Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия свободного времени, рекреации, культурно-досуговой деятельности





Глава 1

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Понятия свободного времени, рекреации, культурно-досуговой деятельности

Что такое свободное время и досуг? Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако уче­ные-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связа­ны между собой.

Под досугом современного человека подразумевается время, кото­рое свободно от необходимого труда в сфере общественного производ­ства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

♦ на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

♦ физиологический отдых (ночной сон);

♦ оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая ут­ренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);

♦ покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

♦ приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

♦ воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким лю­дям (например, уход за больным) и др.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после ука­занных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чис­тое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека — относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях —

несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; кто-то может занять­ся проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет вре­мя, ничего не делая.

Таким образом, человек в состоянии варьировать — увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связан­ные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводя­щие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характе­рен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих боль­шую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на обществен­ном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди распо­лагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для заня­тий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязан­ностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени рас­полагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стре­мятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуго-вой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяе­мы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно исполь­зовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяй­ством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффектив­но (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоро­вью, или нарушая общественный порядок и досуг окружающих и др.).

Представление, которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с по-

зитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использо­вать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

Значение отдыха и рекреации в жизни человека. Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она—следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.

Таким образом, потребность в отдыхе обусловлена в первую оче­редь биологической природой человеческого организма, его физиоло­гией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузка­ми. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противополож­ной потребности — активности. В деятельности людей эти потребности реализуются в ритмическом чередовании активности—расслабления, бодрствования—сна.

Как уже говорилось, в бюджете суточного времени человека обяза­тельно должен быть период (чаще всего ночное время) для физиологи-' ческого отдыха, связанного с полным расслаблением. Это непреложное условие восстановления сил, ликвидации утомления, недопущения глу­бокой усталости. Физиологический отдых становится средством вос­производства жизненных функций человека, занимая внерабочее вре­мя. Эта разновидность отдыха, как и ряд других первичных потребнос­тей (в пище, питье, гигиенических процедурах), создают условия для воспроизводства человеческой активности, поэтому они не связывают­ся с досугом. Другое дело, что усталый человек может днем потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация).

Понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связан­ной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через ак­тивные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного динамичного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др. Исключительно эффективен активный отдых — занятия физическими упражнениями, а также лю­бимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Подобный отдых и восстановительные процессы предо­ставляют человеку возможность выбора различных занятий в свобод-

ное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокультур­ный характер, например, направлены на общение с другими людьми, соб­ственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на за­нятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями.

Конечно, активный отдых проходит в иных формах, нежели отдых в состоянии сна и безделья, он сопровождается быстрым и глубоким вос­становлением сил, его последствия конструктивны и приобретают бо­лее устойчивый характер. Для такого отдыха, как правило, используют­ся нерабочие дни недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных заня­тий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффек­тивное оздоровление, восстанавливается работоспособность. Таким образом отдых в целом имеет сложное строение, влияя на разные — биофизиологические, психологические, социокультурные — аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки.

В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреа­ции (от лат. recreatio — возвращение к здоровью, восстановление). До не­давнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с ре­лаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

Теперь рекреацию понимают как биологическую активность чело­века, которая направлена на восстановление физиологического, физи­ческого потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, кото­рые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болез­ни. Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего соци­ального окружения. Рекреационная активность отдельного человека скла­дывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каж­дом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направлен­ность и эффективность рекреационной активности. Данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.

Рекреационный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в ре­зультате физиологического и психологического оздоровления, достиже­ния душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект, находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокуль­турных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмо­ции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощуще­ниях, но и на понимании человеком важности общественных стандар­тов труда и отдыха.

Культурно-досуговая деятельность. Это понятие означает специ­фическую активность людей во время досуга. Формы активности выби­рает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уров­ня культурного развития.

Уточним, почему эта деятельность одновременно обозначена как культурная. Понятие «культура» пришло в Россию из европейских язы­ков и не сразу обрело строгий научный статус. В XIX в. оно ассоцииро­валось с позитивным развитием человека, высокой степенью его владе­ния определенными нормами деятельности, совершенствованием каких-либо явлений или процессов. Не случайно в повседневной жизни закреплена именно такая трактовка культуры, что отражено в выражени­ях «культурный человек», «культурное поведение», «дом культуры» и др.

Раскроем смысловое многообразие понятия «культура».

1. В науке термин «культура» используется, прежде всего, в каче­стве общетеоретической категории анализа, по масштабу охвата сход­ной с категорией «общество». Культура означает целостный, устойчи­вый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сооб­щества (этнического, национального, цивилизационного). Говорят также о культуре определенной эпохи в ее типологической сущности, а также о масштабной составной части этнической или общенациональной куль­туры. В этом смысле употребляют термины «первобытная культура»; «культура древних греков», «английская культура», «культура арабо-му-сульманского мира», «крестьянская культура», «молодежная культура» и др.

2. Немало устойчивых представлений формируется на основе пони­мания культуры как высокого уровня владения людьми нормами, стан­дартами деятельности, закрепленной в той или иной области социаль-

ной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре обще­ния, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или кор­поративной культуре и др. В близком к указанному смысле использует­ся термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах дея­тельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нрав­ственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высо­кой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «куль­турный человек», «культурные потребности общества», «культурное раз­витие молодежи» и др.

3. Немалое число терминов используется в связи с прикладными ас­пектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная ак­тивность рассматривается как часть или срез какой-либо инструменталь­но-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-эко­номической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строитель­ства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.).

Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия (см. п. 1), включа­ет в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.

С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трак­товка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе обществен­но значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отво­дится этнонациональным представлениям о прекрасном, о художествен­но-эстетической активности в целом.

Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досу­говой деятельности и ее причастность к определенным этическим нор­мам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктив­ное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.

Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного вре­мени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, разви­вающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отече­ственными традициями и отвечающее современным требованиям. На­звание «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструк­тивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-до-сутовой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно орга­низованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из ин­дивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного раз­вития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих лю­дей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей из­мерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (на­пример, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настоль­ной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском похо­де, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены осо­бенностям их психологии и духовным запросам.

Date: 2015-07-22; view: 11718; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию