Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Условия формирования трудолюбия в семье
Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно, когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные. С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние воздействия родителей сказываются на всем последующем развитии человека. Но с поступлением в школу семейное воспитание не теряет своего значения. Оно теперь дополняет школьное, расширяет его, так как касается таких сторон, которые невозможно затронуть в школе. Например, воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях. Идеалом семейного воспитания является разностороннее воспитание детей. Семья, будучи первой воспитательной средой, в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для воспитания трудолюбия у младших школьников, для развития его физических качеств. (11, с.49). Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значительными является чувства собственного достоинства, гордости. Их становление зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают видеть свои достижения. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное поручение побуждает младшего школьника к новым «победам». Необходимо включить его в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядку с огурцами, комнатные цветы и т.д. У ребенка потребность в такого рода деятельности очень велика. Вопрос «Мама (папа), можно я тебе помогу?» звучит постоянно. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда с взрослыми. Но, к сожалению, часто в домашнем воспитании родители, считая младшего школьника маленьким для серьезного полезного труда, пускаются на разные «хитрости». Например, мама печет пироги, и ребенку дает кусочек теста и предлагает делать с ним, что ему хочется, у нее нет времени и это вместо того, чтобы научить свое дитя раскатать комочек теста, положить на серединку ложку фарша, защипать края и испечь пирожок. (11,с.122). В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть очень разнообразны, по сравнению с детским садом. Родители имеют возможность вводить своих детей в обычные домашние дела, как в глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и т.п. Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная уже с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности. Обязанности детей младшего школьного возраста более расширены: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи, кормить птиц и т.д. Все это, с одной стороны, реальная основа для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Дальнейшее развитие этого качества будет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. (11,с.123). Д.О.Дзинтер в своем исследовании выявил, что формированию трудовой деятельности младшего школьника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у него эмоционально положительный настрой для выполнения обязанностей, поддержать его усилия, вовремя помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Негативно сказываются на развитие ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Родителям следует воздерживаться от споров, в присутствии младшего школьника, кто что делает и не делает в семье. Так как ребенок принимает все всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких людей трудиться. Родителям нужно занимать детей не только уроками и «воспитательными» поручениями, но и просто работать вместе с ним: дома, на даче, в гараже, в мастерской и т.д. главное помнить, что лучше воспитывает та работа, которая по душе и выполняется с радостью. Это очень важно. (23, с.143). Дети любят работу взрослых и нуждаются не только в детских игрушках, но и во «взрослых» инструментах. Это можно учесть, выбирая детям подарки. А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой культуры и жизни… Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». (15,с.110). Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей нельзя применять как поощрение. Такое поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует появлению лени. Гораздо полезнее, если младший школьник будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков. Ребенок, который принимает участие в делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным. Для того, чтобы вызвать у детей желание трудиться, воспитать интерес к труду, необходимо отмечать результаты его усилий. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая рациональные пути его действий, приема работы. Чтобы научить детей добросовестно, с желанием, выполнять посильную для них работу, нужно терпение и время, надо учитывать их индивидуальные, физические и психологические особенности. Конечно, физические силы детей 7-10 лет еще не велики, внимание их быстро ослабевает, навыки в труде очень ограничены. Все это родителям надо обязательно принимать во внимание. Поручать нам только посильную работу, постепенно усложняя ее. Постепенное приучение ребенка к труду практически и выражается в том, что с начала ее он делает вместе с взрослыми, вникая в их объяснения. Потом уже самостоятельно выполняет отдельные ее операции и, наконец, выполняет всю работу полностью, но под контролем взрослых. Радостное, интересное дело быстро не утомляет, а захватывает на длительное время даже неустойчивое внимание ребенка. Известно, дети всех возрастов, в том числе начальных классов, очень любят различные состязания. Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующего длительного напряжения. Кроме того, соревнуясь, друг с другом, дети приучаются выполнять свою работу хорошо, тщательно, красиво и скоро. (20, с.280). В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Труд нужен и для того, чтобы помогать родителям по дому, и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой для общей психологической подготовки в самостоятельной будущей жизни. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям младшего школьного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть, хотя бы маленький, но свой рабочий уголок. Инициатива в организации всего этого в начале должна принадлежать взрослому, затем переходить к ребенку. Младшие школьники могут делать все это сами, лишь, в крайнем случае обращаясь за помощью к взрослым. Родители, не отказывая ребенку в этом, должны побуждать его к самостоятельному мышлению, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде. (18, с.356). Труд должен радовать школьника своим хорошим результатом и той пользой, которую он приносит окружающим. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись знания, умения, которые он приобретает в школе. Домашний труд от этого сделается более привлекательным, и в большей степени будет способствовать закреплению получаемых теоретических знаний на практике, воспитанию у детей трудолюбия. Таким образом, любая личность через трудолюбие прокладывает путь и в глубины науки, и в мир прекрасного, и в разветвленную суть человеческих отношений и к вершинам физического совершенства. Воспитание трудолюбия не заканчивается выше перечисленными методами, средствами. Это работа продолжается под руководством учителя в содружестве с родителями. Заключение
Интерес к проблеме формирования трудолюбия в семье наблюдается и в настоящее время. Актуальность данной проблемы аргументируется необходимостью определения путей, раскрытия условий формирования навыков трудолюбия у младших школьников в семье. Таким образом, поставленная нами цель научного исследования - выявления условий формирования трудолюбия в семье достигнута. Поставленные нами научно-исследовательские задачи решены: - изучено в полном объеме психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; - раскрыты основные понятия исследования; - выявлены и рассмотрены все пути формирования навыков трудолюбия в семье. Гипотезы научного исследования подтвердились: действительно трудовое воспитание в семье становится более успешным, когда в процессе семейного воспитания родители больше уделяют внимание самой сущности трудового воспитания, целенаправленно прививают навыки трудолюбия у детей. Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1985. – 237 с. 2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1983. – 608 с. 3. Бим – Бад Б.М. Мудрость воспитания. М., 1987. – 288 с. 4. Бушмин З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства. // начальная школа. – 2000.- №5. – с.88. 5. Гаврилычев Г.Ф. Современный школьник, какой он? //Начальная школа. – 2004. - №3. – с. 13 – 16. 6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М., 2004. – 320 с. 7. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания.– Минск, 1980. – 256 с. 8. Коджаспиров Г.М. Педагогика. – М., 2004. 528 с. 9. Козлов Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи. // Начальная школа. – 2000. - №1. – с. 22 – 24. 10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2003. – 464 с. 11. Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. - 232 с. 12. Лихачев Б.Г. Педагогика. – М., 1998. 464 с. 13. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М., 1988. – 256 с. 14. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988. – 304 с. 15. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск., 1977. – 256 с. 16. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992. – 320 с. 17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с. 18. Немов. А.С. Психология. – М., 1995. – 496 с. 19. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. – М., 1993. – 176 с. 20. Пинт А.О. Это вам родителям. - М., 1971. – 381 с. 21. Салтанов Е.Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского// Педагогика. – 2004. - №4. – с. 56 – 61. 22.Сухомлинский В.А. Антология педагогической мысли. – 23.Ушинский К.Д.Собрание сочинений. Т.2. – М., 1986. – 24. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.,2000. – 519 с.
Date: 2015-07-22; view: 499; Нарушение авторских прав |