Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Архитектура и скульптура в русском искусстве XVIII в





18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.



Лефортово, дворец Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.

В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.

В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

Петропавловский собор В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Литература России XVIII в.

Начало XVIII столетия, по мнению многих современных исследователей, не совсем совпадает с началом новой эпохи в развитии русской литературы. Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой. Глубокие качественные изменения во всех областях секуляризирующейся культуры наложили свой отпечаток и на литературу, в которой уже со второй половины XVII века усилился интерес к изображению человеческой личности, углубился драматизм понимания жизни, появились новые роды и виды литературных произведений (панегирическая и любовная лирика, школьная и придворная драма). Именно во второй половине XVII века начался продолжавшийся в Петровскую эпоху активный процесс освоения разнообразного западноевропейского художественного опыта, его самобытной и творческой переработки.



Усвоение нового не означало решительного разрыва с отечественными литературными традициями, а во многом позволяло и в дальнейшем развивать целый ряд особенностей именно русской национальной культуры. Русский XVIII век часто называли периодом «ускоренного» развития литературы, ведь менее чем за сто лет русская литература прошла путь, на который большинству западных литератур потребовался значительно более длительный срок. Вслед за появлением барокко в России утверждается классицизм, а вскоре зарождаются и достигают расцвета сентиментализм и литературных направлений, в результате чего границы между ними оказываются весьма относительными.

При этом русская литература XVIII века создавалась в условиях постоянно расширявшихся, оживленных контактов России и Запада. Образованные русские люди в это время, как правило, хорошо знали французский язык, многие из них читали на двух-трех современных европейских языках и как минимум одном древнем. Произведения французской, английской, немецкой философии, литературы, публицистики были им хорошо известны в подлиннике, но на протяжении всего XVIII века увеличивалось число и совершенствовалось качество переводов с древних и с основных европейских языков. Русская литература и культура XVIII века не только сознавала себя органической частью европейского культурного движения своего времени, но и стремилась к творческому соревнованию с литературами других народов Европы, и прежде всего - с наиболее прославленной и авторитетной в те годы французской литературой XVII-XVIII вв.

Важным аспектом культурной действительности XVIII в. исследователи считают постепенное переосмысление целей и задач литературного творчества. Литература, конечно, пока еще не становится собственно профессией, вплоть до 1760-х годов она не имеет ни более или менее внятной социальной, ни тем более политической функции, но борьба за ее социальный статус оказывается, по наблюдениям В.М. Живова, неизбежным спутником литературной деятельности целого ряда ведущих писателей «осьмнадцатого столетия».

53. Искусство России первой половины XIX в.

Русская живопись. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств требовала следовать основным канонам классицизма, отдавала предпочтение религиозной тематике, библейским и мифологическим сюжетам, что не удовлетворяло молодых художников. Упорство и талант русских живописцев позволили преодолеть узкие рамки академизма. Совершенно необычные черты, навеянные идеями романтизма появляются в творчестве Ореста Кипренского и В.А. Тропинина.

О. Кипренский. Портрет А. Челищева. «Портрет мальчика Челищева построен на красивом аккорде цветов, взятых в полную силу и так сопостав­ленных, что кажутся сияющими: алое, темно-синее, белое; глаза у мальчика как влажные черные вишни, передана та светлость кожи какая бывает только у детей» – пишет искусствовед Дмитриева Н.А. о знаменитой картине О. Кипренского.

Родоначальником бытового жанра, по праву, считают А.Г. Венецианова. Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи. В Тверской губернии купил небольшое имение. Основная тема в творчестве художника – сельская жизнь. В его картинах – Крестьяне за чисткой свеклы; помещица, дающая задание дворовой девушке; спящий пастушок; сцены жатвы, сенокоса. Лучшие работы Венецианова «На пашне» и «На жатве» (их называют также «Весна» и «Лето»)

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна. В картине «На пашне», на первый взгляд, обычная сцена начала весенних полевых работ, когда в деревни устраивался праздник первой борозды. Женщины надевали праздничную одежду, яркие сарафаны и кокошники. Детей в страду, как правило, брали с собой и Венецианов ярко освещает сидящего на земле малыша. Художнику в полной мере удалось передать ощущение праздника. Безграничность родных просторов, воздушность и прозрачность пронизанного солнечными лучами весеннего пейзажа. Да и сама женщина необычна, ее рост по сравнению с лошадьми выше, чем у реальной женщины. Она – символ весны, символ продолжения жизни на земле, гарант ее благополучия и спокойствия.

В бытовом жанре работал и П.А. Федотов, которого совершенно справедливо называют «гоголем в живописи» и считают основоположником критического реализма. Его картины несут как комедийно-сатирическую («Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора»), так и драматическую нагрузку («Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»).

В живописи К.П. Брюллова совершенно очевидны и академические черты и влияние романтизма. К Брюллову рано пришла слава. Он пишет многочисленные портреты, картины на библейские, античные сюжеты, запечатлевает сценки, навеянные пребыванием в Италии («Итальянский полдень»). Одна из самых значительных работ художника – «Последний день Помпеи».

Приверженцем академической живописи оставался А.А. Иванов. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане грандиозного полотна выделяется мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Спасителя. Фигура Христа дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Иванов верил в возрождающуюся миссию искусства, своей картиной хотел «царям земли напомнить о Христе».

Архитектура. Конец XVIII и начало XIX в.– это эпоха высокого или зрелого классицизма или ампира (от слова «империя»). Русский ампир отразил национальный подъем времени Отечественной войны 1812 г., был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Постройки в стиле ампир отличаются великолепием лепного, резного, литого декора. Ампир оставил яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

В Петербурге архитектор А.Д. Захаров возводит здание Адмиралтейства, фасад которого растянулся на 406 м. Вдоль всего фасада равномерно расположены портики.

А.Д. Захаров. Башня главного Адмиралтейства. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Фасад здания украшают аллегории Ветров, Кораблестроения, огромный (до 22 м длины) рельефный фриз «Заведение флота в России».

Главная магистраль Петербурга, Невский проспект, приобрела вид цельного ансамбля с возведением А.Н. Воронихиным величественного здания Казанского собора. Проектируя Казанский собор, он взял за образец собор св. Петра в Риме, построенный Микеланджело. В Казанский собор был перенесен прах М.И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Б.И. Орловского. Площадь перед собором, с двух сторон опоясанная колоннадой, стала одним из центров общественной жизни города.

В 1858 г. было окончено строительство здание Исаакиевского собора в Петербурге. Внутри собора одновременно могли находиться 13 тыс. человек. Проект был разработан французским архитектором О. Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт, художник К.П. Брюллов. Правительство выделило на строительство собора немалые деньги. По замыслу он должен был символизировать мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью.

С творчеством К.И. Росси связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. По его проектам были построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей).

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не архитектурными ансамблями. После пожара в Москве были построены Большой театр, Манеж (архитектор О.И. Бове), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил Минина и Пожарского в одежды античных героев.

Не были забыты и традиции древнерусской архитектуры. К.А. Тон при строительстве церквей использовал характерное русское пятиглавие, узкие арочные (закругленные) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма. Под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец в Москве. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя (в память избавления России от нашествия Наполеона), торжественное освящение которого состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. В годы советской власти построенные Тоном церкви были признаны «антихудожественными». Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 г. и вновь восстановлен в наше время.

54. Искусство России второй половины XIX в.

Изобразительное искусство. Дальнейшее развитие русской живописи было связано с двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии. В 1863 году 14 выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет «Пир в Валгалле» и просили предоставить самим возможность выбора тем. После отказа, художники демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников, которая стала основой для создания в 1870 году Товарищества передвижных выставок.

В уставе Товарищества говорилось, что его члены должны сами вести свои материальные дела, а также устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала (помимо Крамского) Мясоедову, Ге, Перову, Прянишникову, Саврасову. Первая выставка открылась в 1871 году, последняя состоялась в 1923 г.

Жизненная правда, простота и естественность, неразрывная связь с интересами народа, демократическая идейность – таковы принципы передвижников. Диапазон их творчества был чрезвычайно широк. Почетное место занимал социально-бытовой жанр, позволявший чутко откликаться на насущные запросы современной действительности. Однако, критический пафос, сосредоточенность на проявлениях социального зла уступают место более широкому освещению народной жизни. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В.М. Максимова), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера, богатство и величие родной природы (произведения А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В.И. Сурикова).

В.Г. Перов. Сельский крестный ход на пасхе. Истинной душой критического направления в живописи был В.Г. Перов, сумевший показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священников («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»), быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»). Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»).

Поразительно многогранна деятельность И.Е. Репина, который был духовно связан с освободительным движением в России, что и отразил в таких картинах как «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Художник изображает народную жизнь в «Бурлаках», «Крестном ходе в Курской губернии», обращается к проблемам русской истории в картине «Иван Грозный», смелость и свободолюбие народа Репин воспел в «Запорожцах». Он оставил грандиозную, потрясающую по выразительности портретную галерею своих современников. Глубиной, правдивостью психологической характеристики отличаются и многочисленные портреты Крамского, Перова, Ге, Ярошенко, Серова.

Художником русской сказки, былины стал выдающийся мастер В. Васнецов. В течение 80-х годов появились широко известные исторические картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», позже им же созданы полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Обладая гениальной способностью проникать в дух прошлых времен и дел, Суриков останавливался на бурных, переломных периодах в истории русского народа.

Русская литература XIX в.

Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии.

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» - роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Эпоху русского романтизма открыли его романтические поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы. Под их воздействием А.С. Пушкин пишет повесть «Капитанская дочка».

На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького человека» и тип «лишнего человека».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика. Несколько затихает развитие поэзии, но, несмотря на общую тишину, не молчит голос Некрасова, который в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа. -

Конец века дал нам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н. С. Лескова, М. Горького. В литературе «красной нитью» проходят предреволюционные настроения. Начинала угасать реалистическая традиция, на смену которой пришла декадентская литература, с мистицизмом, религиозностью, а также предчувствием перемен в общественно-политической жизни России. Затем все переросло в символизм. И в истории русской литературы открылась новая страница.








Date: 2015-07-23; view: 815; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию