Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закон РФ №7 «Об охране окружающей среды» 10.01.2002 N 7-ФЗОпределяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. · «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ Закреплены правовые основы использования и охраны земель. Определены основные принципы земельного законодательства. Так, установлен приоритет охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Категория зависит от целевого назначения. Выделяют земли с/х назначения, населенных пунктов, спецназначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, запаса. Земля может находиться в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав. Установлены права и обязанности участников земельных отношений, порядок возмещения убытков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др. · «Водный кодекс РФ» от 03.06.2006 N 74-ФЗ Закреплены правовые основы использования и охраны водных объектов. Определены основные принципы водного законодательства. В частности, водные отношения регулируются в границах бассейновых округов (бассейновый подход). Установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения имеет приоритет перед иными целями. По общему правилу водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение - пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах какого-либо земельного участка. Они принадлежат собственникам таких земель. Право на указанные водные объекты прекращается одновременно с утратой права собственности на участок. Водные объекты могут предоставляться в пользование. Для забора (изъятия) воды из поверхностных объектов, использования акватории (в т. ч. для рекреационных целей), а также объектов без забора (изъятия) воды для производства электроэнергии нужно заключить договор водопользования. В некоторых других случаях необходимо решение о предоставлении водных объектов в пользование. В частности, это сброс сточных и (или) дренажных вод, строительство причалов и мостов, сплав древесины в плотах, разведка и добыча полезных ископаемых, забор (изъятие) воды для орошения с/х земель, подъем затонувших судов. При этом ряд видов пользования осуществляется без договора/решения. Это судоходство, забор (изъятие) воды из подземных объектов, воспроизводство водных биоресурсов, рыболовство, водопой, полив садовых, огородных, дачных участков, ведение личного подсобного хозяйства и др. Урегулирован порядок водопользования, а также охраны водных объектов. · «Лесной кодекс РФ» от 04.12.2006 N 200-ФЗ Закреплены правовые основы лесных отношений. Определены основные принципы лесного законодательства. В частности, использование лесов должно быть многоцелевым, рациональным, непрерывным и неистощительным. Должны обеспечиваться охрана, защита, воспроизводство. Использование лесов органами госвласти и местного самоуправления недопустимо. Леса располагаются на землях лесного фонда и иных категорий. В первом случае лесные участки находятся в федеральной собственности. Леса при этом подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные. Во втором формы собственности определяются в соответствии с земельным законодательством. Такие леса могут быть отнесены к защитным. Кроме права собственности на лесные участки, предусмотрены аренда, постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут). Постоянное (бессрочное) пользование возможно только для юрлиц. Определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав. Закреплены виды использования лесов. В частности, это заготовка древесины, недревесных и пищевых лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, строительство линейных и искусственных водных объектов, рекреационная деятельность. Установлены полномочия органов власти всех уровней в области лесных отношений, порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора и др. · закон РФ «О недрах» 21.02.1992 N 2395-1 Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр. · закон РФ «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания. закрепляет государственную собственность на животный мир в пределах территории РФ. Установлен перечень объектов животного мира, относящихся к федеральной собственности. В целях обеспечения охраны осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Предусматривается установление лимитов использования объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира. Обязательной мерой является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию решения, способного повлиять на объекты животного мира. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям. Законом регламентирован порядок лицензирования, определены виды, способы и условия пользования животным миром. Определена структура экономического регулирования охраны объектов животного мира. Закреплена система платежей за пользование животным миром. Регламентированы вопросы ответственности. · закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду · закон РФ «Об ООПТ» от 14.03.1995 N 33-ФЗ Урегулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Структура и основные функции органов общей и специальной компетенции в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. * органы общей компетенции: - президент и правительство РФ, Федеральное Собрание, ГосДума, представительные и исполнительные органы власти субъектов, муниципальные органы. *органы специальной компетенции: - комплексные – Министерство природных ресурсов: *контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; *разработка предложений по рациональному природопользованию; *экологическое образование; *руководство заповедным делом. Другие примеры: Росгидромед РФ (мониторинг ОС), МЧС РФ (обеспечивают безопасность людей в экстремальных условиях). - отраслевые: Выполняют функции надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов. (Федеральное агентство водных ресурсов, лесного хозяйства и т д) - функциональные: Выполняют 1 или несколько функций в отношении охраны природных объектов.
42. Основные международно-правовые документы в области регулирования природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду.
Основная цель международного сотрудничества в области охраны окружающей среды - объединение усилий мирового сообщества для обеспечения экологической безопасности, совершенствования методов экологического контроля и оценок состояния окружающей природной среды. Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере. Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формулируется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. В частности, эти принципы предусматривают: = сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; = право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь; = суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде; = сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды; = избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения. План мероприятии содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных организаций. В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали все европейские страны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов принятого форумом Заключительного акта был посвящен вопросам экологической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы международного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах). В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлагалось использовать обмен информацией, проведение конференций, обмен научными работниками. *сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей; *разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море; *поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение производства веществ, способствующих разрушению озонового слоя; *развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); *активизация исследования явлений глобального потепления климата.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года. Основные решения конференции: *Декларация, предусматривающая принципы охраны окружающей среды; *обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие; *Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон; *Конвенция об охране биологического разнообразия; *Конвенция по климату.
43. Техногенные системы и их взаимодействие с окружающей средой. Технические аварии и катастрофы. Техногенез - процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека. Заключается он в преобразовании биосферы, вызываемом совокупностью геохимических процессов, связанных с технической и технологической деятельностью людей по извлечению из окружающей среды, концентрации и перегруппировке целого ряда химических элементов, их минеральных и органических соединений. Техносфера - часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия ее своим социально-экономическим потребностям. Частью техносферы является техногенная система. Техногенная система – сложная, искусственно созданная человеком конструкция, которая работает в контакте с природной окружающей средой. Эта система, непрерывно развиваясь, оказывает на Землю растущее разрушительное воздействие. Различают следующие типы техногенных систем: · селитебная (относящаяся к жилой зоне и инфраструктуре города), · промышленная, · транспортная, · рекреационная, · лесотехническая, · водоохранная; · сельскохозяйственная. Современная научно-техническая революция значительно усложняет взаимоотношения между обществом, производством и природой. Многие результаты производственной деятельности имеют отрицательное воздействие на природную среду: загрязнение воздушного и водного бассейнов, почвы, тепловое загрязнение, повышенный уровень шума, ионизирующего излучения и многое другое. Подход к решению данной проблемы состоит в том, чтобы определить пределы устойчивости биосферы, равновесия природных систем, выявить основные аспекты влияния хозяйственной деятельности человека на естественные процессы в биосфере и предотвратить их негативное влияние. В результате хозяйственной деятельности человека формируются своеобразные нообиогеоценозы. К ним относятся · технобиогеоценозы, создаваемые в процессе развития промышленных предприятий; · агроценозы, создаваемые в результате сельскохозяйственной деятельности; · урбабиогеоценозы — образуются в результате строительства городов, поселков, транспортных коммуникаций. Нообиогеоценоз в отличие от биогеоценоза включает в себя дополнительное, равноправное сообщество, называемое нооценозом. Нооценоз — это совокупность сообществ людей, средств труда и продуктов труда. Для удовлетворения своих материальных потребностей и обеспечения жизнедеятельности общество должно создать средства существования. Эту роль выполняют средства труда, посредством которых общество взаимодействует с природой. Результатом этого взаимодействия являются продукты труда. Поскольку основным процессом, определяющим взаимодействия общества и природы в техногенных системах является процесс труда, наибольшее внимание при изучении взаимоотношений в системе «общество — природа» должно уделяться технологическим процессам и тем изменениям, которые они вызывают в природной среде. При появлении в структуре экологической системы объектов промышленного производства, оказывающих влияние на ее функционирование, возникает новая искусственная экологическая система, называемая природно-промышленной системой. Создание природно-промышленных систем или техногенных систем должно основываться на экологических знаниях. Если основой нообиогеоценоза служит биогеоценоз, то элементы нооценоза должны подбираться таким образом, чтобы они вписывались в те круговороты веществ и энергий, которые существуют в данном регионе в природе и не привели к гибели биогеоценозов и деградации окружающей среды. В природно-промышленной системе природная среда функционирует в совокупности с производственными объектами и образует совершенно новые комплексы, не существовавшие ранее в природе. В связи с этим структуру экологической системы объектов промышленного производства, включающую в себя новую, созданную человеком, искусственную экологическую систему в целом, называют природно-промышленной системой. Природно-промышленная или техногенная система — это самостоятельная система, в структуру которой входят промышленные, коммунальные, бытовые, природные, аграрные объекты, относительно устойчивые и самостоятельные, функционирующие как единое целое на основе определенного типа обмена веществом и энергией, информацией. Регионально функционирующей природно-промышленной системой называют такую, которая имеет минимальные материальные затраты при условии получения планируемого объема промышленной продукции и обеспечения необходимого качества окружающей природной среды. Границы техногенной системы определяются границами зоны влияния промышленных предприятий, входящих в систему, на окружающую среду. Главным компонентом техногенной системы, определяющим направление деятельности и характер ее воздействия на окружающую среду, является ее промышленное звено. В структурной схеме промышленного звена выделяются объекты основного производства, предприятия вспомогательного производства, объекты энергетики, организации по строительству и реконструкции действующих промышленных предприятий. Продукцией промышленного звена считается вся продукция, которая отправляется за пределы природно-промышленного комплекса, а также предназначенная для удовлетворения собственных нужд и поддержания заданной продуктивности системы. К продуктам промышленного звена относятся и отходы производства: газообразные, жидкие, пылевидные промышленные выбросы, тепловые потоки и шум, загрязняющие окружающую среду. Вспомогательные производства включают в себя организации, деятельность которых связана с обслуживанием основного производства. В него входят ремонтно-механическая база, промышленный транспорт, склады готовой продукции, сырья и оборудования, а также предприятия, обеспечивающие строительство новых и реконструкцию действующих основных предприятий, энергетических объектов, транспортных магистралей. Коммунально-бытовое звено обеспечивает жизнедеятельность людей, занятых в промышленности и на предприятиях по производству сельскохозяйственной и другой продукции природно-промышленного комплекса. Основными объектами этого звена являются: селитебная зона, предприятия питания, торговли, медицинские учреждения, общественный транспорт, культурные и учебные заведения, рекреационные объекты (парки, стадионы, пляжи и т.д). Продукцией коммунально-бытового звена считаются продукты, потребляемые населением, а также отходы и выбросы коммунально-бытовых предприятий. Основная особенность экологической системы, в составе которой функционирует природно-промышленный комплекс, состоит в том, что практически все компоненты этой системы находятся под постоянным воздействием промышленных предприятий и испытывают на себе их влияние. Сельскохозяйственные, лесные и другие угодья, расположенные на территории техногенной системы, как правило, снижают свою продукцию, а иногда полностью деградируют. В этой связи наиболее рациональным является выделение под промышленные комплексы неплодородных земель. На территории природно-промышленных комплексов страдает и качество сельскохозяйственной продукции. Это происходит потому, что определенная часть промышленных выбросов может вовлекаться в естественный круговорот веществ природных сообществ и попадать в организм человека, который является звеном в экологической цепи. Поэтому сельскохозяйственные угодья, расположенные на территории промышленных комплексов, должны оцениваться не только по продуктивности, но и по качеству получаемой продукции. В экологическом аспекте особо важно определить пути распространения выбросов и отходов производства в экологической системе, выявить их долю в общем круговороте веществ, оценить качественные и количественные изменения, происходящие в природных объектах, провести экспертную оценку воздействия различных технологий на окружающую среду и выбрать наиболее целесообразные с этих точек зрения. Особая роль в решении этих задач принадлежит инженерной экологии, которая определяет интенсивность взаимодействия техногенной системы с окружающей средой, степень его рациональности и комплексности. Инженерная экология, используя специальные методики, представляет сложную научно-техническую информацию о состоянии природно-промышленной системы, ее границах, степени влияния собственно на природную среду, перспективах ее развития. Техногенная катастрофа — крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов). Обычно противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъёму или потере авторитета власти. Юридически классифицируют как чрезвычайную ситуацию.
44. Риск, его классификация. Риск-анализ и управление риском. Методы оценки экологического риска. Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. По в еличине экологические риски предлагается разделять следующим образом: экологический риск — экологический риск, величина которого оправдана с точки зрения современного уровня социально-эко- номического развития государства и культурно-исторического развития этноса, его населяющего. Предельно допустимый экологический риск — максимальный уровень экологического риска, который определяется недопущением необратимых процессов деградации окружающей среды, независимо от интересов различных социальных групп и этносов. Чрезмерный экологический риск — экологический риск, величина которого превышает предельно допустимый экологический риск. Пренебрежимый экологический риск — уровень экологического риска, вероятность проявления которого считается практически недостоверным событием. Виды риска: Индивидуальный -> (объект Р) человек -> (источник Р) условия жизнедеятельности чел-ка -> (нежелательное событие) заболевание, травма, инвалидность, смерть. Индивидуальный рискобусловлен вероятностью реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций. Его можно определить по числу реализовавшихся факторов риска: Rи = P(t) / L(f), где Rи - индивидуальный риск; P(t) - число пострадавших (погибших) в единицу времени t от определенного фактора риска f; L(f) - число людей, подверженных соответствующему фактору риска в единицу времени t. Индивидуальный риск может быть добровольным, если он обусловлен деятельностью человека на добровольной основе, и вынужденным, если человек подвергается риску в составе части общества (например, проживание в экологически неблагоприятных регионах, вблизи источников повышенной опасности). Источник ИндР: 1) внутренняя среда организма чел-ка – (Фактор ИндР) наследственно – генетические заболевания, старение; 2) привычки – курение, употребление алкоголя, наркотиков, иррациональное питание; 3) соц.эко – некачественный воздух, вода, продукты питания, вирусные инфекции; 4) проф деятельность – опасные и вредные производственные факторы; 5) транспорт - аварии и катастрофы транспротных средств; 6) непроф деятельность – увлечения (туризм, спорт); 7) соц среда – вооруженный конфликт, суицид, преступление, убийство; 8) ОПС - землетрясения, извержения вулканов, наводнение, ураган и др. Стихийные бедствия. Индивидуальный риск может быть добровольным, если он обусловлен деятельностью человека на добровольной основе, и вынужденным, если человек подвергается риску в составе части общества (например, проживание в экологически неблагоприятных регионах, вблизи источников повышенной опасности). Социальный -> (объект Р) социальные группы -> (источник Р) ЧС, снижение качества жизни -> (нежелательное событие) групповые травмы, заболевания, гибель людей, рост смертности. Социальный риск характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также различного рода явлений и преобразований, снижающих качество жизни людей. По существу - это риск для группы или сообщества людей. Оценить его можно, например, по динамике смертности, рассчитанной на 1000 человек соответствующей группы: Rc = 1000 * (C2 – C1) / L,где RС - социальный риск; C1 - число умерших в единицу времени t (смертность) в исследуемой группе в начале периода наблюдения, (например до развития чрезвычайных событий); C2 - смертность в той же группе людей в конце периода наблюдения, (например на стадии затухания чрезвычайной ситуации); L - общая численность исследуемой группы. Источник СоцР: 1)урбанизация (освоение) эко неустойчивых территорий – фактор СоцР: поселение людей в зонах возможного затопления, образование оползней, селей, ландшафтных пожаров, извержение вулканов, повышенной сейсмичности региона; 2)промышленные технологии и объекты повышенной опасности – аварии на АЭС, ТЭС, хим комбинатах и т.п. Транспортные катастрофы; 3) эпидемии – распространение вирусных инфекций; 4) снижение качества жизни – голод, нищета, ухудшение мед обслуживания, низкое качество продуктов питания, неудовл жилищно – бытовые условия; 5) соц войны и конфликты – боевые действия, применение оружия массового поражения. Экологический -> (объект Р) эко системы -> (источник Р) антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные ЧС -> (нежелательное событие) антропогенные эко катастрофы, стихийные бедствия. Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия. Нежелательные события экологического риска могут проявляться как непосредственно в зонах вмешательства, так и за их пределами: Ro = дельта O(t) / О, где RО — экологический риск; Дельта O (t) — число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t; O — число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории. Масштабы экологического риска (Ro) оцениваются процентным соотношением площади кризисных или катастрофических территорий (дельта S) к общей площади рассматриваемого биогеоциноза (S): Ro = (дельта S / S)*100. Источник ЭкоР: 1) антропогенное вмешательство в природную среду – фактор ЭкоР: разрушение ландшафтов, образование искусственных водоемов, истребление лесных массивов; 2) техногенное влияние на ОПС – загрязнение водоемов, атм. в-ха вредными в-ми, почвы – отходами производства, энергетическое загр атмосферы; 3) природное явление – землетрясения, извержения вулканов, наводнение, ураган, пожар, засуха.
Риск-анализ – это деятельность в сфере науки и менеджмента, состоящая из нескольких этапов научных исследований, целью которых является определение точных, достоверных характеристик риска, их обоснованности. Риск-анализ также предполагает выработку эффективных мер по снижению выявленных рисков. Величина риска определяется базовой формулой где Pi - вероятность получения ущерба размера в результате наступления неблагоприятного события i-го типа; Pj – вероятность наступления неблагоприятного события j-го типа; Управление экологическим риском – это процесс принятия решений, в котором учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экономические возможности его предупреждения. Оценка риска позволяет определить количественные показатели риска, разработать мероприятия, позволяющие сократить уровень риска. В последовательности анализа экологических рисков целесообразно выделять четыре блока: 1) идентификация риска; 2) оценка вероятностей появления нежелательных событий; определение структуры возможного ущерба; определение возможных методов воздействия на риск и оценка их эффективности; 3) мониторинг ЭкоР; 4) принятие решения о внедрении и практику управления риском конкретного набора мер; контроль результатов. В самом общем виде в основе управления риском лежит метод оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Управление экологическими рисками имеет ограничение в материальных и технических ресурсах. В связи с этим важно строить управление с соблюдением принципа максимальной эффективности, т.е. в условиях ограниченности ресурсов необходимо выбирать такой комплекс методов управления, который даёт максимально возможный эффект по снижению вероятности проявления факторов экологической опасности и минимизирует вред и ущерб окружающей среде. При оценке требований к качеству окружающей среды должен выполняться принцип доминирования интересов социума: никакая хозяйственная и иная деятельность не может быть оправдана если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею экологического ущерба. Данный принцип постулируется в одном из важнейших госу- дарственных документов России «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором он сформулирован следующим образом: «...никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба». Анализ рисков — процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий. На первом этапе производится выявление соответствующих факторов и оценка их значимости. Анализ проектных рисков подразделяется на качественный и количественный Качественный – это описание всех предполагаемых рисков проекта, а также стоимостная оценка их последствий и мер по снижению: анализ внешних и внутренних факторов рисков и оценка конкретного вида рисков, потенциальных областей рисков. Количественный – это непосредственные расчеты изменений эффективности проекта в связи с рисками: допустимый уровень рисков., анализ процессов и операций проекта по уровню рисков и методы снижения рисков. Методы оценки экологического риска: 1) статистический подход предполагает использование аппарата теории вероятности и рекомендуется в случаях, когда накоплен значительный опыт реализации проектов данного вида; 2) метод экспертных оценок предполагает, что группа экспертов (инженеров, специалистов в области охраны природы) совместно составляют возможных список аварий. Далее инженеры независимо выносят свои мнения о вероятностях аварий, которые затем усредняются. Эксперты-экологи таким же образом вносят свои мнения о затратах на устранения влияния каждой аварии на состояния окружающей среды. Экологический риск рассчитывается как чистая текущая стоимость потерь, обусловленных устранением влияния на окружающую среду со стороны возможных аварий. Оценка экологических рисков может быть различной в зависимости от того, с позиций, чьих интересов производится анализ проекта. Как правило, анализ проекта должен отражать интересы юридического лица, которое его осуществляет. В этом случае в числе затрат, направленных на ликвидацию экологических последствий аварии учитываются лишь те затраты, которые несёт непосредственно лишь данное юридическое лицо. Если проект претендует на поддержку со стороны федеральных или местных органов управления, наряду с расчетами традиционных показателей эффективности проекта, анализируют его значение для народного хозяйства, экономики субъекта Федерации или страны в целом. Методы контроля за качеством окружающей среды. Существуют различные виды методов контроля за качеством окружающей среды. По методам исследований – химический, биологический, физический и другие. По используемым методам – наземный, авиационный и космический. Контроль за качеством окружающей среды производится с целью выявления ее загрязнения и состояния ее вообще по всем параметрам.
Методы снижения экологического риска от загрязнения окружающей среды (на примере размещение промышленных объектов). Промышленные предприятия размещают на основе схем или проектов районной планировки, что позволяет обоснованно осуществлять выбор площадки для строительства с учетом населенных мест и промышленных районов. При размещении промышленных предприятий учитывают связи с другими предприятиями. Строительство промобъектов не допускается на территориях, где имеются полезные ископаемые, шахты, расположены памятники культуры и архитектуры, а также ООПТ. Между зданиями должны соблюдаться расстояния, называемые разрывами, минимально допустимые величины которых определяются санитарными и противопожарными нормами. Для передвижения рабочих и служащих по территории промышленного предприятия создают сеть пешеходных и транспортных путей, обеспечивающую безопасность и удобство движения людей и транспорта. Озеленение очищает воздух и имеет большое оздоровительное значение, а также защищает от ветров и городского шума. Площадь озеленения должна составлять не менее 40% территории микрорайона. В целях предотвращения загрязнения территорий жилых зон, а также для нейтрализации вредных воздействий производственных объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом вокруг промышленных предприятий для отделения их от жилых районов (от 50 до 1000 м в зависимости от класса вредности промышленного объекта) с обязательным поясом зеленых насаждений.
45. Экологический мониторинг. Основные виды мониторинга, общая характеристика.
Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов. Основная цель экологического мониторинга - предупреждения критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов. Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, а является источником информации необходимой для принятия экологически значимых решений. Основные задачи экологического мониторинга: • наблюдение за источниками антропогенного воздействия; • наблюдение за факторами антропогенного воздействия; • наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; • оценка фактического состояния природной среды; • прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
|