Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3. Третья часть Миттельшпиля начинается с перехода от одиночных действий к коллективным, то есть с образования коллектива сотрудников





 

Главный конфликт

Третья часть Миттельшпиля начинается с перехода от одиночных действий к коллективным, то есть с образования коллектива сотрудников. При этом Творческая Личность выигрывает в усилении разработки и внедрения, но проигрывает в увеличении "площади поражения": ВО теперь могут действовать не только непосредственно против Творческой Личности, но и косвенно, разрушая коллектив (школу,движение). Становятся возможными также действия "в обход" - против ТЛ через людей, входивших ранее в коллектив (школу, движение), но изменивших идеалам. Упреждающий ход против ВО: максимальное приближение коллег к творческому стилю жизни. Это единственная более или менее надежная мера против "порчи".

НЕТ НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

46-а. Основной. Отсутствие возможности использовать необходимых специалистов (например, физиков для создания добротного указателя применения физэффектов).

46-6. Усиливающий. Участники коллектива - нормальные люди с "нормальной" системой ценностей. Они готовы работать на ДЦ, но не готовы работать фанатично и преданно (одержимо), как требует этого поставленная цель.

46-в. Основной. Подбор сотрудников для организации коллектива.

Примечаниек 46-в Коллектив создается без предварительной подготовки сотрудников. В сущности, участники коллектива - это помощники Творческой Личности, внедрители (например, коллективы Пири, Амундсена, Хейердала). В отличие от коллектива, школа должна постоянно развивать свой творческий потенциал. Забота о постоянном развитии участников школы -долг ТЛ. В принципе, продвигаясь к цели-2, участники школы могут превзойти организатора школы. Некоторым участникам школы предстоит в дальнейшем самим стать основоположниками новых школ.

Пример к 46-6

"Эпидемия все разрасталась. Доктор Хавкин очень торопился. Одновременно с подготовкой вакцины он читал многочисленные лекции для врачей-практиков по борьбе с чумой. Этот замкнутый и малоразговорчивый господин становился удивительно красноречивым, когда надо было научить кого-то основам противочумной борьбы. Работал он по 12-14 часов в сутки. Один из его помощников заболел нервным расстройством. Два других ушли, не выдержав испытания трудом и страхом".

О Поповский М. Пять дней одной жизни, или Судьба доктора Хавкина // М. Поповский. Люди среди людей. М.: Дет. лит., 1972. С.463.

ЧАСТНОСТЬ-1

ПОДГОТОВКА ШИРОКОМАСШТАБНОГО ВНЕДРЕНИЯ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

47-а. Основной. Операция "Частность-1": ограниченное внедрение - дают возможность внедрения частности, тем самым отнимая время и силы от разработки большой цели-1. Причем всевозможными способами продолжают осложнять внедрение результатов по цели-1 в полном виде.

47-6. Усиливающий. Узкое внедрение: вместо массового применения предлагаемого новшества - единичное использование.

47-в. Основной. Согласие лишь в том случае, если частное и узкое внедрение не дискредитирует результатов по цели-1 в полном виде. Если же полные результаты по цели-1 хоть в малейшей степени дискредитируются искаженным внедрением - несомненный и категорический отказ.

47-г. Упреждающий. Работа коллектива по подготовке широкомасштабного, массового внедрения.

Примечаниек 47-аи 47-6 Здесь начинается серия операций по искаженному внедрению. Это основная форма сопротивления ВО в конце Миттельшпиля и начале Эндшпиля. Прямое противодействие уже невозможно или затруднительно, да зачастую и невыгодно, и ВО действуют тоньше, хитрее, обманными движениями, признавая частность и сталкивая ее с целым.

Пример к 47-6

Из отчетного доклада председателя ЦС ВОИР Е. И. Тюрииа на VII съезде ВОИР: "Подавляющая часть (90 процентов) изобретений внедряется на одном предприятии".

БОМБАЧ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ОТКАЗ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

48-а. Основной. Операция "Бомбач": военное внедрение. Дают возможность реализации военного аспекта результатов по цели-1.

48-6. Усиливающий. Военное внедрение без ведома автора.

48-в. Основной. В случае малейшей вероятности несправедливого военного применения результатов по цели-1 - отказ от разработки и внедрения. Активное участие в движении за мир.

48-г. Упреждающий. Активизация поисков н/нли разработки гуманной цели-3 (цель-3 по своей природе всегда общегуманна. Она может быть правильной или неправильной, достижимой или недостижимой, но вредной она не бывает. Пример - разработка утопий).


Примечание к 48-в

Известно учение о справедливых и несправедливых войнах, и отношение к военному применению результатов по цели-1 долгое время могло надежно определяться на основе этого учения. Но люди вступили в эру глобального оружия. И жизнь на Земле может быть уничтожена одинаково, как в результате справедливой, так и несправедливой войны. Да и потом некому будет разбираться, в результате какой войны (справедливой или несправедливой) погибла планета. Оборонного оружия уже предостаточно; этим и мотивирован отказ от участия в создании нового оружия. Разумеется, это одинаково относится к людям всех стран.

Пример к 48-а

Из интервью с Туром Хейердалом:

Корреспондент: "Я сошлюсь на статистику Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира - сегодня каждый четвертый научный работник нашей планеты трудится на войну. Причем, как правило, это талантливый и квалифицированный человек. И у него прекрасная база: на военные заказы уходит 40 процентов всех ассигнований и вложений в науку. Вспомните Бертрана Рассела: 'Человечество коллективно под руководством дураков и при помощи изобретательности умных рабов занято великим делом подготовки своего собственного уничтожения…"

Т.Хейердал: "Сильно сказано, но абсолютно справедливо. Кстати, помните ли вы, что тот же самый Рассел в начале пятидесятых предлагал сбросить бомбу на Москву? Вот вам пример эволюции в сознании ученого…"

Не позволяйте раскачивать лодку! [Интервью с Т.Хейердалом] // Мол. коммунист. 1982. N2. С.86.

Пример к 48-в

"Мысли об освоении воздушного океана одолевают даже духовных лиц. Так, в XVII веке Джон Уилкинс, лорд-епископ Честерский, указал четыре способа, которыми люди могут подняться в воздух: дыхание ангелов, при помощи домашних птиц, посредством крыльев, прикрепленных к телу, и с помощью колесницы.

Его современник, итальянец Франческо де Лана, основываясь на совершенно верном научном расчете, предложил построить такую "колесницу" - паровую машину "легче воздуха", но не сделал даже попытки к тому. "Бог не потерпит, - сказал он, - чтобы изобретение имело успех. Ибо всякий понимает, что не будет города, который сумеет противостоять нападению, так как наш корабль сможет во всякое время спуститься на него, высадить солдат. То же самое произойдет и с кораблями в море… Он сможет опрокинуть их, убить людей, сжечь корабли искусственным фейерверком с зажигательными ядрами. Это же они могут проделать и с огромными зданиями, замками и городами…"

БУМАГА-1

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛИЧНОГО ВНЕДРЕНИЯ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

49-а. Основной. Операция "Бумага-1": признают цель-1 и полученные результаты, намечают широкое внедрение, но… все остается на бумаге.

49-в. Основной. Продолжение разработки и внедрения на личных началах. Использование возможностей коллектива по реальному внедрению.

Пример к 49-а

Доктор медицинских наук Ю.Б.Гинзбург разработал эффективный способ лечения последствий полиомиелита. Внедрил в своей больнице. Это - 45 коек, а к Гинзбургу едут тысячи людей со всех концов страны и из-за рубежа. Был издан приказ Минздрава о мерах по широкому применению нового метода лечения. Прошло девять лет - ничего не сделано! Фактически остались те же 45 коек. "В стране 198 кафедр ортопедии. И ни на одной из них, пожалуй, не найти ни одного человека, который был хотя бы знаком с новой методикой, не говоря уже о том, чтобы ею владеть".


Галаев А. Нелепость // Лит. газ. 1986. 17 сент. С. 13.

Пример к 49-а

"В Ленинграде А.Войтенко и его учитель разработали метод лечения трофических язв с использованием цинк-желатиновой повязки. В нем было много нового…

Более десяти лет лечил Андрей Павлович своих больных. За это время он в прямом смысле поставил на ноги пять тысяч человек. Богатые наблюдения, накопленный опыт легли в основу полутора десятков опубликованных печатных работ. Результаты исследования и лечения больных докладывались и обсуждались на всесоюзных симпозиумах, Всероссийском съезде хирургов, заседаниях Пироговского общества, научно-практических конференциях. Медики, научная общественность достаточно информированы о новой методике. А внедрение? Можно сказать, нулевое. Кроме самого Андрея Павловича и его учителя, эту методику больше никто не применяет.

Недавно в 102-й поликлинике побывала еще комиссия. Ее заключение легло в основу решения медицинского совета Главного управления здравоохранения, который снова высказался за широкое внедрение способа в медицинскую практику. Контролировать выполнение решения поручили - как думаете, кому? - главному врачу В.Сторожаковой. Человеку, который решительно против метода и изводит придирками его автора. Загадочный поворот. А впрочем, не очень. Недавно Андрея Павловича вызвали и предложили уволиться "по собственному желанию". Что он, не выдержав, и сделал… Грустная история ".

ПЕРЕВНЕДРЕНИЕ-1,"ЗОЛОТАЯЛИХОРАДКА"

ОТКАЗ ОТ АВАНТЮР

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

50-а. Основной. Операция "Перевнедрение-1": предоставление сверхвозможностей, для реализации которых еще нет условий.

50-6. Усиливающий. "Золотая лихорадка": заниматься достижением цели-1 становится прибыльным делом. Стремление заработать пересиливает стремление разрабатывать. Это ведет к снижению требований к себе, к качеству работы и к постоянной деградации.

50-в. Основной. Трезвая оценка степени готовности внедрения; отказ от участия в авантюре. Взятие только реальных обязательств, выполнимых в требуемые сроки. Недопущение диктата обстоятельств: он ведет к спешке, халтуре. Продолжение неторопливой, вдумчивой работы, без подгонки результатов под "сроки".

Пример к 50-а

В 1980 году Минвуз УССР издал приказ N 965 о немедленном обязательном внедрении во всех вузах Украины нового предмета "Основы технического творчества": приказ опередил подготовку преподавателей для этого предмета.


НАШИ ЛЮДИ-1

УВЛЕЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА ТВОРЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

51-а. Основной. Операция "Наши люди-1": ВО признают цель-1 (и полученные результаты), но руководство разработкой и внедрением поручают "своим людям", посторонним для цели-1 и/или отколовшимся ученикам (членам коллектива): карьеристам, дуракам, иудам. Ясно, почему раньше (до организации коллектива) не было внедрения (даже искаженного): нужны были кадры, согласные на специфическую разработку и внедрение результатов по цели-1.

51-г. Упреждающий. Попытка увлечения неотколовшихся коллег дальними следствиями результатов, полученных по цели-1. Нащупывание подходов к разработке целей 2 и 3.

Примечаниек 51-а Обратите внимание на цепочку действий ВО: признание частное (недопризнание), военное признание, "бумажное" признание, перепризнание, полное признание, но с подстановкой своих людей. Эта цепочка повторяется при попытках внедрения результатов по целям 2 и 3.

Примечаниек 51-в Обратите внимание на отсутствие основного хода ТЛ! Так как средства производства находятся в руках ВО, то ВО вправе решать, кому руководить внедрением и что внедрять. В такой ситуации у ТЛ принципиально есть четыре возможности:

1) смириться с назначением руководителями некомпетентных людей или личных врагов и продолжать работать по-прежнему;

2) согласиться стать "управляемым", и тогда у ВО не будет нужды заменять ТЛ "своими людьми";

3) овладеть средствами производства, и тогда некому будет заменять ТЛ на "своих людей";

4) перейти в надсистему целей.

Самый выигрышный, самый перспективный, самый человечный путь - переход в надсистему. Хотя, разумеется, возможны варианты.

Пример к 51-а

"Король португальский, за спиной Колумба, отправил корабли в океан по пути, указанному Колумбом, воспользовался его планом, пренебрегши им самим, обокрал его!… Но, поболтавшись в океане сутки-другие, королевские люди захворали морской болезнью и повернули обратно; они рассказывали потом, что океан слишком огромен, они совсем было замерзли, чуть не потеряли рассудок и еле-еле пришли в себя!"

Иенсен И.В. Колумб. Л.: Госиздат, 1927. С. 18.

Пример к 51-а

Аддис Эглайс (см. пример к 29-в), архитектор по специальности и конструктор парусных судов по призванию, с 1969 года оставил архитектурную деятельность и возглавил цех малотоннажного судостроения рыболовецкого колхоза в поселке Царни-кава. До последнего времени Эглайс руководил созданным им коллективом, выпускавшим новые, экспериментальные типы парусных катамаранов, которые проектировал сам Эглайс. Сейчас им создана очередная новая модель парусного катамарана на подводных крыльях, которая заинтересовала зарубежные фирмы. Естественно, наметилась перспектива зарубежных поездок на выставки, переговоры, соревнования. Новый председатель колхоза (человек совершенно для дела посторонний - бывший завклубом) решил "прибрать к рукам" представительскую сторону дела (зарубежные переговоры, выставки, переговоры с инофирмами, прием гостей и т.п.). Первая разумная мысль, которая у него возникла, - избавиться от "непослушного" Эглайса, требующего не представительства, а реального дела, заменив его послушным "своим человеком". Такого человека председатель колхоза нашел в бывшем ученике Эглайса, Чернине. Рассказывает Владлен Дозорцев, присутствовавший на заседании правления колхоза:

"Правление меня потрясло. Такой единодушной агрессивности я не видел давно. Вся задача заключалась в том, чтобы убедить колхозный актив в правильности решения, розданного на руки в виде проекта.

Было выступление нового главного катамараностроителя Черника, развернувшего почти космические перспективы - если делом займется он с его товарищем Левченко: 15 катамаранов в год завтра против трех сегодня! Автоматизированное проектирование в ленинградском институте против кустарного в Царни-каве! Многосистемное научное координирование против одного самоучки!

Я слушал этого современного, хладнокровного человека и думал, что это - не более чем еще одна разновидность некомпетентности с научной подкладкой, поскольку Чернин не учитывает самого главного в проблеме - опытно-экспериментального характера производства, чего Мастер никогда из виду не упускал и в гигантоманию не впадал. Еще я печально думал в это время о той легкости, с которой бывший ученик вычеркивает из жизни своего бывшего учителя, спеша использовать момент. Когда-то его, выпускника кораблестроительного, взял в цех Мастер, научил всему, не тая от него идей, связанных с подводными крыльями. И вот теперь на этих чужих крыльях летал Чернин над правлением и активом, попирая Мастера доморощенностью, чтобы всем стало ясно, кто тут двигатель, а кто тормоз. Был пионер - стал пенсионер! В этом пафосе как-то затерялось, что именно Чернин должен был успевать с документацией, а он за восемь месяцев выполнил лишь месячную норму, поскольку в рабочее время сколачивал себе диссертацию. Было уже не до мелочей, когда предложенный Черниным в соначальники Левченко, первогодок в колхозе, развивая атаку, заявил, что он работать с Эглайсом вообще не будет, так что нужно его из конструкторов убрать!…

Председатель уже почувствовал, что судьба Мастера решена. Ведь он, председатель, держал в запасе такой аргумент, который… любую газету заткнет. И когда в его кабинете я объяснил ему свою точку зрения на дело, он, подождав, пока выйдет секретарша, тихо предупредил меня:

– Вы только учтите, что на Эглайса есть материал… - и округлил глаза.- В компетентных органах".

Дозорцев В. Круги компетенции // Лит. газ. 1987. 9 дек. СИ.

Этот пример - любопытная иллюстрация к целому комплексу ходов в очень широком спектре: и зависть, и "жуликизация", и некомпетентность, спрятанная под передовые лозунги, и дискредитация Эглайса, и "иуди-зация" его учеников…

"ПОБЕДА"

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

52-а. Основной. Операция "Победа": еретическая идея оказывается господствующей, идет нормальное неискаженное внедрение. Появляется возможность иметь много денег, удовлетворять многие потребности иа очень высоком уровне. Должность, машина, вилла и другие "респектабельные" хлопоты. Появляется новый круг знакомств. "Респектабельное положение" в обществе обязывает к "респектабельному поведению". Крупная выплата, дающая возможность "пожить в свое удовольствие".

52-6. Усиливающий. Отход от научной работы, превращение из Ученого в директора, в служащего. "Болезни достижения".

52-в. Основной. Ограниченные потребности в комфорте и престиже. Независимость суждений и общая культура. Понимание ложности "респектабельного"^ престижа.Крупная выплата идет на продвижение к Цели.

52-г. Упреждающий. Интенсивнейшая работа по переходу к цели-2. Понимание опасности "стоять иа месте".

Примечаниек 52-аи 52-6 Эти ходы нередки при попытках внедрения цели-1. Иногда они повторяются при попытках внедрения цели-2. Но это уже, пожалуй, исключение, а не правило. И практически никогда эти ходы уже не встречаются на уровне цели-3.

Пример к 52-а

"Интересно, что Реблинг-младший, блестяще завершив строительством Бруклинского моста карьеру отца и свою, полностью прекратил инженерную практику. Разбогатев, прославленный инженер поселился в Трентоне, где занялся своим любимым делом - собиранием коллекции редких минералов".

Орловский Б. Шеренга великих инженеров. Варшава: Наша Ксенгарня, 1971. С.76.

Пример к 52-6

"Соматические и психические заболевания нередко появляются после того, как человек достигает желанной цели (ею может быть, например, должность или реализация творческих планов), если вслед за этой "сверхцелью" не ставятся никакие другие задачи. Такие болезни получили название "болезни достижения" (назовем их "синдром Мартина Идена")…

Перед человеком, добившимся поставленной цели и удовлетворенным ситуацией, открываются две возможности: он может либо ставить перед собой новые задачи (как это происходит, например, в процессе творчества), либо успокоиться на достигнутом. Но именно в последнем случае - при Добровольном отказе от дальнейшего поиска - и развиваются вдруг "болезни достижения". Если же человек не прекращает деятельности, принимается за решение новых, пусть даже очень трудных проблем, его здоровье остается сохраненным, хотя в процессе решения новых проблемных ситуаций он может периодически испытывать горечь неудач".

Ротенберг B.C. Поисковая активность, сон и устойчивость организма // Кибернетика живого. Человек в разных аспектах. М.: Наука. 1985. С.82,87.

Пример к 52-в

"Воспользовавшись получением присужденной мне Международным медицинским конгрессом в Мадриде так называемой московской премии в пять тысяч франков, я приобрел на часть ее молодую самку шимпанзе, послужившую для первого опыта прививки сифилиса. Опыт оказался удачным… Разработка этого вопроса значительно облегчилась благодаря содействию известных своей благотворительностью москвичей В.А. и И.А. Морозовых, предоставивших в мое распоряжение тридцать тысяч франков для научных исследований.

Около того же времени "Французский институт" (так называется собрание пяти академий) присудил премию Озириса в сто тысяч франков вице-директору Пастеровского института Ру, который целиком ассигновал ее на опыты с человекообразными обезьянами. Факт этот возымел огромное влияние на судьбу Пастеровского института. Одинокий престарелый богач Ифла-Озирис, видевший вокруг себя только лиц, жадных к деньгам, был поражен великодушием Ру". (1)

"Когда Ифла-Озирис узнал о подарке Ру, человека, не имеющего состояния, то он не хотел этому поверить. Но вскоре он убедился, что есть люди, для которых общее дело выше личного…

Очень состарившись (ему подошло уже к восьмидесяти годам), Озирис стал почти исключительно заботиться о передаче имущества, доросшего до 40 млн. франков, в хорошие руки. Изверившись в правительстве, в учреждении общественной помощи, он по совету близких ему лиц решил оставить значительную часть своего состояния Пастеровскому институту для изучения главнейших человеческих болезней…" (2)

Мечников И. Пастеровский институт в Париже // И.Мечников. Академ, собр. соч. М.: Медиздат, 1959. Т. 14. С. 95-96. (2) Мечников И. Совершеннолетие Пастеровского института в Париже // Там же. С. 120- 121.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3 (продолжение)

Необходимо еще раз подчеркнуть, что здесь не происходит искусственного ограничения потребностей, самоотказа от сверхпотребления по каким-то идейным или иным соображениям. Все гораздо проще. ТЛ, выигравшая в борьбе, с появлением новых возможностей действительно начинает потреблять больше, чем прежде: но это потребление духовное, удовлетворение потребностей в творчестве. В процессе достижения цели приходит понимание радости работы, поэтому увеличенное потребление выражается не в дополнительной трате денег, а в дополнительном "вкалывании". Повышенное удовлетворение материальных потребностей просто не интересно: ТЛ избегает таких трат времени, рассматривая их как непроизводительные потери.

ОТСЕВ ЧАСТИ КОЛЛЕГ

ПЕРЕХОД КДЦ-2

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

53-а, Основной. Отсев части коллег, входящих в коллектив по цели-1 (нежелание уходить от полупризианной цели-1 к новой, совершеиио непризнанной, еретической цели-2).

53-в. Основной. Первый переход в иадсистему целей. Главной становится цель-2 (переход от конкретной технической или научной цели-1 к общетехнической или общенаучной цели-2).

53-г. Упреждающий. "Прощупывание" подходов к цели-3. Сбор новой информации.

Примечание к 53-в

При переходе к цели-2 фронт борьбы расширяется. Кроме борьбы с Внешними Обстоятельствами за разработку цели-2, надо бороться: а) за дальнейшее нормальное развитие цели-1 и б) против недостойного применения результатов, полученных при достижении цели-1.

Пример к 53-а

"Патриарх отечественной органической химии Алексей Ев-графович Фаворский… В 1934 году институт, которым руководил Фаворский, переехал из Ленинграда в Москву. С Фаворским уехало всего два ученика. Остальные не захотели бросить насиженное место. Старик ожидал большего, переживал, мучился. Один из уехавших позднее станет академиком, другой, Михаил Федорович Шоетаковский, - член-корром…

Шостаковский воспитал более 100 ученых. Только докторов наук - 14. Гордится он своими учениками? И да, и нет. Во всяком случае, различает их не по званиям.

Уже в солидном возрасте уехал Михаил Федорович Шостаковский из Москвы в Сибирь, возглавил Иркутский институт органической химии Сибирского отделения АН СССР. С ним поехало только трое из учеников… Вспомнил ли он в то время переживания Фаворского? Шостаковский тоже ожидал большего. Будет и хуже: через 10 лет он решит, что наука много теряет из-за отсутствия надежной теории происхождения нефти, из-за отсутствия уверенной классификации отечественных нефтей и что для улучшения дела надо создать институт химии нефти, причем поближе к тюменским месторождениям, например в Томске. Госплан СССР поддерживает предложение ученого и открывает институт. В Иркутске он за десятилетие воспитал 57 кандидатов и 7 докторов наук. Сколько человек поехало с ним осваивать научную целину? Ни одного…

Сам он трижды бросал все, рвал корни привычной, размеренной жизни и ехал в неизвестность - из Ленинграда в Москву, из Москвы в Иркутск, из Иркутска в Томск. И, судя по результатам, по 203 изобретениям (и каким!), - не ошибался".

Воздвиженский М. 203 изобретения Шостаковского // Изобретатель и рационализатор. 1977. N6. С.42-46.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3 (окончание)

Обычную цепочку человеческой деятельности можно представить так: цель-1 - путь к результату - результат - внедрение - "навар" - новая цель и т.д. Главное отличие творческой личности от нетворческой в трех моментах:

1. ТЛ меняет цель-1 на более общую, надсистемную цель-2; не-ТЛ меняет цель-1 на новую цель-1 того же ранга, или на подцель-1, или даже на нетворческую цель.

2. ТЛ, в отличие от не-ТЛ, редко доходит до стадии получения "навара"; иногда не доходит и до стадии внедрения: начинается переход к цели-2.

3. Переход от цели-1 к новой цели у не-ТЛ происходит во имя суммирования "навара"; у ТЛ - во имя увеличения человечности цели. Можно даже сказать, что суммирование "навара" - характерный симптом начала перерождения ТЛ в не-ТЛ.

УРВ НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЫ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

54-а. Основной. Значительный отъем времени на органи-зационно-обучаюшую работу в связи с созданием и ростом школы.

54-6. Усиливающий. Предлагается формальная организация со спущенными сверху штатами и рекомендуемыми людьми, с жесткой, неразвивающейся структурой, не допускающей перехода в систему надцелей. Формальная структура привлекает официализированностью н кажущейся поэтому защищенностью и предполагаемыми большими возможностями.

54-в. Основной. Перерастание коллектива в школу. Развитие творческих качеств у людей, входящих в школу.Созна-тельный бег от формальной структуры для сохранения темпов продвижения в надсистему целей. Подготовка коллег-преподавателей и коллег-разработчиков, т.е. создание на общественных или личных началах своей школы по целн-2.

54-г. Упреждающий. Готовя учеников, сподвижников, необходимо вместе со знаниями давать и философию применения этих знаний н объяснять стимулы поиска новых знаний, показывать неизбежность формулы: награда за творчество - есть само творчество.

Примечание к 54-в

Как создается школа?

Главное при создании школы - подготовка будущих коллег. Здесь особенно важны три момента:

1. Основатель школы обязан щедро делиться с будущими коллегами наиболее перспективными темами конкретных разработок, зачастую передавать свои материалы.

2. Обучение идет постепенно: сначала надо сделать за ученика 90% работы, во второй раз - 70%, потом - 50% и так далее, пока ученик сам не научится делать 120%.

3. Основатель школы обязан непрерывно и быстрыми темпами "расти над собой".

Наверное, есть и другие требования. Но и этих трех достаточно, чтобы объяснить, насколько велик объем работы при создании школы (в том числе и объем работы ученика) и почему в девяти случаях из десяти творческая личность остается одиночкой, хотя, казалось бы, могла и должна была создать школу. Объем работы резко возрастает, если школа формируется в основном по переписке из людей, живущих в разных городах. Объем писем на каждого ученика (именно писем, а не материалов) не менее ста страниц в период формирования и 200 страниц в дальнейшем. Если школа включает хотя бы десять человек, суммарный объем переписки составляет 3000 страниц. Из десяти потенциальных учеников реально коллегами становятся не более двух, и то порой лишь на время…

Пример к 54-а

"Левенгук был прирожденным демонстратором… Но он не был учителем. "Я никого никогда не учил, - писал он знаменитому философу Лейбницу, - потому что, если бы я стал учить одного, мне пришлось бы учить и других… Мне пришлось бы отдать себя в рабство, а я хочу оставаться свободным человеком".

"Но искусство шлифования линз и наблюдения над открытыми вами маленькими созданиями исчезнут с лица земли, если вы не будете обучать ему молодых людей", - ответил Лейбниц.

"Профессора и студенты Лейденского университета уже много лет тому назад были заинтересованы моими открытиями; они наняли себе трех шлифовальщиков линз для того, чтобы они обучали студентов. А что из этого вышло? - писал в ответ упрямый голландец. - Насколько я могу судить, ровно ничего, потому что конечной целью всех этих курсов является или приобретение денег посредством знания, или погоня за славой с выставлением напоказ своей учености, а эти вещи не имеют ничего общего с открытием сокровенных тайн природы. Я уверен, что из тысячи человек не найдется и одного, который

Поль де Крюи. Охотники за микробами. М.: Детиздат, 1936. С.38-39.

Пример к 54-а и 54-в

"В 1892 году Майкельсон в числе других выдающихся американских ученых был приглашен в недавно открытый Чикагский университет руководить научной работой аспирантов, но он обнаружил, что по натуре он - одинокий волк. Он ни с кем не мог делить ни своей работы, ни своего времени. Только после того, как он взял себе в ассистенты Роберта Милликена, началась широкая исследовательская работа аспирантов. Милликен приехал в Чикаго в 1905 году. В письме, написанном в то время, он рассказывал о том, как однажды Майкельсон позвал его и сказал:

"Если Вы как-нибудь сумеете справиться со всеми делами, связанными с диссертациями, то я не стану больше отвлекаться и терять свое время. Всякий раз, когда я отдаю аспирантам какую-нибудь проблему, они либо все портят, потому что не могут работать так, как мне хотелось 6bj, а прогнать их и делать все самому нельзя; либо, наоборот, добиваются неплохих результатов и тут же начинают считать проблему своей, в то время как она моя. А ведь дело-то в том, что знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее просто добросовестной работы над любой проблемой. Так что я предпочитаю больше не иметь дела с диссертациями. Я найму себе ассистента, буду ему платить помесячно. Этот человек не станет думать, что я ему должен нечто большее, чем ежемесячный чек. Если вы займетесь аспирантами и поступите с ними, как сочтете нужным, я буду вашим должником навеки".

С тех пор Майкельсон отдавал все свое время только исследовательской работе и лишь иногда читал лекции студентам. Он не участвовал в руководстве факультетом, не ходил на собрания преподавателей и работал в лаборатории со своими личными помощниками, выполняя ежедневно очень насыщенную программу".

Уилсон М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. С.77-78.

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ

Отъем времени при возникновении школы очень велик. Пока известны лишь отдельные приемы, позволяющие частично сократить расходы времени. Например, использование в переписке общих информационных справок, помощи родственников и т.п. Но единого сильного ответа нет.

Причина сложности ответного хода в том, что для обеспечения нормального (без сбоев) функционирования школы необходимо систематически выполнять значительный объем работ. Этот объем находится в прямой зависимости от количества членов школы. В формальной организации штатным расписанием предусмотрены "черновые" должности (например, машинистки, копировщицы, чертежники и т.п.). В "незримой организации" ТЛ должна сама выполнять эту работу, балансируя между оргделами и научными исследованиями. Здесь можно сформулировать несколько правил:

1. И к черновой работе надо относиться творчески (это экономит много времени).

2. Для размножения информационных и специальных материалов надо пользоваться услугами членов школы.

3. Постепенно вводить членов школы в курс не только научной, но и оргработы.

4. Оргработу выгодно выполнять в перерывах между научными разработками - в качестве смены занятий.

Здесь говорилось о размножении материалов, рассылке общих информационных справок: единственный способ поддержания нормального функционирования школы - это постоянное информирование о верхнем (самом последнем, современном) слое исследований и вовлечение участников школы в такие исследования. Отсюда и большая оргнагрузка.

СОПРОТИВЛЕНИЕ КОЛЛЕГ

ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЦЕЛИ-2

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

55-а. Основной. Сопротивление части коллег из-за возросшей сложности работы и неожиданности результатов. Боязнь личной перестройки, например в связи с резким увеличением расхода времени на исследования.? 55-е. Основной. Стремительное движение вперед в разработке цели-2. Начало получения результатов. Наращивание этих результатов.

55-г. Упреждающий. Постепенное свертывание личного участия в работе по целн-1 во имя сосредоточения усилий по цели-2.

Примечаниек 55-в Фактически работа по цели-2 (и цели-3 тоже) ведется давно, - может быть, с дебютного хода 7-г. Определяется цель, идет сбор информации. Иногда получаются первые результаты. Поэтому в формулировке хода 55-в подчеркнута стремительность продвижения к цели-2. Это объясняет любопытный парадокс: цель-2 значительно больше цели-1, достижения цели-2 труднее, а результаты получаются быстро и, как кажется, легко. На самом деле эта легкость оплачена предварительной, черновой,подготовительной работой с дебютных времен.

ОТКАЗ, ОБВИНЕНИЕ В "ЛИЧНОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ"

ПОПЫТКА ВНЕДРЕНИЯ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

56-а. Основной. Отказ, равнодушие, отсылка к специалистам, некомпетентность, "соавторы", организация пустых экспертиз и комиссий, словом, все то, что было уже по цели-1, в том числе новые попытки дискредитации. 56-6. Усиливающий. Очень сильный ход: "Никакой теории (метода) нет. Все объясняется тем, что он лично - гений (или у него лично - большой опыт, глубокие знания, феноменальная память, редкостная интуиция и т.п.)".

56-в. Основной. Попытка внедрения полученных по цели-2 результатов.

56-г. Упреждающий. Активизация разработок по цели-3.

Примечаниек 56-аи 56-в Теперь человек опытнее и цель крупнее, поэтому этап радужных надежд на внедрение проходит гораздо быстрее и приносит меньше огорчений Идет интенсивная самостоятельная разработка по цели-2 И - если удается - публикация материалов

Вообще, понятие "внедрение" меняется при переходе от цели-1 к цели-2 и к цели-3 Для цели-1 внедрение - это реализация "в металле', в натуре, в виде конкретных машин и механизмов, устройств Для цели-2 внедрение состоит в значительной мере в публикациях и оргмероприятиях Внедрение результатов по цели-3 практически целиком совпадает с опубликованием, часто многократным

Пример к 56-6

"Другая типичная история - с профессором Я.Витебским… В моем архиве - десятки писем больных из разных городов страны, прорвавшихся на лечение к зауральскому гастроэнтерологу после двух-трех, а то и больше операций, в том числе в столичных клиниках, которые не принесли никакого облегчения. Доказанный многолетней практикой успех Витебского обеспечен не столько "золотыми руками кудесника", как тщатся представить дело влиятельные хулители, сколько разработанной им теорией возникновения и развития поражений желудочно-кишечного тракта. Она стала основой еще более сорока принципиально новых диагностических и оперативных методик".

Хромченко М. Почему профессор Говалло попал в больницу? // Неделя. 1988 N24. СП.

ЧАСТНОСТЬ-2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛИ-1

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

57-а. Основной. Операция "Частность-2": ВО признают цель-1, противопоставляя "плохой" цели-2 "хорошую" цель-1.

57-6. Усиливающий. Недопущение до информации, необходимой для разработки цели-2.

57-в. Основной. Использование возможностей, открывающихся при внедрении целн-1, для разработки цели-2.

Пример к 57-а

О многолетних попытках Л.Меклера и Р.Идлис добиться признания своих разработоклВыдержка из официального заключения комиссии: "Работы Л.Б.Меклера с соавторами, в том числе в соавторстве с Р.Г.Идлис, посвященные конкретным аспектам биологии, и в частности предсказанию пространственной структуры белков, полипептидов и их фрагментов, представляют интерес и заслуживают дальнейшей экспериментальной проверки… Утверждение Л.Б.Меклера и Р.Г.Идлис, что на основании предложенного стереохимического кода построена или может быть построена всеобъемлющая теория, которая объясняет, предсказывает и открывает пути воздействия на явления во вселенной, глобальные и социальные явления, представляется необоснованным и выходит за рамки рационального".

"Последняя фраза как бы элегантно перечеркивает первую. Причем несмотря на то, что существовало уже более 100 положительных отзывов ведущих ученых академии о работе Л.Меклера и Р.Идлис".

О Сенсация или подарок судьбы?//Моск. новости. 1987. 9 авг.

БОМБА-2

ОТКАЗ ОТ РЕШЕНИЯ ЧИСТО "ВОЕННЫХ" ЗАДАЧ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

58-а. Основной. Операция "Бомба-2": широкое, но военное применение результатов, полученных по цели-2.

58-в. Основной. Продолжение гуманной разработки цели-2. Коррекция работ по цели-3, усиление ее мирной направленности. Умение отказаться от решения задач, которые не соответствуют моральным установкам ТЛ (противоречат идеологии цели-3).

Пример к 58-в

"В 1949 году, после взрыва атомной бомбы в СССР, перед американскими физиками была поставлена проблема создания водородной бомбы "в пожарном порядке". И вот здесь интересно привести мнение Ферми и Раби, которое они представили как члены Генерального консультативного совета при Комиссии по атомной энергии США:

"Тот факт, что разрушительная мощь этого оружия не имеет границ, делает само его существование и умение его конструировать опасностью для всего человечества. Оно неизбежно при любом подходе является пагубным и дурным делом. По этим причинам мы полагаем важным, чтобы президент США заявил американскому народу и миру, что на основании фундаментальных этических принципов мы считаем неправильным начинать разработку этого оружия".

Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. М.: Просвещение, 1986. С. 196.

БУМАГА-2, МОДИФИКАЦИИ

ЛИЧНОЕ ВНЕДРЕНИЕ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

59-а, Основной. Операция "Бумага": признают цель-2 и полученные по ней результаты, намечают широкое внедрение, но… все остается на бумаге.

59-6. Усиливающий. Внедрение упрощенных модификаций. Такие модификации, как правило, неработоспособны, зато позволяют плодить новых "авторов".

59-в. Основной. Не рассчитывая на бумажные заверения, продолжать работу по целям 2 и 3. По мере сил - борьба с модификациями, они дискредитируют полученные ТЛ и всей школой результаты.

Примечание к 59-6

Появление неинструментальных модификаций с выхолощенной сутью предмета - логическое продолжение операции "Соавторы", как бы ее второй этап. Если на операции "Соавторы" пытались присвоить себе авторство (АРИЗ называли СПРИНТом, комплексным методом, обобщенным алгоритмом и т.п.), то здесь, напротив, всяческие СПРИНТы называют АРИЗом (см. запись текста АРИЗ в учебных материалах ВГКПИ). Появление модификаций, как правило, объясняют интересами потребителей. Слушателям говорят: "АРИЗ слишком сложен (или объемен), вам он будет непонятен, поэтому можно использовать упрощенный (учебный) вариант".

Возможным этот ход становится лишь после начала признания, когда выгодно использовать солидную "трейд марк".

Пример к 59-6

"Лысенковская наука была проста, как выеденное яйцо. Она не требовала многолетних наблюдений, тонких экспериментов и глубоких размышлений. Усваивалась целиком и сразу. И, главное, без всяких "иностранных" слов - митохондрии, полиплоидия и т.д."

Известия. 1987. 2 июня.

Пример к 59-6

"Все разновидности АРИЗов, даже если они называются не так, страдают одним недостатком - в них не решено противоречие между эффективностью решения (каждая последующая модификация эффективнее предыдущей) и затратами времени и сил на решение (каждая последующая модификация сложнее предыдущей)".

Литвин С, Поляков Б. Трамплин в будущее. Пермь: Кн. изд-во, 1987. С.101.

ПЕРЕВНЕДРЕНИЕ-2, "КОНКУРЕНТЫ"

ДОБРОСОВЕСТНАЯ РАБОТА

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

60-а. Основной. "Перевнедрение-2": предоставление сверхвозможностей, для реализации которых еще нет условий.

60-6. Усиливающий. Предоставление особых возможностей "конкурентам": людям посторонним, случайным, некомпетентным, "соавторам" и даже бывшим противникам. Усиление "золотой лихорадки".

60-в. Основной. Продолжение нормальной добросовестной работы, несмотря ни на что (авантюры "конкурентов" выдохнутся сами по себе).

НАШИ ЛЮДИ-2

РАБОТА НА ОЧЕНЬ ДАЛЬНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

61-а. Основной. Операция "Наши люди-2": ВО признают цель-2, но руководство разработкой и внедрением поручают своим людям, посторонним для цели-2 и/или отколовшимся ученикам: карьеристам, дуракам и иудам. Появление "шакалов", посторонних "специалистов" по цели-2, стремящихся получить мелкую сиюминутную наживу (например, в виде публикации): урвать кусок и, урча от радости, убежать в кусты…

61-6. Усиливающий. Консолидация отребья для захвата "территории", занимаемой ТЛ и школой. Привлечение для этой цели "философов", призванных обосновать отторжение ТЛ. Использование в книгах и статьях специфического "философского" языка: онаучивание необходимо для того, чтобы скрыть пустоту или компиляцию, плагиат.

61-в. Основной. Это очень сильный ход ВО против творческой личности. Смягчить его можно только закреплением приоритета, путем многократных и ранних публикаций. И еще: остается возможность уходить вперед в разработке цели-2 и главное - цели-3.

61-г. Упреждающий. Очень сильный ход: допустим, нормальное, неискаженное признание придет через 300 (или 500) лет. Надо работать над тем, что будет новым, полезным или даже еретичным на т а к о й дистанции.

Пример к 61-а

Из информации Г.Альтшуллера для школ ТРИЗ (от 08.09.87): В издательстве "Машиностроение" (М., 1987) под редакцией кандидата экономических наук В.Литвицкого вышла книга: "Повышение эффективности производства и его резервы. Учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации

– специалистов отраслей машиностроения".

Книга включает главу "Методы активизации технического творчества", написанную В.Е.Гореловым и В.А.Щербиным… Это

– организаторы семинара в ИПК Минхиммаша (1987). Они присутствовали на ряде занятий, имели все материалы… и еще до занятий попытались вписать себя в число авторов раздаточных материалов. Мне пришлось энергично протестовать, а при раздаче материалов предупреждать слушателей: "Титульную страницу надо вырвать… Такую-то фамилию на такой-то странице надо зачеркнуть…"

В ЖСТЛ говорится о дураках, карьеристах, иудах. Видимо, есть еще одна категория - "шакалы". Их цель - урвать кусок и убежать. Из естественного чувства брезгливости не хочется подробно разбирать технологию шакальства. Но две детали я все же отмечу:

1. Шакалы действуют преимущественно в темноте. Для шакалов, такой темнотой служит неосведомленность слушателей и читателей - шакалы тщательно скрывают сведения о литературе. Дана только одна ссылка - на "Крылья для Икара". Весь тираж "Крыльев" (15 тысяч) разошелся по заказам - попробуй найди!…

2. Шакалы тянут и у "своих": АРИЗ изложен Гореловым и Щербиным не по книгам о ТРИЗ, а дословно - по "пособию" А.Кудрявцева. Без ссылок, разумеется. *

На всей этой шакальей технологии противно останавливаться. Но ТРИЗ вступает в полосу казенного полупризнания, и надо быть готовым к появлению подобных "учебных пособий".

"ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"

ОТКАЗ ОТ "МИРА"

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

62-а. Основной. Операция "Давайте жить дружно" - "соавторы", иуды, жулики, проходимцы и "шакалы" предлагают ТЛ сотрудничество: "Ведь мы делаем одно общее дело, зачем же нам ссориться?… К одной цели мы идем альтернативными путями, и мы должны помогать друг другу…"

62-6. Усиливающий. Сотрудничество предлагается ученикам из школы творческой личности: "Ну, он не хочет, а вы-то чего? Разве мы вас лично чем-то обидели? Вы молодые, у вас вся жизнь впереди, зачем нам с вами ссориться? Мы можем предложить вам аспирантуру или выгодную должность…"

62-в. Основной. Бескомпромиссный отказ от такого мира. Мир отребью нужен не потому, что оно раскаялось и желает исправиться, а совсем по другим причинам: например, нужны новые материалы или реальные результаты для отчета.

Пример к 62-а

"Встает вопрос: не злопамятство ли это - вспоминать подобные факты из истории нашей литературы? Надо ли помнить имена тех, кто голосовал за исключение Б.Пастернака из Союза писателей, тех, кто спровоцировал арест романа В.Гроссмана, кто подписал письмо о "Новом мире", за публикацией которого в старом "Огоньке" последовал разгон редколлегии "Нового мира" и уход из журнала А.Твардовского? Надо ли вспоминать имена тех, кто персонально виновен в трагедии Андрея Тарковского? Иногда послушаешь нынешние призывы к забвению и в самом деле кажется, что не надо вспоминать. Но вот что странно: все эти призывы исходят очень часто от тех, кто знает о своей незавидной или неблаговидной роли в прошлом, но надеется на всеобщую непамять, на всеобщую забывчивость. Душегрейная мудрость:"Кто старое помянет…" - не для многострадальной нашей литературы, да и вообще не для народа, не для истории".

Щуплов А. На переломе // Книж. обозрение. 1988. 29 янв.

Пример к 62-а

Из беседы с Г.Каспаровым:

"Сейчас часто раздаются голоса: мол, ребята, давайте жить дружно. Почему-то этих голосов не было слышно, когда мне открыто заявляли: хоть на стену лезь, а стать чемпионом мира мы тебе не дадим. Фактически речь шла об уничтожении меня как личности, на меньшее мои оппоненты не были согласны. Теперь,когда перед реальной угрозой коренных качественных перемен оказался прежний порядок вещей, при котором шахматы перешли, по сути, в личное пользование отдельных лиц… голоса примиренцев вдруг прорезались и участились. Становится, честно говоря, не по себе, когда они начинают говорить о милосердии, о том, что-де стоит ли вспоминать старое…"

Плутник А. Гарри Каспаров: "Свою лучшую партию я еще не сыграл" // Известия. 1988. 15 февр.

Из статьи АСуэтина:

Таковы проблемы. Разумеется, решать их следует всем вместе. И тут никак не обойтись без Каспарова и Карпова - они лидеры. Их пример имеет ни с чем не сравнимое значение. Так не пора ли им поступиться самолюбием и найти путь к объединению усилий, направленных на пользу советских шахмат?… Беру на себя смелость утверждать, что этого ждут все шахматисты. Право," стоит вспомнить, что при встрече лиц равного ранга первым здоровается более воспитанный".

Суэтин А. Нам снова объявили шах // Правда. 1988. 22 февр.

"МИЛОСТИВЫЙ ФЕОДАЛ"

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ОТКАЗ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

63-а. Основной. Операция "Милостивый феодал": появление "знатных специалистов", которые теперь увидели достижения ТЛ и открывающиеся перспективы и милостиво готовы взять разработки под свое начало, чтобы в конечном счете присвоить готовые результаты.

63-6. Усиливающий. Вновь предлагается перевести всю школу в рамки формального коллектива (со спускаемыми сверху планами, штатом, с навязываемыми темами к казенным стилем работы, с отчетностью и т.д.), правда, теперь уже на более высоком, "академическом" уровне.

63-в. Основной. Категорический отказ! "Милостивые феодалы" объявят себя руководителями всех работ по цели-2, низведут подлинного автора до положения рядового бесправного сотрудника. Вассальная зависимость от "милостивого феодала" резко затруднит работу по цели-3 (эта цель не нужна "милостивому феодалу"; в глубине души он обычный "шакал", стремящийся урвать готовый и легко признаваемый кусок…).

Пример к 63-а и 63-в

О многолетних попытках Л.Б.Меклера и Р.Г.Идлис добиться условий для разработки своей теории:

"Вице-президент АМН СССР А.Г. Чучалин: "Лазарь Борисович, безусловно, глубокий ученый. Человек, склонный к серьезным, большим научным обобщениям в области теоретической медицины… Вы не найдете в стране сегодня ни одного человека, который дал бы отрицательный отзыв о Меклере как об ученом…

Он утверждает, что у него есть конкретные предложения по проблеме СПИДа. В этой связи и ему были сделаны конкретные предложения, в рамках которых мы могли бы рассматривать его участие в этой программе. Президент АМН В.И.Покровский пригласил его в качестве старшего научного сотрудника в возглавляемый им Институт эпидемиологии, в лабораторию, занимающуюся СПИДом. Предложил ему лабораторию в своей клинике и я. Но Меклер отказался от обоих предложений."…"

Меклер: "Почему мы должны идти в Институт эпидемиологии или в терапевтическую клинику, если занимаемся теоретическим естествознанием? Там нам не место. Почему мы не можем быть в качестве самостоятельной, независимой лаборатории непосредственно при президиуме АМН?"

Из той же статьи:

"Меклер… вот уже почти 15 лет ведет свои исследования… дома. На собственную военную пенсию по инвалидности… Меклер живет, работает. Работает, не давая себе и часа на передышку. Неделями не выходя на улицу".

Сенсация или подарок судьбы? // Моск. новости. 1987. 9 авг.

"СВАДЕБНЫЙ ГЕНЕРАЛ"

ПЕРЕХОД К СИСТЕМЕ ШКОЛ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

64-а. Основной. Операция "Свадебный генерал": приглашения на конференции, симпозиумы, бесконечные комиссии и заседания, участие в торжествах и прочих говорильнях. Обязательное присутствие, необходимое для соблюдения этикета, ведет к значительному отъему времени от истинно научных разработок на представительство и организационную суету.

64-в. Основной. Продолжать внедрение и разработку на личных началах, не рассчитывая на ВО, своими силами и силами школы. Отказ от участия во встречах, ничего не дающих для разработки или организации школы или для внедрения результатов. Торжественные говорильни кажутся пустыми и нелепыми.

64-г. Упреждающий. Переход от единичной школы к системе школ. Резкое возрастание числа учеников.

 







Date: 2015-07-23; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.106 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию