Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики





1) противостояние не просто двух самых мощных держав, но и различных социально-экономических, политических и ценностных систем: тоталитарного общества с централизованной экономикой против либеральной демократии и рыночной экономики;

2) международные отношения = «игра с нулевой суммой», любой выигрыш одного из соперников автоматически рассматривался как проигрыш другого;

3) военно-силовой фактор. Раскручивание гонки вооружений, колоссальное наращивание военных потенциалов, в т.ч. ядерное оружие и средства его доставки;

4) ядерный фактор. Атомное и водородное оружие - средство давления на противника, его устрашения;

5) каждая из сторон стремится привлечь на свою сторону сторонников и сателлитов. США, и СССР заключали двусторонние и многосторонние соглашения о союзе и взаимопомощи, создавали военно-политические блоки;

6) острые международные кризис ы - наибольшая угроза международному миру. (Карибский 1962, Суэцкий 1956, Берлинский – 1948-1949, война в Корее – 1950-1953)

7) холодная война не переросла в вооруженный конфлик т. СССР и США не ставили задачу полного военного уничтожения противника. Главные цели: оказать давление на противника, ослабить его позиции, изменить его политику.

ПРИЧИНЫ:

Основная – глубочайшие различия в социально-политическом строе, в системе ценностей и идеологии

Различные взгляды на устройство послевоенного мира:

СССР:

Предполагал дальнейшее форсирование строительства социализма советского образца в СССР и в некоторых других государствах, обеспечение для себя выгодных границ и надежно контролируемой сферы влияния и стремление приобрести сильные позиции на международной арене и роль равноправного соперника с главными державами Запада.

Запад:

Послевоенный мир – торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, мир с англосаксонским преобладанием и международной системой безопасности.

Окончание:

1991г. – распад СССР, один из соперников перестал существовать


  1. Первые кризисы холодной войны: причины и результаты. Иранский кризис как пример такого кризиса.

Причина кризисов - различные взгляды СССР и США на устройство послевоенного мира:

СССР:

Предполагал дальнейшее форсирование строительства социализма советского образца в СССР и в некоторых других государствах, обеспечение для себя выгодных границ и надежно контролируемой сферы влияния по всему периметру границ СССР в первую очередь в Европе, не только закрепить, но и расширить ее, и стремление приобрести сильные позиции на международной арене и роль равноправного соперника с главными державами Запада.

Запад:

Послевоенный мир – торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, мир с англосаксонским преобладанием и международной системой безопасности. Стремление не допустить закрепления советской сферы влияния, т.к. возникала опасность ее последующего расширения, а диктаторский сталинский режим мог лучше консолидировать свою сферу влияния, чем рыхлые западные демократии.

Отказ американских руководителей признать советское господство в Польше, Румынии и Болгарии, вызвал первые кризисы – предвестники войны. Попытки американского руководства изменить просоветскую политическую ориентацию правительств в этих странах натолкнулись на жесткое противодействие Москвы. Именно политическое положение в Румынии и Болгарии стало предметом острых споров в Потсдаме и еще более бескомпромиссных дискуссий на Лондонской сессии СМИД, приведших к ее провалу. США через многостороннюю систему стремились навязать свою модель послевоенного устройства мира. СССР претендовал законно на сферу безопасности, но Сталин использовал грязные технологии, жестокие методы установления власти сфере влияния СССР. Противостояние также наблюдалось на Ближнем Востоке (Турецкий кризис 1945-46, когда СССР настаивал на изменении режима проливов, предоставлении ему в зоне проливов военно-морской базы и ряда территорий на Черноморском побережье, ВБ и СССР противодействовали укреплению позиций СССР в Восточном Средиземноморье) и в Греции (Греческий кризис 1946-47 – несмотря на то, что СССР признал Грецию как сферу влияния ВБ, он оказывал помощь греческим коммунистам в гражданской войне).

Иран 1945 г. усиливалось советское давление на Иран. Для этого использовалось пребывание войск КА в северной части Ирана. Они были введены в августе 1941 г. в соответствии с советско-иранским договором 1921 г. и по согласованию с правительством Великобритании – британские силы заняли южную часть страны. Целью совместной акции союзников было предотвратить использование Германией территории Ирана для развертывания военных операций и укрепления позиций агрессоров на Ближнем Востоке. В соответствии с англо-советско-иранским договором, заключенным в 1942 г., СССР и Великобритания обязались сохранить независимость и территориальную целостность Ирана и вывести из страны свои войска не позднее, чем через 6 месяцев по окончании войны (ко 2 марта 1946). К концу войны СССР добивался как минимум эксклюзивных прав на разработку нефтяных месторождений в северных провинциях Ирана, как максимум – широкой автономии Иранского Азербайджана и его просоветской ориентации. Правительство СССР стало всячески затягивать вывод своих войск и укреплять влияние просоветских сепаратистских организаций. Выполняя заключённые соглашения, британские и американские войска в начале марта 1946г. покинул Иран. СССР не только не предпринял аналогичных шагов, но и ввел в Иранский Азербайджан дополнительные части КА, оснащённые тяжелым вооружением. Возник острый международный кризис. Руководители Великобритании и США продемонстрировали твердую решимость не допустить упрочения позиций СССР на Среднем Востоке. Они заявляли, что продвижение русских войск к Тегерану «означает войну», и готовы были послать американский военный флот в Средиземное море. Твердая позиция США и Великобритании в сочетании с политическими маневрами иранского правительства побудили Сов. Союз в мае 1946 г. завершить вывод всех своих войск из соседней страны. Натолкнувшись на решительное сопротивление, Сталин отступил – «иранский кризис» был завершен. После этого СССР не получил обещанной ему нефтяной концессии, а его сторонники в Иранском Азербайджане к концу 1946 г. были подвергнуты жесточайшим репрессиям.


  1. Формирование концепции «сдерживания» и ее оформление в политике США

 

Стремление советского руководства закрепить и расширить свою сферу влияния вызывало растущее противодействие Запада. В начале 1946 г. в правящих кругах США были выработаны основы внешнеполитической линии в отношении СССР. Наиболее четко они были изложены в хорошо известной «длинной телеграмме» Кеннана. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Д.Кеннан телеграфировал в госдепартамент США. Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе. Основное положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и при любых обстоятельствах будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на все новые районы мира. Единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж.Кеннан считал «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара». Ключевая идея: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению и интересам Москвы. «Длинная телеграмма» Дж. Кеннана заложила основы американской политики «сдерживания», которая помимо удержания СССР в уже сложившейся зоне его влияния – ВЕ - предусматривала активное выдвижение Западом более привлекательной идеологической и политической альтернативы в сочетании с военным давлением на СССР. Произошел поворот в политике США в отношении СССР. С февраля 1946 г. руководители американской политики рассматривали СССР как потенциального противника, чьи жизненные интересы противоречили подобным интересам США. 5 марта 46 г. Черчилль произнёс знаменитую речь в Фултоне (США), призвав к созданию «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке». Эта ассоциация была признана противостоять укреплению международных позиций СССР -публичное объявление холодной войны СССР. 12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции - необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма», преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. С этого момента концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. 14 апреля 1950г. директива СНБ 68 (СССР - «тотальный враг» США, нет концу кризисной конфронтации, пока не произойдет изменений в характере советской системы, США должны осуществлять противодействие советской экспансии с помощью нажима на СССР «с позиции силы», т.о. для последующей политики США необходимо наращивание ядерного арсенала и помощи союзникам в ЗЕ).

 


5. Факторы и процесс формирования социалистического содружества в Центральной и Восточной Европе после Второй Мировой войны

Сталинское руководство стремилось после войны создать советскую сферу влияния по всему периметру границ СССР, в первую очередь в Европе. Эта задача включала установление близких по духу социально-политических режимов прокоммунистической ориентации. К концу ВМВ КА находилась на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Восточной Германии и Восточной Австрии; она приняла участие в освобождении Югославии и Албании. Сталин стремился включить эти страны в советскую сферу влияния, установить в них просоветские и прокоммунистические режимы. Необходимо учитывать социально-политический кризис в странах Восточной Европы, тягу значительной части населения к глубоким преобразованиям. В большинстве восточноевропейских государств до войны существовали те или иные разновидности авторитарных режимов, поэтому простой возврат к довоенной демократии был невозможен. Наибольшим влиянием коммунисты пользовались в Югославии, Албании и Болгарии, наименьшим – в Венгрии и Польше, где существовало довольно сильное антикоммунистическое подполье. Сталин использовал для закрепления советского господства в Восточной Европе жесткие недемократические методы. Опорой этой политики стаи силы КА и советские органы НКВД. Во всех страна ВЕ становление новых политических режимов проходило по указаниям Кремля, а в государствах, являвшихся союзниками гитлеровской Германии, под контролем советской военной администрации и советников СССР. На первом этапе Сталин добивался формирования в странах ВЕ коалиционных правительств, в которых коммунисты играли бы важную роль, в частности контролировали бы органы внутренних дел, службу безопасности и вооруженные силы. Затем представителей некоммунистической оппозиции вытесняли из правительства путём сфабрикованных судебных процессов и фальсифицированных выборов. В 1947 г. были разоблачены якобы имевшие место в Венгрии, Румынии и Болгарии «антиреспубликанские и антидемократические заговоры». Влиятельных политиков, противодействовавших коммунистам. убрали из политической жизни, а некоторых казнили. Наиболее интенсивно социально-политические преобразования осуществлялись в Югославии и Албании, в Польше, Румынии и Болгарии, наиболее замедленно – в Венгрии и Чехословакии. К весне 1948 г. во всех рассматриваемых странах были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную модель сталинского СССР. Одновременно происходили важные социально-экономические преобразования по советскому образцу: 1) национализация крупной промышленности, 2) введение планирования, 3) создание централизованной государственной системы в экономике, 4) аграрная реформа. Советское руководство во главе со Сталиным упорно осуществляло свою концепцию установления и укрепления режимов «народной демократии» и их сплочения в единый «лагерь». Этому способствовало и то, что СССР заключил с рядом этих государств двусторонние договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. (с Чехословакией 1943г., Югославией 1945г., Польшей.1945г) (1948г. – с Румынией, Венгрией, Болгарией). Все эти договоры были однотипными. Они отмечали стремление обеих сторон развивать и укреплять дружественные отношения, бороться за упрочение всеобщего мира и международной безопасности. Стороны брали на себя обязательство совершенствовать взаимные экономические и культурные связи в дружбе и сотрудничества. Весьма важным было обязательство сторон консультироваться между собой по всем актуальным международным вопросам, затрагивающим их взаимные интересы. Тем самым стала оформляться система договорно-правовых отношений между странами, образовавшими «социалистический лагерь» в Европе. Центром этой системы стала Москва, на которую и ориентировались страны «народной демократии» в МО. Таким образом, СССР возглавил группу стран, сплочённо выступавших во внешнеполитической сфере.

.


  1. Формирование системы многостороннего сотрудничества в рамках социалистического содружества.

 

Сотрудничество СССР со странами народной демократии развивалось в различных сферах: политической, военной, идеологической, культурной. Важнейшее место принадлежало связям между коммунистическими и рабочими партиями. ВКП(б) бесспорный лидер мирового коммунистического движения, Сталин – признанный авторитетный вождь. Коммунистический Интернационал распущен по указанию Сталина в мае – июне 43 г. Регулярные связи между ВКП(б) и другими компартиями на двусторонней основе. НО! осложнение международной обстановки, холодная война - советскому руководству этого стало недостаточно. Требовалось создать прочную систему союзов и приобрести дополнительные инструменты влияния на соседние государства. 1ая серия - к 1947 г. с 3мя странами у СССР были союзные договоры – с Чехословакией (1943), Польшей (1945) и Югославией (1945), имели антигерманскую направленность и отражали опыт совместной борьбы этих стран и Советского Союза против Германии и Италии в годы войны. В феврале 1948 г. СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией и Венгрией, а в марте 1948 г. – с Болгарией, были рассчитаны на 20 лет и имели антигерманскую направленность. Возникла почти всеохватывающая сеть двусторонних союзов СССР в Восточной Европе. 2ая серия - урегулированы отношения между странами, имевшими споры (1947). С весны 1948 г. реализация 3ей серии мероприятий – заключение договоров между странами, не имевшими между собой общих границ. (1948-49). Одной из целей договоров было недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок. Поэтому перекрестные договоры «второй» и «третьей» серий предусматривали взаимную помощь против всякого третьего государства, а не только Германии (как договоры СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией, Венгрией, Румынией и Болгарией), и запрещали любому подписавшему договор государству вступать в союз против другого государства. В начале 1949 г. в ВЕ существовала мощная договорная система двусторонних союзов, замкнутая на СССР. 22-28 сентября 1947 г. совещание представителей 9 компартий (ВКП(б), компартии Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Италии и Франции). Итоги: 1)все компартии должны были последовательно ориентироваться на СССР и безоговорочно поддерживать его внешнюю политику. 2)Создание Коминформа в составе 9 партий, должно было размещаться в Белграде. Коминформ как инструмент контроля Кремля за политикой и идеологией стран народной демократии. Прекратил существование в апреле 1956 г. Руководство СССР уделяло большое внимание экономическому сотрудничеству. Воспрепятствовав участию в плане Маршалла, Москва стремилась переориентировать их торговые и хозяйственные связи на Восток. В январе 1949 г. на совещании в Москве было принято решение о СЭВ, вошли Болгария, Румыния, Венгрия, Польша, СССР и Чехословакия. Задача – организация экономического взаимодействия: развитие внешней торговли, технологические проекты, развитие сотрудничества на организации производства. Была закреплена ориентация на получение энергоресурсов из СССР по льготным ценам. Законы рыночной экономики не распространялись на СЭВ. В рамках СЭВ был создан замкнутый рынок социалистических стран.


  1. Советско-югославский конфликт в конце 40х – начале 50хгодов ХХ века.

 

В первые годы после 2МВ Югославия выступала как пример для других стран народной демократии. Новый режим сложился в результате вооруженной антифашистской борьбы, организованной КПЮ. К концу 1945 г. коммунисты обладали монополией на власть, осуществляли национализацию и создавали систему государственного централизованного управления экономикой, аграрная реформа. Весной 1947 г. югославское руководство во главе с маршалом Тито провозгласило переход к «строительству социализма». Поддерживали проведение антиимпериалистического курса Москвы на противостояние Западу. Вместе с тем она чувствовало себя более самостоятельным и претендовало на лидирующую роль на Балканах. В январе 1948 Тито направил руководителю Албании предложение подготовить ввод в страну дивизии югославских войск без предварительных консультаций с СССР, недовольство Сталина. Сталин настаивал на обязательных консультациях по международным вопросам с Кремлём. Предложил югославам сначала создать федерацию с Болгарией, а потом с Албаниией. Югославское руководство вроде бы согласилось, но не спешило объединяться с просоветской Болгарией - нарушение директив Кремля. Сталин пошёл на конфликт с югославским руководством из-за стремления не допустить абсолютно никакого отклонении от следования в фарватере Москвы, рассчитывал на просоветскую группировку в белградском руководстве, способную подчинить КПЮ Кремлю. Однако Тито устранил оппозиционеров. Июнь 1948 г. - совещание Коминформа в Бухаресте, обсуждение вопроса о положении КПЮ. Вывод: своими антипартийными и антисоветскими взглядами несовместимыми с марксизмом-ленинизмом, руководители КПЮ противопоставили себя другим компартиям, встали на путь измены делу международной солидарности трудящихся и перехода на позиции национализма. Эти обвинения были безосновательными и беспочвенными. В 1948-49 гг. отношения между КПСС и др. компартиями, с одной стороны, и КПЮ – с др., были прерваны. Нарушились государственные отношения между СССР и Югославией. В сентябре 1949 г. Москва осуществила разрыв советско-югославского договора 1945 г. о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Против руководства компартии Югославии была развернута грубая пропагандистская кампания. Вплоть до своей смерти, Сталин пытался организовать физическую ликвидацию Тито. Отношения между СССР и Югославией были нормализованы в мае-июне 1955 г., после чего возобновилось двустороннее сотрудничество. В сентябре 1961 г. в Белграде состоялась 1ая конференция Движения неприсоединения. Н еформальные лидеры - Индия (Неру), Египет (Насер) и Югославия (Тито).


8. США и Западная Европа в 1945-1949 годах.

К концу 2МВ изоляционизм стал утрачивать позиции в политической жизни США, осознание своей зависимости от окружающего мира и необходимости влиять на него. США полагали, что должны сыграть лидирующую роль в создании новых международных институтов для стабилизации валют, смягчения финансовых кризисов и стимулирования мировой торговли. Ключевыми инструментами экономической стабилизации международной системы суждено было стать трем институтам (созданы в июле 1944, ГАТТ 1947) – МВФ (контроль за стабильностью международной валютной системы, восстановление золотодолларового стандарта), МБРР (содействие развитию отстающих стран посредством предоставления целевых кредитов), ГАТТ (либерализация международной торговли через снижение таможенных тарифов и отмену ограничений). ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 40-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов - Бреттон-Вудскую систему, ее создание – один из наиболее значимых в XX в. шагов к стабилизации мироэкономического развития. В июне 1947 г. госсекретарь Дж.Маршалл выступил с речью о направлениях преодоления хозяйственного кризиса Европы, заявил, что США готовы профинансировать программу экономического восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Хотя «план Маршалла» был рассчитан не только на страны ЗЕ, он был неприемлем для СССР, поскольку он бы встраивал СССР в мировую экономическую политику, ограничивал его самостоятельность и «уводил» бы от него новых союзников в ВЕ, СССР вынудил ВЕ и Финляндию отказаться. Осуществление плана Маршалла создало предпосылки для образования политического союза государств, принявших в нем участие. США активно выступали за формирование западного военно-политического блока. В начале 1948 г. руководители Великобритании и Франции решительно поддерживали заключение военного соглашения между США и Западной Европой и постоянное присутствие американских войск в Старом Свете. Новый военно-политический блок призван было противостоять Советскому Союзу и «коммунистической угрозе». Однако, как и в экономической сфере, Вашингтон предпочитал вначале осуществить военно-политическое объединение самих западноевропейских государств, мобилизовать их собственные усилия. 17 марта 1948 г. представители ВБ, Франции, БеНиЛюкса подписали «Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и о коллективной самообороне» (Брюссельский пакт). Важнейшее обязательство - оказать помощь любому участнику соглашения всеми средствами, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению в Европе. Заложены основы Западного союза, призванного противостоять СССР и коммунизму в Европе. 12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции - необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма», преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. С момента обращения Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. 11 июня 1948 г. сенат США принял резолюцию Ванденберга, уполномочившую администрацию в мирное время заключать военно-политические союзы вне американского континента. Это было пересмотром принципа изоляционизма. 4 апреля 1949 Вашингтонская конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, Дании, Исландии, Норвегии и Португалии, создание НАТО, сильный договор, жесткие военные обязательства, подразумевал создание системы коллективной безопасности. Также было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам - поставки вооружения на сумму в 1 млрд долларов пяти участникам Брюссельского пакта. Т.о. Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений. Это означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания». Развитие панъевропейских тенденций способствовало созданию 5 мая 1949 г. Совета Европы – первой межгосударственной организации, созданной для стандартизации европейских подходов к обеспечению гражданских свобод, морально-этических норм, прав человека, принципов социальной политики.


Date: 2015-07-22; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию