Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации. Осознание космических законов
Осознание космических законов. Научиться любить и прощать людей, несмотря на их несовершенство. Осознать единство и всеобщую обусловленность, почувствовать себя клеткой планетного организма. Научиться радоваться каждому дыханию и принимать жизнь такой, какова она есть. Избегать разрушительного подхода в чем бы то ни было. Иммунная система Иммунитет (лат. immunitas — свободный от чего-либо) — невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам. В широком смысле это один из главных факторов, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма и адаптацию организма к окружающей среде. Юридически иммунитет означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве (например, дипломатический, депутатский иммунитет). И в том и в другом случае понятие иммунитета тесно связано с понятием свободы. Философия, продвигаясь в понимании свободы, шла в направлении более полной интеграции субъекта и объекта. От борьбы за независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих человека в обществе и провозглашающих эгоистические интересы, к интегрирующему, синтетическому восприятию свободы как возможности наиболее полного проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. От личностных интересов, исключительности и отделенности к понятию альтруизма, общественной интеграции, единения. «Свобода от» трансформировалась в «свободу для». В развитии философских понятий можно проследить тенденцию к уменьшению чужеродности в пользу единения. По мере того как развивалось понятие свободы, расширялось и представление об иммунитете. Если на заре иммунологии медики ограничивались исследованием воздействия инфекционных возбудителей и ядов на организм (инфекционная иммунология), то позднее появились отрасли, изучающие процессы отторжения чужеродных тканей (трансплантационная иммунология), аутоиммунные реакции. Появились понятия толерантности (терпимости, неотвечаемости на антиген). Открытие и успешное изучение антигенов лейкоцитов (система HLA — Human Leucocyte Antigens), механизмов генетического контроля иммунного ответа и взаимодействия иммунокомпетентных клеток обогатили представление о развитии заболеваний. Сформировалась гипотеза о специфичности иммунитета, о распознавании клетками лимфоидной системы «своего «и «чужого», ставшая одним из центральных постулатов современной иммунологии. Со временем понятие иммунитет стало более обобщающим, включающим. Им все чаще стали обозначать механизмы контроля генетического, точнее фенотипического, постоянства внутренней среды организма, проявлений общего адаптационного синдрома. Различают конституциональный, или врожденный иммунитет, обозначающий генетически обусловленную устойчивость к возбудителям ряда заболеваний у определенных видов (видовой иммунитет) и приобретенный иммунитет. Приобретенный иммунитет — это специфическая реакция организма, осуществляемая-системой иммунитета в ответ на повторное воздействие чужеродных веществ и характеризующаяся появлением специфических рецепторов (антител и клеток), осуществляющих их выведение (элиминацию). Существует и эпидемиологическое понятие иммунитета — «коллективный иммунитет». Оно отражает иммунологические процессы, происходящие в коллективе, их развитие и динамику эпидемических заболеваний (В.И. Иоффе, 1968). Иммунологическая структура коллектива характеризует уровень восприимчивости к инфекциям. Универсология предлагает более широкую концепцию иммунитета, связанную с процессами адаптации. Иммунная система помогает адаптировать окружающий мир к внутренней среде организма, является связующим звеном между внешним и внутренним, между индивидуальным и общественным. Так и способность к адаптации в обществе. Если человек занимает свое место в жизни и приносит пользу окружающим, то он чувствует себя уверенным, здоровым и счастливым. Одним из необходимых условий адаптации является социальная индивидуализация — актуализация своих способностей в обществе, реализация своих талантов, формирование востребованности своего труда. Занимая не свое место, не осознавая своего призвания, человек создает вокруг себя постоянные конфликтные ситуации. Это можно сравнить с воспалением — патологической реакцией тканей на чужеродное вещество. Они таким способом реагируют на повреждающее воздействие патогенного фактора, пытаются изолировать агрессора и вывести его из организма. Точно так же окружающий мир отвечает на разрушающие действия дезадаптированного человека. Вот и получается, что «все вокруг жестоки, агрессивны», «никто не хочет идти навстречу», «помощи не дождешься». Одиночество — неизбежное следствие эгоизма. Поэтому следующим обязательным условием адаптации является интеграция. В каждом человеке заложено стремление к объединению. Оно обусловлено двойственной природой личности. В каждом мужчине есть женское зерно и в каждой женщине присутствует мужчина. Поэтому каждая женщина носит в себе образ любимого мужчины, и каждый мужчина ищет именно ту, которая соответствует его пониманию женщины. Таким образом, внутренняя поляризация притягивает к нам партнера, который больше всего нам подходит по внутренней сути для компенсации недостающих качеств и стимуляции развития. И эта закономерность касается не только отношения полов, но и любых других партнерских отношений. Поляризация и тенденция к объединению прослеживается на всех уровнях жизни; атомном, молекулярном, клеточном, социальном, общественном, космическом и т. д. Точно также и в организме — реакция иммунных клеток с антигенами рождает образование иммунных комплексов, нейтрализующих чужеродные частицы или повреждающих ткани организма. Организм может использовать чужеродные вещества, освобождаться от них или вступать с ними в борьбу. Вернемся к психологическим источникам болезней. С патологией иммунитета сопряжены различные формы дезадаптации. Нарушение психологической адаптации человека к окружающему миру проявляется по-разному: 1) в виде различных форм психологической защиты; 2) психосоматических заболеваний; 3) психотических состояний. 1) На уровне организма функцию защиты несет иммунная система, на уровне человека — различные механизмы сохранения целостности личности. Здоровый человек компенсацию своей односторонности ищет в активном взаимодействии с окружающим миром. Если он не в состоянии справиться с проблемой с помощью активных творческих отношений, то происходит уход от решения проблем, от действительности с помощью хитроумных психологических реакций (невротических механизмов). «Психологическая защита — неосознаваемый самообман с целью сохранения чувства достоинства, когда оно ущемляется, с целью сохранения стабильности, душевного равновесия, когда им нечто угрожает» [9]. С одной стороны, психологическая защита ограждает человека от разрушительной самокритики, самоосуждения, чувства вины, мук совести, от чувства несостоятельности, от комплексов — таким способом сохраняется целостность личности. А с другой стороны, защита замедляет развитие, процесс познания самого себя через общение с внешним миром, так как любая защита изолирует, ограничивает субъекта. «Психологическая защита оправдана, когда психотравматизирующие обстоятельства непреодолимы, а ситуации безвыходны и непереносимы. В целом же к психологической защите прибегают тем чаще, чем ниже уровень адаптивности…» [9] Научную теорию психологической защиты создал 3. Фрейд. «Развивая учение отца о психологической защите, Анна Фрейд (Freud, 1948) в своей книге «Я и механизмы защиты» выделяет девять ее форм: регрессию, подавление, реактивные образования, изоляцию, отрицание, обращение против себя, проекцию, интроекцию, реверсию, прибавляя к ним сублимацию как замену недосягаемого возможным и идентификацию со значимыми, авторитетными для личности людьми до такой степени, что «человек начинает жить жизнью другого» [9]. Механизмы защиты Рационализация — это оправдание своих мыслей, действий, подсознательных побуждений. Часто помогает сохранить уважение к себе, избежать ответственности и вины. Проекция — это приписывание другим собственных желаний, опасений, страхов. Отрицание — это стремление не принимать за реальность события, явно нежелательные для человека. Из-за этого возникает забывание некоторых неприятных событий и придумывание того, чего не было. Изоляция — это отделение себя от психотравмирующей ситуации и видение события так, как будто оно происходит с другим. Сублимация — это переключение агрессивных энергий и либидо на спор, игры, труд, творчество. Механизм сублимации есть основной источник творчества. Регрессия — это возврат к пройденным стадиям, примитивному уровню поведения и мышления. Требует повышенного внимания и опеки. Идентификация — это отождествление себя с другим лицом, обладающим тем качеством, которое отсутствует у этого человека. Вытеснение — это удаление из сознания в бессознательное побуждений к действию, чувств и мыслей, потенциально вызывающих напряжение (парадокс в том, что для удержания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии, а это тоже вызывает напряжение). Реактивные образования — это чувства, мысли и поведение, которые противопоставляются желаниям, влечениям и побуждениям. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, вежливое и преувеличенно слащавое поведение может скрывать враждебность. [23] В состоянии психологической защиты человек менее уязвим для болезней, так как она способствует погашению внутреннего конфликта, но при этом развитие личности катастрофически замедляется.
2) Иначе обстоит дело у личности с ослаблением защитных механизмов. Развивается ощутимый конфликт между различными уровнями сознания личности: 1. внутренний: • между реальными возможностями сегодняшнего дня и претензиями личности; • между установочной самооценкой, полученной в процессе воспитания и самооценкой сегодняшнего дня (конкретными результатами жизнедеятельности, которые говорят сами за себя); 2. внешний: • конфликт между внутренней самооценкой человека, вызванной его генетическими возможностями и оценкой окружающего мира; • между характером человека и социальной средой; • между высшими ценностями человека и общественной моралью. Важно отметить, что эта классификация условна. Разграничить внешний и внутренний конфликт в жизни невозможно, они взаимосвязаны и не существуют отдельно друг от друга, как два полюса одного явления. «Если по каким-либо причинам не удается справиться с угрожающим собственному существованию конфликтом чисто психическими средствами, т. е. не срабатывает первая линия обороны, подключается защита второго эшелона — соматизация, которая со временем может привести к структурным изменениям в том или ином органе (например, к язве желудка, бронхиальной астме, нейродермиту и т. п.). Это защита на психосоматическом уровне».[17] В целом формы поведения личности, страдающей психосоматическим конфликтом, по закону цикличности можно разделить на две основных группы: активной (экстравертной) и пассивной (интровертной). Каждая из них включает: а) свободную и б) вынужденную реакции. 1. Активная: а) свободная б) вынужденная 2. Пассивная: а) свободная б) вынужденная Свободной называется реакция, в которой поведение совпадает с темпераментом и характером и соответствует социальным требованиям. Вынужденной — форма поведения, обусловленная социальными требованиями, которая вступает в противоречие с темпераментом и характером человека, подавляя его натуру и вызывая внешний и (или) внутренний конфликт. Например, холерик, бурно негодующий по поводу оскорбления — это активная свободная форма реакции. А вот холерик, вынужденный в силу приличий подавлять в себе возмущение, — это пассивная вынужденная форма реакции. Такой ответ на события часто рождает заболевания (гипертоническую болезнь, инфаркт и т. д.). Меланхолик, поставленный в условия постоянно завышенных требований, пребывает в состоянии хронического стресса (дистресса), рождающего болезни. Крайние степени проявления активной и пассивной форм: агрессивно-протестная (экстравертно-вынужденная) и пассивно-оборонительная (интровертно-вынужденная) реакции. Обе реакции являются разрушительными для человека. Первая заставляет работать все системы организма в экстремальном стрессовом режиме, который ведет к преждевременному изнашиванию и старению. Второй тип поведения основан на подавлении, вытеснении психологических проблем до уровня тела — личность запрещает себе естественную для нее реакцию на внешние события. В результате, снова стресс — тело отвечает на соответствующие психические стремления патологическими реакциями. Но это не значит, что противоречия между возможностями и требованиями внешнего мира всегда выливаются в болезнь. Все зависит от того, сможет ли человек примирить свое понимание жизни с реальной действительностью. И тот, и другой тип поведения, способ взаимодействия с людьми характерен для людей с психосоматическими проблемами, в том числе с патологией иммунитета. Повышенная реактивность (аллергия) возникает, как правило, при подавлении стремления к активной жизни. Не случайно при аллергии повышен тонус парасимпатической системы, отвечающей за реакции организма в состоянии покоя, сна (неосознанное стремление к покою, стабильности, защищенности отражается на функциях организма). Постоянная борьба с собой и, как следствие, с окружающим миром (агрессивно-протестная реакция) ведет к истощению защитных механизмов, к слабости психических реакций, к снижению иммунного ответа (иммунодефицит). Так, например, по указаниям Ф. Александера, при экземе и нейродермите (аллергически обусловленных реакциях кожи) часто имеют место садомазохистские и эксгибиционистские тенденции (агрессивно-протестные формы поведения). Садомазохизм и эксгибиционизм относятся к проявлениям самодемонстрации, выпячивания ущербного «Я», внешней вульгарной компенсации подавленной натуры. Психоаналитические исследования показали, что важным фактором расчесывания, сопровождающего аллергические заболевания кожи, являются подавляемые агрессивные импульсы, которые вследствие чувства вины отклоняются от своей первоначальной цели и оборачиваются против самого человека [2]. У 92 % детей с кожной патологией отмечается акцентуации черт характера (лабильно-истерические — 29,7 %, эмоционально лабильные — 18,8 %, сенситивные — 13 %, истерические — 10,9 %, крайне редко астено-невротические, лабильно-сенситивные и др.) [4] Чем больше событий и явлений может вместить в себя сознание индивидуума без отторжения, чем выше уровень адаптации и интеграции с окружающим, тем выше устойчивость (толерантность) к инфекциям, которые не воспринимаются как чужеродные. Организм мирно сосуществует с ними. Например, антитела к вирусу простого герпеса обнаруживаются в крови 90–92 % людей, а клинические проявления возникают лишь у 15–20 % заразившихся. Значит, остальные 70–80 % могут мирно сосуществовать с вирусом (способны к компромиссным решениям на уровне психики).
3) Современные психоаналитики выделяют еще и третий уровень защиты — психотическое симптомообразование, прорыв границы сознательного и бессознательного, что приводит к дезорганизации психики, высокому уровню дезадаптации человека в обществе. Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что развитие патологии носит сложный многоступенчатый характер: от психологических отклонений, через невротические реакции к развитию телесных недугов (соматизация). Одним из очень тяжелых исходов внутренних противоречий являются психотические реакции, ведущие к дезорганизации личности, разрушению психической защиты личности. Чем больше в характере человека проблем, тем больше защитных психологических механизмов требуется ему для сохранения целостности личности (своеобразная внутренняя реабилитация). Тем сильнее искушение обвинить в проступке ближнего вместо того, чтобы поискать причину неудач в себе. Таким образом, психологическая защита обеспечивает отсрочку, временно стабилизируя состояние психики, и одновременно, в какой-то степени, оберегает окружающих от агрессивного воздействия пороков личности. Враждебность к окружающим рождается вследствие внутреннего конфликта. Следовательно, избавиться от защиты можно, работая над внутренним содержанием и одновременно активно выстраивая творческие отношения с окружающими людьми вовне. Таким образом, иммунитет неразрывно связан с мировоззрением. Мировоззрение, основанное на знании универсальных закономерностей и направленное на объединение с окружающим миром, позволяет человеку бескризисно преодолевать переходные, трансформирующие процессы в жизни, помогает выбирать наиболее эффективный путь развития и постоянно расширять свое сознание. Одним из проявлений системного мировоззрения является конструктивное отношение к болезни. Глобальное, философское предназначение болезни состоит не столько в наказании, сколько в предоставлении возможности через напряжение выйти в новое качество. В соответствии с концепцией системологии сердечно-сосудистая система как главная связующая и питающая система организма соответствуют по своим функциям IV уровню системных отношений — уровню социальной индивидуализации, адаптации, интеграции; уровню переориентации личностных интересов на общественные. Т. к. большая часть компонентов системы иммунитета находится в крови — основной гуморальной среде организма, то понятие иммунитета также относится к этому уровню общественных отношений. Неслучайно отзывчивого, доброго, открытого человека принято называть сердечным. Окружающий мир — наше зеркало, которое демонстрирует наши скрытые мотивы. Если мы преследуем только собственные интересы, вокруг нас, откуда ни возьмись, появляются: деспотичный начальник, жадный партнер, невнимательный супруг, неверный друг. Они показывают нам, что сокрыто у нас внутри под маской приличия. Обстоятельства помогают нам вскрыть свои нерешенные проблемы, обнаружить вытесненные желания и побуждения. Помогают лучше узнать себя и преобразовать свой внутренний мир. Если желание помогать другим превышает эгоистические интересы, если умение жертвовать ради других собственными удобствами и благами становится нормой жизни, то окружающий мир сторицей возвращает нам любовь и заботу (не обязательно в лице тех, кому мы ее подарили). Отпадает необходимость в воинственности, агрессии — рождается любовь. Эти закономерности подтверждаются примерами из жизни: оптимистичные, успешные люди реже болеют; врачи и медсестры, ухаживающие за больными во время эпидемий, подвержены не столь высокому риску заболевания по сравнению с принимающими помощь. Итак, психологическим эквивалентом иммунитета является способность к социальной адаптации. Если субъект толерантно (бесконфликтно) с любовью воспринимает окружающий мир, то и внешний мир не входит в противоречие с субъектом. Но согласованность, партнерство, дружба, любовь возникают не вдруг. Для их формирования нужно следовать определенным правила, законам общежития. Если человек соблюдает их, то он успешно преодолевает любой конфликт. А напряжение неизбежно возникает, т. к. люди отличаются друг от друга и для согласования интересов необходимо чем- то жертвовать. Умение жертвовать своим временем, вниманием, средствами говорит о высоком уровне развития личности. Таким образом, каждый человек, работая над своим развитием, в состоянии повлиять на иммунные процессы, происходящие в организме, укрепляя свое здоровье и улучшая качество жизни.
Date: 2015-07-22; view: 490; Нарушение авторских прав |