Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция Ананьева-Пригожина 3 page





Максимальный эффект приносит сочетание этих вариантов.

2) Основным критерием направленности развития (инволюция или эволюция) являются используемые источники энергии.

Пытаясь излечиться от недуга, подавляющее большинство людей пользуются внешними источниками энергии: лекарствами, добавками, различными лечебными приборами, надеясь, что не придется прикладывать усилий по преодолению привычных стереотипов поведения, изменению образа жизни, ведущих к развитию заболеваний. Но истинного выздоровления достигают лишь тот, кому удается сочетать внешние стимулы с активизацией внутренних резервов организма, преодолеть себя, изменить сознание, найти смысл жизни и стать более открытым людям. Хотелось бы подчеркнуть, что выбор пути осуществляется по степени готовности к работе над собой.

Внешняя помощь, не сопровождающаяся внутренней работой, влечет за собой формирование зависимости. По закону сохранения энергии то, что взял нужно вернуть. Откуда черпает энергию целитель, освобождающий человека от болезни? Каким способом человек собирается ее вернуть? С каким мотивом целитель приступает к лечению? Не удлиняет ли свой путь тот, кто взял в долг и ничего не предложил взамен? В эпоху денежных отношений обмен энергией осуществляется с помощью оплаты. Но что изменяется в жизни человека? Не пытается ли он уйти от истинного разрешения проблемы, отраженной в болезни?

Современные способы лечения приносят чаще всего быстрое облегчение состояния. Но любой мыслящий и наблюдающий за пациентами врач может заметить, что болезнь, отступившая на время под воздействием лекарств, возвращается вновь в другие органы и системы. Происходит вытеснение, «путешествие» патологии по телу. Является ли это решением проблемы, вызвавшей патологию?

Кроме того, методы, требующие постоянного введения веществ извне, привязывают человека к их источнику. Зависимость от врача, экстрасенса, от лекарств и т. п. ограничивает личные потенциалы, лишает свободы действий и отдаляет принятие ответственности за свое здоровье на себя. Чем выше уровень целителя, тем эффективнее происходит раскрытие внутренних резервов и растет самостоятельность пациента. Путь активизации внутренних резервов гораздо сложнее, но плодотворнее и надежнее. Кроме того, самое главное — он освобождает от внешней зависимости, предоставляет истинную свободу.

Диалектические причины возникновения болезни

• Болезнь — это крайняя степень поляризации внутренних и внешних проблем человека. Она возникает в точке выбора пути развития и является показателем выбора неэффективного пути. Служит сигналом о необходимости перестройки поведения, образа жизни и, в лучшем случае, может стать отправной точкой, стимулом к оздоровлению образа жизни.

• Основной и глобальной причиной болезни служит внутренний и внешний конфликт, вызванный диалектическим стремлением сознания к поляризации, к разделению объектов и явлений на полярности: плохое и хорошее, духовное и материальное, хаотичное и упорядоченное. И это же стремление является главным уроком развития, который заключается в объединении разрозненного и в достижении единства с окружающим миром.

• Человек является продуктом системных отношений, и его жизненная энергия определяется количеством и качеством связей, которые он способен сформировать и поддерживать в окружающем пространстве на разных уровнях бытия за определенное время. При этом болезнь проявляется как результат неумения выстраивать и сохранять не только одноуровневые (тактические), но и иерархические (стратегические) связи; неумения формировать новое пространство жизни. Формируя новое пространство жизни, человек объединяется с окружающим миром ради совместного творчества. При этом важно сохранять связи с прошлым, используя предшествующие достижения, накопленный опыт, и выстраивать перспективы, прокладывая путь в будущее, что создает преемственность времен и непрерывность бытия. Нарушение связей ведет к изоляции, а значит, к болезни.

• Болезнь как неполнота развития возникает на разных уровнях жизни: физическом, эмоционально-сенситивном, мыслительно-когнитивном, социальном, креативно-коллективном, общественном, мировоззренческом. Болезни человека являются отражением несовершенства процессов развития, происходящих в различных сферах жизни человечества: в семье, коллективе, обществе, государстве, на международном уровне и на планете в целом и свидетельствуют об односторонности жизнедеятельности.

При этом болезнь является признаком несостоятельности — возникает ограничение различных сторон жизнедеятельности. С другой стороны, болезнь является неосознанным поводом к освобождению себя от ответственности за активную работу над своей дальнейшей судьбой, «уважительной причиной», своеобразным пропуском в мир льготных условий. Действительно, общество автоматически снижает уровень требований к больному человеку (особенно страдающему хроническими заболеваниями), предоставляя ему ряд привилегий (больничные листы, льготы, инвалидность, уход медиков и родственников), тем самым усугубляя пассивную жизненную позицию и провоцируя нежелание осознавать причины своей односторонности. Получая, таким образом, исключительный социальный статус, больной человек незаметно для себя и окружающих добивается доминантного (исключительного) положения, но не упорным трудом, а немощным состоянием. При этом в большинстве случаев это происходит неосознанно как со стороны больного, так и со стороны окружающих. Задача настоящего целителя состоит в том, чтобы предупредить эту ситуацию, демонстрируя здоровую модель отношений, и помочь в осознании своей жизненной позиции.


 

Болезни многослойны и обусловлены генотипом, психотипом и архетипом человека.

1. Генотип — это совокупность всех имеющихся в организме факторов наследственности (ядерных и внеядерных). Являясь основой формирования организма, генотипические факторы под воздействием ноосферных, средовых особенностей формируют индивидуальный фенотип. Болезни развиваются на основе определенного генотипа и зависят от конституции и темперамента — анатомических и нейрофизиологических проявлений генотипа. В основе каждой болезни лежит генетическая предрасположенность, манифестация которой в виде болезни вероятна при искаженных проявлениях темперамента и психотипа.

Так, например, лица астенической конституции, склонные к подавлению своего стремления к зависимости, наиболее предрасположены к язвенной болезни. Зависимость проявляется как в виде стремления к доминированию, так и в виде стремления к подчинению. Соответственно, выделяют гиперактивный и пассивный типы. Гиперактивный язвенный тип сознательно отвергает свое желание зависимости. Эти больные заботятся о других, стараются быть лидерами, выглядеть сильными, постоянно ищут успеха. Таким поведением они пытаются компенсировать внутреннюю неуверенность и беззащитность. Внутреннее сопротивление, возникающее при этом, вызывает постоянный стресс, ведущий к образованию язвы. При пассивном типе больные наслаждаются преимуществами зависимости и не предпринимают шагов к самостоятельности, боясь проявлять свои скрытые лидерские способности. Таким образом, в данном примере болезнь — следствие противоречия между типом темперамента, сформированной линией поведения и стремлением к определенному социальному статусу.

2. Психотип — это индивидуальное социотипическое поведение человека в системе его отношений с внешним и внутренним миром, поэтапно формируемое посредством определенной формы отношений с окружающим миром. Болезни свидетельствуют о нарушениях в системе человек-окружающий мир.

Практически все приобретенные болезни возникают на почве социальной нереализованности личности. Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что начало большинства заболеваний приходится на возраст предполагаемой социальной зрелости (28–56 лет), когда происходит переход от личностных приоритетов к социальным и формируется система социальных отношений.


3. Архетип — «общечеловеческая наследственность», сфера коллективного-бессознательного, включающая в себя аспекты духовного наследия человеческой эволюции. Отражает особенности культурно-исторического опыта развития человечества. Поэтому болезни, связанные с общечеловеческим опытом развития часто носят массовый характер (эпидемии, пандемии).

Например, сахарный диабет на сегодняшний день признан неинфекционной эпидемией, т. к. охватывает более 2 % населения земного шара. Психосоматической фабулой возникновения диабета является потребительская жизненная позиция, которая в современном обществе, к сожалению, стала массовой общественной тенденцией. Болезни, свойственные определенным расам и национальностям также отражают несовершенство их опыта развития, являясь архетипическими символами их ошибок.

 

• Болезнь возникает вследствие нарушения циклических процессов на уровне личности, социума и общества.

1. В любом жизненном цикле при задержке на фазе познания в ущерб преобразовательной фазе (не только познавать, но и преобразовывать; не только наблюдать, но и творить).

2. Вследствие несоответствия ритма жизни уровню творческих возрастных задач, запаздывания реализации программы жизни, соответствующей определенному возрасту, что ведет к ощущению социальной несостоятельности.

3. Вследствие несоответствия ритма жизни уровню современных требований общества, чем определяется актуальность жизнедеятельности.

 

• Болезнь — следствие выбора наименее эффективного пути развития. Существуют как минимум три прогрессивных и один регрессивный вариант выбора дальнейшего развития:

1. сохранение прежней формы жизни, возвращение к знакомым, пройденным этапам с целью их совершенствования (экстенсивный путь);

2. интеграция — выход на качественно новый уровень отношений с окружающим миром: использование прежних связей для формирования новых, поиск контактов (смешанный путь);

3. формирование нового пространства жизни посредством управления условиями своего развития: используя прогнозирование и моделирование условий своего развития (интенсивный путь);

4. регресс — откат в прошлое, до уровня, лежащего за пределами настоящего цикла (так называемое грехопадение после искушения).

Последний путь наиболее часто приводит к болезни (душевной или физической), т. к. в этой ситуации человек полностью лишается эволюционной мотивации к развитию. Человек получает важный жизненный опыт на любом пути, но, выбирая экстенсивный путь (привычный путь, путь наименьшего сопротивления), человек теряет бесценное время, выделенное ему для накопления качественно нового опыта развития, что в конечном итоге приводит к отставанию от темпов развития современной эпохи, к неактуальности и невостребованности, а значит, к одиночеству. Чем выше осознанность своего соучастия в современных событиях и степень управления своей жизнью, тем меньшее время требуется для творческой организации жизненного пространства. Человек сам выбирает, как ему жить: плыть по течению и подчиняться воле рока либо творить свою судьбу, согласуя свою жизнь с ритмами современной эпохи.


Сознание и бытие взаимообусловлены, существуют относительно одновременно и определяют друг друга. Если конфликт кроется в сознании, он обязательно проявляется в материи. Если природа конфликта материальна, она обязательно влияет на сознание. Психологический конфликт является причиной соматического заболевания, а соматическое заболевание влияет на развитие психики, что составляет порочный круг.

Системный подход к здоровью

Системный подход в настоящее время во всех отраслях знания считается наиболее перспективным и расценивается как магистральное развитие науки. О принципе системности впервые сказал Аристотель: «Целое больше суммы его частей». Учение Аристотеля основано на школе Платона, где преподавалось знание о целесообразности развития и тройственности его организации (дух-душа-тело). У Демокрита он заимствовал путь поиска раскрытия причины. Аристотель разработал и предложил концепцию 4-х первопричин: материи, формы организующей ее, движения, целеполагания. Эти первопричины стали основой его учения о системе единого живого организма, включающего все царства природы.

Философские исследования систем связаны с именами Э.Б. Кондильяка («О системах», 1749), Гольбаха («Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», 1770), И. Канта («Критика чистого разума»), Фихте («Наукоучение»), Гегеля.

Наибольшая известность принадлежит созданной Л. фон Берталанфи общей теории систем в 30-е годы.

В конце 40-х — начале 50-х годов получает развитие еще одна системная наука — кибернетика, связанная с деятельностью Н. Винера. Идеи развиваются в работах А.И. Вейника («Термодинамика»).

Во второй половине 70-х и 80-х годов круг системологических исследований расширяется на всю область естественных наук и охватывает практически все явления природы, от уровня простейших организмов до Вселенной.

В конце XX века бурно развивается синергетика — обобщающая наука, представляющая проекцию системологических взглядов на область неравновесных и необратимых процессов (к которым относятся большинство природных процессов). «Сегодня ее интерес сместился в сторону неравновесных систем, взаимодействующих со средой и обменивающийся с ней потоками энтропии… Важнейшим следствием этой ситуации является возможность переноса нового теоретического инструментария, разрабатываемого в математической физике, в биологию и социально-гуманитарные науки» (И. Пригожин, цит. по [27], стр. 57).

Универсологическая концепция, основанная на междисциплинарном синтезе наук и мировой культуры, представляет универсальные модели развития, позволяющие оптимизировать развитие и прогнозировать деятельность общества и жизнь человека во всех областях (В.А. Поляков).

Таким образом, развитие системного мировоззрения завершается в наше время становлением метанаучной системной идеологии.

Причинно-системный подход к здоровью основывается на следующих тезисах:

Здоровье — системное, многоуровневое понятие. Имеет структурную и динамическую составляющие, которые взаимообусловлены и неразрывно связаны.

Рассмотрим путь формирования здоровой индивидуальности.

Человек, рождаясь, приходит на землю в определенный период времени:

— в определенную эпоху, которая имеет конкретную общественно-историческую миссию;

— в определенный период развития общества с характерными для него межгосударственными связями, социально-экономическими и политическими условиями;

— в определенный момент развития социо-культурной среды с ее этическими нормами и правилами жизни.


Рис. 10. Основные характеристики человека

 

Под воздействием вышеперечисленных архетипических (социально-исторических) факторов индивид, обладающий определенным генотипом, превращается в личность, а затем в индивидуальность. Только на уровне индивидуальности, пройдя определенные этапы социогенеза, человек способен вместить в себя архетипический опыт современников и стать полноценным сыном или дочерью своего времени, т. е по-настоящему здоровым человеком. Стремление к беспредельной интеграции с окружающим миром приводит к возникновению триады развития: индивид-личность-индивидуальность (по терминологии классической психологии), генотип-психотип-архетип (по терминологии психосистемологии), тело-душа-дух (в соответствии с воззрениями античной философии).

Рассмотрим тройственные аспекты формирования здоровья. Генотип — совокупность наследственных свойств организма, определяющая его развитие наряду со средовыми и ноосферными факторами. Одной из динамических составляющих генотипа является темперамент — совокупность свойств, определяющих динамические аспекты поведения личности, обусловленные силой, скоростью и подвижностью нервных процессов в организме. На основе темперамента в ходе социогенеза формируется характер (результат взаимодействия человека и окружающего мира). Понятию личности в психосистемологии соответствует понятие психотипа. Психотип — это индивидуальное социотипическое поведение человека в системе отношений его с внешним и внутренним миром, поэтапно формируемый посредством определенной формы взаимодействия с окружающим миром.

Все вышеперечисленные образования оказывают непосредственное влияние на состояние физического, психического и социального благополучия.

Например, генотип в медицинском понимании этого термина обусловливает предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Особенности формирования психотипа также влияют на здоровье. Противоречия между особенностями врожденного темперамента человека и социо-культурной среды, в которой он вырос, ведут к постоянному психологическому конфликту. Подобное противостояние может привести к различным результатам. При условии высокого внутреннего потенциала и благоприятного окружения, когда ребенок с ранних лет встречает любовь, понимание и поддержку близких, формируется творческая личность, умеющая отстаивать свою позицию и одновременно согласовывать свои интересы с целями окружающих и адаптироваться в любых условиях. В противном случае, при отсутствии понимания, критическом отношении, осуждении включаются различные механизмы защиты, которые становятся первым шагом к возникновению заболеваний. Формы защиты определяются предшествующим опытом развития и зависят от психического потенциала личности, от предрасположенности к различным патологическим типам поведения (генотип), от мотивации к развитию (психотип) и от бессознательного стремления следовать стереотипам общественной среды (архетип).

К различным формам защиты личности от внешнего отвергаемого влияния в процессе социогенеза можно отнести:

• обратимые защитные типы поведения, компенсирующие неполноценность личности (отрицание, проекция, регрессия, вытеснение и т. д.);

• невротические механизмы защиты как снижение преобразовательного потенциала личности до нежелания что-либо изменять в своей жизни (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний);

• психосоматические заболевания как результат неосознанного вытеснения психологических проблем;

• психотические механизмы, ведущие к серьезным патологическим изменениям личности, к разрыву между внутренним миром человека и его социальной функцией.

Итак, структура здоровья представляет собой диалектическую тройственность: субъект-взаимосвязь-объект. Человек — продукт системных отношений. Поэтому социальное благополучие необходимо для полноценной жизни и формирования истинного здоровья (см. рис. 7).

Человек — сложная многоуровневая биопсихосоциальная система, которой свойственны: 1) нейрофизиологические, биологические функции (обусловленные генотипом); бессознательные функции (центральные Я-функции), связанные с архетипическими образами; 2) подсознательные функции (интериоризированные образы объектов, отношений, эмоциональных состояний); 3) вторичные сознательные функции, которые определяют содержание способностей и навыков человека. Трансформация и развитие личности происходит через выведение бессознательных и подсознательных функций в сознание и проявление их в жизни.

Закон аналогий, проявленный в микро- и макромире, позволяет предположить, что закономерности формирования психики связаны с особенностями построения тела человека в период эмбриогенеза. Последовательное формирование вышеперечисленных психических функций позволяет связать их с последовательным развитием трех зародышевых листков в организме человека, что открывает широкие перспективы для дальнейших психосоматических исследований.

I зародышевый листок-эктодерма, из которой развивается нервная система, нейрогипофиз, гипоталамус, шишковидная железа, мозговое вещество надпочечников и кожа. Соответствует поведенческой реализации психических функций (нервная система) и их внешней репрезентации через кожу (внешнюю границу тела).

II листок — энтодерма, из которой развивается желудочно-кишечный тракт, печень, дыхательная система, поджелудочная, вилочковая, щитовидные и паращитовидные железы, а также аденогипофиз. Соответствует подсознательным функциям — интериоризации объектов, отношений и эмоций (пищеварение и дыхание). Связаны с эмоциональным и мотивационным возбуждением.

III листок — мезодерма, из которого развиваются: половые железы, корковое вещество надпочечников, опорно-двигательная система, соединительные ткани организма, кровь, лимфа. Соответствует бессознательным функциям (агрессия, страх, сексуальность, нарциссизм, внутреннее и внешнее Я-ограничения), отражает глубинные образы и архетипические стремления.


Рис. 11. Связь психических функций с зародышевыми листками организма человека

 

Интересно, что в медицине еще Гиппократ обратил внимание на динамическое развитие болезни снаружи внутрь, так называемая централизация патологии, от производных эктодермы, к производным энтодермы и мезодермы: от кожи, к поражению внутренних органов (желудочно-кишечного тракта, легких, печени), а затем к глубоким внутренним структурам (лимфатической системе, костям). Поражения структур, происходящих из III зародышевого листка, наименее благоприятны, труднее всего поддается лечению и практически необратимы. Наиболее очевидно это на примере сифилиса — заболевания, унесшего сотни тысяч жизней. Заражение происходит через кровь (сексуальные инстинкты бессознательны и являются наиболее древними и неосознанными). Через некоторое время появляется сыпь, которая самопроизвольно проходит. Исчезновение сыпи свидетельствует об усугублении патологии, о поражении внутренних органов. В заключительных стадиях заболевания поражается периферическая нервная система, опорно-двигательный аппарат, глубокие структуры мозга. Идею обратного развития заболеваний изнутри кнаружи выдвинули и развили гомеопаты (С. Ганеман, К. Геринг). В благоприятных случаях таким способом происходит самоизлечение. Таким образом, перемещение патологии по организму предсказуемо, и процесс излечения имеет явное направление — от внутренних мезодермальных структур к внешним эктодермальным. Природа подсказывает, что лечение заключается в увеличении степени сознательности, в выведении проблемы из сферы бессознательного в сознание.

К вопросу о связи в происхождении функций психики и зародышевых листков. Не случайно кровь (производное мезодермы) и общественные процессы, связанные с ней, являются отражением архетипических образов и стремлений. Взять хотя бы многочисленные ритуалы и явления, связанные с кровью: кровосмешения, жертвоприношения, братоубийственные войны. Наиболее опасное заболевание, несущее смерть миллионам людей — СПИД, также передается через кровь. Экологические преступления, связанные с искусственным повышением уровня радиации; научные эксперименты, организуемые военно-промышленным комплексом, часто заканчиваются поражением крови и костного мозга. Во всех этих случаях имеет место нарушение базисной психической функции — инстинкта самосохранения. Можно предположить, что в основе этого явления лежит непонимание перспектив развития, смысла жизни и развития. Может быть, природа таким способом призывает человека к ответственности за сохранение жизни на земле. Следовательно, заболевания крови, особенно наследственно детерминированные, являются отражением нарушений в бессознательной сфере психики и требуют кардинальных изменений не только в психике отдельно взятого человека, но и в общественном сознании.

Социальная среда (объект) выступает по отношению к индивиду (субъекту) системой, определяющей параметры его развития и полем его целеориентированной деятельности. Поэтому здоровье (состояние полноценности) субъекта (человека) зависит от его целостности, единства и общности с объектом (средой), т. е. от умения формировать связи, поддерживающие состояние динамического равновесия с окружающим пространством.

Объект (социальная среда) и субъект (индивид) имеют тройственную структуру. Развитие субъекта (личности) происходит на физическом, эмоционально-сенситивном и ментально-когнитивном уровнях. Объектные отношения (социальная среда) выстраиваются на социально-креативном уровне, на уровне межколлективной и межобщественной креативно-причинной интеграции. Их связывает переходный процесс (уровень социальной индивидуализации). В целом субъект-объектные отношения имеют семиуровневую структуру: тройственный объект — переходный процесс — тройственный субъект.

Таким образом, в общественных связях имеют место

Семь уровней системных отношений

I. Психофизический уровень системных отношений

Основная цель системных отношений — единение в более совершенную систему посредством проявления всех способностей человека в конкретных жизненных обстоятельствах. Отношение к материальным ценностям, отношение к здоровью, гигиена тела, управление своим телом, правильное питание, организация своего быта.

II. Межличностный уровень системных отношений (система взаимодействия «человек и человек»)

Этот уровень характеризует способность человека проявлять и контролировать свои эмоции, чувства, желания. Умение человека контактировать, отзываться на вибрации окружающего мира, все виды эмоциональных реакций, все виды человеческих отношений, чувствительность к окружающему миру (ощущение его), осознание красоты природы.

III. Ментальный уровень (деятельностный, профессиональный)

Индивидуальное творчество. Умение мыслить, концентрировать мысль, способность управлять обстоятельствами, умение планировать свою деятельность, проявленную в индивидуальном творчестве, способность развивать моторную и сенсомоторную память. Активность и динамизм в реализации своих планов. Управление всеми видами своего проявления, материальными факторами жизни, эмоциями. Упорство в достижении цели, способность к ее реализации, практичность.

IV. Коллективный, социальный уровень (переориентация личности с акцента «для себя» на социальные приоритеты)

Переходный уровень от коллективно-бессознательного к коллективно-сознательному. Проявление гармонии через конфликт с точки зрения больших систем, свобода выбора между личным и общим благом. Способность человека к интеграции с позиции сотворчества для создания нового и умение подчинить свои личные цели целям группы людей, коллектива, общества. Чувство коллективизма, трудового единства. Всестороннее приятие обстоятельств, ситуаций, людей, окружающего мира как большей системы и мудрость преобразовательной активности. Понимание важности объединения для общественно-полезных целей. Напряжение как источник и стимул к развитию.

V. Социально-креативный уровень (групповое сознание, характеризуемое высшими ценностными ориентирами)

Способности человека к систематизации, структуризации взаимодействий. Формирование системы коллективных ориентиров. Ответственность, самодисциплина в групповом творчестве. Групповое творчество как наиболее эффективный путь развития. Способность объемно, системно мыслить, синтезирующая способность мышления. Способность к реализации знаний, накопленных личностью, и ее способность использовать опыт, общечеловеческие знания.

VI. Уровень общественного сознания (межколлективная креативно-причинная интеграция)

Способность к служению обществу во имя высших ценностных ориентиров развития. Способность проявить принцип Любви и Мудрости в действии как применение общих закономерностей развития в жизни. Жажда познания мира с целью практического применения познанного, осознание миссии развития человека.

Способность к интеграции человека через коллектив с другими коллективами, что формирует общественные отношения.

VII. Уровень общечеловеческого сознания (межобщественная креативно-причинная интеграция)

Мировоззрение. Осознание человеком себя частью единого природного планетного организма. Построение триединства и целостности жизни на Земле; Я-коллектив-общество. Понимание и принятие эволюционной цели и пути развития планетного человечества. Способность человека участвовать в формировании условий создания нового общества. Понимание непрерывности, цикличности и беспредельности развития. Принятие целевых установок развития большей системы жизни и понимание цели развития человека как неотъемлемой части большей системы.

Таким образом, мы получаем возможность проследить соотношение уровня развития человека как развивающейся системы жизни с уровнем развития его сознания и системы отношений в процессе жизненного пути [23].

В психике человека существует

Семь базисных уровней достижения акме (вершины развития):

1-й уровень. Психофизическое развитие человека.

2-й. Эмоционально-сенситивное развитие человека.

3-й. Ментально-когнитивное развитие человека.

4-й. Факторы и стимулы совершенствования и развития человека.

5-й. Коллективное творчество: профессиональная зрелость и развитие творческого созидания человека в окружающем мире.

6-й. Ценности культуры личности: творчески-креативное развитие человека.

7-й. Мировоззрение: целеориентированное развитие человека.

В организме существуют

Семь основных желез, определяющих работу внутренних органов:

1. Шишковидная железа (связана с работой центральной нервной системы).

2. Гипофиз (подкорковые структуры головного мозга и периферическая нервная система; опорно-двигательный аппарат; органы чувств).

3. Щитовидная железа (дыхательная система).

4. Вилочковая железа (сердечно-сосудистая, кровеносная система; печень; селезенка).

5. Поджелудочная железа (система пищеварения, печень).

6. Половые железы (половые органы; средняя часть кишечника).

7. Надпочечники (почки, мочевыделительная система, нижняя часть кишечника).







Date: 2015-07-22; view: 1411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию