Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цель – ознакомить с общими чертами и особенностями государственности на территории Казахстана в 6-12 вв
Задачи – выработать умения и навыки по определению характерных признаков функционирования государственного аппарата изучаемых государств, получить знания по их правовой системе; рассмотреть формы и способы осуществления государственной власти, разобраться в вопросах политико-правовой эволюции данных государств, элементов международного права в этот период. Социально-политические предпосылки образования Тюркского каганата (V — XII вв.). Взаимодействие древних земледельческих оазисов Азии и Европы и формирование собственной уникальной культуры кочевых цивилизаций. Тюркский каганат — одно из грандиозных государств на территории Казахстана в раннее средневековье. Значение слова «тюрк». Легенда о мистическом происхождении тюрок. Объединение тюрков в V веке вокруг князя Ашины. Иранский ученый Рашид-ад-Дин (1247-1318) о различии тюрок и монголов. В мировоззрении древних тюрков идея государственности занимала главенствующую позицию. Ведь тюркский народ мог сохранить целостность только за счет сильного государства. Распад его означал исчезновение тюркского народа с лица земли. Тюрки считали государство священным образованием. Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Во главе государства, находившегося еще в начальной стадии возникновения (преобладали элементы военной демократии), стоял избираемый хакан. Он не обладал абсолютной властью, опирался на Совет вождей. Но хакан был законодателем - принимал указы и приказы. С помощью этих нормативных актов в обществе устанавливался, правовой порядок и регулировались отношения между людьми. Указ по-тюркски "ярлык" (по-казахски "жарлык")1, приказ по-тюркски "буйрык" (по-казахски также). Особые чиновники следили за их оповещением и выполнением указов и приказов хакана. Хотя хаканы были выборными, они считали себя представителями Тенгри (всевышнего), и поэтому стремились закрепить в наследство высшую власть. Власть в Тюркском государстве. Хан (каган) Так же как и в Гуннском государстве, во главе Тюркского государства находился монарх. Он назывался каганом (ханом). Хан был главой «иля», представителем в нем высшей власти. тюркский хан - монарх, а тюркское государство - монархия. Однако тюркские ханы VI—VIII вв. отнюдь не были абсолютными монархами. Было много факторов, которые ограничивали политическую власть и свободу использования властных полномочий, как, например: 1. Народ. Народ был элементом, игравшим определенную роль в управлении государством. Ханы были обязаны с должным уважением относиться к традициям, вере и воззрениям народа. 2. Второй фактор, который значительно ограничивал свободу действий хана и его возможности злоупотребления властью, это - беи. Во всех важных делах хан обязан был советоваться с беями на курултае. 3. Третьим фактором, определенным образом связывавшим хана в его действиях, являлись традиционные законы. Деятельность хана должна была осуществляться в их рамках. У хана были две властные характеристики: 1) хан - высший представитель власти, глава государства; 2) одновременно он обладатель самого высокого ранга в чиновничьей иерархии. Мы можем рассматривать правовой статус хана, как представителя власти, в следующих аспектах: 1. Хан - высший глава представительной и исполнительной власти, обязанный устраивать государственную жизнь и обеспечивать долговечность существования государства. 2. Хан правит «илем» (государством) согласно традиционному национальному «торе». 3. Хан управляет «илем» в мирное время и является главнокомандующим в военное время. 4. Хан может вносить на рассмотрение курултая проекты законов, а также имеет право непосредственно устанавливать законы). Законы, которые хан предлагает курултаю или устанавливает самолично, не должны противоречить традициям предшественников. Хан занимает высший должностной пост в государстве. Он - высший чиновник. С этой точки зрения на него возлагается целый ряд обязанностей: 1. Защита границ государства, усилия по расширению его территории. 2. Деятельность по обеспечению экономического благосостояния народа. 3. Обеспечение чести и славы тюркского государства и народа (иля и будуна). Способ выбора хана и право престолонаследия Беки в Тюркском государстве. В тюркских государствах делами управления занимался не только хан, но и помогавшие ему и выполнявшие различные обязанности должностные лица. У тюрков помощников хана называли «бег». Слово «бег» (бей) включает в себя значения глаголов «надзирать, защищать, наблюдать, охранять». Согласно представлениям древних тюрков, бег должен заботиться об «иле», защищать его, вести наблюдения за делами «иля». Сословие беков делилось на множество рангов. Каждый ранг имел особое чиновничье звание и титул. 1. Садапиты. 2. Тарханы 3. Буйруки Садапиты. Они составляли прослойку самых высших бегов государства. Большинство их принадлежало к правящей династии. Во время официальных обрядов и церемоний, народных собраний садапиты занимали места справа от ханского престола. Тарханам и буйрукам полагалось находиться слева от трона. Садапиты составляли класс аристократов. Сведения китайских источников о родовом наследовании чиновничьих должностей верны лишь в применении к этому классу. Тарханы. Они были государственными деятелями, вышедшими из народа и возвысившимися благодаря своим заслугам. Титулы бег и тархан сохранялись за ними до конца жизни, но не переходили к их сыновьям. Буйруки. «Бегский» статус этой категории определялся их чиновничьим положением. В течение того срока они считались бегами, в случае же ухода с такого поста лишались звания «бег». В зависимости от положения и занимаемого поста беги получали различные титул ы и звания. Согласно сообщениям китайских источников, у тюрков в VI-VIII вв. были следующие должностные посты и титулы:ябгу, шад, алпагу, тудун. « Ябгу » -самый высокий титул в тюркском государстве после хана. Он давался только самому старшему брату правящего хана. Вторым по значению после «ябгу» являлся титул «шад». Он присваивался наместникам (управителям) больших территорий. В великих тюркских государствах всегда было два «шада». Один из нихбыл правителем восточной части государства, другой - западной. Титул «тегин» сначала использовался для обозначения принцев. Однако в дальнейшем его стали применять как название глав союзов племен. Четвертый титул в китайских источниках читается как «сулипат» или «киелифат». Доказано, что это не что иное, как искажение в китайском произношении тюркского титула «алпагу». «Алпагу» -титул, присваивавшийся высшим беем. Пятый титул - «тудун». В период до создания государства Кутлуга так назывались вожди племенных союзов докуз-огузов. У западных тюрков этот титул присваивался высшим чиновникам, назначавшимся для наблюдения и надзора за деятельностью владетелей автономных областе. « Апатархан » -титул, присваивавшийся высшим полководцам. В результате неустанной деятельности таких великих военачальников, как Кутлуг, Тоньюкук, Капаган, Кюль Тегин, докуз-огузы, тюргеши, карлуки, кыргызы были подчинены династии Кутлуга, центральной власти. Но никогда эти племена не отказывались от идеи вернуть прежнюю самостоятельность. Выше уже было указано, что почти во все периоды тюркской историк для нее была характерна борьба двух тенденций, одна из которых заключалась в стремлении к племенной изоляции, а другая в политике державности, созидания крупных централизованных государств. С одной стороны,, оставшиеся верными своим порядкам и обычаям племенные союзы во всех тюркских государствах, насколько это было возможно, боролись за независимость от хана, за неподчинение емуВ период правления ханов династии Кутлуга сепаратизм резко усилился. Причиной этому было то, что сторонники раздробленности находили себе опору в лице китайских правителей. Вожди племенных союзов вольно или невольно становились орудием китайской политики. Положение «татов» в тюркских государствах. Во всех тюркских государствах, кроме тюркоязычных племен, жило немало нетюркских народов. Древние тюрки называли всех нетюрков татами. При условии регулярной выплаты дани определенных размеров, военной службы таты жили вполне свободно, даже могли участвовать в государственных курултаях. Тюрки никогда не истребляли те племена, которые добровольно покорялись им. Вообще тюрки, тюркские ханы на протяжении всей истории проводили в отношении нетюрков очень мягкую политику. Население тюркских государств - «будун» Будун играл в тюркских государствах очень важную роль. Это не только масса подданных, но и элемент, обладавший большим влиянием в делах управления государством. Это становится ясным из текста орхонских надписей. В их тексте говорится, что ханы обязаны своим возвышением народу. Наказанием за тяжелые преступления, как мы выяснили выше, была смертная казнь. Нетяжкие преступления (проступки) карались принуждением к возмещению материального ущерба. В китайских источниках в качестве примеров таких преступлений приведены следующие: 1) кража коня на привязи, 2) кража другого имущества, 3) ранение кого-либо в драке, 4) физическое повреждение того или иного органа человека. В китайских источниках говорится также о конкретном повреждении органа, в частности глаза. Наказанием за такое преступление было принуждение обвиняемого дать разрешение на выдачу своей дочери замуж за потерпевшего, либо передачи потерпевшему имущества жены. Человеку, лишенному зрения, необходимо дать помощника или же какое-то имущество, богатство. Таким образом, наказание за нанесение физического ущерба предоставлением части имущества обвиняемого потерпевшему было продиктовано стремлением к справедливости. С точки зрения потерпевшего, это было очень справедливое наказание. Однако, с другой точки зрения, такой закон не может быть признан справедливым. В современном праве считается, что, кроме человека, непосредственно совершившего преступление, никто не может быть ответственен за него. Последствия преступления не должны юридически отражаться на родственниках преступника. А в случае с наказанием за лишение зрения мы как раз являемся свидетелями того, что ближайшие родственники преступника привлекаются к ответственности, например, его дочь насильно выдают за потерпевшего. Трудно представить, что она делает это по доброй воле. Вспомним, что закон (торе), похожий на этот, существовал еще у восточных гуннов. Хам конфисковали имущество семьи (жены) человека, изобличенного в воровстве. Совокупность правил общественной жизни у тюрков называлась «торе». Главными источниками формирования «торе» были: 1 Народ, 2 Курултай (съезд) и 3 Хан. Ни ханы, ни такой общественный институт, как курултай, не осмеливались вносить изменения в традиции. Несмотря на то, что некоторые особо инициативные ханы и пытались совершать «реформы». Тюркские ханы обладали правом учреждать законы. В орхонских надписях есть четкие указания на полномочия ханов в этой области. Например, в них сообщается, что Бумин-хан вслед за созданием им государства управлял страной и установил тюркскую «тору». Ввиду того, что ханы Бумин и Истеми были отважными и справедливыми правителями, они смогли управлять большими государствами и устанавливать законы. Также и Кутлуг-хан после повторного создания государства восстановил законы, учрежденные его предшественниками. Таким же образом и Бильге-хан установил важные законы. Когда тюркские ханы завоевывали новые земли, они сразу устанавливали там форму государственного устройства. Например, так было сделано в отношении земель тюргешей и кыргызов. Территории, завоеванные на востоке, также подверглись государственному обустройству. Не требует объяснения, что установление системы государственного устройства предполагает учреждение определенных законов. Тюргешский и Карлукский каганаты на территории Казахстана в VIII — IX вв. Общественный строй. Развитие городов, ремесла и торговли. Дальнейшее развитие военно-демократического строя, зачатки государственности. Усиление власти кагана. Появление военной дружины. Развитие обычного права, появление собственности на землю. Общие черты и особенности образования государственности на территории Казахстана. Типология государственно-политических образований. Образование раннефеодального государства Караханидов (Х — ХП вв.) на юго-востоке Казахстана. Общественный строй. Социальные группы богатых землевладельцев и скотоводов и феодально-зависимых земледельцев и кочевников. Собственность на землю— институт икта. Особенности коммендации и прекария. Государственный строй. Власть хана. Суд. Преобладающее значение шариатного права по сравнению с обычным правом. Образование кипчако-кимакского племенного союза в районах Центрального и Западного Казахстана. Кочевое, скотоводческое хозяйство; общественный строй. Родоплеменная организация. Хакан и его власть. Зачатки чиновничьего аппарата. Развитие обычного права. Кипчаки (половцы) и Русь. Роль кипчаков в этнополитической истории Казахстана.
Date: 2015-07-23; view: 562; Нарушение авторских прав |