Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция Ананьева-Пригожина 1 page
Исходит из того, что энтропия (хаос) во Вселенной все время увеличивается. Однако этому противостоят живые системы и общий универсальный механизм упорядочивания (по универсологической концепции — универсальные законы развития). И. Пригожин выявил основную особенность термодинамики необратимых процессов в открытой системе, находящейся вдали от равновесия (в нелинейной области). Эта особенность состоит в способности удерживать «неравновесное равновесие», то есть диссипировать (совершать колебания около точки равновесия). Такое равновесие называется диссипативным. Его отличает динамическое постоянство состояния системы, получаемое через изменение ее колебательных состояний. Точка диссипативного равновесия снижает поток энтропии, идущий извне и изнутри. Под нелинейностью понимается отступление от пропорциональной (описываемой линейными функциями и уравнениями) зависимости между причиной и следствием. Нелинейная связь между явлениями имеет более сложный характер (описываемый нелинейными функциями и уравнениями). Нелинейность означает, во-первых, что малые по своим масштабам события могут породить грандиозные последствия. Во-вторых, для нелинейных процессов характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим (начальными условиями). Математически это выражается в том, что нелинейные уравнения при некоторых критических условиях приводят не к одному, а к нескольким решениям. Это означает, что в критической точке возникают различные варианты последующего хода событий, различные альтернативы пути дальнейшей эволюции системы. Точка бифуркации — это точка ветвления, развилка, в ней система должна сделать выбор направления, по которому пойдет ее эволюция. Принципиальное развитие общества от природных систем состоит в том, что выбор пути зависит от субъективного фактора — воли, сознания, разума людей. Существуют бифуркационные траектории, которые ведут систему к устойчивому состоянию. Такие состояния по этой теории называются аттракторами. Аттрактор — устойчивое состояние, к которому направляется эволюция системы. Аттрактор выступает как предельное, конечное для выбранного варианта эволюции состояние, по отношению к которому другие состояния являются переходными, промежуточными. По мнению Ананьева, заболевание развивается на базе генетических предпосылок, которые выполняют предрасполагающую функцию. Психосоматические болезни являются следствием формирования и постоянной актуализации «структурных аттракторов болезни». Стержнем концепции психосоматической медицины становится формула: САБ = (а, b) (с, d), где САБ — «структурный аттрактор болезни»; а — конституционально-генетический фактор; b — перенесенные заболевания детства, усиливающие ранимость органов или систем; с — условия воспитания, перенесенные психотравмирующие ситуации; d — личностные особенности дискретного типа. Таким образом, заболевание — онтогенетический адаптационно-компенсаторный психосоматический процесс. А здоровье — процесс динамического равновесия адаптационных и компенсаторных механизмов. Автор подчеркивает важность наличия условий перехода — «скачков» адаптационно-компенсаторных возможностей в точках бифуркации. Если они происходят дискретно, формируется болезнь. Обострение заболеваний — многоуровневая дезадаптация, ремиссия — включение механизмов компенсации более высокого уровня, чем предыдущий. Выйти в ремиссию можно: 1) изменив отношение к болезни, вернувшись к модели здорового реагирования; 2) реально изменив ситуацию к лучшему (рост сознания). Для изменения ситуации в точке бифуркации необходимы «триггерная» функция (толчок) и модулирующая, направляющая из точки бифуркации в благоприятное русло. Таким образом, различные направления психосоматики вносят свой вклад в целостное представление о человеке, о его психическом и физическом здоровье. Каждое из них обогащает нас представлениями о миропостроении и различными методами психологической и психотерапевтической помощи в лечении и предупреждении заболеваний. Опираясь на концепцию целостности и системной организации любых форм жизни, универсальности миропостроения, Универсология предлагает моделирование здорового образа жизни на основе четырех универсальных моделей: 1-я модель. Согласование уровней иерархии в системном комплексе: 1. подсистема-система-метасистема (например, семья-коллектив-предприятие-общество-человечество-планета); 2. аттракции (метод аттракторов как множество точек — целей, к которым приближается траектория развития после затухания переходных процессов, характеризуя переход количественных накоплений на качественно новый уровень формирования систем) [23] (рис. 2).
Рис. 2. Универсальная модель аттракции
2-я модель. Поэтапное формирование системы отношений, определяющей роль члена коллектива, его место в производственном цикле и его вклад в общее дело (рис. 3).
Рис. 3. Модель поэтапного развития субъекта в системном комплексе
3-я модель. Матричное межсистемное прогнозирование: изучение существующей системы отношений в коллективе, раскрытие причин межличностных конфликтов (указанная модель не рассматривается в данной книге, т. к. представляет интерес для отдельного исследования и описания).
Рис. 4. Модель матричного прогнозирования
4-я модель. Схема (само)управления, согласование функций подразделений [23].
Рис. 5. Универсальная модель самоуправления — организация субъектом психологического пространства в системном комплексе
Данные модели являются оптимальными схемами адаптации человека к социальным условиям на разных уровнях и этапах жизни. Их применение обеспечивает понимание перспектив своего и общественного развития, мягкий вход в любую систему жизни, бескризисное (осознанное) преодоление переходных зон развития и управление условиями своего развития. Все это в совокупности обеспечивает состояние физического, психического, социального и духовного благополучия. Человек сам становится творцом своего здоровья. В зависимости от подходов к причинности психосоматических заболеваний существуют различные лечебно-профилактические методики: обучающие процедуры (аутотренинг, телесно-ориентированные методики), психотерапевтические беседы, рекомендации бихевиоральной (поведенческой терапии); применение философски-ориентированных психотерапий типа логотерапии. Наиболее целостным является метод кардинальной психотерапии, основанной на причинно-системном подходе к жизни и оздоровлению человека. Метод кардинальной психодиагностики, с одной стороны, может служить экспресс методом, позволяющим без значительного оснащения и за короткий промежуток времени: 1. определить наиболее уязвимое звено в организме человека (органы-мишени выявляются с помощью количественной и качественной оценки индивидуальных потенциалов развития); 2. выявить причины конфликтов в межличностных и коллективных отношениях; найти свое место в общем деле; 3. согласовать свои цели с целями других систем, как меньших, так и больших; 4. найти наиболее эффективный (бескризисный) путь развития. С другой стороны — это радикальный метод психокоррекции образа жизни и мировоззрения, приводящего к заболеваниям, травмам, стрессам; метод, позволяющий личности раскрыть и применить врожденные способности и занять достойное место в обществе. Методы кардинальной психодиагностики и психотерапии освещаются в специальных руководствах. Необходимо вначале помочь человеку точно осознать природу имеющегося у него болезненного состояния, а затем снабдить его средствами для лечения. По мнению американских специалистов Эверли и Розенфельда, главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в представлении ему информации о сущности психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную и отрицательную роли, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний; о той активной роли, которую сам пациент играет в развитии и лечении чрезмерного стресса [Тигранян Р.К. Стресс и его значение для организма — М: Наука,1988]. Ибо как отмечают современные белорусские специалисты М.Т. Кузнецов и Б.М. Гольдинберг: «Здоровье в своих исходных параметрах — это генетическая заданность, организуемая фенотипически и реализуемая через психическую активность всем комплексом взаимодействия индивида с окружающей средой. В этом кольце все одинаково важно, но наши возможности влиять на генотип ничтожны, на фенотип — ограничены, а на психическую организацию — весьма велики. Этим определяется необходимость (как наиболее реальная возможность) большего использования психического уровня в охране здоровья вообще и психического здоровья в особенности. Педагогическая и психотерапевтическая коррекция ущербной психики, безусловно, ее закаляет, делает менее уязвимой, что имеет прямое отношение к психологическому (и психопатологическому) реагированию на травмирующую ситуацию» [Кузнецов М.Т., Гольдинберг Б.М. II Здравоохранение. — 1999. — 7. — С. 37–38]. Универсальные законы развития Попытаемся проникнуть в глубинные механизмы болезни, которые могут быть осознаны лишь при условии понимания общих законов развития природы (микро- и макрокосмоса). Древнегреческая философия оказала значительное влияние на процесс формирования универсального подхода к пониманию развития. Учение Платона о тройственности бытия (дух-душа-тело); теория Аристотеля о первопричинах жизни, принципы Гермеса Трисмегиста, отражающие основные законы развития, легли в основу универсального подхода к миропостроению. Дополненные знаниями системологии, кибернетики, синергетики и универсологии, общие законы развития помогают современному человеку организовать свою жизнь в соответствии с требованиями эпохи, а значит, быть здоровым. Рассмотрим универсальные законы развития на примере человека и человеческого организма. I. Закон полярных взаимодействий (дуализма) 1) Каждой системе жизни, каждому явлению присущ дуализм, двойственность, т. е. наличие пары противоположностей, полярных начал. Полюса появляются из единства как стремление к проявленности. 2) Каждое полярное начало, в свою очередь, дуально. 3) Противоположности не существуют друг без друга, они находятся в постоянной взаимосвязи — в этом суть их единства. 4) Полярные начала вступают во взаимодействие, образуя бесконечное множество систем жизни, дифференцируясь по уровням сознания. 5) Между полярными началами всегда существует напряжение, конфликт, который стимулирует их к взаимодействию и является источником и движущей силой любого развития. Результатом гармоничного взаимодействия полярных начал является рождение третьего начала (потенциально более совершенного). 6) Поляризация бывает как одноуровневой (горизонтальной), так и разноуровневой (вертикальной).
1) Каждой системе жизни, каждому явлению присущ дуализм, двойственность, т. е. наличие пары противоположностей, полярных начал. Полюса появляются из единства как стремление к проявленности. Мужское и женское начало, активность и пассивность, сознательное и бессознательное, жизнь и смерть, свет и тьма — вот немногие из примеров противоположностей. Полюса дополняют (компенсируют) друг друга, для существования каждого из них необходим противоположный. Началом жизни для человека является слияние мужской и женской половых клеток, несущих в себе генетическую информацию о специфических биологических свойствах отца и матери. Потенциальные возможности развития организма ребенка заключены в геноме половых клеток родителей. Благодаря современным исследованиям биофизических лабораторий РАЕН понятие о генетической информации расширяется до представления о генетическом волновом коде, несущем закодированные сведения о биологических, психических, в том числе архетипически обусловленных особенностях личности. Мужские клетки несут в себе принцип изменчивости, динамичности, активности; женские — гибкой устойчивости, приспособляемости, постоянства. Гены матери и отца, сочетаясь, образуют неповторимую комбинацию женских и мужских признаков. В китайской космологии, мифологии и натурфилософии соединение мужского и женского начал является исходной точкой возникновения всей вселенной и отражено в символе «Тайцзи» («Инь-Ян») (рис. 6). Этот принцип взаимодействия полярных начал как дуализм и противоречие, несущее развитие, является источником жизни любой системы.
Рис. 6. Символ «Тайцзи» («Инь-Ян») отражает принцип взаимодействия полярных начал
Целостность функционирования человеческого организма достигается сочетанием деятельности двух полушарий головного мозга, представляющих дуальные отношения. В человеческом организме полярность представлена в функционировании полушарий головного мозга. «Левое полушарие можно назвать «вербальным», потому что оно отвечает за логику и структуру языка, за чтение и письмо. Все раздражители, существующие в этом мире, оно воспринимает аналитически и рационально. Оно воспринимает также и цифры, то есть отвечает за счет. С этим же полушарием связано и ощущение времени. Для правого полушария характерны полярные левому способности; не анализ, а целостное восприятие комплексных связей, образцов и структур. Благодаря этому полушарию мы воспринимаем целостность, то есть образ, на основе его небольшой части (синтез). Оно отвечает за классификацию абстрактных понятий и обобщений, которых не существует на уровне осязаемых предметов. На передний план выступают аналогии и символы. Правая половина мозга отвечает за картины и сны. Для нее недоступно восприятие времени. В зависимости от того, каким видом деятельности занят в данный момент человек, доминирует левое или правое полушарие. Логическое мышление, чтение, письмо, решение математических задач активизируют левое полушарие. А слушание музыки, мечтания, воображение и медитация — правое. Здоровый человек получает информацию одновременно из обоих полушарий, поскольку через мозолистое тело происходит постоянный активный информационный обмен» [11]. Именно в соединении деятельности обоих полушарий заключена полнота, необходимая для отражения и преображения окружающего мира, которая называется гениальностью. «Полярная специализация левого и правого полушарий полностью соответствует древнему эзотерическому учению. В даосизме это называется принципом единого Дао, который распадается на ян (мужское начало) и инь (женское начало). Герметическая традиция использует символы «Солнце» (мужское начало) и «Луна» (женское начало). Ян и Солнце символизируют активный, позитивный, мужской принцип, соответствующий психологической области дневного сознания. Инь и Луна отражают негативный, женский, пассивный принцип и соответствуют бессознательному. Эти классические полярности легко переносятся на данные исследований мозга. Левое полушарие — ян, мужское, активное, надсознательное, ему соответствуют Солнце и «дневная» сторона души человека. Оно управляет правой, мужской стороной тела. А правое полушарие — инь, негативное, женское. Оно соответствует Луне, то есть «ночной» стороне души, и управляет левой стороной тела» [11]. Уравновешивание противоположностей в сознании (срединный путь Будды) рождает гармонию и спокойствие. Единое распадается на полярности для того, чтобы произошел процесс познания, анализ. Попробуйте дать определение какому-либо явлению, не используя сравнения с другими понятиями. Мы изучаем окружающий мир через противопоставления. Процесс творения, созидания, напротив, связан с объединением разрозненного в целое, которое «больше суммы его частей» (Аристотель). Так же как и в сознании, в организме происходит постоянное противоборство двух принципов — пассивности (символично обозначаемой женским началом) и активности (символа мужского полюса). Эта двойственность представлена двумя антагонистическими частями вегетативной нервной системы (ВНС) — симпатической и парасимпатической. Функция ВНС — обеспечение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) и физической, психической деятельности организма. Термин «гомеостаз» был введен Кенноном в 1929 г. Все параметры внутренней среды организма, называемые константами, делятся на жесткие, мягкие и промежуточные. Примером жесткой константы является pH крови (показатель кислотно-щелочного равновесия), амплитуда нормы которой незначительна. Примером мягкой константы может служить содержание сахара в крови, амплитуда колебаний которой значительна. Симпатическая система обеспечивает физическую и психическую деятельность организма, является активизирующей, возбуждающей и ответственна за колебания до максимальных амплитуд многих гомеостатических констант. Парасимпатическая система (базисная) отвечает за возврат всех констант к исходному уровню для обеспечения постоянства внутренней среды (гомеостаза покоя). Обе системы (являясь относительными антагонистами) находятся в состоянии подвижного равновесия, колебательный контур которого различен, с минимальной амплитудой колебания в покое и максимальной — при стрессовых нагрузках (физических и психических). Вегетативная нервная система (ВНС) служит посредником между психическими реакциями человека и соматическим (телесным) их проявлением. С помощью эндокринной системы ВНС обеспечивает целостность и полноту реагирования человека на внешние и внутренние стимулы. Регуляция деятельности ВНС в организме происходит как со стороны вышестоящих, так и со стороны нижестоящих нервных структур. На деятельность ВНС оказывает влияние центральная нервная система. Регулируют деятельность внутренних органов через ВНС в основном подкорковые структуры (лимбическая система). Их активация зависит от подсознательных реакций человека, от эмоций. Сознательно регулировать деятельность внутренних органов (под воздействием импульсов из коры головного мозга) могут очень немногие люди. В зависимости от того, в каком душевном и психическом состоянии находится человек, активизируется та или иная система человека. Если человек в силу неустойчивого мировоззрения находится в состоянии постоянного стресса, то симпатическая система приходит в состояние патологического возбуждения (симпатикотония). В организме начинаются процессы, ведущие к стойким изменениям внутренних органов. Например, заболеваниями, связанными с патологической активизацией симпатоадреналовой системы считают гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, мигрень, тиреотоксикоз, сахарный диабет, заболевания суставов (артриты). Если в силу воспитания и других факторов человек имеет повышенную потребность в опеке, заботе, внимании и любви, а жизнь ему этого не предоставляет, то у него могут возникать различные расстройства, связанные с патологической активацией парасимпатической системы (ваготония). Это происходит вследствие подсознательного или сознательного стремления к стабильности, постоянству, защите (а иначе говоря, к безопасному состоянию материнской опеки). Человек в таком случае принимает пассивную жизненную позицию или, пытаясь бороться с собой, преодолевает трудности и препятствия, но испытывает при этом внутреннее сопротивление изменениям, которые неизменно несет жизнь. У него парасимпатическая (вагоинсулярная) система чаще всего находится в состоянии патологического возбуждения (внутренние, часто неосознаваемые стремления превращаются в импульсы ВНС, изменяющие состояние внутренних органов). Чрезмерная и постоянная стимуляция парасимпатической системы (под воздействием сознательных и подсознательных импульсов в поведении человека) может привести к определенному спектру заболеваний (бронхиальная астма, язвенная болезнь, нейродермит). В разные возрастные периоды преобладает влияние той или иной системы. Например, младший возрастной период характеризуется ваготонией, а в подростковом возрасте преобладают симпатоадреналовые реакции. Для оценки влияния этих систем на организм можно воспользоваться табл. 1.
Таблица 1. Вегетативные проявления для калибровки состояния
Итак, наличие полярностей в сознании необходимо для жизни и развития. Колебания между двумя полюсами через тончайший аппарат нервно-психических связей обязательно отражается на функции органов и систем. В случае односторонности (резком преобладании в сознании какого-либо полюса) появляется дисбаланс в функциях организма. Если односторонность существует длительное время, патология становится органической, необратимой. Поэтому каждый человек, работая над своим сознанием, в состоянии предупредить болезнь. А если она уже существует — уменьшить ее проявления. 2) Каждое полярное начало, в свою очередь, дуально. У женщин в яичниках, в коре надпочечников вырабатываются мужские половые гормоны (андрогены). Яички у мужчин вырабатывают небольшое количество эстрогенов (женских половых гормонов). Таким образом представлено одно из звеньев регуляции гормонального фона в организме. Кроме того, все органы и системы в организме двойственны по своей природе и выполняют противоположные функции одновременно: поглощение-выделение, бодрствование-покой, возбудимость- рефрактерность. В соответствии с принципами древнекитайской концепции инь-ян переполнение или избыточная функция соответствует мужскому началу — ян; опорожнение или слабость функции, соответствует женскому — инь. «В отношении структур и функций человеческого организма инь означает материальные составляющие тела, а ян — его функции. Деятельность организма относится к категории ян, а пищевые вещества — к инь: инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян, а ян внешне функционирует как проявление деятельности инь. Поскольку материальное начало находится внутри тела, в традиционной медицине говорится «инь внутри». Поскольку функции тела проявляются преимущественно с внешней стороны тела, говорят: «ян сидит снаружи»; ян становится таким образом вестником инь. В соответствии с представлениями современной западной медицины структуры органов, находящихся внутри организма, образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: «инь является сторожем ян» [8]. Эта древняя концепция сопряжена с современными представлениями о психосоматике и широко используется в психотерапии. Мужская линия поведения активизирует системы ян в организме, проявление женских качеств стимулирует инь. Соответственно при избытке мужских качеств их следует преодолевать путем развития женских, так же как состояние повышенной активности следует регулировать покоем. 3) Противоположности не существуют друг без друга, они находятся в постоянной взаимосвязи — в этом суть их единства. В человеческом организме широко представлен принцип антагонизма. Обмен веществ базируется на равновесии противоположных биохимических процессов: — окисления — восстановления в клетках; — кислотно-щелочного баланса; — анаболизма-катаболизма; — экзергонических-эндергонических реакций. При катаболизме происходит распад органических веществ до углекислого газа и воды с выделением энергии, а при анаболизме — синтез более сложных веществ из более простых с использованием энергии. Именно за счет равновесия этих двух состояний происходит постоянное обновление структурных компонентов клеток с обеспечением их функциональной активности. Временное преобладание того или иного звена метаболизма связано с возрастными особенностями организма или с его патологией. Например, в детстве, подростковом возрасте анаболизм преобладает — масса тела увеличивается, ребенок растет. Масса тела может увеличиваться и при ожирении — патологии обмена веществ. Но во втором случае отсутствует возрастная необходимость в увеличении массы тела. Нецелесообразность способствует развитию болезни. Анатомические особенности также базируются на принципе двойственности. Как у большинства животных у человека имеются два полюса — оральный (головной конец) и аборальный (противоположный, хвостовой). Тело человека имеет две симметричные половины (билатеральная симметрия), благодаря этому большинство органов парные. Большой и малый круги кровообращения делятся на артериальную и венозную половины. Функции организма в свою очередь представлены полярными процессами: — возбуждение — торможение в клетках нервной системы; — сокращение — расслабление мышц; — вдох — выдох; — поглощение и выделение веществ. 4) Полярные начала вступают во взаимодействие, образуя бесконечное множество систем жизни, дифференцируясь по уровням сознания. «Следует иметь в виду, что организм не складывается из относительно самостоятельных частей, не органы и клетки создают организм, а эти части образуются организмом по мере усложнения его структуры и функций, по мере его дифференциации. Организм дифференцируется, сохраняя свою интеграцию. И чем дальше идет эта дифференциация, чем больше возникает в организме органов, тканей и клеток, тем сложнее и труднее объединить, интегрировать их в единое целое. Чем глубже дифференциация, тем выше интеграция. Дифференциация и интеграция составляют диалектическое единство» [24]. 5) Между полярными началами всегда существует напряжение, конфликт, который стимулирует их к взаимодействию и является источником и движущей силой любого развития. Результатом гармоничного взаимодействия полярных начал является рождение третьего начала (потенциально более совершенного). Динамическое единство полярных начал отражено в любом процессе функционирования в организме. Например, благодаря смене электрического заряда на клеточной мембране процесс возбуждения перерастает в состояние рефрактерности (нечувствительности к внешнему воздействию). И если клетка не будет иметь полноценного периода рефрактерности (покоя), она не сможет перейти к состоянию возбудимости. При отсутствии полноценного выведения веществ из организма наступает состояние интоксикации (отравления организма продуктами распада), исчезает аппетит, затрудняется процесс поглощения и усвоения пищи. Полноценная работа мышц невозможна без последовательного чередования фаз сокращения и возбуждения. При отсутствии мышечной релаксации, уменьшается сила и объем мышечного сокращения. Таким образом, организм существует лишь при наличии динамического равновесия между противоположностями, которое в свою очередь рождает качественно новую функцию. Например, смена потенциалов мембраны обеспечивает проведение нервного импульса по волокну. Баланс процессов поглощения-выведения обеспечивает гомеокинез (динамическое постоянство внутренней среды). Чередование процессов сокращения-расслабления мышц рождает движение. Процесс рождения третьего начала происходит при оплодотворении, слиянии половых клеток родителей (гоноцитов). Образуется зигота — клетка, получившая полный набор хромосом (включающей хромосомы обоих родителей) новой особи, нового организма в самой начальной стадии развития. Соединение мужских и женских качеств ведет к качественно новому уровню приспособления к жизни. 6) Поляризация бывает как одноуровневой (горизонтальной), так и разноуровневой (вертикальной). Вертикальная поляризация представлена в организме явлением субординации, соподчинения меньших частей большим и совершается по многоуровневой схеме (рис. 7): двойственность проявляется в том, что каждая из частей организма служит для приспособления организма к среде, но при этом имеет относительную самостоятельность и является в свою очередь целостным образованием.
Рис. 7. Взаимообусловленность: надсистема-система-подсистема
Горизонтальная поляризация представлена различными типами одноуровневых связей. Координация — это соотношение развития органов в филогенезе. Примером координации может служить соотношение развития руки и мозга в процессе эволюции. Обогащение функций руки, увеличение разнообразия мелких движений ведет к морфологическим изменениям: анатомическому совершенствованию руки и возникновению новых полей в коре головного мозга. Рука и мозг в процессе эволюции находятся в динамической координации, одновременно влияя друг на друга. Корреляция — это соотношение развития органов в онтогенезе; взаимозависимость частей, где всякое изменение одной из частей отражается на других, и само является ответом на изменение частей, воздействующих на нее. Например, существует взаимосвязь между внутренним и внешним строением тела. Кроме того, примером одноуровневой поляризации является разница в содержании ионов во внеклеточной жидкости и внутри клетки. Благодаря осмотическому и ионному градиенту осуществляется обмен веществ между клеткой и внешней средой. II. Закон преемственности и подобия 1) Любая система в своем развитии базируется на прошлом опыте, на прежних достижениях. Сначала каждый последующий этап вбирает в себя опыт предыдущего и ускоренно повторяет его в малом цикле (в этом суть преемственности). 2) Затем система должна накопить новый опыт и синтезировать его с предыдущим для того, чтобы достичь качественно нового состояния и перейти на новый уровень развития. Date: 2015-07-22; view: 1607; Нарушение авторских прав |