Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и механизм процесса восприятия





ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И АТТРАКЦИИ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Сущность и механизм процесса восприятия.

2. Фактор первого впечатления.

3. Восприятие и культура.

4. Понятие и детерминанты межличностной аттракции.

Сущность и механизм процесса восприятия.

Главной отличительной особенностью про­цесса коммуникации является обязательное взаимопонимание парт­неров. Без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания весь процесс коммуникации теряет смысл. Для эффективной и ус­пешной коммуникации с представителями других культур необхо­димы определенные знания, навыки и способности, которые фор­мируют адекватное и верное взаимопонимание партнеров по ком­муникации. Исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме межкультурного взаимопонимания позволяют сделать вывод, что здесь существует довольно много причин для непонима­ния и возникновения межкультурных конфликтов. Эти причины прямо или косвенно связаны с психологическим механизмом вос­приятия и формированием межкультурной компетенции.

Процесс коммуникации начинается с наблюдения за партнером, его внешностью, голосом, особенностями поведения и т.д. Совокуп­ность этих наблюдений составляет процесс восприятия, который в самом общем виде представляет собой отбор, организацию и ин­терпретацию чувственных данных. Эта исходная и обязательная составная часть коммуникации получила название перцептивной сто­роны общения. Восприятие своего партнера по коммуникации происходит в виде его «прочтения», в ходе которого расшифровываются внутренний мир и особенности личности по ряду внешних (в основном невербальных и паравербальных) проявле­ний. При этом одновременно осуществляется и эмоциональная оценка другого, предпринимается попытка понять логику его по­ступков и мышления, а на основе этих знаний строить стратегию собственного поведения.

Вся информация о другом человеке форми­руется через органы чувств в форме ощущений. Полученной ин­формации придается какое-либо значение, т.е. она интерпретирует­ся. Например, звук телефонного звонка, который мы слышим, яв­ляется ощущением, а значение, которое придается этому звуку, бу­дет нашей интерпретацией. В частности, неожиданный телефонный звонок в три часа ночи в большинстве случаев будет интерпретиро­ван как тревожный сигнал о каком-то неординарном событии, а те­лефонный звонок в течение дня мы обычно интерпретируем как нормальную, ежедневную ситуацию.

Интерпретация и структурирование по­ступающей информации происходит, как правило, на основании предыдущего опыта и фильтруется через упорядоченную систему установок, значи­мости полученной информации, а также ожиданий, интересов, чувств, черт характера. Человеческое восприятие устроено таким образом, что люди обладают тенденцией видеть и воспринимать новое по аналогии с уже известным.

Вместе с тем восприятие человеком информации об окружаю­щей среде избирательно. Культурный и жизненный опыт, эмоции, воспитание, образование каждого человека индивидуальны и неповторимы, и по этой причине разные люди просто не в состоянии давать одним и тем же событиям одинаковую интерпретацию. При этом одни объекты воспринимаются вполне осознанно, внимательно, посколь­ку являются особо значимыми, а другие объекты рассматриваются приближенно или же вообще игнорируются. Важнейшим фактором, управляющим этим процессом, является степень значимости объ­екта для воспринимающего. Так, если необходимы капли от на­сморка, то в поле восприятия будут попадать все аптечные киоски с характерным знаком зеленого креста, а все другие знаки будут «ус­кользать» из поля зрения.

Получая информацию из окружающего мира, человек систематизирует и упорядочивает ее в удобной для себя форме. Это означает, что воспринимаемые вещи, люди, отношения, события и явления подразделяются на соответствующие группы, классы, виды, т.е. категории. В психологии этот процесс получил название «категоризация».

Категоризация помогает «упростить» действительность, сделать ее более понятной и доступной, что позволяет справиться с огром­ным потоком информации о людях, явлениях, событиях. Кроме того, с помощью категоризации становится возможным строить предположения и предсказания, структурировать и устанавливать связь между нашими знаниями о людях и окружающем мире, опи­сывая типичные образцы поведения и отдельные поступки людей, давая им характеристику. Если человек делит какую-либо область окружающего мира на категории, то он тем самым группирует все объекты данной категории (вещи, люди), исходя из их общих при­знаков, не учитывая их различий. Однажды созданная и использо­ванная на практике категория впоследствии оказывает постоянное влияние на то, как человек позднее будет воспринимать свое соци­альное окружение, других людей.

Категоризация является необходимым элементом процесса восприятия окружающего мира. Вещи приобретают ясность только в том случае, если установлено их четкое отличие от других вещей. Если категории уже сформированы, то мы принимаем их за само собой разумеющиеся, а границы между ними воспринимаем как "нормальные". В то же время строго очерченные, жесткие катего­рии затрудняют адекватное восприятие мира и создают проблемы, особенно в межличностном общении. Однако, если какое-либо со­бытие не может быть подвергнуто категоризации, то возникает бес­покойство или даже страх по этому поводу, поскольку создается си­туация неопределенности и неясности. Для того чтобы легче «справляться» с окружающей действительностью, необходимы гиб­кие категории.

Date: 2015-07-23; view: 2277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию