Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационные процедуры и формы арт-терапевтической работы ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Используемые в ходе реализации арт-терапевтической программы организационные процедуры и формы работы способствуют фокусировке внимания специалиста на решении задач, соответствующих каждому из ее этапов и, в конечном итоге, повышают ее эффективность. Организационные процедуры и формы начального этапа арт-терапевтической программы К организационным процедурам начального этапа программы относится, в частности, первичное интервьюирование кандидатов, в ходе которого специалист определяет показания для назначения индивидуальной либо групповой арт-терапии. Важной задачей первичного собеседования является также предоставление ребенку/подростку информации об особенностях планируемой работы. Так, арт-терапевт (т. е. тот, кто проводит арт-терапевтические занятия) может подчеркнуть, что участие в индивидуальных и групповых занятиях не требует наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности. Он дает понять, что основной акцент в работе будет сделан на свободном выражении участниками группы своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в их распоряжении изобразительных материалов. Он должен предупредить ребенка или подростка о том, что такая работа будет предполагать не только его занятия изобразительным творчеством, но и иную творческую деятельность и разного рода упражнения и задания, а также взаимодействие с другими участниками группы, в том числе, обсуждение с ними продуктов своей деятельности. Кроме того, терапевт может информировать ребенка об условиях проведения арт-терапии, предполагаемом размере и составе группы, общей продолжительности работы, периодичности и длительности занятий и т. д. Еще одной задачей собеседования является преодоление тревоги, связанной с приглашением ребенка или подростка к участию в арт-терапевтических занятиях. Во многом эта тревога может быть связана с прежним негативным опытом его общения с разными специалистами и значимыми для него фигурами в прошлом и настоящем. И, наконец, еще одна важная задача, решаемая в ходе предварительного собеседования — получение от ребенка или подростка согласия на участие в индивидуальных или групповых занятиях. Организационной процедурой начального этапа программы также является проведение консультаций со специалистами школы и родителями ребенка/подростка с целью получения от них более полной информации о кандидатах. Проводя консультации со школьными специалистами, арт-терапевт может получить от них ответы на самые разные интересующие его вопросы, включая: возраст, род занятий, происхождение родителей; • какие еще дети есть в семье, каковы их возраст и отношения с направляемым на арт-терапию ребенком; • проблемы ребенка (с точки зрения специалиста); в чем они проявляются, когда возникли; • получал ли ребенок раньше или получает ли в настоящее время в связи с этими проблемами какую-либо медицинскую или психологическую помощь, и какую именно; какие эффекты были при этом достигнуты; • какие соматические или неврологические заболевания имеются у ребенка; • характер ребенка, его взаимоотношения с окружающими, интересы и занятия; • особенности развития ребенка; • ожидания специалиста относительно направления ребенка на индивидуальную или групповую арт-терапию. В ходе беседы со специалистами психотерапевт объясняет им общие задачи направления ребенка на арт-терапию, содержание занятий, предполагаемую продолжительность работы, периодичность занятий и предоставляет им, в случае необходимости, иную информацию. В процессе начального интервью также уточняются показания для назначения конкретной формы арт-терапии. При этом учитываются характер эмоциональных или поведенческих нарушений либо ведущие психологические проблемы клиента, его коммуникативные, эмоционально-волевые и познавательные возможности, а также уровень мотивации к участию в индивидуальных или групповых занятиях. Считается, что особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например, в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, либо когда у клиента наблюдается выраженное сопротивление раскрытию своих переживаний в связи с их сложностью или особенностями его личностной структуры. Это, конечно же, не значит, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого способность к вербальному выражению чувств сформирована в достаточной степени. Для таких людей творческая деятельность может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выражать свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью. При этом по возможности оцениваются следующие особенности клиента: • осознанная потребность в других; • способность к саморефлексии; • ролевая гибкость; • способность давать и получать обратную связь; • эмпатическая способность; • фрустрационная толерантность; • прежние отношения и т. д. Выбор конкретной формы групповой арт-терапии зависит от особенностей биопсихосоциогенеза имеющихся у ребенка/подростка эмоциональных или поведенческих нарушений. При этом учитываются разные факторы риска и здоровьесбережения. В результате предварительного собеседования с клиентом, а в случае необходимости — также консультаций со специалистами школы и родителями ребенка/подростка арт-те-рапевт должен оформить в журнале консультаций запись, представляющую собой заключение о состоянии клиента и его готовности к индивидуальным или групповым арт-терапевтическим занятиям, в котором должно быть отражено следующее: • первоначальное впечатление о клиенте (коммуникабельность, мотивация к участию в арт-терапевтической программе и т. д.); • рекомендуемая форма арт-терапии; • предполагаемые трудности, связанные с участие кандидата в арт-терапевтической программе; • предполагаемые положительные эффекты, которые при этом могут быть достигнуты и задачи, которые при этом планируется решить. Организационные процедуры и формы коррекционного и завершающего этапов программы К организационным процедурам коррекционного и завершающего этапов программы можно отнести: • регистрацию хода арт-терапевтических занятий; • оценку промежуточных результатов арт-терапии и целесообразности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму работы; • оценку конечных результатов арт-терапии. Данные организационные процедуры сопровождаются оформлением соответствующих документов. В первом случае такими документами являются журнал посещений и хода арт-терапевтических занятий; во втором — промежуточное резюме; в третьем — заключительное резюме. Регистрация посещений и хода арт-терапевтических занятий необходима не только для контроля за деятельностью специалиста, но и для анализа им своей работы. Хотя журнал посещений может вестись отдельно от журнала регистрации хода арт-терапевтических занятий, их целесообразно объединять в единый документ. В настоящее время в разных странах используются различные формы регистрации арт-терапевтической работы, которые можно адаптировать к конкретным условиям деятельности специалиста. При ведении журнала посещений и регистрации хода арт-терапевтических занятий он, в частности, может использовать следующие формы: • формализованный бланк; • развернутое описание по схеме; • хронограмму групповых арт-терапевтических занятий. Формализованный бланк заполняется на каждом занятии и содержит следующие пункты: • дата и время проведения занятия; • фамилия (или фамилии) участника (участников) занятия; • основная тема (темы); • используемые участником (участниками) изобразительные материалы и виды деятельности (обсуждения, физические упражнения и игры, драматизация и т. д.); • высказывания участника (участников) занятия в ходе работы и особенности его (их) невербальной экспрессии; • взаимодействие со специалистом или другими участниками; • отношение участника (участников) занятия к работе; • процесс изобразительной работы (этапы создания визуальных образов) или иной творческой активности; • краткое описание изобразительной продукции участника (участников) занятия; • объяснение участником (участниками) занятия содержания своей изобразительной продукции (формальное объяснение или психологическое толкование — инсайт); • наблюдаемые ведущим групповые феномены и процессы. • Развернутое описание группового занятия по схеме содержит следующие пункты: • ФИО участников сессии, кто отсутствовал; • ведущий/ведущие; • дата и время сессии, номер сессии; • цель и задачи сессии; • тема (темы), используемые упражнения и задания; • общая атмосфера в группе в начале, в конце и в середине занятия; общий характер взаимодействия; • что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении); • каково было участие ведущего и ассистента в ходе занятия и их взаимодействие; • итоги занятия, планы относительно дальнейшей работы. Формализованный бланк и развернутое описание по схеме могут дополняться формулировкой специалистом тех или иных гипотез, позволяющих ему объяснить мотивы действий участников занятий, смысл создаваемой ими изобразительной продукции, а также наблюдаемого взаимодействия участников друг с другом и с ведущим. Гипотезы также могут также представлять собой попытки арт-терапевта объяснить переживаемые им самим в связи с групповой работой чувства. Вполне оправданным является также использование специалистом при регистрации хода групповых арт-терапевтических занятий элементов ретроспективного, разноуровневого и интегративного анализа. Ретроспективный анализ может быть связан с попытками специалиста ответить на следующие вопросы: • Как соотносится данное занятие с предыдущими (с точки зрения ведущих тем, используемых участником или участниками материалов, их поведения и взаимодействия друг с другом и ведущим, содержания их изобразительной продукции, проявляемых в работе групповых процессов и феноменов и т. д.)? • Было ли в ходе данного и предыдущих занятий нечто повторяющееся и характерное в поступках, переживаниях, высказываниях и изобразительной продукции участников, в переживаниях и поведении группы в целом, в чувствах и поведении самого психотерапевта? Разноуровневый анализ имеет своей целью: а) установление специалистом определенной связи между собственными взглядами и верованиями и своим отношением к происходящему во время занятия; б) объяснение им того, что происходило во время сессии, с использованием личных гипотез и верований; в) объяснение им того, что происходило во время занятий, с использованием тех или иных теоретических представлений (собственно, формулировка рабочих гипотез); г) определение возможной связи между личными взглядами и верованиями и теми теоретическими представлениями, которые он использует для объяснения происходящего во время занятий. Интегративный анализ представляет собой резюме специалиста относительно того: а) какой опыт, по его мнению, смогли получить конкретный клиент или группа благодаря участию в данном занятии; б) как это на них повлияло; в) какое значение это может иметь для решения краткосрочных и долгосрочных задач арт-терапии; г) какое значение это имеет для дальнейшей работы данного клиента или группы. Еще одним способом регистрации групповой арт-терапевтической работы является хронограмма. Хронограмма предполагает использование заранее подготовленного бланка либо может рисоваться психотерапевтом. Она включает изображение нескольких расположенных вокруг центра кругов, обозначающих членов группы и ведущего (в случае необходимости — и ко-терапевта). Каждый круг разделен на три сектора, соответствующих разным этапам занятия. Один сектор обозначает начало сессии, другой — основную часть сессии, и третий сектор — ее завершение. Психотерапевт обозначает круги именами участников группы и кратко записывает в соответствующих секторах то, что говорил или делал тот или иной участник группы на разных этапах занятия. Здесь же могут приводиться краткие описания изобразительной продукции клиентов. Взаимодействие участников группы друг с другом и ведущим отражается на хронограмме в пространстве между кругами с помощью системы условных обозначений: плюс обозначает положительную коммуникацию (проявления симпатии, поддержки и т. д.), минус — отрицательную (проявления неприязни, враждебности и т. д.). Стрелками между кругами обозначается направленность коммуникации. Она может быть односторонней или двусторонней. Односторонняя коммуникация не предполагает сколь-либо проявленной ответной реакции. Коммуникация между некоторыми участникам группы может и вовсе отсутствовать. Оценка промежуточных результатов арт-терапии и целесообразности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму или модель работы может осуществляться по-разному: • проводиться арт-терапевтом самостоятельно; • проводиться совместно с ко-терапевтом; • проводиться совместно с другими специалистами. • Некоторые способы оценки промежуточных результатов арт-терапии: • клиническая оценка психического состояния участников группы; • диагностика отдельных психических процессов и личностных характеристик участников занятий, в том числе, с использованием вербальных и графических тестов и шкал; • отчеты самих участников занятий о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии и системе отношений, • оценка групповой динамики и отношений в группе, а также отношений участников занятий с арт-терапевтом; • оценка интересов, увлечений и отношений участников занятий с другими людьми за пределами группы (включая их родственников, знакомых и представителей более широкого социального окружения); • оценка изобразительной продукции участников занятий с использованием комплекса формальных и содержательных критериев. Далеко не всегда арт-терапевт может использовать все эти методы оценки промежуточных результатов самостоятельно. Зачастую ему необходимо прибегать к помощи других специалистов, что требует организации консультаций с ними. Так, например, психотерапевт может проводить специальные встречи с учителем (учителями), психологом или иными курирующими того или иного ребенка специалистами. Иногда арт-терапевт может предлагать им заполнить специальный бланк, оценив поведение и личностные особенности ребенка, в том числе: • его успеваемость по разным предметам; • способность к концентрации внимания; • степень активности на уроках; • творческую активность; • способность к самостоятельному решению проблем; • посещаемость уроков; • проявления агрессивного поведения в отношении сверстников и • уровень самооценки и уверенности в себе; • мотивацию; • эмпатию; • спонтанность; доверие к окружающим и другие параметры. Кроме того, специалисту предлагается особо отметить улучшение или ухудшение в поведении и состоянии ребенка за тот или иной период времени и высказать свои пожелания и рекомендации. Арт-терапевт также может обращаться к наблюдающим того или иного ребенка врачам (терапевту, невропатологу, психиатру) с просьбой предоставить ему информацию о происшедших за определенный период изменениях в состоянии здоровья ребенка и, в случае необходимости, указать, какое лечение он за этот период получал и получает в настоящее время. Для оценки промежуточных результатов работы арт-терапевту также необходимо провести специальные индивидуальные или групповые занятия, в ходе которых он предлагает участникам занятий оценить а) общую атмосферу в группе, характер взаимодействия между участниками и степень их интереса к работе; б) связанные с работой чувства и отмечаемые участниками изменения в собственном поведении и состоянии. Арт-терапевт может предложить членам группы высказать свои предложения и пожелания относительно дальнейшей работы. Оценке промежуточных результатов работы способствует применение специальных упражнений и заданий творческого характера. По завершении всесторонней оценки промежуточных результатов арт-терапии терапевт составляет промежуточное резюме. Основным назначением промежуточного резюме является: • фиксация наиболее значимых изменений в состоянии и поведении участников занятий; • оценка того, в какой степени эти изменения согласуются с задачами программы; • формулировка рекомендаций относительно целесообразности продолжения участия того или иного клиента в программе либо его перевода на иную форму коррекционной работы; • обозначение дальнейшего плана работы, а в случае необходимости — уточнение и переформулировка индивидуальных задач арт-терапии, Оценка конечных результатов арт-терапии может быть связана с завершением работы арт-терапевтической группы в целом либо с завершением работы отдельных участников программы (их плановой или преждевременной терминацией). С этой целью могут применяться те же приемы и методы, что и при оценке промежуточных результатов арт-терапии. Как и при оценке промежуточных результатов работы, на стадии терминации психотерапевт может прибегать к помощи других специалистов (в том числе, ко-терапевта), самих участников группы, а также супервизора. Результатом подобной оценки является составление итогового резюме. Его структура аналогична структуре промежуточного резюме. В то же время, в зависимости от того, идет ли речь о терминации всей группы или ее отдельных участников, а также планового или внепланового характера терминации, содержание итогового резюме может быть различным. В случае плановой терминации в итоговом резюме арт-терапевт отмечает следующее: • наиболее значимые изменения в состоянии и поведении участников программы; • насколько эти изменения согласуются с поставленными ранее задачами работы; • рекомендации относительно продолжения терапии того или иного участника программы путем его включения в новую группу, перевода на индивидуальную психотерапию (арт-терапию) или использования какого-либо иного метода (с соответствующим обоснованием), а также касательно условий и факторов поддержания достигнутых результатов арт-терапии во времени. В случае внеплановой (преждевременной) терминации в итоговом резюме должны быть зафиксированы: • достигнутые на момент терминации изменения в состоянии и поведении участника программы (если таковые имеются); • предполагаемые причины преждевременной терминации и последствия преждевременного выхода данного клиента из программы для • рекомендации относительно направления выбывшего из программы клиента на другие виды терапии или к иным специалистам. Date: 2015-07-22; view: 546; Нарушение авторских прав |