Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй этап строительства





 

 

Принятое летом 1931 решение о строительстве полевых укреплений начали осуществлять силами подразделений 2-й дивизии и привлечёнными вспомогательными дружинами. Использование войсковых соединений на фортификационных работах было обусловлено решениями Генштаба и дивизионного командования. На практике фортификация отвечала принципам, представленным Эквистом в 1929. В строительстве принимали участие Полк Карельской Гвардии, Бригада Savo, 1-й и 2-ой Самокатные батальоны, Особая Сапёрная рота и части округа Viipuri.

Для возведения препятствий и расчистки секторов обстрела на территорий частных владений военное ведомство арендовало земельные участки, компенсируя ущерб, причинённый лесным угодьям. Договоры аренды составлялись заранее, с использованием планов, утверждённых министерством обороны. Как правило, землевладельцы добровольно принимали условия предложенных им договоров по умеренным ценам, хотя в исключительных случаях приходилось применять силу. На это министерство обороны истратило 400000 марок. Лес, сваленный в результате сплошных вырубок или разрежения, поступал в распоряжение хозяев участков.

В начале 1930-х гг. в Финляндии из-за наступившего экономического кризиса резко вырос уровень безработицы. В результате соглашения между штабом 2-й дивизии и губернатором Viipurin lääni, началось привлечение к фортификационным работам гражданских лиц.

1 сентября 1931 генерал Маннергейм направил в министерство обороны письмо с предложением обдумать вопрос об изыскании средств для найма безработных на вспомогательные работы по строительству оборонительных сооружений, аэродромов и дорог.

Долговременными сооружениями предлагалось укрепить следующие позиции:

Lipola – Rautu(ныне Орехово) 10 пулемётных ДОТов;

Vammeljoki 4 – 6 пулемётных ДОТов;

Kivennapa 4 пулемётных ДОТа;

Suomen lahti – Kuolemajarvi(совр. Пионерское) 8 пулемётных ДОТов.

 

Кроме того, предлагалось добавить два пулемётных бункера в Taipale и батарею в Kaarnajoki.

Силами «вспомогательных отрядов» удалось возвести только проволочные заграждения и расчистить секторы обстрела. Работами руководили офицеры, а рабочую силу и её оплату обеспечивали официальные местные власти. Министерство обороны поставляло в зону строительства колючую проволоку и скобы, колья заготавливали на месте работ. К работам привлекались и возчики, колючую проволоку приходилось доставлять к местам строительства от железнодорожных станций, которые находились далеко.

27 октября 1931 министр обороны Yho Niukkanen подписал смету на сумму в 94 000 марок для проведения дополнительных фортификационных работ в волостях Kivennapa, Rautu и Sakkola, хотя на них запрашивали 300000 марок. Этих средств хватало на строительство двух бункеров, с привлечением военнослужащих.

В1933 министерство обороны по предложению Генштаба обратилось в министерство сельского хозяйства за разрешением производить работы на государственных землях, между озером Muolaanjarvi и шоссе Viipuri – Uusikirkko. Там планировали разместить тренировочный полигон, где войска могли проводить обучение. Использование этой территории не требовало бы арендной платы, а за продажу вырубленного леса выручались определённые средства.

19 декабря 1931 Генштаб вынес на обсуждение свой проект по строительству железобетонных сооружений на линии Suomen lahti – Kuolemajarvi, и поручил командованию 2-й дивизии составить план фортификации Карельского перешейка на ближайшие годы. Эквист отправил своё предложение 14 марта 1932. Он констатировал, что из-за нехватки финансовых средств, план фортификации придётся делить по годам на этапы.

Проект делился на два этапа: первый охватывал период с 1931 – 1932, а второй начинался с 1933. Первый период включал в себя уже проведённые фортификационные работы 1931 и запланированные раннее мероприятия на 1932. В результате этого для отрядов сдерживания была подготовлена первая позиция на линии Vammelsuu – Kivennapa – Lipola – Rautu, которая повторяла на большем протяжении позицию Rappe, возведённую в 1918, и линию VT, построенную в 1942-44 гг.

Таким образом, у отрядов сдерживания появилось бы несколько заградительных позиций:

1. у группы «Uusikirkko» линии Vammelsuunjoki и Rieskjarvi – Suulajarvi;

2. у группы «Muloaa» позиция, прикрывающая перекрёсток в Kivennapa, и за ней позиция на рубеже Suulajarvi – Ahijarvi, перерезающая шоссе Kivennapa – Viipuri и препятствующая распространению противника, а так же линия, прикрывающая дефиле Muolaanjarvi – Kirkkojarvi;


3. у группы «Lipola» позиции, прикрывающие перекрёсток дорог в Lipola;

4. у группы «Rautu» позиции, прикрывающие перекрёстки дорог волости Rautu, а так же приграничные дороги по различным направлениям. После выполнения этих работ следовало приступить к совершенствованию обороны в западной части Карельского перешейка. На следующем этапе предстояло укрепить оборону ближайших подступов к Viipuri с прикрытием железной дороги на Valkjarvi. Линия Viipurinlahti – Naykkijarvi – Kamaranjarvi совпадала с промежуточной позицией времён Зимней войны.

После принятия решения о строительстве железобетонных ДОТов на линии Kyronniemi – Kipinolanjarvi – Inkila – Kuolemajarvi возглавить эти работу Фабрициусу. 26 февраля 1932 главный инспектор фортификации полковник Сарлин представил его проект с приложениями. Выполнение работ возложили на Сапёрный батальон. Чертежи будущих ДС были уже сделаны, и Фабрициусу оставалось их откорректировать. Поскольку Сапёрный батальон никогда не занимался проведением бетонных работ такого масштаба, то Фабрициусу следовало обучить офицеров и унтер-офицеров соответствующим технологиям.

Рекомендовалось не брать местный щебень по дешёвке, а завозить с карьера Rapattila, где его было достаточно. Фабрициус высоко оценил выполнение своих новых функций, но министерство обороны ему назначило среднюю месячную зарплату в течении 15 месяцев.

Фабрициус согласился с этим, и с 1 апреля 1932 заступил на службу, надеясь создать фортификационный пояс на Карельском перешейке. Он немедленно приступил к осуществлению своей идеи. Первые ДОТы Ink-1 Ink-2, построенные в 1932, представляли собой бункеры типа «Каземат де Бурже», в которых крылья защищали амбразуры фланкирующего огня. Для этих ДОТов было характерно, что в них, помимо боевого каземата, было убежище для гарнизона вместимостью до 24 человек. Убежище было оборудовано вентиляцией и колодцами с питьевой водой. Казематы отапливались печкой или плитой, используемой для приготовления пищи. По своим размерам они не превышали размеры ДОТов линии Энкеля: длина до 20 метров, а ширина до 6.

Ранней весной 1933 провели испытания ДОТа Ink-2. В результате опыт показал, что ДОТ пригоден для жилья, но газоотводная система в боевом каземате работает плохо.

В ДОТах Ink-3 Ink-7 лицевые стены с амбразурами стали изготавливать из бронеплит, что позволило отказаться от применения длинных боковых крыльев; малым разворотом к фронту секторов обстрела достигалась большая глубина огня. Первые бронеплиты размером чуть более 2х3 метра поставило Военно-морское ведомство; они были сняты с батарей форта Ино и оказались невостребованными при оснащении батарей Makiluoto и Kuivasaari. Бронеплиты имели толщину 10 и 15 см, что в 2-3 раза превосходило расчётные параметры (4,5).

При использовании бронеплит амбразуры значительно сузились. Для установки в них пулемёта потребовался особый станок, и бетонная амбразура в ряде случаев требовала специального устройства.

Внутренние поверхности напольных и боковых стен боевых казематов, а также покрытий, начиная с бункера Ink-3, защищались стальными листами толщиной 3,2-12 мм, которые монтировали ещё до заливки бетона, чтобы получить прочное соединение. Эти листы препятствовали отколу бетона в случае взрыва снаряда, обеспечивая тем самым, безопасность гарнизона.


Все внутренние стены и потолки были облицованы картоном и окрашены масляной краской. У тыльной стены этих бункеров встраивали специальный бронеколпак для ближнего боя, из бойниц которого можно было обстреливать противника, проникшего с тыла. К использованию предлагались пулемётные бронеколпаки производства английской фирмы «Виккерс-Армстронг», французской фирмы «Шнейдер энд Си», и наблюдательные – шведской фирмы «Бофорс».

15 июня в Генштаб были отправлены чертежи и расчёты прочности, построенных ДОТов INK-1, и INK-2, которые Фабрициус выполнил лично.

Согласно этим расчётам, фронтальная стена, общая толщина которой составляет 130, должна выдержать попадание 152-мм снаряда, выпущенного из пушки, которая находится на расстоянии 3 км. При этом болванка снаряда могла проникнуть вглубь стены на 28,8 см. Крыша должна была выдержать попадание 152-мм гаубичного снаряда. Глубина воронки от взрыва достигнет 22см, а при трёх попаданиях в одно и то же место – 36. При этом внутренняя воронка не должна образоваться. Толщина крыши боевого каземата составляла 100см., в её нижнем слое находились стальные решётки со стороной ячейки в 10 см.

Начиная c INK-3, в нижний слой закладывалась стальная плита или рельсы 10 см высоты. Крыша убежища имела толщину 100см. нижний слой которой был сделан из 30-см железобетона, над которым находился амортизирующий слой песка или дерева. Напольная стена бункера имела толщину 100см, её защищал 70-см слой из камней, который шёл по поверхности земли в сторону фронта на 5м, а к тылу на 2. 70-см толщина тыльной стены и 50-см толщина пола считалась достаточной. Это обеспечивало сопротивляемость конструкции к взрывному давлению от снаряда, разрывающегося у стены.

При армировании широко использовалась пространственная сетка со стороной ячейки 10-20 см, изготовленная из прутка сечением 10-16 мм и сопротивляемостью на разрыв 37 кг/мм.

Согласно технологической инструкции при строительстве мог применяться и обычный цемент 400-й марки, время схватывания которого составляло 1,5 часа, и особый цемент, схватывавшийся за 3 часа.

В процессе работы выяснилось, что пол каземата следует отливать поэтапно, используя для него обычный цемент. После этого выполняли армирование, установку бронеплит и стальной обшивки, а затем вторичное армирование. Нижняя часть крыши должна была отливаться вместе со стенами, на неё в качестве амортизационного слоя укладывались двухдюймовые доски, покрытые с двух сторон слоем битума. В некоторых бункерах вместо досок использовали песок. После этого армировали крышу. В стенах и крыше использовали медленно схватывающийся цемент, чтобы успеть провести армирование и избежать появления раковин. Укладку и трамбовку бетона производили вручную с особой тщательностью.


В технической инструкции давались детальные разъяснения по различным этапам производства работ, таких, как гидроизоляция, укладка каменной подушки и т.п. Особое внимание уделялось мерам по маскировке бункеров, использованию растительности для вписывания в ландшафт.

Весной 1933 обсуждались конструктивные особенности станков для пулемётов и использование противотанкового оружия. Амбразуры в бронеплитах решили делать под пулемёт модели 09, который мог бы устанавливаться на специальный станок.

Противотанковое оружие было представлено тремя моделями:

47 мм/40 кал. Морская пушка Гочкиса обр. 1896 Обуховского завода;

37 мм/30 кал. Автоматическая пушка «Максим»;

12,7 мм пулемёт «Виккерс».

Морские и автоматические пушки имелись на складах, но они требовали, помимо регламентных работ, специальных лафетов и более вместительных казематов, нежели те, что имелись в пулемётных ДОТах. Выход нашли, применив 13-мм пулемёт, установленный на специальном станке от пулемёта модели 09 или на собственном станке. Амбразура для обоих вариантов могла быть одной и той же.

В 1933 финансирование в сумме 500 тысяч марок удалось получить с неиспользованной статьи. Работы выполнялись главным образом силами оборонного ведомства, в распоряжении которого имелось 6 офицеров, 6 унтер-офицеров и 135 солдат из Сапёрного батальона. Кроме того, из состава 2 дивизии на 6 недель был откомандирован «пехотный взвод в количестве одного унтер-офицера и 30 солдат». Рабочих набирали через комитет по безработице. Согласно составленным проектам, их использовали для доставки гравия, арматуры, цемента и других стройматериалов, заготовки камней, дробления щебня, рытья траншей для прокладки кабеля и др.

Будучи начальником строительства, Фабрициус обучал как рабочих каждой смены, так и их руководство. Работы велись круглосуточно, сменами по 8 часов. Профессиональных строителей среди гарнизона в то время было немного. Из механизмов в зоне работ имелись только бетономешалки с приводом от ДВС. Набивку производили вручную, также как и земляные работы при рытье котлованов.

Приготовлением бетонной смеси занимались по «научным разработкам», согласно современным строительным технологиям, что в то время применялось крайне редко. Начальнику смены следовало выполнить определённое количество опытных операций, которые проверял сам Фабрициус. В их число входила калибровка и определение влажности гравия, а так же испытание прочности образцов. Прочность бетона должна была соответствовать норме в 500 кг/см.

Сапёрный батальон в период 1932 - 1934 построил в Inkila 6 ДОТов. Последний – INK-6 – в 1937.

Предстояло срочно укрепить незащищённое дефиле Kuolemajarvi – Muolaanjarvi согласно составленному в конце 1934 проекту полковником Airo, по оценке которого наиболее опасным направлени6ем был участок от Summa до Kaukjarvi, ограниченный с востока болотом Munasuo, а с запада – рекой Tyeppelanjoki.

По мнению Airo, предложенная Эквистом линия Kaukjarvi – Perkjarvi по своим географическим особенностям невыгодна, а для приведения её в надлежащее состояние потребуются значительные финансовые вложения и «многочисленный гарнизон».

Проекты фон Бранденштайна, Игнатиуса и Фабрициуса предполагали размещение главной полосы на уровне Perkjarvi, но командование 2 дивизии не посчитало этот вариант удачным по характеристикам местности. Ош согласился с точкой зрения Airo и принял его проект за основу.

Закрытие главного направления само по себе не являлось достаточным; противник мог обойти деревню Summa с запада, особенно зимой, поскольку между Summa и Karhula находилось открытое пространство шириной в 4 км, в случае прикрытия которого образовывалась бы сплошная линия обороны, соединявшаяся с укрепузла Karhula – Narja. Следовало укрепить и западный берег реки Tyeppelanjoki, и дефиле между озёрами Hatjadahdenjarvi и Kuolemajarvi. Тогда укрепузел Summakyla и построенные перед ним позиции естественно сольются с только что построенным укрепузлом Inkila. По мнению Airo, на этом направлении не следует ожидать серьёзных операций. Принимая во внимание, что за укрепузлом Inkila находятся системы укрепузлов Humaljoki – Kolkkala и Rempetti – Narja, можно оборонять эти рубежи малыми силами.

Западная часть Карельского перешейка не обеспечивала возможности для наступления, поэтому её фортификация носила чисто оборонительный характер. Напротив территория от Munasuo до Muolaanjarvi была вполне подходящей для проведения контратак по наступающему противнику с флангов или с тыла. Для этого позицию следовало перенести значительно к югу на рубеж Tassiolammet – Suurniemi.

Проект Airo предполагал в первую очередь модернизацию уже существующих укрепрайонов Summakyla и Summajarvi и строительство в них огневых точек, «так, чтобы разрозненные позиции превратились в единую огневую систему». На следующем этапе следовало провести фортификацию передовых «Ворот Карелии», а также объединение укрепузлов Karhula и Summakyla. На третьем месте предстояло проведение фортификации западного берега реки Tyeppelanjoki, дефиле Kuolemajarvi – Hatalahdenjarvi и самой восточной части позиции, упирающейся в берег озера Muolaanjarvi.

Фабрициус сдал свои полномочия в 1938. Причиной отставки он назвал нехватку средств для фортификационных работ, организованную путаницу и незавершённость проектов.

Весной 1938 штат проектно-фортификационного отдела расширили, заключив договора с инженерами A.Nikkanen и K.Salomaa, а также с P.Siltanen. В 1938 отдел уже мог составлять проектно-техническую документацию на 5-6 бункеров, а начиная с 1940 – на 9-10.

В конце 1930-х военно-политическая жизнь в Европе изменилась. С приходом Гитлера к власти Германия встала на путь милитаризации. Европейские страны укрепляли свои границы. Большую опасность для Финляндии представлял СССР. Проблема фортификации вновь приобрела актуальность. Всем гарнизонам береговых батарей выдали колючую проволоку и рабочий инструмент; на Карельском перешейке продолжалось возведение полевых укреплений. Костяк работающих на строительстве составляли отряды Suojeluskunta, но основная масса трудящихся набиралась из числа безработных. Скудный оборонный бюджет позволял строить не более 2 бункеров в год. Ситуация изменилась к лучшему в мае 1938, когда был одобрен основной закон о военном снабжении, и финансирование фортификационных работ увеличилось.

На участке Summajarvi – Summakyla было построено 2 ДОТа – SK-10 и SK-4 – и два ДОТа у озер Tassiolammet – LE-6 и LE-7. В Suurniemi уже были приступили к строительству двух бункеров. Окончательно определилось и местоположение укреплённой линии между заливом и Muolaanjarvi. Для обеспечения непроницаемости линии в укрепузле Summa требовалось построить ещё 20 бункеров, и столько же на линии Kuolemajarvi – Hatjalahdenjarvi – Tyeppelanjoki – Summakula; кроме того, порядка 10 ДОТов надлежало построить на передовой позиции.

Согласно вступившего в силу плана сосредоточения VK1 предполагалось развернуть контранаступление через западную часть Valkjarvi в направлении Kivennapa, в то время как дефиле Muolaanjarvi – Yskjarvi – Kirkkojarvi выполняли бы пассивную оборонительную функцию. Для обороны их малыми силами позиции следовало укрепить 25 новыми батареями.

План средоточения VK2 предусматривал остановку противника на линии Muolaanjarvi – Eyrapaanjarvi – Salmenkaita. Эту часть также было решено модернизировать и усилить новыми бункерами. Между Vuoksi и озером Yskjarvi надлежало построить 35 бункеров. Следовательно, на всём участке должно быть возведено 60 бункеров. Этот проект не был осуществлён, но полевые укрепления образовали во время Советско-финляндской войны часть «линии Маннергейма».

Из запланированных трёх оборонительных полос на Карельском перешейке, первая - Inkila – Summa – Salmenkaita – Vuoksi - была уже почти построена, хотя её требовалось дополнить. Вторая – Viipuri – Tali – Noskuanselka – Vuoksi – требовала приведения к единой системе, а на левобережье Vuoksi построить укреплённые опорные пункты надлежало только в окрестностях сёл Vuoksenranta, Raisala и города Kakisalmi. Эта вторая полоса именовалась линией «Т». Третью полосу планировали возвести от Viipuri до Сайменского канала.

Общая стоимость проекта составила 621 млн. марок. На первом этапе должен был сооружаться 1 и 2 пояс на Карельском перешейке и линия Janisjoki в Северном Приладожье вместе с полевыми укреплениями. Остальные объекты входили во второй этап. Но, пока правительство рассматривало этот проект, началась война.

В середине сентября 1939 подполковник Nihtila, занимавший пост начальника отдела сухопутных сил, предложил построить линию от Pielisjarvi до Pyhjaselka и далее в Puruvesi, через проливы Sulkava и Puumala в Сайму, где она соединялась бы с намеченной в последних проектах укреплённой линией вдоль Сайменского канала, и выходила через Lemi, Kivijarvi и Valkeala к Kymijoki, а оттуда к Финскому заливу. Его идея осуществилась только в 1940, при возведении линии Салпа.

В оперативном отделе Ставки Главнокомандующего финской армии за несколько дней до начала войны составили отчёт о состоянии фортификации, констатировав, что из трёх друг за другом расположенных оборонительных полос работы проводятся только на первой, где долговременные сооружения находятся на пути к завершению и по оценке будут готовы к установке вооружения в январе 1940.

Помимо общего проекта фортификации полковника Airo оперативный отдел составил детальные планы, определил места расположения бункеров, назначил сектора обстрела. Первенцами на этом этапе работы стали бункеры Sk-10, Sj-4 и Ink-6. После проведения рекогносцировки были определены сроки их возведения, одобрены рабочие чертежи 1936. Весной 1937 подготовили всю техническую документацию на бункеры Le-6 и Le-7. 21 сентября 1938 техническому инспектору выслали подтверждённые планы позиций, которые следовало модернизировать и дополнить в укрепузлах Summakyla и Summajarvi, а также построить новые на южном берегу Mulaanjarvi. Кроме того, его просили выполнить рекогносцировку местности на дефиле Muolaanjarvi – Yskjarvi. Однако вскоре эту позицию заполнили полевыми укреплениями, а силы и средства перенаправить на участок Muolaanjarvi – Salmenkaita. Предложение одобрили 8 декабря 1938. 20 июня 1939 к проекту укрепузла Summakyla Генштаб добавил ещё два ДОТа: Sk-17 и Sk-18.

В 1939 приступили к осуществлению идеи Airo, которую он предложил в 1934, чтобы прикрыть брешь между укрепузлами Summakyla и Karhula. Там собирались построить 11 пулемётных ДОТов и 1 убежище. Чертежи были

готовы в конце ноября 1939.

Быстрое развитие вооружения выявило чрезвычайную уязвимость старых одноамбразурных пулемётных ДОТов фронтального огня, расположенных на главных направлениях атак потенциального противника, перед натиском современной бронетехники, способной расстрелять их прямой наводкой по амбразурам.

В январе 1934 технический инспектор запросил у артиллерии сведения о советской артиллерии. Выяснилось, что противник использует калибры от 3 до 11 дюймов. Наиболее вероятно широкое использование 8 дюймовых гаубиц, поскольку более крупных калибров у противника немного, а самые крупные используются как исключение. Бронебойные снаряды могут применяться только во флотской или береговой артиллерии. В конце 1935 технический инспектор поставил более конкретные вопросы, на которые Neonen 3 января 1936 ответил так: «Для уничтожения бункеров в первую очередь будут использоваться тяжёлые полевые пушки, которые входят в состав дивизионной и корпусной артиллерии. Использование этой тяжёлой артиллерии станет необходимо только тогда, когда все иные средства окажутся неэффективными». Neonen предполагал, что противник может подтянуть к бункерам 6 дюймовые гаубицы на расстоянии 500-800 м для стрельбы прямой наводкой.

Вначале противник вряд ли будет использовать артиллерию калибром крупнее 6 дюймов. Но когда расположение ДОТов станет ему известно, то он тогда перейдёт к бронебойным, противодействовать которым возможно лишь использованием своей артиллерией на тыловых позициях.

Следует отметить, что в ходе Зимней войны многие бункеры попали под обстрел 14 дюймовой артиллерии.

11 января 1936 технический инспектор утвердил окончательный вариант, согласно которому прочность стальных фронтальных стен бункеров Sk-10, Sj-4 и Ink-6 была рассчитана на противостояние бронебойному снаряду 6 дюймовой пушки. Тогда противник будет вынужден использовать артиллерию более крупного калибра. Генерал Эстерман одобрил предложение генерала Сарлина 29 января 1936.

Начиная с бункера Ink-3, амбразурные стены ДОТов стали делать из бронеплит. Для оснащения укрепузла Inkila использовали бронеплиты форта Ино. Осенью 1935 технический инспектор отправился в заграничную командировку с целью выяснения возможности закупки бронеплит и для выяснения их технических характеристик. На основании этих сведений Фабрициус рассчитал размеры бронеплит для проектируемых ДОТов. Когда в начале 1936 были получены окончательные предложения от фирм «Босфор», «Виккерс» и «Крупп», то обнаружилось, что цены выросли с 3,5 млн. марок до 5,6 млн. марок. К таким закупкам правительство не было готово. Тогда приступили к изучению замены бронеплит пакетной системой. После ряда опытов решение было найдено. Вместо бронеплиты стали применять 70 мм листы из углеродистой стали. Такой пакет устанавливали в проём боевого каземата на прочные болты, забетонированные в стену. Стали при этом расходовалось больше, но затраты сократились в 10 раз. Производство листов было налажено на финских заводах. Настоящие бронеплиты получали из Чехословакии.

ДОТы укрепузла Inkila отливались за один технологический цикл. Аналогичные бункеры построили в Leipasuo, у озёр Tassiolammet и в Suurniemi на южном берегу оз. Muolaanjarvi. Но технология строительства была другой, здесь вначале отливали убежище, а затем возводили боевой каземат. При этом оставался между ними технологический шов. Убежище углублялось настолько, чтобы над крышей слой земли толщиной до 3 метров. Сверху делалась каменная накладка толщиной 1,3 метра, выходившая за периметр бункера на 5 метров вперёд, а в тыл - на 2. Она гласила энергию взрыва, а слой земли амортизировал и глушил взрывную волну. Толщина бетонной стены пулемётного каземата составляла 130 см, крыши убежища – 60-80 см, а стены – 30 см. Таким образом, удавалось сэкономить железобетон. Фронтальные стены и крыши боевых казематов прикрывались пакетами из стальных листов. Это снижало общую высоту сооружения, обеспечивая лучшую маскировку. Убежища для гарнизона находилось между боевыми казематами в вытянутых заглублённых ниже уровня земли помещениях.

В одном из писем оперативного отдела в ноябре 1938 говорилось, что хотя огневое взаимодействие в укрепузлах основано на системе фланкирующего огня, наличие ДОТов фронтального огня в некоторых местах необходимо. В действующих инструкциях подчёркивалось, что пулемёты составляют основу огневого взаимодействия, для увеличения эффектности которого следует устанавливать на передовой линии. Примером тому, стал ДОТ Sk-10, спроектированного по типу бункера Ink-6. Особенностью этого сооружения был скрывающийся лафет, сконструированный и запатентованный Фабрициусом в 1921. Другим техническим отличием было то, что в его конструкции стали использовать бетон марки 450кг/см. Армирование принципиально ничем не отличалось от бункеров укрепузла Inkila. Резкое возрастание цен на сталь привело к тому, что в 1937 сечение прутков пришлось несколько уменьшить. Чтобы это не повлияло на прочность конструкции в таких элементах, как крыши, фронтальные стены и верхняя половина остальных стен ДОТов, марку бетона увеличили до 550 кг/см. Таким способом удавалось сэкономить до 100 марок с кубометра бетона, сохранив расчётную прочность. В обзорах передовых достижений Высшей школы техники было редкостью и упоминания о бетонной марки выше 600 кг/см, хотя в то время в гражданском строительстве он применялся как исключение.

26 августа 1936 приступили к строительству новых бункеров в укрепузлах Summa-Hotinen и Summa-Lahde. Работы выполняла военно-строительная организация. Финансирование осуществлялось через штаб армейского корпуса. Строительная контора размещалась вначале в Summakyla, но осенью 1939 её перевели на станцию Perkjarvi. По мере расширения зоны строительства к работам постепенно привлекались всё новые мастера и инженеры.

ДОТы Sj-5 и Sk-11, проекты которых разработали в конце 1938-начале 1939, представляют новый период развития фортификации. Он ознаменовал отказ от применения в фортификации ДОТов фронтального огня и, как следствие, бронезащиты. Амбразуры капониров прикрывались железобетонными крыльями. Тип таких сооружений был известен под французским названием «Каземат де Бурже», а в Финляндии эти бункеры прозвали «Миллионными», что объясняется суммами, превышающим 1000000 финских марок. ДОТ Sj-5, получивший кодовое название «Миллионный», был оснащён тремя пулемётами, два из которых стреляли на восток, а один - на запад. В нём имелась также амбразура для прожектора, освещающего секторы обстрела. Вначале прожекторы устанавливались только в опытном порядке. В ДОТ Sk-11 было два пулемёта, стреляющих в обе стороны. Кроме того, в этих ДОТах имелись амбразуры для ручных пулемётов, пистолетов-пулемётов или винтовок, обеспечивающие защиту ближней тыльной зоны бункера на случай, если противник проникнет за него.

Уже в начале 1930-х появилась идея устанавливать на бункерах бронеколпаки для наблюдения и ведения огня из пистолет-пулемётов. Накануне войны были изготовлены первые бронеколпаки двух типов. Меньший имел внутренний диаметр 80 см; их имелось лишь несколько экспериментальных образцов. Наблюдательные бронеколпак модели m/39 с внутренним диаметром 110 см был рассчитан попадания 8 дюймового снаряда и вошёл в широкое употребление после проведения серии удачных испытаний. Толщина стенки бронеколпака доходила до 18 см. В верхней части бронеколпака были прорезаны наблюдательные щели для кругового обзора местности. Вращающийся внутри бронеколпака стальной барабан с прорезями исключал случайные пулевые или осколочные попадания в наблюдателя. Узкая прорезь предназначалась для обзора, а широкая – для обстрела из пистолета-пулемёта ближних подступов. Колпаки изготавливали из мягкой стали, а после отливки подвергали отжигу для снятия внутренних напряжений. Их отливали на заводе в karhula.

Автоматическое стрелковое оружие должно было отвечать техническим требованиям, для чего на заводе Tikkakoski начали изготавливать плоские кожухи для п/п «Suomi» m/31 с пистолетными рукоятками вместо приклада.

Опыт боёв в дальнейшем показал, что бронеколпаки с успехом использовались и для корректировки артиллерийского, миномётного и пулемётного огня.

Для обеспечения жизнедеятельности гарнизона в боевых условиях или в состоянии блокады бункеры оснащались оборудованием для защиты от отравляющих газов, а также водопроводом. Газозащитные и вентиляционные системы проектировались с участием Финской Противогазной организации и опытной химической лаборатории оборонного ведомства, которые проводили эксперименты по изучению и совершенствованию методов газозащиты, вентиляции и отопления бункеров. Помещения для гарнизона герметизировались, а наружный воздух забирался через фильтры с помощью ручного насоса. Пороховые газы самотоком выводились наружу. Обогрев маленьких бункеров осуществлялся печами или плитками; в больших таких как Sj-5 и Sk-11, устанавливали центральное отопление. Почти во всех бункерах устраивались колодцы. Там, где из-за особенностей грунта колодцы невозможно было обустроить, воду брали из ближайшего источника. Вода использовалась и для охлаждения пулемётных стволов, для чего водопроводную трубу проводили в боевой каземат.

1 апреля 1939 в штат проектно-фортификационного отдела были зачислены два бельгийских инженера, которые привезли с собой чертежи бельгийских ДОТов, по образцу которых предполагалось строить бункеры в Muloaa и Salmenkaita.

18-19 июля 1939 технический инспектор продемонстрировал первые бункеры в Muloaa, а 28 полковник Старк и инженер Karkkainen составили список вопросов и замечаний. Причина была в следующем: бельгийские бункеры уступали по размерам Sk-11 и Sj-5; в бельгийских бункерах не было газоотводной системы; во время газовой атаки наблюдателю, находящемуся в бронекуполе, понадобится противогаз, мешающий обзору и переговорам и др.

Преимуществом была только цена серийного производства. В начале войны бельгийцы покинули Финляндию и финская фортификация вернулась к исходным принципам.

Проектировщики наблюдательных и командных пунктов консультировались с инспектором артиллерии и оперативным руководством. 7 ноября 1938 генерал Сванстрём рекомендовал строить наблюдательные пункты отдельно от ДОТ, так как место наблюдателя должно находится в боевом каземате. ДОТ мог временно использоваться в качестве наблюдательного пункта, при этом для отделения управления огнём требовалось выделить 7 мест. Отдельных бункеров для корректировки огня строить не стали, а группы наблюдателей разместили по ДС.

6 июня 1939 начальник Генштаба распорядился рассчитывать батальонный командный пункт на 22 места, а ротный – на 16. Для ротных КП были запланированы места в ДОТах и убежищах, находящихся на передовой линии: Sk-2 и Sj-5.

В последние предвоенные годы возникли перебои с постановкой щебня. Лишь после того, как в 1938 открыли месторождение в Kamari, проблема была снята.

Установка пулемётов в узкие амбразуры бронеплит потребовала применения станка особой конструкции, центр вращения которого находился в самой амбразуре. Первый опытный образец был испытан в Santahamina. На основании полученных результатов конструкцию усовершенствовали, и 26 ноября 1936 пулемётный станок m/K представили для внедрения в производство. Заводам поручили сделать 50 станков нового образца, но из-за отсутствия средств, предложение не было реализовано.

4 ноября 1938 технический инспектор предпринял новую попытку внедрить в производство образец пулемётного станка m/37.

18 июля 1939 технический инспектор предложил изготовить 21 станок, для установки пулемётов в уже готовые ДОТы. В августе ещё надеялись получить готовую продукцию в течении 21 месяца. Но военно-политическая ситуация ускорила этот процесс. Капитан Луккари в спешном порядке спроектировал «подсобный станок m/39», а строительный мастер Хелминен смонтировал станки в бункерах. Они различались по конструкции в зависимости от типа амбразурной стены – броневой или железобетонной. 13 октября 1939 техническому инспектору пришла телеграмма: «Генерал-майору Сарлину. Станки для пулемётов установлены в построенных бункерах».

Амбразуры в бронеплитах ДОТа Sk-10 были прорезаны на заводе, но в остальных бункерах их прорезали на месте.

В период «внеочередных сборов» войскам дали приказ изготовить во всех старых бункерах деревянные станки для установки пулемётов, при необходимости уменьшить размеры амбразур проверить секторы обстрела, отсыпать защитные земляные валы перед бункерами.

Модернизация старых бункеров фронтального огня линии Энкеля по причине недостаточного финансирования началась только в 1938. Работы заключались в том, что к ним пристраивались новые железобетонные, боевые казематы фланкирующего огня с применением более прочных материалов. Некоторые старые ДОТы перестраивали в убежища, заливая амбразуры бетоном. Убежища по возможности оборудовались газоотводной системой, колодцами, нарами, отоплением.

Модернизации в действительности подверглись 5 из 20 старых укрепузлов: «Sk», «La», «Ma», «Mu», «A». Многие ДС были кардинально перестроены. В укрепузле «Sk» пять старых бункеров фронтального огня превратились в капониры и полукапониры, в дополнение которым появилось ещё три новых железобетонных ДОТа. В укрепузлах «Sj» и «Le» добавилось по 2 ДОТа-«миллионника». В начале 1938 между озером Muolaanjarvi и укрепузлом «Le» был построен новый укрепрайон «Suurniemi»(«Su»). В1939 новые ДОТы были построены в укрепузлах «Mu» и «Ma». После приемки комиссией, в ДОТах Sk-10 и Sj-4 провели испытания, целью которых было выяснить возможность проживания и ведения боевых действий. Проведение испытаний поручили полку Карельской Гвардии. Они проходили с 20 февраля по 1 марта. По итогам выяснилось, что из-за широких секторов обстрела «достичь достаточной плотности огня невозможно».

Пулемёты следовало установить в бункеры ещё в мирное время, но для этого нужно было бы сформировать подразделение. Штабы армейских корпусов рекомендовали войскам заранее испытать действие казематных пулемётов и провести учебные стрельбы, чтобы обучить личный состав. Но… 5 и 14 ноября 1939 штаб армии Перешейка отмечал, что не из всех бункеров можно стрелять. Причина была в том, что войска не получили вовремя сверхнормативного оружия.

Каждый бункер следовало окружить полевыми укреплениями. Однако за неимением ресурсов осуществить все эти предложения не удалось. Негативным фактором являлось отсутствие противотанкового вооружения.

Условия проживания были признаны удовлетворительными, хотя помещение прогревалось неравномерно: вдали от печки стены бункера отсыревали так, что по ним струилась вода. Для того чтобы решить проблему предложили провести часть вентиляционной трубы через топку, чтобы горячий воздух равномерно прогревал помещение.

Во второй половине июля 1939 начались работы по модернизации укрепузла «Muloaa», состоящего из старых бункеров линии Энкеля, а именно: 7 пулемётных и 1 артиллерийского ДОТ, 3 убежищ и 2 КП. Их надлежало усилить 20 новыми бункерами. Руководитель работ назначили инженера Kinnunena.

Строительный участок в соседнем укрепузле «Malkola» был организован в середине октября 1939. Он относился к «Рабочей группе Arajoki», находящейся в прямом подчинении Ставки. Её задачей было возведение 43 бункеров в дополнение к имевшимся 10 старым.

Накануне войны построили 2 бункера для штаба 4 дивизии и в районе Johannes. По своей они были аналогичны новым убежищам укрепузла «Malkola».

Следует отметить, что подавляющее большинство ДС представляли собой одноэтажные железобетонные сооружения в виде бункера, разделённого на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями. Убежища предусматривали наличие двух входов, внешние подходы к которым прикрывались амбразурами для ручного пулемёта. К двухэтажным сооружениям этого периода относился только КП бункер Su-4, и ДОТ Ink-6. К ним же с трудом можно было причислить два двухуровневых ДОТа - Sk-10 Sj-4 – и три трёхуровневых – Sj-5, Sk-11, Sk-2. Дело в том, что их боевые казематы и подземные убежища-переходы размещались на разных уровнях относительно земной поверхности, но не друг под другом. Подземные убежища-переходы выполняли одновременно роль небольших казарм, вместимостью до 58 человек личного состава. Сверху казармы были прикрыты каменной обкладкой, предохранявшей покрытия от разрушения при авианалёте. ДОТы линии Маннергейма считались многоэтажными благодаря тому, что боевые казематы соединялись с подземными казармами лестницами.

В связи с быстрым совершенствованием бронетанковой техники в середине 1930-х годов, встал вопрос о методах противостояния танкам противника. Поэтому помимо ранее возведённых проволочных заграждений на Карельском перешейке началось возведение противотанковых препятствий в виде пробных вариантов эскарпов, противотанковых рвов и земляных валов. Военное командование предписывало возводить подобные препятствия там, где танки противника могут прорвать линии обороны и обходить действующие в предполье войска сдерживания. Заграждения должны были дополнять оборонительные рубежи. Высота вертикальной стены эскарпа должна быть не ниже полутора метров, а противотанковый ров должен иметь глубину не менее метра и ширину 2,5.

Финскими инженерами активно изучался зарубежный опыт в строительстве противотанковых препятствий. 14 января 1937 Сарлин предложил провести испытания по типам:

1. отрезки рельсов, закреплённые в бетонном основании;

2. «K-Roll» - изобретённая немцами спираль из стального прутка. Она раскладывалась поперёк дороги, а попав в гусеницу танка блокировала её;

3. изобретённые немцами «Зубы дракона».

Проведённые в 1938 испытания в Parola показали превосходные результаты, хотя использовалась старая техника: французские лёгкие танки «Renault» и английские «Vikkers-Armstrong». В том же году под руководством технического инспектора построили опытную линию надолбов на Карельском перешейке между озером Summajarvi и болотом Munasuo и немедленно составили смету на возведение первой очереди противотанковых и противопехотных препятствий в укрепузлах Inkila, Summakyla, Suurniemi.

Одновременно были разработаны окончательные «Указания по возведению противотанковых препятствий».

Штаб армейского корпуса предложил установить надолбы на рубеже Kyronniemi – Muloaanjarvi – Yskjarvi – Kirkkojarvi – Pasuri силами гражданского населения, что снизило бы уровень безработицы в стране. 1 апреля 1939 по инициативе Элиаса Симойоки ОКА сделало предложение министерству обороны отправить 1000 добровольцев на работы с июня по август. Министр обороны уже назначил комиссию для разработки плана организации фортификационных работ с использованием добровольцев. Рабочую силу планировали распределить следующим образом:

 

1. в распоряжение министерства обороны примерно до 2000 человек;

2. в распоряжение армейского корпуса 1000 человек;

3. в распоряжение морской обороны 300 человек. На рабочих участках отводились линии будущих препятствий длиной до 11 км, общей протяжённостью до 102 км. Количество рабочих составляло до 250 человек на один участок. Всего было выделено 2800 человек, из которых на долю армейского корпуса приходилось 500 рабочих, а на долю морской обороны – 300.

Добровольцы приступили к работам 4 июня 1939 и закончили их 8 октября, в связи с началом «Внеочередных сборов». Всего в фортификационных работ успело принять около 60 000 добровольцев и 2 500 женщин из полувоенной организации «Lotta Svard».

Помимо этого на строительство полевых укреплений между Munasuo и Tassiolammet «с целью создания основы непрерывного пояса полевых укреплений с препятствиями и рвами» было направлено туда две роты.

Всего вдоль главной полосы обороны добровольцы возвели 136 км противотанковых препятствий и 330 км проволочных заграждений.

Вначале октября 1939, когда политическая обстановка резко обострилась, финское командование объявило «внеочередные военные сборы», что означало скрытую мобилизацию. Вначале были сформированы подразделения боевого охранения: группы:

1. Uusikirkko

2. Muolaa

3. Lipola

4. Rautu

а также четыре бригады. 1 и 2 располагались на рубеже Muolaanjarvi – Punnusjarvi – Vuoksi, 3 – в волости Rautu, а 4 – на юго-восточных подступах к Viipurui. Командующим войсками перешейка был назначен Эстерман. 5 октября Главнокомандующий поставил перед ним цель – «препятствовать вторжению в страну вражеских войск через перешеек. Главной позицией является линия Kyronniemi – Summa – Muolaanjarvi – Salmenkaita – Vuoksi – Suvanto – Taipale, которую следует удерживать». Из биографии Маннергейма: «Задача не позволить противнику вторгнуться в страну была поручена армии Карельского перешейка под командованием Эстермана. Для выполнения поставленной задачи в его распоряжении было 6 дивизии, размещённых между Финским заливом и Ладожским озером на главной линии обороны, проходящей через озёра Kuolemajarvi и Muolaanjarvi до Vuoksi и далее вдоль озера до Suvanto и Taipalenjoki и до Ладоги. На 70 километровом участке фронта между заливом и Vuoksi держали оборону 4 дивизии под командованием Охкиста. Каждая дивизия имела свой участок обороны протяжённостью до 25 км. Восточную часть перешейка вдоль Vuoksi до Ладоги защищали 2 дивизии 3 армейского корпуса. Перед главной линией находился приграничный сектор который должен был обороняться войсками первого эшелона».

7 октября в штабы дивизий было отправлено «Краткое приложение к карте фортификации на перешейке», где говорилось о необходимости провести проверку огневых позиций и бункеров и установить возможность доведения их до боеготовности. Выяснилось, что полевые укрепления, траншеи, огневые позиции и проволочные заграждения на главной линии обороны полностью отсутствуют, за исключением участка между Summajarvi и Muolaanjarvi, где летом проводились работы.

В общей сложности к зиме 1939 было построено 28 укрепузлов.

Глава 6.







Date: 2015-07-11; view: 720; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию