Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь дидактических принципов обучения





Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы.

Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результативнее может быть обучение на доступном материале, что и выражено в принципе доступности. Когда принцип доступности рассматривается сам по себе, он утрачивает силу своего действия.

Если рассмотреть в тесном взаимодействии принцип научности и принцип доступности, они отразят диалектику реального процесса обучения со свойственными ему противоречиями.[12;53]

Например, в третьем классе при изучении темы «Как создается архитектурное здание. Рисование сказочного замка» учитель должен доступно объяснить детям способы создания зданий. В данном случае не стоит вдаваться в подробности: объяснять последовательность, начиная со способов заливания фундамента, заканчивая разновидностями отделочного материала. Достаточно рассказать детям, что здание должно стоять на фундаменте, может строиться из кирпича или блоков, может иметь различные формы крыш и т.д.

Из этого примера ясно, что научность обучения имеет смысл только тогда, когда объяснения учителя понятны для учащихся. Следовательно, научность обучения самым тесным образом связана с доступностью. Все должно быть интересно и понятно учащимся.

Принцип научности обучения, взятый в тесном взаимодействии с принципом доступности, придает последнему новое содержание. Научность обучения не мириться с обыденным пониманием принципа доступности. Чтобы осуществить научность, нужно проникнуться оптимистическим отношением к познавательным возможностям учащихся. Научные знания непрерывно расширяются в своем объеме. Каждое десятилетие, по приблизительным подсчетам, приносит удвоение научной информации. Способности же учащихся к усвоению знаний хотя и возрастают в историческом развитии человечества в силу непрерывного роста науки и ее влияния на жизнь, а также в меру успехов педагогической теории и практики, однако далеко не в той мере, в какой возрастает объем знаний.

Чтобы обеспечить овладение научными знаниями, включая идеи современной науки, необходимо найти принципы отбора самого существенного содержания науки для образования. Чтобы подойти к успешному решению этой задачи, необходимо раскрыть логику учебных предметов, обеспечивающую с первых шагов изучения подведение к новым научным понятиям. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь принципов научности, доступности и систематичности обучения.

Овладение подлинно научными знаниями определяется характером их усвоения, правильным, то есть неискаженным и точным восприятием предметов и явлений реального мира и верным отражением в сознании школьников существенных связей и отношений между ними. Для этого необходимо, чтобы восприятие нового не сводилось к какому-то одному акту, а представляло собой процесс, в котором учащиеся рассматривали бы каждое явление или предмет с различных сторон, устанавливая многообразие связей данного объекта с другими, как сходными с ним, так и резко отличными от него. В данном случае прослеживается взаимосвязь между научностью и наглядностью обучения.

Восприятие новых явлений играет важную роль в обучении. Его познавательное значение заключается в образовании правильных представлений, отражающих изучаемые предметы во всем богатстве их внешних признаков и способных быть использованными в дальнейшей работе учащихся и служить фундаментом для образования научных понятий. Как представления, так и понятия могут выполнять свою познавательную роль только в том случае, если будут воплощены в точные словесные обозначения и определения. Таковыми являются научные термины. Введение каждого научного понятия должно логически вытекать из поставленной познавательной задачи и в ходе дальнейших этапов учебного процесса получать дальнейшее развитие и применение. Очень важно, чтобы вводимые научные понятия применялись и использовались на всем протяжении учебного курса. В данном случае прослеживается взаимосвязь научности, доступности и связи теории с практикой обучения.[13;76]

Итак, все принципы обучения неразрывно связаны между собой: научность невозможна без систематичности и последовательности и может быть реализована, только опираясь на доступность обучения.

Осуществлению доступности способствует применение наглядности, что помогает сознательному и активному усвоению учебного материала.

Прочно усваивается то, что доступно, то есть соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Таким образом, принципы обучения – это категория историческая, которая зависит от целей обучения и изменяется вместе с их изменением.

Незнание принципов или неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности школьников. [14;32]

Заключение

В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, были рассмотрены классификации принципов обучения, определения этих понятий с позиции разных авторов. Также большое внимание было уделено основным принципам, используемым на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы обучения изобразительному искусству» позволяет выделить и проверить принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Принципы обучения классифицируются для применения их на уроках после изучения программного материала. Такими принципами выступают:

· Принцип сознательности и активности.

· Принцип наглядности.

· Принцип систематичности и последовательности.

· Принцип прочности усвоения знаний.

· Принцип научности.

· Принцип доступности.

· Принцип связи теории с практикой.

· Политехнический принцип. [15;98]

Изучение темы «Дидактические принципы обучения изобразительному искусству в школе» позволяет сделать следующие выводы:

1. Для эффективности обучения принципы необходимо использовать в соответствии с требованиями.

2. Только правильное и умело организованное использование принципов обучения будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

3. Принципы обучения должны использоваться в комплексе, т. к. «чистых» принципов не бывает.

4. Для эффективности обучения использование сочетания тех или иных принципов обучения должно быть тщательно продумано учителем.

Умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

Список литературы

1. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа». -М.: Просвещение, 1984. 158 с.

2. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». /, М.: - Просвещение, 1984. - 176 с.

3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Библиотека учителя изобразит, искусства. М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. /Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

5. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание младших школьников. -Свердловск, 1987. 178 с.

6. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятии пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 304 с.

7. Бажовская энциклопедия. Под редакцией Блажес В.В. - Екатеринбург: Сократ, 2007. - 639 с.

8. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002. С. 45

9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007.

10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

11. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

12. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей / Е. В. Шорохов - М.: Просвещение, 1975. – 112 с.

13. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.

14. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

15. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.

Date: 2015-07-23; view: 1806; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию