо­ит в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространст­венно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияние пространственной близости имеет решающее значение для установления межличностных контактов. В дет­ские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих близко друг от друга, а также из одноклассников. Брачны­ми партнерами чаще всего становятся люди, либо живущие недале­ко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе.

Пространственная близость выступает фактором межличност­ной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку друг от друга, находятся в сходной среде, пользуются одинаковой социальной структурой, потребляют одни и те же культурные цен­ности. В результате они имеют общие вопросы и проблемы, что способствует их общению и взаимодействию. Следствием этого ста­новятся близкие контакты и взаимоотношения между ними, т.е. ус­тойчивая коммуникация.

Рассмотренные факторы можно считать внешними детерминан­тами аттракции именно потому, что они выступают в качестве си­туативных условий, способствующих или препятствующих общению между людьми. Вместе с тем, как только люди начинают процесс общения между собой, так начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного общения. Данная группа факторов межличностной аттракции получила название внутренних.

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции относятся:

1. физическая привлекательность партнера по общению;

2. демонстрируемый стиль общения;

3. фактор сходства между партнерами по общению;

4. выражение личного отношения к партнеру в процессе обще­ния.

· Физическая привлекательность. Человеческая психика воспринимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие начиная с детских лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность по сравнению со сверстниками. Уже в этом возрасте, осознавая привилегированное положение красивых сверстников, дети утверждают, что лучше быть красивым, потому что тогда их все будут любить и не будут обижать.

Исследования взаимосвязи красоты и коммуникабельности позволяют сделать вывод, что красивые люди обладают более развитыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей. Было так­же замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении с другими людьми преобладает ориентация непосредственно на парт­нера. Здесь действует ореол «красивый значит хороший», так как люди ассоциируют красоту с положительными личными качествами, а некрасивость с отрицательными.

В то же время было установлено, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательно­сти обычно более высоко вначале общения и снижается по мере того, как раскрываются другие черты партнера по общению.

· Стиль общения. Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Каждому человеку знакомо чувство, что общение с одними людьми приносит больше наслажде­ния, чем с другими. Те, кто проявляет при общении щедрость, решительность, великодушие, нежность, коммуникабельность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных и робких.

В коммуникативистике выделяют поддерживающий и неподдерживающий стили общения. Поддерживающий стиль можно опре­делить как тип поведения одного партнера, в результате которого второй партнер по общению начинает больше себя ценить. Проявлениями этого стиля общения являются: обращение к партнеру по имени, комплименты, прямое согласие с собеседником, выражение положительных чувств, вызванных общением, выражение благодарности.

Неподдерживающий стиль – это тип поведения, в результате которого партнер по общению начинает оценивать себя ниже и меньше. К этому стилю общения относятся: уход от обсуждения, когда партнер по коммуникации перево­дит разговор на другую тему, подчеркнуто правильная речь, означающая отказ от личного общения, прерывание говорящего, противоречие между вербальным и невербальным содержани­ем общения.

· Сходство. Восприятие мира и последующее суждение о нем несвободно от эмоций, мотиваций или представлений. Так, похожих на нас лю­дей мы склонны воспринимать более позитивно, чем непохожих, та­кое отношение распространяется на людей, напоминающих тех зна­комых, с которыми мы когда-то имели опыт позитивного общения.

В основе этого фактора также лежит принцип когнитивно­го соответствия, согласно которому приятный человек – это чело­век, который согласен со мной. Отмечено, что люди, имеющие сходные ценностные ориентации, испытывают взаимную привлекательность. При этом, чем более сходны установки партнеров, тем сильнее ощущение реальности и значимости их взглядов, что является источником поддержания коммуникативной компетенции.

· Личное отношение к партнеру. Эффективная и успешная аттракция возникает в ответ на положительные действия, а непри­язнь — на отрицательные. Индивид положительно относится к тем людям, которые его хвалят, любят, сотрудничают с ним, и, напро­тив, отрицательно к тем, которые его критикуют, ненавидят или яв­ляются конкурентами.

Таким образом, межличностная аттракция определяется дейст­вием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего; от степени выраженности у человека потреб­ности в аффилиации, от того, находится ли данный человек рядом или далеко. Людям, скорее, нравятся те, кто имеет взгляды, обра­зование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье по­ведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.

 

Date: 2015-07-23; view: 2756; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию