Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российские стандарты в области экологического менеджмента





В 1998 году в российской Федерации были приняты первые

документы серии ГОСТ Р ИСО 14000, представляющие собой

переводы на Русский язык соответствующих стандартов ISO

14000. Тем не менее, существуют принципиальные различия ме-

жду российскими стандартами их западным аналогом.

В оригинальных текстах ISO 14000 окружающая среда оп-

ределена как среда, в которой организация функционирует,

включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну,

человеческое общество и их взаимосвязи. т.е., в ISO 14000 окру-

жающая среда понимается как среда, окружающая предприятие, а

общество рассматривается как элемент среды, на который оказы-

вается воздействие, как и на другие элементы.

ГОСТ рассматривает окружающую среду как объект управ-

ления, более того, субъектом выступает предприятие (или его

природоохранная служба). Здесь необходимо заметить, что в об-

щем случае под объектом управления понимают отдельную30

структуру организации или организацию в целом, на которую на-

правлено управляющее воздействие. Субъект же управления –

это орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

Следовательно, согласно ГОСТ на предприятие возлагается от-

ветственность управления средой, в которой оно функционирует.

Однако в действительности, речь должна идти о развитии систе-

мы экологического менеджмента, задачи и результаты функцио-

нирования которой охватывают экологические аспекты деятель-

ности организации, вопросы контроля воздействия на окружаю-

щую среду.

В российской литературе, в том числе и в переводах доку-

ментов ISO 14000, термин "экологический менеджмент" заменен

термином "управлением качеством окружающей среды", а в не-

которых случаях - "экологическим управлением".

 

 

48. Характеристика различных вариантов состава и структуры экологической службы предприятий. Уровень подчиненности.

Ключевым звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или, в случае небольших производств, отдельный квалифицированный специалист (менеджер), уполномоченный решать соответствующие задачи. На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления и менеджмента, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:

− структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента;

− структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;

− структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность);

− структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Наименее эффективной является структура экологического управления и менеджмента первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, например, к заполнению необходимой отчетности.

Для структуры второго типа характерно существование подразделения или отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления и менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации природоохранного оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента данного типа характерны следующие недостатки:

недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия;

ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности;

большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной деятельности;

недостаток авторитета экологической службы (специалиста-менеджера).

В третьем типе системы экологического управления и менеджмента экологическая служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена в отдельное подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя, но при этом не обладает достаточным весом в иерархической структуре предприятия. Для систем экологического управления и менеджмента третьего типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы (специалиста-менеджера) зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления и менеджмента приобретает существенные достоинства:

− возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

− более высокий авторитет экологической службы (специалиста-менеджера);

− возможность детального изучения экологических проблем.

Наиболее эффективным и обладающим наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического менеджмента является 4-й тип системы, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист-менеджер) по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для структур систем экологического управления и менеджмента четвертого типа характерны следующие достоинств а:

− возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

− возможность эффективного совмещения основных производственных и экологических целей и задач на предприятии;

− возможность осуществления разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.

По способу организации деятельности возможно следующее деление экологических служб предприятий:

Экологические службы дифференцированного типа, в которых обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду. Для большинства служб такого типа можно выделить сотрудников, занятых:

− охраной атмосферного воздуха;

− охраной и рациональным использованием водных ресурсов;

− охраной окружающей среды от отходов производства и потребления; − охраной и рациональным использованием земельных ресурсов. Разделение обязанностей в экологических службах такого типа сходно со структурой государственных органов экологического контроля. Подобное разделения обязанностей оправдано для больших предприятий (производственных объединений), на которых экологическая служба включает более 10 человек.

К недостаткам структуры экологических служб первого типа относятся: − изолированность областей деятельности специалистов;

− вероятность ситуаций, в которых при невозможности выполнения специалистом по каким-либо причинам своей работы, другим специалистам потребуется значительное количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника;

− организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.

Достоинство экологической службы такого типа заключается в том, что можно досконально изучить требования и возможности в определенной области деятельности, осуществлять более эффективное управление и менеджмент, например, в области обращения с отходами производства и потребления и принимать правильные решения в этой области. К описанному типу относятся и экологические службы, обязанности сотрудников в которых разделены по виду технологических операций, существующих на предприятии. Работники таких служб занимаются экологическими вопросами, связанными с конкретной технологической операцией. Достоинства и недостатки экологической службы этого типа аналогичны описанным выше.

Экологические службы интегрированного типа. Сотрудники экологической службы такого типа в составе подразделения, отвечающего за природоохранную деятельность на предприятии, все вместе выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такой тип структуры экологической службы предприятия достаточно распространен для средних и мелких предприятий.

Достоинства экологических служб подобного типа:

− взаимозаменяемость сотрудников;

− в случае отсутствия кого-либо из сотрудников, другие специалисты могут успешно выполнить его обязанности;

− комплексный характер работ; при рассмотрении вопросов, связанных с одним видом воздействия на окружающую среду, учитываются и остальные аспекты такого воздействия. Так, например, при разработке обоснования лимитов размещения отходов важными являются не только знания и навыки в данной области, но и в области воздействия на атмосферный воздух, рационального использования водных и земельных ресурсов;

− возможность разработки правильной экологической политики, определения комплексных целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− возможность наиболее эффективного управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов; такое управление можно осуществлять только при комплексном подходе в определении экологической политики и стратегии, целей и задач.

Экологические службы смешанного типа. Сотрудники подобных экологических служб могут выполнять обязанности, связанные с различными видами воздействия на окружающую среду, а также заниматься экологическими проблемами определенной технологической операции. Экологическим службам такого типа присущи достоинства и недостатки служб вышеописанных типов. При любой организации производственной экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического управления и экологического менеджмента, в том числе при разработке экологической политики предприятия, определении основных целей и задач в данной области, организации деятельности, мотивации и контроле.

 

49. Природоохранная документация предприятия.

Документирование деятельности предприятия в части охраны окружающей среды требуется как национальным природоохранным законодательством, так и при работе по стандартам ИСО 14000, применение которых является добровольным.

Следует отметить, что не на всех отечественных предприятиях имеется экологическая служба (эколог), в силу чего документация по вопросам охраны окружающей среды рассредоточена по различным службам, что существенно затрудняет производственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Организация экологической службы на предприятии должна быть подготовлена на основании:

− приказа руководителя предприятия о создании экологической службы предприятия,

− приказа руководителя предприятия о назначении руководителя экологической службы предприятия и утверждении Положения об экологической службе,

− должностных инструкций сотрудников экологической службы предприятия,

− документов, подтверждающих необходимую профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников экологической службы предприятия.

Примерный перечень организационных документов по охране окружающей среды включает:

− Планы мероприятий по охране окружающей среды.

− Инструкции по охране окружающей среды на предприятии.

По охране атмосферного воздуха:

− Приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ).

− Должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ.

− Инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ.

− Приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования.

− Приказ руководителя предприятия о порядке перехода в

периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, его цехам и участкам.

По охране поверхностных вод и водопользованию:

− Приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений.

− Должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения.

− Должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды.

− Порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды.

− Производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений.

− Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.

По обращению с отходами:

− Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами.

− Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку.

− Документы, подтверждающие обучение (переподготовку)

лиц, допущенных к работе с опасными отходами.

− Приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.

− Инструкции по обращению с отходами производства и потребления на территории предприятия.

− Документация производственного экологического контроля должна в общем случае включать следующие документы.

Date: 2015-07-22; view: 1360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию