Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промышленная революция в Европе конца 19-нач.20вв





Три основных этапа: появление машин в текстильном производстве, изобретение паровой машины, применение машин в машиностроении. Первым толчком(1733) в текстильном производстве Англии стала конструкция механ.(самолетного) челнока для ткацкого станка Джона Клея, освободившего ткача от ряда ручных операций. Это вдвое повысило прои-ть труда и увеличение обьема выпуска шерстяных и льняных тканей-спрос на пряжу. В 1765 Джеймс Харгривс изобрел механ. прядильную машину без помощи руки человека~«прялки Дженни». Изобретение паровой машины позволило переход от использования мышечной энергии людей и животных, кинетич. энергии воды и ветра к энергии пара. Мельницы уже не отвечали требованиям. Паровой двигатель Джеймса Уатта(1765). Стал применяться в новых транспортных средствах(аэростат с паровым двигателем, трехколесный паровой автомобиль, Р. Тревик- паровоз, Р. Фультон- пароход «Клермонт»). Доказал саму возможность механ. передвижения. Первая железнодорожная линия между промышленными центрами Ливерпулем и Манчестером. Генри Модели: два его изобретения позволили перейти от ремесленного труда к изгот. машин машинами(«механ. суппорт»-устройство для жесткого и подвижного крепления резца в токарном станке-точность обработки изделий; станочная линия для поточного производства однотипной продукции). Генри Форд: изобретение конвейера. Научные открытия: В. Рентген(рентгеновские лучи), фр. физики Кюри(радиоактивность)-изучение строения атома, А. Энштейн(теория относительности).Появляется физика диэлектриков, разрабатываются новые способы получения сплавов. Изобретение фотографии, Клод Шапп ввел слово «телеграф», сконструировав устройство из системы семафоров на башне. В течение 40 лет -электрический телеграф. А. Белл(1876)-телефон.

7.Понятие дизайн, условия возникновения, дизайн - как профессия. -^л*>е- <е-^-»с_<^ I-*-?

Слово дизайн в русском языке появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Дизайн (от оезщп - проектировать, чертить, задумывать; проект, план, рисунок) - разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды».

Для интернета понимание дизайна носит особый характер. В связи с бурным развитием современных
технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-
то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной
деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих
предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа.
С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования,
разработка образцов рационального построения предметной среды. Предпосылками дизайнерского
искусства являются: прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание
воплощения новых и все более совершенных образов; экономическая выгода, являющаяся огромным
мотивом для развития дизайна. Корни дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового
машинного производства и разделения труда. До промышленной революции в труде ремесленника дизайн
непосредственно сочетался с изготовлением изделия. История развития художественного конструирования
берет начало с середины 19 в. Исторические этапы формообразования:

Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации до конца 18 века) - предтеча дизайна.

Индустриальное машинное производство - конец 18 века начало 20 века Этап Дизайна - начало 20 века - наше время. Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство + учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность (дороговизна)

Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер.
Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала.
Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом
количестве (сколько сможет осилить один человек) Индустриальное производство - "нечеловечные,
холодные предметы"

С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью
машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной.
Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры
отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового
машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства
материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и
их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников,
модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка.


1785г. в Англии начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация,
узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость. Этап дизайна соединил достоинства
предыдущих двух этапов. Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные
материалы и технологии.

Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к
сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер -
существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как
поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется
с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого
вещь будет предназначена, кому она будет служить.

Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала,
суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи.
Дизайнеры знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на
подсознательном уровне.

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные
проявления встречаются в самых глубинных пластах материальной культуры. Поиск точной даты рождения
дизайна не возможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с
кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом, дипломов поставила специалистов в
области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий. Впервые проблемы
преподавания основ дизайна были заявлены как имеющие самостоятельные значения при обсуждении
итогов Первой Всемирной промышленной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году. Это сделала
занимавшаяся реформой художественного образования и развитием художественной промышленности
специальная комиссия, возглавляемая сэром Генри Колом.

В вышедшей тогда же книге "Наука, промышленность и искусство" немецкого теоретика искусства Готфрида Земпера, посвященной урокам Всемирной промышленной выставки, были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам дизайнерской деятельности после общих вводных курсов. Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1850 годы Саут-Кенсингстонского колледжа. К новым условиям стала приспосабливаться и основанная в 1837 году Нормальная школа дизайна, ставшая после реорганизации ведущим государственным учебным заведением в области искусства и известная больше под названием Королевский колледж искусств. В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая школа. Архитектурное отделение в ней было предложено возглавить Г. Земперу. Здесь он написал свой знаменитый труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика", повлиявший на сложение теории художественной формы конца 19 века. Французские художественные школы в 19 веке, так или иначе связанные с промышленным прогрессом и готовившие мастеров для мануфактур, эволюционировали от общеобразовательных ремесленных училищ, в сторону специализированных школ искусств и ремесел. Национальная школа искусств и мануфактур, открытая в Париже еще в 1829 году, к середине века включила в свой курс дополнение к традиционным основам художественных ремесел основы механики, физики, химии и выпускали специалистов, соединявших в одном лице художника, инженера и архитектора.

Новый этап развития европейского дизайнерского образования был связан с преодолением разрыва между замыслом и исполнением. Под влиянием Уильяма Морриса в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел. Среди них были Общества выставок искусств и ремесел, Ассоциация искусств и кустарных промыслов, Королевская школа художественного шитья. Из наиболее известных личностей в художественной культуре Англии 19 века, воздействовавших на формирование методики дизайнерского образования следует назвать Оуэна Джонса, Чарльза Ренни Макинтоша и Уолтера Крейна. В 1899 году в Королевском колледже искусств было открыто специализированное отделение для художников промышленности с целью "непосредственного приложения искусства к промышленности". Большое внимание в обучении на отделении уделялось развитию способности выполнять все своими руками. Это считалось полезным для художников, создающих проекты изделий для машинного изготовления.

В 1913 году в Англии были введены специальные дипломы для окончивших дизайнерские отделения, в которых удостоверялось способность к самостоятельному творчеству в области живописи, моделирования, прикладной графики и индустриального дизайна. Одним из крупных учебных заведений тех лет была Школа промышленного искусства в Хельсинки, связанная с деятельностью финского Общества прикладного искусства. К середине 1870-х годов ее программа, характер студенческих групп и состав преподавателей стабилизировались. Определились методы обучения рисунку, геометрическим построениям на плоскости, в пространстве, работе с деревом, металлом,текстилем. Школа стала ориентироваться в основном на промышленное производство, сохраняя связь с прикладной традицией, закладывала базу будущего профессионального дизайнерского образования.


8.Виды современного дизайна. {/,<**и^<^ А*~^»7л>о

Новый этап его развития возник при переходе от ручного производства к машинному. Для того, чтобы пользоваться только что изобретенными изделиями, им нужно было придать определенную форму, которая привлекла бы своим видом покупателей, чем успешно и занимается современный дизайн. Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует: дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, ландшафтный дизайн, предметный дизайн, выставочный дизайн, и многое другое: и развивалось все это согласно тому времени, той духовной и материальной культуре. Дизайн - одно емкое понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн, ХУеЬ-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный сайнс-дизайн, текстовый дизайн. В последнее время весьма распространенным видом дизайна является ^еЬ-дизайн. И это неудивительно, ведь развитие продуктов Интернет-бизнеса является весьма удобным как для реализации экономических интересов различных компаний, так и для реализации художественных замыслов самого дизайнера. Кроме того, это относительно новое направление в дизайне, которое все больше требует появления новых специалистов, а значит является "хлебом" для огромного количества людей. ^еЬ-дизайн: итак, как говорилось выше, \УеЪ-дизайн является одним из наиболее современных видов дизайнерского искусства и при этом старается отвечать всем условиям практичного использования. С развитием компьютерной техники практически вся человеческая деятельность переместилась в Зх-мерное пространство виртуальной реальности. Все вычисления выполняют машины. Коммуникации происходят по большей части тоже в компьютерном мире. Это неудивительно, ведь современные технологии уже достигли необходимого уровня, отвечающего двум главным требованиям удобства: скорости и отсутствия необходимости в перемещении человека для передачи информации. Но человечество не утратило при этом любовь к прекрасному. И все же наряду с желанием получить практичный товар, возникает другое желание - чтобы товар радовал глаз. Наиболее распространенным видом деятельности современного дизайнера является создание макета для сайтов. Или ^еЬ-дизайн по-другому. В основе \уеЬ-дизайна лежат все те же основные принципы, что и в основе других разновидностей дизайна: принцип функционализма: «что функционально, то красиво»(Этот принцип возник и был сформулирован в конце 20-го века в школе Баухауз. Создание дизайна для сайта ставит перед собой вполне естественные цели восполнения этих принципов. При создании сайта решаются все вопросы его функционирования, а поэтому при разработке макета сайта этот принцип не может не использоваться). Кроме того, очень важным является совокупность графических элементов и их смысловое расположение на холсте макета будущей страницы сайта. Отсюда вытекает второй принцип дизайнерского искусства: принцип конструктивизма, который заключается не в цели составления композиции, а в цели создания конструкции. Кроме того, сайт, продуманный в техническом смысле, должен быть проникнут духовной идеей, и, лишь тогда он сможет претендовать на конкурирование с другими работами подобного направления. А их достижение позволяет реализовать экономическую цель компаний, так и проблемы современной культуры требуют своего решения. В связи с этим создание сайтов приобрело новый смысл. Иногда дизайнеры поражают до глубины души своим мастерством и умением воплотить задуманное в реальную жизнь, а созданные ими работы, поистине заслуживают отнесения к современному виду искусства. Наряду с выставками дизайна интерьера, стали появляться выставки ХУеЬ-мастеров.

^.Промышленные выставки 19в, их роль в промышленном дизайне.,.^ ^"^^М^-^Ч

В период перехода от мануфактурного прои-ва к машинному, расширения торговли и образования общенац. рынков начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов появляются общенациональные выставки

торгово-промышленного характера. Первые-, в Лондоне(1761, 1767), Париже(1763), Дре^дене(1765), Берлине(1786), Мюнхене(1788) и др. Цели: коммерческая направленность, демонстрация новейших технических достижений.

Первая всемирная промышленная выставка, названная «великая», в Англии(1851).Страна была ведущей в пром-ой революции и мощной в экономике. Состоялась в Гайд-парке Лондона под девизом «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека». Участники- 32 страны. Она породила новую архитектурную форму «Хрустальный Дворец» Джозефа Пакстона. Собран за рекордный срок-6 месяцев. Первое здание столь больших размеров, из стекла, железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно спроектированных на болтовых соединениях. Экспонаты: машины, минералы, изделия ремесленников, уральская плотина, фр. гобелены, тунисские ковры, фарфор, хлопок, предметы роскоши. Стенды напоминали дорогие магазины богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим мат-ом, среди портьер, вышивок, знамен. Со второй пол. 19в. крупнейший выставочный центр- Париж, Для всемирной выставки(1867) на Марсовом поле- «Дворец Промышленности». Эллипсовидный в плане, семь концентрических галерей, повторяющих


очертания эллипса. Внутри центр, галереи - пальмовый сад. По внешнему периметру- галерея машин(промышленное оборудование).

Кульминация- выставка 1889, посвященная столетию Франц. буржуазной революции. К ее открытию- Дворец Машин и знаменитая башня Густава Эйфеля. Башня -олицетворение промышленной революции. Возведена за 26 месяцев. Исключительны методы: все элементы изготовлялись на заводе и затем монтировались на месте. Впервые взаимное проникновение внутреннего и внешнего пространства. В выставках отразились сущ. тогда в обществе оптимизм и вера в неограниченные возможности индустрии. Значительная роль в становлении и развитии дизайна: технические изделия представлены как худ-ые экспонаты, поиск нового формообразования, основанный на иных принципах, отвечающих особенностям технологии машинного производства. Развитие стилей в формообразовании: инженерный(не зависел от моды, решали утилитарно функциональную задачу, а вопросы эстетики органомики и техн. Тиражирования отодвигались на второй план или вообще не ставились); архитектурный(для крупных форм, ордерные системы, трехчастные построения композиции, массивные базы и пьедесталы, капители, ажурные балки); худ-ый китч(цель повышения эстетических качеств выпускаемых изделий путем привлечения художников на предприятие(стайлинг), сводиться к украшательству и имитации трудоемкого ручного труда).

10. Первые теории дизайна: Моррис, Рескен, Земпер. •*-**-*!?> ^ /^у ^^^у^рг^у^

(Могпз) Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, — 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. В 1861—62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды М. формировались под влиянием учения Т. Карлейля, лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов. Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. закладывал основы художественного конструирования, выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль "модерн. В 1877 М. основал Общество защиты старинных зданий. М. изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, "...социалистом эмоциональной окраски..." (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести "Сон про Джона Болла" (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе "Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891; рус. пер. — М., 1906), рисующем будущее счастливое общество.

РЕСКИН, ДЖОН (Кизкш, 'опп) (1819-1900), английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ. В 1841 Рескин начал дополнять написанное им в семнадцать лет сочинение в защиту живописи Тернера. Итогом стал пятитомный труд Современные художники (Моаегп Ратхегв), первый том которого вышел в 1843.

Сосредоточенно изучая готическую архитектуру, Рескин в 1849 опубликовал сочинение Семь светильников архитектуры (ТЬе Зеуеп Ьатрз ог" АгсЬкесШге). Характерный для Рескина нравственный ригоризм отвечал духу викторианской Англии, его идеи об "архитектурной честности" и происхождении орнаментальности из природных форм оставались влиятельными не одно поколение.

Затем Рескин обратился к изучению венецианской архитектуры. Вместе с женой он провел две зимы в Венеции, собирая материал для книги Камни Венеции (8Шпез от" Уешсе), в которой намеревался дать более конкретное обоснование изложенных в Семи светильниках идей, прежде всего их морального и политического аспектов. Книга появилась в разгар бушевавшей в Лондоне "Битвы стилей"; поскольку счастье рабочего человека провозглашалось в книге одной из составляющих готической красоты, она стала частью программы сторонников готического возрождения, возглавляемых У.Моррисом. Вернувшись в Англию, Рескин выступил в защиту прерафаэлитов, чья выставка в Академии в 1851 была воспринята враждебно. Рескин подружился с Д.Э.Миллесом, самым молодым и самым ярким прерафаэлитом. Вскоре Миллес и жена Рескина Эффи полюбили друг в друга, и в июле 1854, добившись расторжения брака с Рескином, Эффи вышла замуж за Миллеса.

Из сферы искусствоведения его интересы в значительной мере переместились в область социального преобразования. Дальнейшее развитие эта тема получила в книге Последнему, что и первому (№ю ТЫз Ьазг, 1860), знаменующей зрелость политико-экономических воззрений Рескина. Он ратовал за реформы в образовании, особенно в сфере ремесел, за всеобщую занятость и помощь старикам и инвалидам. В книге Последнему, что и первому выразился духовный кризис Рескина.. В 1871 Рескин начал выпускать


ежемесячное издание "Рогз С1аУ1§ега", адресованное рабочим и труженикам Великобритании. В нем он извещал об учреждении Компании св. Георгия, в задачи которой входило создать на неплодородных землях мастерские, где применялся бы только ручной труд, а также открыть рабочим из таких мест, как Шеффилд, красоту ремесленного производства и постепенно свести на нет губительные последствия промышленной революции 18-19 вв.

(8етрег) Готфрид (29.11.1803, Гамбург,—15.5.1879, Рим), немецкий архитектор и теоретик искусства. Учился в Мюнхене (1825—26) и Париже (1826—1828); в 1834—49 профессор АХ в Дрездене. Как участник Дрезденского восстания 1849 бежал в Париж, работал в Лондоне (с 1851), Цюрихе (с 1855), Вене (1871— 1876). В рациональных по организации плана постройках 3. эклектически применены декоративные мотивы итальянского Возрождения и барокко (Оперный театр, 1838—41 и 1871—78, и Картинная галерея, 1847— 1849, в Дрездене; совместно с К. Хазенауэром — 2 музейных здания, 1872—81, "Бург-театр", 1874—88, и "Новый Хофбург", 1881 —1913, в Вене). Теоретические взгляды 3., сложившиеся под влиянием позитивизма, изложены им в статьях, лекциях и труде "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика" (т. 1—2, 1860—63). 3. критиковал капиталистическое разделение труда и его последствия. В разобщении техники и искусства, в отрыве украшения от конструкции он видел причины упадка архитектуры и художественных ремёсел в 19 в. Он стремился возродить стилистическую цельность "практических искусств", рассматривая стиль как органически исторически сложившееся явление. 3. связывал законы формообразования (проявляющиеся в симметрии, пропорциональности и тектонике) с функциями художественных произведений, материалами и способами их обработки. Обращение к принципам правдивости и целесообразности сочеталось в теории 3. с пониманием художественного начала как символической "одежды" конструкций и материалов. Взгляды 3. повлияли на многие концепции архитектуры, художественной промышленности и художественного конструирования в конце 19 и начале 20 вв.

11. Арт-нува. Принципы формообразования.

Модерн - стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX века. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. В Италии его называли растительным стилем или "либерти", в Великобритании - стилем модерн, в Испании - модернизмом, в Бельгии - стилем Вельде, в Австрии -Сецессион, в Германии - Югендстиль.

Стиль модерн возник как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого, а прежде всего - на упадочнические вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного производства.

Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого распространилось на европейский континент. Это общество возникло из движения того же названия, боровшегося за возрождение художественных ремесел, и выступало против снижения художественного уровня продукции вследствие перехода к промышленному производству. Непосредственными его предшественниками были художественный и социальный критик Д. Рескин и поэт и художник - прикладник У. Моррис, которые призывали возвратиться к ручному труду, а также вместе с другими художниками и архитекторами по - новому определяли функциональные и формообразующие принципы архитектуры. Они выдвигали принцип целесообразности формы и художественной выразительности естественных материалов.

Для модерна характерны извивающиеся линии; в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы (во Франции и в Бельгии) и линеарные формы (в работах австрийских сецессионистов или шотландского арх. Чарлза Ренни Макинтоша). Вершины модерн достигает в архитектуре и в прикладных искусствах. В интерьере дома "Тасселя", в Брюсселе, расписанном Виктором Орта, декоративные возможности железа органично используются в мотивах текучести, повторяющихся и в рисунке инкрустированного пола, и в настенных росписях. Эта цельность проекта типична для стиля модерн (Ар Нуво), который охватывает и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов.

Хотя модерн просуществовал всего 20 - 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки - все носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы и дизайнеры модерна. Все, к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.

12.Стилевые направления модерна

АРТ-НУВО (АКТ М011УЕА11): Стиль, развивишияся во Франции и Европе в конце 19-го века; с декоративными плавными линиями. Природа является источником вдохновения, поэтому для стиля так


характерны темы цветов, листьев, птиц и насекомых. Природные мотивы часто являются сказочными и асимметричными. Для этого стиля также характерны изображения женщин с длинными прямыми волосами и в длинных платьях. Примеры стиля Ж)ЦУЕА11: Художники Тулуз-Лотрек и Эрт, ювелир Рен Лалк, архитектор Чарльз Р. Макинтош, и дизайнер по стеклу Луи К. Тиффани.

Чаще всего употреблялись термины "модерн" (современный) и "Ар Нуво" (в переводе с французского "Гаг! поиуеаи" буквально "новое искусство"). Во Франции также использовались термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также "стилем Орта", по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво. Использовались также термины "стиль 1900 года", "стиль линий", "стиль волн", "студио" и даже такие насмешливые названия как "вермишель", "угорь" и др. В Германии этот был "Югендстиль", в Италии -"цветочный стиль" или "Либерти", от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин "сецессион", по названию группы Зегеззюп, созданной в 1897 году в Вене. Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.

Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза - ключевого понятий нового стиля - стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Свой дом Моррис совместно с друзьями-художниками пытался превратить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни. Источник идей для художников ар нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками, предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков. Яркими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др.

На ином принципе строили поиск мастера "школы Глазго", возглавляемой Макинтошем и представители "Венского Сецессиона". Они создавали более сдержанную разновидность ар нуво.

Стилевое своеобразие, которое школа Глазго принесла в Ар нуво, характеризовалось чистой геометрией форм в сочетании с криволинейностью поверхностных декоративных элементов. Здания, интерьеры и мебель, созданные по проектам Чарльза Рени Макинтоша, во многом предвосхитили прямоугольную функциональность модернизма 20-х годов.

Чистая геометричность стиля Глазго оказала решающее значение на развитие Ар нуво в Австрии и Германии. Вариант Ар нуво Венского Сецессиона, хотя все еще замешанный на декоративности стиля, уже был готов устремиться навстречу прощенным геометрическим линиям модернизма. Подобным образом Ар нуво в Германии, где он больше известен под названиме "югендстиль" (молодежный стиль), быстро сбрасывал с себя оковы 19 века и двигался к модернизму. Мастерами Венского Сецессиона были Отто Вагнер, Иозеф Мария Ольбрих, Йозеф Хофман. В Германии - это Петер Беренс, Отто Экман, Рихард Римершмид.

Поздний модерн повсюду испытывал нарастающее давление рационалистических тенденций и возобновившегося тяготения к "непреходящим ценностям" упорядоченной формы. Книга Василия Кандинского "Касаясь духовности искусства" (1911) стала воистину программным документом раннего модернизма, призывавшего к разрыву с наследием прошлого, к разрыву с природой, к исключению из искусства всего натурального. Поздний модерн переходным этапом к новым стилевым направлениям начала


20 века - арт деко, функционализму, на основе которых, в свою очередь, выросла философия формообразования современного дизайна.

Date: 2015-07-11; view: 2357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию