Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности развития познавательно-коммуникативной активности детей первых лет жизни





Важным для превентивной логопедии является положение о том, что речь как высшая психическая функция зарождается, развивается и реализуется в процессе коммуникации на базе определенных предпосылок, которые подготавливают ее возникновение. Для нормального развития речи необходимы определенные биологические условия – это прежде всего нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы и мозговых механизмов речи. Помимо этого, для развития речи необходимы и социальные условия - общение ребенка со взрослыми. Определяющее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

 

Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И. С. Кон, Е. О. Смирнова, Т. М. Сорокина, Р. В. Овчарова, Г. Г. Филиппова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Значение этих факторов экспериментально доказано и не вызывает сомнений. Однако интеллектуальные особенности матери и их влияние на развитие ребенка – тема малоизученная в науке на данный момент. Имеются лишь некоторые сведения о наличии такой связи. Между тем, речь ребенка, как социальная функция, формируется только в социальной среде и в ситуации общения. Особенности речи матери, то, как она строит свое общение с ребенком, – все это не может не сказываться на языковом и личностном развитии ребенка.

На основе экспериментального исследования Белогай К. Н. и Сонина Н.А. сделали следующие заключения: (исследовались 20 пар работающих матерей и их детей: в исследовании приняло участие 9 мальчиков и 11 девочек, в возрасте от двух до трех лет)

1. Существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, и пассивным словарем ребенка. Способность к обобщению матери также положительно коррелирует с экспертной оценкой воспитателя и общим баллом обследования речевого развития.

2. Девочки обнаруживают более раннее речевое развитие по сравнению с мальчиками (например, начинают «гулить» и «лепетать» в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно, в первую очередь, в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается. Активный словарь детей разного пола связан с образованием матери, причем для развития мальчиков благоприятно наличие высшего образования у матери, девочек – средне-специального.

3. Возраст матери не оказывает значимого влияния на развитие речи ребенка раннего возраста.

4. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. Например, наиболее развит пассивный словарь у тех детей (и девочек, и мальчиков), матери которых имеют средне-специальное образование, работают, и их профессия относится к категории «Человек-человек».

5. Порядковый номер рождения ребенка взаимосвязан с развитием речи, например, активным словарем. Первенцы обнаруживают больший запас слов в активном словаре.

6. Наличие речевых нарушений у родственников больше всего влияет на активный словарь ребенка.

7. Активный словарь также страдает, если у ребенка есть диагноз ПЭП. Дети с диагнозом ПЭП, по нашим данным, показывают более позднее появление лепета, чем здоровые дети, что подтверждает влияние медицинских факторов на развитие речи ребенка.

В работе Е.И. Исениной, направленной на исследование базовых качеств матери, ее личности и социально-экономического статуса на речевое развитие младенца было сделано заключение, что на развитие речи влияет не только речевое общение матери, но и вся социальная ситуация развития младенца. Развитие речи можно представить как компонент самоорганизующейся системы социальной ситуации развития ребенка, в которой действует множество изменяющихся факторов в изменяющемся пространстве и времени жизни ребенка. Все это обуславливает как закономерности, так и особенности, непредсказуемость развития речи у детей.

Например, в зависимости от особенностей психического развития младенца изменяется и вовлеченность влияющих на речевое развитие социальноэкономических и личностных качеств женщины. В возрасте 3-4 мес. (в период ситуативно-личностного общения младенца с матерью) наиболее важными являются следующие факторы – алкогализация мужа, наличие мужа, его проживание с ребенком – влияющие на настроение матери и ее принятие ребенка. В возрастном периоде 7-8 месяцев, когда для ребенка большое значение приобретают обследование и манипуляция с предметами, на первый план входят такие показатели социальноэкономического статуса, как алкогализация женщины, ее образованность, образованность отца ребенка, его алкогализация, наличие мужа, качество жилья.

Date: 2015-07-23; view: 494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию