Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественный и культурный потенциал досуга ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Общественный потенциал досуга. Человечество длительный период шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга нередко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приобретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В культурах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следовательно, как регулятор общественных отношений, включая и отношения в процессе досуга. Вопрос ставился следующим образом: если цель досуга — конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он и для личности приобретает позитивный характер. В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начинают вырабатываться критерии совершенствования не только общества, но и человека. Вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, который наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представители эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм. Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить конструктивный характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обрати- лось к иным ценностям — к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям. Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досу-говая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздоровительные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих продуктивно-волевых возможностях. Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти подчас скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратимся к общественной значимости досуговой деятельности. Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, связанные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и разнообразием социальных связей, индивидуальные потребности превращаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осознает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно обращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям (большинство которых носит коллективный характер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга — это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности. Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекается с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и искусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристрастия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии. Социальная стратифицированность досуговых занятий и предпочтений. Индивидуальное развитие человека трансформирует его социальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени. В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения. Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения. Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. «Для молодежи "посидеть компанией"— жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела — при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании—это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически»1. Свою специфику имеет досуг пожилых людей. Организаторы досуга должны учитывать их предпочтения, особенности психологии и здо- 1 Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М, 1988. ровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреационными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым препятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей. В мировой практике немало досуговых инноваций появлялось в рамках этих возрастных групп. Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители «третьего возраста» (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств. В США женщины уходят на пенсию в 60, а мужчины — в 65 лет. Уровень их благосостояния и наличие свободного времени создают благоприятные условия для новой жизни, поэтому многие пенсионеры отдают предпочтение развлечениям и путешествиям как по стране, так и за рубежом. Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях. Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и др. Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и т.п. В разных странах существуют также социальные группы, требующие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работники отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др. Культура и этика досуговой деятельности. Обладая ярко выраженным социальным измерением, досуговая активность реализуется как общественная необходимость. Поэтому в любой стране мира складываются представления о культуре досуга, отрабатываются социальные механизмы его регулирования. В главе 1 характеризовалась культура досуговой деятельности. Напомним, что культура индивидуального и общественного досуга предполагает такое проведение людьми свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как отвечающее современным требованиям, согласованное с отечественными традициями. Культура индивидуального и общественного досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной страны и которые сопоставимы с современными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических особенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досуга и др.), а также содержания досуга. Для того, чтобы досуг интегрировал конкретное общество, в нем формируются необходимые условия и механизмы. В качестве подобных механизмов выступают социальные институты, традиции и обычаи, а также духовные ценности, регулирующие массовую психологию и общественное мнение в оценке досуга. Начиная с древнейших времен свободное время и досуг регулируются (помимо религии) традициями, институтом семьи, народной педагогикой, образовательной практикой, нацеленной на развитие подрастающих поколений. В наше время сказывается также воздействие бизнеса, СМИ, рекламы, моды. Вместе с тем в регулировании свободного времени и отдыха особо важную роль выполняют современное государство, создающее законодательно-правовые механизмы. В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью этнонациональных традиций в этой сфере, в обще- стве складываются представления о желаемом характере досуга, о предпочтительных занятиях в свободное время, а также о моральных требованиях, которые предъявляются к многочисленным субъектам досуго-вой деятельности, включая и ее организаторов. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и общественной значимостью и что никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. К основным субъектам проведения и организации досуга предъявляются одинаково серьезные требования морального, психологического, технологического и правового характера. Все это в свою очередь формирует представление об этике досуговой деятельности. Под этикой досуга понимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение человека на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляется в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вырабатываются также этические требования к поведению артистов и обслуживающего персонала по отношению к аудитории искусства и посетителям досуговых учреждений. Виды досуговых занятий, противоречащих традициям, общественному мнению или конфликтующих с законом. Как уже отмечалось, в обществе всегда имеются отдельные представления об отдыхе и развлечениях, которые не совпадают с культурой и этикой досуга, противоречат традиции или даже закону. Например, в некоторых группах распространены досуговые занятия, которые разрушают физическое и духовное здоровье человека (пьянство, употребление наркотиков), циничное отношение к окружающим людям, неумеренное увлечение азартными играми и др. Таким образом, между общественными принципами, культурно-этическими требованиями проведения досуга, с одной стороны, и конкретными досуговыми занятиями людей, с другой, далеко не всегда существуют гармонические связи. Профессиональным организаторам досуга следует в первую очередь руководствоваться законодательно-правовыми регламентациями на этот счет. Вместе с тем нецелесообразно также пренебрегать национальными традициями, массовыми привычками людей в проведении свободного времени. Этими требованиями особенно важно руководствоваться в том случае, когда бизнес транслирует досуговое развлечение из одной страны в другую. Представления о культуре и этике досуга в разных странах неодинаковы и даже противоречивы. Например, у некоторых народов мира в досуговом застолье принято употребление вина, алкогольных напитков. Однако существуют традиции и ограничения, которые не позволяют формироваться массовым алкогольным пристрастиям. У других же народов не сложились взвешенные рекреационные нормы, поэтому у определенной части людей возникает болезненная привычка к алкоголю, особенно распространенная среди представителей некоторых социальных групп. Примером неодинакового отношения к одному и тому же досуговому занятию может быть зрелищная форма с использованием животных. В одних культурах существуют петушиные бои, в других — собачьи. В Испании и Португалии издавна распространенным зрелищем была коррида — бой человека с разъяренным быком. Но у многих народов такие развлечения считаются безнравственными как по отношению к животным, так и по отношению к зрителям. Общественное мнение их осуждает, а закон нередко запрещает. Date: 2015-07-22; view: 11405; Нарушение авторских прав |