Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 6. Общественно-политический строй и право казахских ханств в XV — ХVIII вв
1. Общественный строй казахских ханств. Представители «белой кости" — торе, кожа. Представители «черной кости»- жай-шаруа, егинши, жалши, тюленгуты, кулы. 2. Политический строй казахских ханств. Казахские ханства как раннефеодальная монархия. Функции государства. Сохранение пережитков родоплеменной организации в политическом строе. Власть и функции ханов, султанов и биев. 3. Казахское обычное право.
Литература:
1. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине 16 века. — Алма-Ата, 1985. 2. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца 18 и первой половины 19 веков. — Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1960. 3. Зиманов С.З. Россия и Букеевское ханство. — Алма-Ата: Наука, 1982. 4. Культелеев Т.М. Уголовное обычное право казахов.— Апма-Ата, 1955. 5. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз- кайсацких, орд и степей. — Алматы: Санат, 1996, ч.3, гл. 14. 6. Материалы по казахскому обычному праву. Сборник 1.- Алма-Ата: АН КазССР, 1948. 7. Материалы по казахскому обычному праву/Сост. 3. Кенжалиев и др. Алматы: Жеты - Жаргы, 1996. 8. Усеров Н. Исследование правового памятника "Жеты-Жаргы". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Алма-Ата,1977. 9. Фукс С.Л. Обычное право казахов в XVIII- в пер. пол. XIX вв. - А-А, 1981. 10. Кенжалиев З.Ж. Материалы по казахскому обычному праву. – Алматы, 1986. 11. Узбекулы С. Хан Тауке и правовой памятник. “Жеты–Жаргы”: учебное пособие. Алматы: Оркениет, 1998. 12. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. А-А, 1992.
Цель – рассмотреть государственную и общественную структуру казахского ханства, особенности правовой системы. Задачи – дать студентам четкое представление о социально-политической структуре казахского общества, об институте ханской власти, углубить знания по казахскому обычному праву. Источники казахского обычного права. Кодификация казахского обычного права. "K,аска-жолы" хана Касыма, "Ески-жолы" хана Есима, законы хана Тауке "Жеты-Жаргы". Гуманный характер норм обычного права. Право собственности. Обязательственное право: договор мены, асар, журт- шилык. Семейно-брачное право: калым,-аменгерство: власть отца и мужа. Уголовное право: система выкупов- композиций. Кун, аип. Процессуальное право. Устный и состязательный характер судебного процесса. Способы обеспечения решения суда биев. Барымта. Стадии судебного процесса. Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе. Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался кониксус! Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет отдельный, который устанавливают отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов: 1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства. 5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств. 6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. В «Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Казахское обычное право и шариат. Жизнь политическая правотворческая и судебная деятельность Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
Date: 2015-07-23; view: 685; Нарушение авторских прав |