Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 23Особенности постиндустриального общества. Основные тенденции развития науки, общества, культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Теории модернизации появились после второй мировой войны, когда мир перетерпел колоссальные изменения. Биполярный мир и противоборство двух систем (капиталистической и социалистической), распад колониальной системы и появление стран третьего мира заставляли западных обществоведов искать альтернативные марксизму пути развития, как для своих стран, так и для освободившихся от колониализма. В 50-60-е г. происходит зарождение и становление теорий модернизации, которые рассматривали развитие человеческого общества как универсальный процесс для всех стран и народов. На основе теорий разрабатывались конкретные модели достижения разными странами индустриального общества западного типа. В 70-80-е г. происходит переосмысление теорий, основанных на универсализме. Опыт развивающихся стран показал, что многие идеи теоретиков по разным причинам оказались практически неприменимыми (например, из-за отсутствия в них "экономического человека"). По мнению отечественных авторов, в пересмотре теорий модернизации большое значение имело то, что с конца 60-х г. развитые страны Запада столкнулись с рядом проблем, которые уже было не возможно решить в рамках старой индустриальной модели развития. Эти проблемы можно свести к следующим положениям: - утрачивало свою эффективность регулирование экономики, построенной на массовом поточно-конвейерном производстве и системе социальных гарантий (фордистко-кейнсианская модель); - экологический, сырьевой и энергетические кризисы 70-х г. подорвали ресурсную базу массового производства, кончились времена дешевых ресурсов; - оказалось, что рост производства товаров и услуг не делает людей счастливее и не решает сам по себе общественные проблемы; Исследователи также отмечают, что на кризис теорий модернизации оказали опосредованное влияние СССР и другие социалистические страны. Они показали неэффективность и ограниченность модели ускоренной модернизации под эгидой жесткой государственной власти. В 70-80 г. критики считали, что советский индустриальный коммунизм "есть только продолжение капитализма другими средствами". По их мнению, в новых условиях обе разновидности индустриальной цивилизации (капитализм и социализм) несостоятельны и должны исчезнуть. Таким образом, к 80-м годам появился кризис модели индустриального развития, как на Западе, так и в СССР. Кризис стимулировал поиск новых подходов к решению проблем общества как в теории, так как и в практической деятельности политических партий, общественных организаций и движений. В итоге многие исследователи и политики пришли к следующим выводам. Во-первых, успех или неуспех модернизации зависит от того, насколько модернизация соответствует социокультурным особенностям каждой страны. Каждый народ должен выбирать тот путь развития, который в наибольшей мере отвечает его традициям. Но это не равнозначно культурному изоляционизму. Традиционная культура должна быть приспособлена к 20 веку и страны сами должны найти синтез между современностью и традиционностью Во-вторых, развитые государства должны пересмотреть стратегию своего развития. Все ресурсы общества – человеческие, материальные, технические, финансовые – должны быть направлены на духовное развитие человека, на достижение гармонии между человеком, обществом и окружающей среды. Таким образом, понятие модернизации в нынешнем её понимании – это теория постмодернизации, которая сочетает универсальность и локальные тенденции общественного развития и которая устремлена в будующее – становление постиндустриального общества. Тенденция к становлению постиндустриального (" информационного", "научного", "постматериального ") общества проявилась в развитых странах мира с 70-х годов. Как отмечают отечественные и западные авторы, постиндустриализация началась (как в прошлом на Западе) с изменения общественного сознания. Общественные ценности стали меняться следующим образом: от стремления к приобретению материальных благ к стремлению к самовыражению; от господства над природой к гармонии с природой; от взгляда на труд как средство зарабатывать деньги к пониманию труда как средства реализовать свои способности. Социальной базой постиндустриального общества являются новый рабочий класс, массовые движения вокруг конкретных гражданских инициатив. Указанные социальные силы являются третьим элементом по отношению к индустриальному рабочему классу и технократам – менеджерам крупных корпораций. Символом постиндустриального общества является персональный компьютер. В литературе выделяются следующие характерные черты постиндустриального общества. - н а первый план выдвигается новый социальный тип личности – "многомерный человек" ("богатая индивидуальность"). У него есть возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, между материальным успехом и различными способами самовыражения; - " многомерному человеку" соответствует новая система управления производством и обществом: гуманизация труда, привлечение работников к участию в управлении производством, экономическая демократия; 24. Важнейшими глобальными проблемами являются: 1. Проблема предотвращения новой мировой войны, которая может привести к уничтожению человечества. Для решения этой проблемы необходимо: 2. Экологическая проблема - сохранение устойчивости между обществом и природой. Сегодня масштабы антропогенных нагрузок на биосферу планеты четко проявляются в количественных и качественных показателях, затронувших 5 блоков вопросов. 3. Продовольственная проблема. Сложность заключается в том, что численность населения растет быстрее, чем продовольственные ресурсы. По данным ООН, только треть населения обеспечена питанием; 50 % населения Африки находится на пороге голода, от недоедания здесь умирает несколько миллионов человек. Решить эту проблему можно путем увеличения урожайности, продуктивности животноводства; совершенствования структуры отраслей земледелия; перераспределения продовольственных ресурсов между странами; более рационального использования сельскохозяйственных угодий. 4. Демографическая проблема как с естественным движением населения, так и с миграцией. Речь идет о регулировании численности населения, миграционных процессов. Важно добиться снижения детской смертности, повышения продолжительности жизни, снижение неграмотности. 5. Энергетическая и сырьевая проблема связана с неравномерностью распределения минеральных ресурсов по территории земного шара. Известно, что большая часть минерального сырья располагается в развивающихся странах, а главные потребители - развитые государства. Такие страны, как Япония, Италия, Германия, Великобритания, да и США, (они обеспечивают себя собственным сырьем только наполовину), испытывают большие сложности с ресурсами. 6. Проблема использования Мирового океана. Важно сохранение природного потенциала Мирового океана путем рационального использования, борьбы с загрязнением морской среды, запрещение испытаний различного оружия в океанах и морях.
Date: 2015-07-22; view: 464; Нарушение авторских прав |