Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По теме занятия. Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии «Утверждаю»
Зав. кафедрой проф. Сазонов С.В. 02.04.2009 г.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Факультет: лечебно-профилактический Курс: II (второй) Семестр: III (третий)
1. ТЕМА №32: Развитие зародыша человека (начальный и зародышевый периоды эмбриогенеза). 2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя таблицы и демонстрационные препараты изучить ранние стадии развития зародыша человека. 3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 3.1. научиться дифференцировать стадии развития зародыша человека; 3.2. научиться определять структурные элементы зародыша; 3.3. научиться определять внезародышевые органы; 3.4. научиться определять сроки развития зародыша.
По теме занятия студент должен знать: стадии развития зародыша человека. студент должен уметь: самостоятельно работать с таблицами и препаратами, зарисовывать стадии развития в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа. 5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: 5.1. Что следует понимать под терминами этапы, периоды и стадии развития эмбриологии человека? 5.2. Как называются основные периоды эмбрионального развития человека и какова их продолжительность? 5.3. Особенности оплодотворения, дробления и строения бластулы в эмбриогенезе человека. 5.4. Материал, сроки и способы формирования зародышевых листков. 5.5. Провизорные органы, источники формирования каждого из них. 5.6. Строение и функции желточного мешка, амниона и аллантоиса. 5.7. Критические периоды эмбрионального развития. 6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ: На занятии студенту необходимо выполнить: 6.1. Изучить таблицы по теме (Т-2). 6.2. Зарисовать в альбом стадии развития зародыша человека: на стадии бластоцисты, гаструлы. 6.3. Сделать обозначения к рисункам. Методические указания к выполнению задания: Таблица №1. «Зародыш млекопитающего на стадии бластоцисты». Стадия бластоцисты появляется в результате дробления материала зародыша. Дробление зиготы человека полное, неравномерное и асинхронное. В результате дробления с первых же делений образуются бластомеры темные и светлые. Светлые бластомеры дробятся быстрее, поэтому они становятся мелкими, располагаются снаружи и обрастают одним слоем внутренние темные, более крупные бластомеры. На этой стадии развития (морула) между бластомерами нет пространств и полостей. В более поздние сроки (с 5 суток развития) из поверхностных светлых бластомеров дифференцируется трофобласт, бластомеры которого начинают закачивать жидкий секрет внутрь зародыша, в результате чего образуется полость, заполненная жидкостью - бластоцель. Внутренние темные бластомеры, расположенные в один слой, отодвигаются жидкостью на верхний полюс, где и формируется будущий зародыш - эмбриобласт. Зарисовать: с соответствующей таблицы бластоцисту. Обозначить на рисунке:
Таблица №2. «Первая фаза гаструляции (2 неделя - 7,5 дней)». Дальнейшие процессы в зародыше составляет период гаструляции и образования трех внезародышевых органов. В 7,5 дней происходит имплантация зародыша в слизистую матки и первая фаза гаструляции. У зародыша человека в этот срок эмбриобласт расщепляется (способ гаструляции – деламинация) на два листка – эпибласт (на таблице он коричневого цвета), прилегающий к трофобласту (синего цвета) и гипобласт (зеленого цвета), обращенный в полость бластоцисты. Материал эпибласта кроме эктодермы содержит в своем составе материал мезодермы. Из мезодермы на этой стадии развития в пространства между зародышевыми листками и трофобластом начинают выселяться отдельные клетки внезародышевой мезодермы (на таблице - красного цвета). В трофобласте появляются выпячивания – первичные ворсины и он дифференцируется на две пластинки: наружная (симпластотрофобласт) представляет из себя слияние бластомеров с объединением их цитоплазмы и ядер, внутренняя (цитотрофобласт) - сохраняет клеточное строение. Бластомеры эпибласта (коричневого цвета) активно дробятся, листок разрастается, подворачивается наружу в сторону трофобласта, концы смыкаются с образованием амниотического пузырька (будущий амнион – первый внезародышевый орган). Материал гипобласта (зеленого цвета) также активно дробится, подворачивается в противоположную сторону, в образующейся полости его концентрируются остатки желтка, с формированием – желточного пузырька (будущий желточный мешок – второй внезародышевый орган). Прилежащие друг к другу части амниотического (эпибласт) и желточного (гипобласт) пузырьков образуют вместе зародышевый щиток, в котором содержится материал зародыша.
Зарисовать: с соответствующей таблицы гаструлу человека в 7,5 суток развития. Обозначить:
а) симпластотрофобласт б) цитотрофобласт 2. Амниотический пузырек 3. Желточный пузырек 4. Зародышевый щиток а. эпибласт б. гипобласт 5. Внезародышевая мезодерма
Таблица №3. «Вторая фаза гаструляции (3 неделя эмбрионального развития)». Принципиальным для этой стадии является появление третьего среднего зародышевого листка в щитке – зародышевой мезодермы (на схеме - красного цвета) и выселение внезародышевой мезодермы (отдельные клетки неправильной формы красного цвета) за пределы зародышевого щитка. Во вторую фазу гаструляции в зародыше происходит сначала перемещение бластомеров будущей зародышевой мезодермы в центральную часть эпибласта с образованием утолщения – первичной полоска (способ гаструляции - иммиграция), а затем погружение этих же бластомеров (способ - инвагинация) из материала эпибласта (коричневый листок), в котором образуется первичная бороздка, в пространство между эпибластом и гипобластом (зеленый). Внезародышевая мезодерма выселяется в виде отдельных бластомеров (иммиграция) из эпибласта в пространства между зародышевым щитком и внезародышевыми органами. Формирование внезародышевых (провизǒрных) органов у млекопитающих начинается с образования желточного мешка. При этом стенка желточного пузырька снаружи обрастает внезародышевой мезодермой, после чего превращается в желточный мешок. Клетки внезародышевой мезодермы подрастают к трофобласту, после чего он называется уже хǒрион, а его ворсины - вторичными. Амниотический пузырек снаружи также обрастает внезародышевой мезодермой, после чего превращается в амниǒн.
Зарисовать: с таблицы зародыш на 3 неделе эмбрионального развития. Обозначить: I. Зародышевый щиток, в нем: 1. эктодерма 2. зародышевая мезодерма 3. энтодерма II. Внезародышевые органы: 4. хорион с вторичными ворсинами; 5. амнион; 6. желточный мешок; 7. внезародышевая мезодерма; Date: 2015-07-22; view: 456; Нарушение авторских прав |