Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы экономического механизма охраны окружающей среды





В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:

  • платность природопользования;
  • система экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  • плата за загрязнение окружающей природной среды;
  • создание рынка природных ресурсов;
  • совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;
  • экологические фонды;
  • экологические программы;
  • продажа права на загрязнение;
  • система "залог - возврат";
  • экологическое страхование.

Платность природопользования должна включать плату:

1) за право пользования природными ресурсами;

2) за воспроизводство и охрану окружающей среды.

Существенное значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение экосистемы.

Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия.

Что касается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего.

Должна претерпеть изменение система государственного субсидирования экономики. До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ (в сельском хозяйстве применение пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой техники, орошение, осушение земель и так далее). К примеру, дотации на энергоносители в России для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики.

Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды.

Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа "загрязнитель платит".

Россия оказалась одной из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение (январь 1991 года). Введено три вида платы:

· за выброс в атмосферу загрязняющих веществ;

· за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

· за размещение отходов.

Для России актуально сегодня и создание рынка природных ресурсов (бирж, проведение аукционов, создание ипотечной системы).

Проблема совершенствования ценообразования на природные ресурсы может быть рассмотрена в двух аспектах:

разумное повышение цен на природные ресурсы. Более полный учет экологического фактора в цене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переход производителей на режим ресурсосбережения;

цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции.

Экологически чистая продукция должна иметь более низкую цену для потребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налогов на экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве нужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использовать биологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чем минеральные.

Важное значение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологические фонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания.

Источники формирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое.

Большое значение для общества имеет формирование экологических программ (на международном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примеры грандиозных по затратам экологических программ в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и так далее.

Для России - это программы охраны озера Байкал, "чистые речные системы", Чернобыльская зона и другие.

Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система, или система "залог - возврат". Это хорошо знакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возврат пустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и так далее). Данный механизм позволяет снизить поступления отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.

 

34. Предотвращенный экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды как показатель эффективных природоохранных мероприятий.

Рациональное использование природных ресурсов, снижение или частичная нейтрализация вредного воздействия на окружающую среду антропогённых нагрузок возможны при умелом планировании и осуществлении комплекса природоохранных (средозащитных) мероприятий, которые должны обеспечивать:

- соблюдение требований к качеству окружающей среды, с одной стороны, отвечающих интересам здоровья людей и охраны природной среды, а с другой, - учитывающих перспективные изменения, обусловленные развитием производства и демографическими процессами;

- получение максимального народнохозяйственного эффекта от состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

Загрязнение окружающей среды оказывает отрицательное воздействие на население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, животный и растительный мир, различные природные ресурсы (реципиенты). Вполне понятно, что человек в своей трудовой деятельности и все общество в целом должны стремиться к уменьшению загрязнения окружающей среды, улучшению условий жизнедеятельности. А это требует определенных затрат в народном хозяйстве.

Затраты направляются на

- предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиенты. Эти затраты связаны с проведением природоохранных мероприятий (установкой пылеуловителей, нейтрализаторов устройством очистных сооружений; противошумовых заграждений и т.п.);

- реабилитацию последствий воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов. Эти затраты возникают лишь в том случае, когда полное предупреждение отрицательного воздействия невозможно.

Чаще всего оба вида затрат имеют место одновременно. Общая сумма затрат на природоохранные мероприятия называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды. В целом комплекс природоохранных мероприятий должен оцениваться показателями общего экологического и общего социально-экономического результатов.

Общий экологический результат заключается в уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния и проявляется в снижении объемов поступающих в среду загрязнений и уровня ее загрязнения (концентрация вредных веществ в среде, уровня шума, радиации и т.д.), увеличении количества и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных и других ресурсов.

Общий социально-экономический результат заключается в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства, увеличении национального богатства. Он определяется рядом конкретных социальных и экономических результатов.

Социальные результаты— это улучшение физического развития населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и периода активной деятельности, поддержание экологического равновесия (включая сохранение генетического фонда, сохранением эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и др.).

Экономические результаты природоохранных мероприятий заключаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производительной и непроизводительной сферах народного хозяйства и сфере личного потребления, достигаемых благодаря осуществлению этих мероприятий.

 

 

35. Структура финансово-экономического механизма эколого-экономической системы в России.

В механизмах экологизации экономики и реализации экологической политики на основании мирового опыта выделяют три подхода:

  Подходы   Механизмы   Инструменты
  Прямое регулирование = хозяйственный механизм природо- пользования административно-контрольные и правовые Являются доминирующими среди всех мер управления, применяются тогда, когда иные меры регулирования отсутствуют или не действуют. Однако – их использование считается менее эффективным, чем применение экономических инструментов.
  Экономическое стимулирование = экономический механизм природо- пользования считаются более эффективными инструментами управления · рыночно ориентированные (природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды; рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот; механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды; залоговая система) · финансово-кредитные (формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий; кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.; экологические и ресурсные налоги; система страхования экологических рисков)
  Смешанный = 1 +2 + новые направления 1 + 2 + инструменты морально-этического воздействия и убеждения (образование и воспитание; общественное давление; доступность информации; переговорные процессы; обучение; добровольные соглашения)

Экономический механизм экологического управления - это система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения эколого-экономических целей устойчивого природопользования.

Ключевыми словами в вышеприведенном определении являются: «метод», «инструмент», «условие». Метод - это прием в системе управления, способ или образ действия. Инструмент - орудие, средство, прием, применяемые для достижения цели. Метод есть процесс, а инструмент - выражение этого процесса, действия. Например, ценообразование - это процесс формирования цен, а цена есть конкретное выражение ценности (значимости) конкретного блага или услуги. Услови е - есть основа, предпосылка, обеспечивающая функционирование механизма управления. В качестве условий эффективного функционирования экономического механизма выступают нормативная правовая база и организационно-экономическая структура управления. Отсутствие одного из структурных элементов системы экологического управления свидетельствует об отсутствии самой системы управления, точнее, его экономического механизма.

Date: 2015-07-22; view: 730; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию