Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать еще ему и привычку к труду» (23, с.348). Предметом педагогики как области научного познания является воспитание. В общем виде воспитание заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. Это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к труду, который необходим для обеспечения дальнейшего развития общества. В педагогике можно встретить это понятие, употребляемое в нескольких значениях: - в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека и на его окружающую действительность; - в широком педагогическом смысле, здесь имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений; - в узком педагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, которая направлена на формирование системы определенных качеств учащихся; - в еще более узком значении, имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием трудолюбия у младших школьников. Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Такую закономерную связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества установили К.Маркс и Ф.Энгельс. Эта связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производственных сил и производственными отношениями. В силу этого воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.(8,с.406). Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия жизни и культуры. В воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов. Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными. Но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны лишь к самому простому труду, другие – к труду более сложному и ценному. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни. Из этого следует, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.(2, с.425). Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде – действующий характер морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания, в частности, обращается внимание на следующие вопросы: труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показали, что физический труд укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональные и волевые сферы. Все это повышает интерес школьников к труду. (12, с.248). Л.Н.Толстой в свое время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда, сущее горе». Такую же мысль высказал К.Д.Ушинский. «Кто, - писал он, - не испытывал живительного, освежающего влияние труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее?» (23, с.34). Воспитательная функция труда заключается в развитии закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. (14, с.220). Утилитарно-практическая функция труда направлена на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом. Таким образом, от трудовой подготовленности зависит и материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.Ушинский подчеркивал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». (21,с.58). А.С.Макаренко считал труд вещественным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера. (15,с.110). Все эти функции определяют главную функцию трудового сознания: формировать у людей психологию лично заинтересованного трудящегося человека. Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Но формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовых умений и навыков. Тогда, трудовое обучение – это специально организованный педагогический процесс, который направлен на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование трудовых умений и навыков. Понятие трудовое воспитание шире по сравнению с трудовым обучением. Но, выполняя свои специфические роли, эти процессы взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствует формированию трудолюбия у школьника. Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества и каждого человека в отдельности. Трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как существенная педагогическая тенденция. В этом отношении большой интерес представляет высказывание ученого и просветителя, ректора Виленского университета Яна Снядецкого (1756-1830), который писал: «В знаменитых семействах наших два порка, деморализирующие людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Немало ценных идей по проблеме трудового обучения содержится в трудах классиков педагогики – Я.А.Каменского, Д.Ж.Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р.Артуровым, Н.И.Болдаревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.И.Пискуновым. (24,с.363) Ю.П.Азаров (доктор пед.наук.) писал: «Мы много рассуждаем о трудовом воспитании и недостаточно создаем реальных условий для включения детей в труд, прежде всего в производительной». Он говорит, что трудовое воспитание нельзя сводить лишь к приобщению трудовых навыков, тем более к одним разговорам о любви к труду. По его мнению, труд выполняет свою воспитательную функцию, когда он заключает в себе какой-либо экономический смысл, является делом, а не просто физическим усилием. Если труд бесполезен, он может вызвать только отвращение. Обязательно надо приучить детей делать полезное, нужное. (1, с.132). Единство трудового, идейно-нравственного, умственного и физического воспитания – основа методов и приемов, которые способствуют гармоничному развитию личности. Такой комплексный подход есть в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского. По его мнению, важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, одна сформированная потребность становилась образованием других потребностей, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов личности. Говоря о детской самодеятельности, В.А.Сухомлинский подчеркивал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был нравственно-воспитательным, посильно-напрягающим, духовно-притягательным, посильно-напрягающим, чтобы от радости, которую доставляет труд, ребенку становилось интереснее жить и учиться самому. Самое решающее значение должно иметь качество труда: высокого качества всегда требовать серьезно. При этом не нужно применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Уже с древних времен люди старались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен лишь в том случае, когда человек относится к работе с любовью, сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Такое отношение к труду возможно, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию. Творческий труд, невозможен у людей, которые боятся трудового пота, ощущения усилия. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека. Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Люди, которые много умеют делать, у которых все удается и спорится, живут веселее и счастливее. (13, с.129). Я разделяю точку зрения К.Д.Ушинского, который рассматривал труд во благо общества как высшую форму человеческой сущности, как необходимое социальное условие для становления и развития личности. Труд должен занимать первое место «во главе двух других содеятелей человеческого богатства: природы и капитала. Без личного труда человек не может идти вперед и не может оставаться на одном месте». Таким образом, анализируя роль и значение труда в жизни общества и развитии отдельного человека, можно прийти к выводу о его основополагающей роли в истории человеческого общества, о его соединительной функции: совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество и государство.
Date: 2015-07-22; view: 1072; Нарушение авторских прав |