Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты
После Куттета и Шейера, после исследований Спилберга (1966) многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту. «Состояние» и «черта» различаются длительностью переживания и степенью выраженности эмоций. Термином «эмоциональная черта» (например, «вспыльчивость») обозначается склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния. Плутчик рассмотрел эмоции как приспособительные средства, которые играли роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях.
Таблица 3 Основные прототипы адаптивного поведения и эмоций,
Плутчик определяет эмоцию как комплексный ответ, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов, общих для всех живых организмов. Он рассматривает первичную эмоцию как переходящую и обычно запускаемую внешним стимулом. Существуют физиологические и поведенческие выразительные комплексы деятельности, связанные с каждой эмоцией и с каждой комбинацией эмоций (или вторичной эмоцией). Комплексы для каждой из первичных эмоций на физиологическом и поведенческом уровне определяются как конструкторы, истинная природа которых может быть выделена лишь приблизительно. Интересно отметить, что теоретические взгляды Плутчика близки к взглядам Венгера (Wenger, 1950), который, подобно Ланге, придавал большее значение состоянию организма, чем восприятию изменений в организме и последовательности чувств в сознании, как это делал Джемс. Плутчик утверждает, что его теория может быть использована при изучении личности в психотерапии. Он предположил, что личностные черты могут рассматриваться как вторичные эмоции, представляющие две или несколько первичных. Плутчик указывал, что восемь первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, т.е. всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Предположив существование хотя бы четырех различимых уровней интенсивности, мы увеличим это число эмоций до 336. Плутчик думает, что понимание способа смешения эмоций поможет анализу многих важных эмоциональных феноменов. Например, он предлагает следующие формулы: гордость = гнев + радость; любовь = радость+ + принятие; любопытство = удивление + принятие; скромность = = страх + принятие; ненависть = гнев + удивление; вина = страх + + радость или удивление; сентиментальность = принятие + горе. Социальные регуляторы (феномены суперэго) могут быть поняты в системе Плутчика как сочетание страха и других эмоций, а тревожность – как сочетание страха и ожидания. Плутчик сделал вывод что обучение и опыт влияют на эмоции лишь в очень специфическом отношении: «(1) Индивид может научиться изменять или подавлять некоторые внешние выразительные признаки эмоций…; и (2) индивидуальный опыт повлияет на то, какие прототипические комплексы будут более вероятно преобладать в его поведении, а какие – маскироваться или взаимодействовать» (Plutchik, 1962). Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ Date: 2015-07-22; view: 398; Нарушение авторских прав |