Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Встреча с персами





 

В конце VI века до н. э., после возвращения скифов из Азии, в Скифию вторглись войска персидского царя‑полководца Дария, создателя самой могущественной державы того времени, простиравшейся от Египта до Индии. Война со скифами для персов принесла немало неприятных сюрпризов. Скифы избрали партизанскую тактику и, избегая решительного сражения, заманивали персов в глубь своей территории, постоянно тревожа их нападениями. В конце концов, как гласит предание, приведенное Геродотом в своих записях, Дарий, успев потерять немало воинов в мелких стычках (крупных сражений не было ни одного), отправил предводителю скифов послание: «…чудак, зачем ты все убегаешь… если ты считаешь себя в силах противостоять моему могуществу, то остановись, прекрати свои блуждания и сразись со мной; если же признаешь себя слабее, то также остановись в своем бегстве и приди для переговоров к своему владыке с землею и водою».

Царь скифов Иданфирс ответил завоевателю, что если персы хотят сразиться со скифами, то они должны найти и разрушить гробницы их предков, так как скифы не имеют ни городов, ни посевов – ничего, что персы могут захватить. До этого скифы будут продолжать вести свою войну так, как вели ее раньше. В самом конце письма Иданфирс приписал: «…а за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне поплатишься».

Согласно легенде, странная война кончилась следующим образом. Однажды скифы послали Дарию послов с весьма необычными дарами – птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами. Сам Дарий истолковал это послание как признание в «безоговорочной капитуляции»: скифы отдавали ему всю свою землю – ведь мышь водится в земле и питается тем же, что и человек, – зерном; лягушка живет в воде; птица быстротой своего полета символизирует лошадь – самое ценное имущество скифа‑воина, а присланные стрелы говорят о том, что скифы складывают свое оружие к ногам победителя.

Однако мудрый персидский жрец Горбий «перевел» послание скифов иначе: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел».

Последующие события – продолжение «партизанских вылазок» со стороны скифов – убедили Дария в правильности толкования Горбия. И персы поспешно покинули Скифию – без победы и даже без ценных трофеев.

Конечно, скифское войско уступало персидскому по своей численности, но явно превосходило своей воинственностью, так как каждый скиф был конным воином – стрелком из лука, и чем больше он убивал врагов, тем большим почетом был окружен. Главное же – скифы сражались за свою родину и поэтому не могли отступить перед завоевателями.

…Филипп Македонский впервые доказал, что скифов можно побеждать. Но попытки покорить их по‑прежнему терпели полный провал. Когда в 331 году до н. э. один из наместников Александра Великого с 30 тысячами воинов, «не желая оставаться в бездействии», предпринял поход в Скифию, он был уничтожен вместе со всем своим войском.

 

Расцвет Скифии…

 

К началу IV века до н. э. Скифия достигла пика своего расцвета. В это время скифы все больше «контактировали» с эллинами, а торговля с греками обогатила скифскую знать. Из греческих городов Северного Причерноморья в глубь степей отправляли ткани, столовую посуду, ювелирные изделия, предметы роскоши и вино, к которому скифы питали особую страсть. В свою очередь, древние греки получали скот, рабов и высококачественный хлеб. Да‑да, скифы были не только кочевниками – ряд скифских племен сеял хлеб специально на продажу.

Тогда же, в IV или в конце V века до н. э., в Скифии появляется первый город с мощными укреплениями, акрополем, где в каменных зданиях жила скифская аристократия, с большим кварталом металлургов‑ремесленников, чья продукция пользовалась заслуженной славой по всему Причерноморью.

 

…и закат

 

И все же IV век – век расцвета Скифии – стал своего рода преддверием заката скифского могущества. Правда, этот закат длился целых пятьсот лет…

С востока на скифов надвигались сарматы – понемногу они стали переходить на правый берег Дона. А во II веке до н. э. они перешли в решительное наступление, заметно потеснив скифские племена.

Территория Скифии намного уменьшилась и при этом оказалась разделенной на две части: от Скифии (куда входили теперь только степной Крым и Нижнее Поднепровье) отделилась задунайская Скифия, о которой историкам практически ничего не известно. Столица Скифии была перенесена в Крым, на место нынешнего города Симферополя. Греки называли ее Неаполь – «Новый город». Быт скифской знати подвергся более сильной эллинизации, чем прежде. В Неаполе даже надписи‑посвящения скифским богам были сделаны на древнегреческом языке. В то же время, лишенные большей части прежних источников доходов, скифские цари усилили натиск на греческие города, стремясь монополизировать всю хлебную торговлю. Они даже обзавелись собственным флотом и довольно успешно боролись с пиратством.

Херсонес с трудом отбивался от наступавших скифов. Даже могущественное Боспорское царство опасалось этих бывших кочевников. Чем бы все могло бы кончиться – неизвестно. Может быть, новым звездным часом Скифии и покорением греческих городов Северного Причерноморья? Но история, как известно, не терпит сослагательных наклонений: греческие полисы предпочли расстаться со столь ценимой ими в прошлом свободой и признать власть царя Понта Митридата VII Евпатора – грозного соперника самого Рима. Взамен Митридат прислал им на помощь свои войска.

В нескольких сражениях скифы были разбиты. Даже Неаполь, столица скифов, на короткое время был захвачен врагами.

Правда, скифы смогли оправиться еще раз. Снова пытались подчинить Херсонес, снова воевали с Боспором, снова стала Ольвия платить им дань и в знак своей зависимости выпускала монеты с именами скифских царей Фарзоя и Инисмея. Скифские послы бывали на приеме у римского императора Августа.

Но это была лишь небольшая отсрочка неизбежного конца… Скифы все больше и больше смешивались с окружающими их народами, а их самобытная культура все больше менялась под влиянием чужих культур. И где‑то в III веке н. э. скифы, бывшие почти тысячу лет одними из главных героев на исторической сцене, исчезли…

…Никак не верится, что люди, сумевшие победить и выдворить из своих земель могущественного персидского царя Дария I, нагонявшие ужас на своих соседей, были «толсты и слабы». Ведь несколько скифов – это еще не весь народ. Вы согласны?

 

 

Date: 2015-07-22; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию