Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фазы сражения





 

Для поднятия духа перед боем к солдатам всегда обращались их командиры, а сражение сопровождалось громкими криками, чтобы вселить страх в сердца врагов. Некоторые воины раскрашивали лица различными цветами, обычно красным и черным, чтобы выглядеть более устрашающе. Так всегда поступали чанка и каньяри. Красители добывались из лесного кустарника: ачиоте (красный) или хагуа (черный).

Атаку начинали солдаты с пращами, что вполне понятно, учитывая потрясающие способности индейцев обращаться с этим оружием. С младенчества все дети учатся охотиться на птиц в маисовых полях, метая в них камни из пращей. Это смертоносное оружие делается довольно просто из шерстяных нитей или волокон кабуйя. Одним метко и с силой выпущенным камнем можно убить человека. Младший брат конкистадора Писарро погиб таким образом, получив удар камнем по голове при осаде крепости Саксауаман. Со своей стороны враг защищался, растягивая поверх голов какой‑либо прочный материал.

За солдатами с пращами шли лучники. Это всегда были индейцы из восточных лесов, которые даже сегодня могут сразить летящую птицу одной стрелой. Однако гораздо чаще лука использовался бросатель, или эстолика – деревянная палка длиной примерно в 2 фута с небольшим порожком с одной стороны и крючком с другой. Острие стрелы делалось из кости, дерева или камня и помещалось на порожек. Оперение стрелы зажималось крючком, солдат делал бросок, зажимая при этом подставку, и стрела вылетала с большой скоростью По мере сближения двух армий в дело вступали айлью. Это оружие представляло собой шнур, удерживаемый в руке и разделенный на конце на три веревки, к концам каждой из которых крепился металлический шар. Вся конструкция запускалась во врага, руки и ноги которого оказывались крепко спутанными, а металлические шары наносили серьезные раны.

Затем среди криков, оскорблений и звуков труб начиналась схватка. Дубинки и копья наносили увечья или ломались о металлические нагрудные доспехи. Шлемы звенели под ударами палиц с бронзовыми наконечниками. Топоры, с двуручными рукоятками или укрепленные на коротких шестах, подобно алебардам, громили медные щиты или иногда застревали в них, обезоруживая таким образом самого атакующего. Наконец, покрытые кровью воины начинали спотыкаться о трупы, и наступала неразбериха.

Вместе со своими солдатами сражались военачальники, которых легко можно было узнать по украшенным перьями шлемам. Вышестоящие командиры старались разглядеть весь ход боя, чтобы направить резервы в наиболее угрожающих направлениях. Если при этом присутствовал сам Инка, он тоже метал камни из пращи, стоя на своем паланкине. Когда на поле боя приносили идола, он молча наблюдал своими загадочными глазами за кровопролитием, которое должно было принести победу.

Если индейцы, как это обычно случалось, сражались с одинаковой храбростью, то такое положение могло бы сохраняться в течение некоторого времени. Иногда вопрос решался числом, однако мог возникнуть новый неожиданный фактор и быстро положить конец схватке. Если в какой‑то момент или по какой‑то причине одна из армий одерживала верх, именно этого фактора было достаточно, чтобы одержать окончательную победу. С самого начала конфликта, если он происходил в густонаселенном районе, индейцы со всех окрестностей собирались на холмах понаблюдать за разыгрывавшимся перед ними представлением. Если, по их суждению, одной из армий улыбалась удача, они тут же присоединялись к ней, чтобы получить свою долю трофеев. В этом случае ситуацию уже нельзя было изменить, и исход был ясен – любая слабость обращалась катастрофой.

В общем и целом тактика была примитивной, но Пачакути приказал своим подчиненным использовать метод, который, похоже, был совершенно новым. Вместо того чтобы атаковать по всей линии фронта, он старался обнаружить центр командования и сопротивления врага – его нервный центр, будь то идол или военачальник. Обычно Пачакути быстро находил этот узел и в ходе конфликта с несколькими воинами предпринимал попытку прорвать линии противника в направлении этого бога или лидера. Если ему удавалось их захватить, он со своими соратниками издавал победный клич, услышав который враг понимал, что его главная карта бита, и был совершенно деморализован. Таким образом он победил чанка, захватив их идола во время решающей схватки у ворот Куско, взял в плен вождя колья в битве при Пукара перед тем, как захватить столицу этого племени.

Как ни странно, но именно таким же методом Франсиско Писарро одержал легкую победу при Кахамарке, пленив Инку в самом начале схватки.


Индейцы часто держали резервы вдали от поля сражения, чтобы использовать их в критические моменты, а также для того, чтобы защитить свой отход в случае поражения. Их правильное использование в тот момент, когда противостоящие силы были уже измотаны борьбой, обеспечили победу Тупака Юпанки над народом каньяри.

В случае победы Инка старался избежать излишней жестокости. Зачем было раздражать людей, которыми он намеревался управлять, или разорять страну, за счет которой собирался пополнить свои закрома?

 

Триумф

 

По возвращении в столицу победоносный Инка организовывал триумфальные торжества, которые хотя и отличались по своей организации, но всегда сопровождались торжественной процессией. Принимавшие участие в кампании войска проходили парадом под звуки барабанов и труб: солдаты в военном снаряжении, военачальники при всех своих регалиях. За ними следовали пленные со связанными за спиной руками. Их жены и дети выли от страха и молили о пощаде. Предводитель врагов лежал голым на подстилке в окружении барабанов, изготовленных из кожи его родственников. По словам летописца, «снятая с человека и надутая воздухом кожа странным образом напоминала своего владельца». Затем следовали носильщики с трофеями, солдаты, несущие на своих копьях отрубленные головы вождей врага, люди, громко кричавшие о преступлениях побежденных и подвигах победителей, орехоны в полных доспехах и молодые девушки из «домов избранных женщин». Эти девственницы с тамбуринами и колокольчиками, привязанными к коленям, пели и танцевали перед высокопоставленными чиновниками, которые окружали ковер, где на троне восседал Верховный Инка. Одетый в официальные государственные одежды, он сидел неподвижно с выражением безразличного достоинства на лице в окружении золота и серебра. Далее следовали родственники монарха, принцесс несли на паланкинах. В конце процессии также шли войска.

После триумфального шествия по древней традиции Инка пересекал великую площадь Куско, шествуя по телам распростертых на земле пленников. Затем начинались танцы, песни и пиры, и, как обычно, все завершалось всеобщей попойкой.

С плененными солдатами, похоже, обращались вполне гуманно и часто отправляли их назад на родину. Вождям, которые, не теряя времени, присягали на верность императору, сохраняли некоторые привилегии и оставляли за ними, как мы уже знаем, прежнюю власть. Однако в других случаях жестокости было предостаточно, и в конце концов установленные Пачакути принципы сдержанности были забыты.

Пома де Айяла рассказывает о военачальнике, который лишил глаз пленника, стоявшего на коленях со связанными за спиной руками и в полной военной форме. Во время гражданской войны между Уаскаром и Атауальпой войска последнего творили ужасные вещи в районах проживания каньяри и качапойа, убивая женщин и детей. То же самое они проделали, захватив Куско. Но эти войска состояли из солдат с севера, которые лишь недавно были призваны под командование Инки. Это одна из основных причин, почему испанцы с такой легкостью захватили страну после того, как был пленен.

Атауальпа. Настоящие наследники Инки ненавидели этого самозванца и поэтому с радостью приветствовали белых людей.


На побережье древние цивилизации, похоже, были полностью варварскими. На рисунке на глиняной посуде чиму можно видеть жреца, кромсающего ножом голого человека с веревкой на шее и угощающего чашей с кровью орлана со всклоченными перьями.

Среди бесконечной череды победоносных парадов давайте рассмотрим один, организованный у ворот Куско, когда Тупак Юпанки возвратился после открытия таинственных островов в Тихом океане. В то время Пачакути был уже стар и оставался в городе во время плавания сына. Он приказал одному из командующих своей армии организовать оборону города так, словно ему угрожали нападением. Роль армии захватчиков исполняли войска под командованием молодого принца, который впоследствии стал Инкой Уайна Капаком. Он и повел войска в атаку на город. Перед глазами тысяч жителей, которые прибыли со всех сторон империи насладиться этим спектаклем, разыгралась потешная битва. Люди наблюдали за угрожающими жестами воинов, за атаками, отступлениями, бросками воображаемых стрел и камней, дубинки вздымались и молотили по воздуху, слышались угрозы и военные песни, завывали трубы и стучали барабаны, ритм которых все убыстрялся и убыстрялся до того момента, когда защитники города притворились, что уступают, и молодой герой переправился через реку Куско под крики восхищенной толпы.

Этим театральным представлением отмечен кульминационный момент величия империи. Три самых великих императора, восседавших на троне Инки, принадлежали к трем последовательным поколениям, и каждый сыграл свою роль в соответствующей области. Старый император был большим мастером организации всяческих церемоний, второй император был великим покорителем, а будущий император – актером, репетирующим на грандиозной сцене свои будущие триумфы.

 







Date: 2015-07-11; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию