Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По теме занятия. Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии





Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

«Утверждаю»

 

Зав. кафедрой

проф. Сазонов С.В.

02.04.2009 г.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Факультет: лечебно-профилактический

Курс: II (второй)

Семестр: III (третий)

 

 

1. ТЕМА №32: Развитие зародыша человека (начальный и зародышевый периоды эмбриогенеза).

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя таблицы и демонстрационные препараты изучить ранние

стадии развития зародыша человека.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. научиться дифференцировать стадии развития зародыша человека;

3.2. научиться определять структурные элементы зародыша;

3.3. научиться определять внезародышевые органы;

3.4. научиться определять сроки развития зародыша.

 

По теме занятия

студент должен знать: стадии развития зародыша человека.

студент должен уметь: самостоятельно работать с таблицами и препаратами, зарисовывать стадии развития в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

5.1. Что следует понимать под терминами этапы, периоды и стадии

развития эмбриологии человека?

5.2. Как называются основные периоды эмбрионального развития

человека и какова их продолжительность?

5.3. Особенности оплодотворения, дробления и строения бластулы в

эмбриогенезе человека.

5.4. Материал, сроки и способы формирования зародышевых листков.

5.5. Провизорные органы, источники формирования каждого из них.

5.6. Строение и функции желточного мешка, амниона и аллантоиса.

5.7. Критические периоды эмбрионального развития.

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:

На занятии студенту необходимо выполнить:

6.1. Изучить таблицы по теме (Т-2).

6.2. Зарисовать в альбом стадии развития зародыша человека: на

стадии бластоцисты, гаструлы.

6.3. Сделать обозначения к рисункам.

Методические указания к выполнению задания:

Таблица №1. «Зародыш млекопитающего на стадии бластоцисты».

Стадия бластоцисты появляется в результате дробления материала зародыша. Дробление зиготы человека полное, неравномерное и асинхронное.

В результате дробления с первых же делений образуются бластомеры темные и светлые. Светлые бластомеры дробятся быстрее, поэтому они становятся мелкими, располагаются снаружи и обрастают одним слоем внутренние темные, более крупные бластомеры. На этой стадии развития (морула) между бластомерами нет пространств и полостей.

В более поздние сроки (с 5 суток развития) из поверхностных светлых бластомеров дифференцируется трофобласт, бластомеры которого начинают закачивать жидкий секрет внутрь зародыша, в результате чего образуется полость, заполненная жидкостью - бластоцель. Внутренние темные бластомеры, расположенные в один слой, отодвигаются жидкостью на верхний полюс, где и формируется будущий зародыш - эмбриобласт.

Зарисовать: с соответствующей таблицы бластоцисту.

Обозначить на рисунке:

  1. Трофобласт.
  2. Эмбриобласт.
  3. Бластоцель.

Таблица №2. «Первая фаза гаструляции (2 неделя - 7,5 дней)».

Дальнейшие процессы в зародыше составляет период гаструляции и образования трех внезародышевых органов. В 7,5 дней происходит имплантация зародыша в слизистую матки и первая фаза гаструляции.

У зародыша человека в этот срок эмбриобласт расщепляется (способ гаструляции – деламинация) на два листка – эпибласт (на таблице он коричневого цвета), прилегающий к трофобласту (синего цвета) и гипобласт (зеленого цвета), обращенный в полость бластоцисты. Материал эпибласта кроме эктодермы содержит в своем составе материал мезодермы. Из мезодермы на этой стадии развития в пространства между зародышевыми листками и трофобластом начинают выселяться отдельные клетки внезародышевой мезодермы (на таблице - красного цвета). В трофобласте появляются выпячивания – первичные ворсины и он дифференцируется на две пластинки: наружная (симпластотрофобласт) представляет из себя слияние бластомеров с объединением их цитоплазмы и ядер, внутренняя (цитотрофобласт) - сохраняет клеточное строение.

Бластомеры эпибласта (коричневого цвета) активно дробятся, листок разрастается, подворачивается наружу в сторону трофобласта, концы смыкаются с образованием амниотического пузырька (будущий амнион – первый внезародышевый орган). Материал гипобласта (зеленого цвета) также активно дробится, подворачивается в противоположную сторону, в образующейся полости его концентрируются остатки желтка, с формированием – желточного пузырька (будущий желточный мешок – второй внезародышевый орган).


Прилежащие друг к другу части амниотического (эпибласт) и желточного (гипобласт) пузырьков образуют вместе зародышевый щиток, в котором содержится материал зародыша.

 

Зарисовать: с соответствующей таблицы гаструлу человека в 7,5 суток развития.

Обозначить:

  1. Хорион с первичными ворсинами:

а) симпластотрофобласт

б) цитотрофобласт

2. Амниотический пузырек

3. Желточный пузырек

4. Зародышевый щиток

а. эпибласт

б. гипобласт

5. Внезародышевая мезодерма

 

 

Таблица №3. «Вторая фаза гаструляции (3 неделя эмбрионального развития)».

Принципиальным для этой стадии является появление третьего среднего зародышевого листка в щитке – зародышевой мезодермы (на схеме - красного цвета) и выселение внезародышевой мезодермы (отдельные клетки неправильной формы красного цвета) за пределы зародышевого щитка.

Во вторую фазу гаструляции в зародыше происходит сначала перемещение бластомеров будущей зародышевой мезодермы в центральную часть эпибласта с образованием утолщения – первичной полоска (способ гаструляции - иммиграция), а затем погружение этих же бластомеров (способ - инвагинация) из материала эпибласта (коричневый листок), в котором образуется первичная бороздка, в пространство между эпибластом и гипобластом (зеленый).

Внезародышевая мезодерма выселяется в виде отдельных бластомеров (иммиграция) из эпибласта в пространства между зародышевым щитком и внезародышевыми органами.

Формирование внезародышевых (провизǒрных) органов у млекопитающих начинается с образования желточного мешка. При этом стенка желточного пузырька снаружи обрастает внезародышевой мезодермой, после чего превращается в желточный мешок.

Клетки внезародышевой мезодермы подрастают к трофобласту, после чего он называется уже хǒрион, а его ворсины - вторичными.

Амниотический пузырек снаружи также обрастает внезародышевой мезодермой, после чего превращается в амниǒн.

 

Зарисовать: с таблицы зародыш на 3 неделе эмбрионального развития.

Обозначить:

I. Зародышевый щиток, в нем:

1. эктодерма

2. зародышевая мезодерма

3. энтодерма

II. Внезародышевые органы:

4. хорион с вторичными ворсинами;

5. амнион;

6. желточный мешок;

7. внезародышевая мезодерма;







Date: 2015-07-22; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию