Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспрессивный компонент эмоционального реагирования





Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что эмоции не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. (Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л.Н. Толстой описывал 85 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, радостная, искренняя и т.д.). В 1783 г. в Париже была издана книга Иоганна Лафатера «Эссе о физиогномике», в которой автор строит свою классификацию лицевой экспрессии.

Рейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

2) приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;

3) индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Мимические средства экспрессии изучались А. Диттменном (1972), А.А. Бодалевым (1981), К. Изардом (1980), В.А. Лабунским (1986), П. Экманом (1973) и др. (Как отмечают Г. Остер и П. Экман (1968), человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15?18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели.

П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение – презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).

В.А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова (1988) показали, что наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба – бровей.

Ведущие признаки не локализуются в области глаз. Ряд ученых считает, что область глаз среди других черт лица особенно важна для общения (Coss, 1972, Richter, 1976). Как показал Лерш (1968), глаза, видимые через прорези в маске, закрывающей все лицо, ничего не выражают. (Внешние проявления эмоций представляют собой синтез произвольных и непроизвольных способов реагирования, в большей степени зависят от культурных особенностей данного народа. Например, традиция английского воспитания не показывать внешне свои эмоции, то же наблюдается и у японцев. (В работе П. Экмана, 1973 г., выявлен следующий факт. В момент демонстрации «стрессового» кинофильма, если и американец, и японец находились в кинозале одни, выражение их лиц было идентично. Когда они находились вместе, то японец, по сравнению с американцем, значительно сильнее маскировал негативные эмоции позитивными. В начале 1990‑х гг. по телевидению был показан документальный фильм о поведении японских пассажиров авиалайнера, терпевшего в воздухе аварию: среди них не было ни паники, ни слез, ни криков; все сидели на своих местах со спокойным выражением лица.

У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции. О. Клайнбер, 1938 г., изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, выявил, что фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза «она высунула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовольствия, блаженства, счастья.)

Психомоторные средства экспрессии. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты – эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания при радости и сильном переживании за кого-то, обнимание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной радости, плаче или испытываемом стыде. Эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения.

Звуковые и речевые средства экспрессии. Наиболее характерными являются смех и плач. (Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной клетки, груднобрюшной преграды и мышц живота. При хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы.)

Самым информативным является лицо человека: лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека. Любая эмоция представляет собой сложную интегративную психофизиологическую систему (состояние), включающую в себя специфические проявления подсистем. Причем у разных индивидов степень проявления этих подсистем значительно варьирует. (Например, у легко возбудимых, эмоциональных людей может наблюдаться бурное проявление, восторженность, страстность в выступлении, неистовость в дискуссии, в отстаивании своей позиции.)

Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ







Date: 2015-07-22; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию