Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало строительства. Первый этап(1920-1924)





16 сентября 1919 г. на должность начальника Генштаба финляндских Оборонительных сил пришёл генерал-майор Оскар Карлович Энкель, предпринявший конкретные шаги по строительству первых финских долговременных сооружений на Карельском перешейке и в Северном Приладожье. Сложившаяся в этот период международная обстановка, заставляла финское командование не только об укреплений восточных границ молодого государства, но в равной степени и о безопасности западных рубежей. Политические трения, возникшие между Финляндии и Швецией из-за Аландских островов, грозили вылиться в вооружённое противостояние. Вскоре напряжённость на этом участке спала.

Оскар Энкель придавал большое значение строительству оборонительных сооружений и уже в конце декабря совершил поездку в район Humaljoki, Summa, Muolaanjarvi. Он продолжил работы, опираясь на опыт французской фортификационной школы. Энкель принимал в расчёт то обстоятельство, что в условиях экстренной мобилизации воинские части, дислоцировавшиеся в Viipuri, должны успеть закончить развёртывание на главной оборонительной полосе до того, как агрессор достигнет её.

Совещательная комиссия по материальному обеспечению при военном министерстве впервые рассмотрела вопрос о создании комплекса оборонительных сооружений 12 августа 1919 года. Председателем комиссии был назначен вначале советник коммерции Й. Салбом, а после его кончины в1921 пост занял советник коммерции А. Никландер.

Осенью 1919 года в Финляндию прибыла комиссия военных специалистов во главе с полковником Ж. Жандром с целью оказания помощи в деле создания армии и организации системы обороны страны. В составе этой группы был майор Ж.Ж.Грос-Куаси, которому О. Энкель поручил составить план фортификации Карельского перешейка.

Проектировочная работа сочеталась с многочисленными поездками на местность группы в составе генерал-майора Энкеля, полковника Жандра, майоров Зиллиакуса, Грос-Куасси и Фабрициуса, причём последний начал полевые изыскания на перешейке уже летом 1919 года. Практические мероприятия, связанные с выполнением работ по строительству фортификационных сооружений подрядными организациями, ведут своё начало с осени 1919.

Изначально предусматривалось строительство одного опытного бункера для проведения испытаний прочности с целью выявления и устранения недостатков конструкции. Однако это условие могло сильно затянуть осуществление проекта. Поэтому министерство настаивало на срочном возведении всех пулемётных ДОТов. В сентябре срок продлили ещё на месяц.

Генерал-майор Энкель лично занимался тактическим планированием обороны, а также утверждал местоположение каждой огневой точки. Точные геодезические съёмки стали проводиться осенью 1919 года.

2 марта 1920 в войска было направлено детальное руководство по применению новых принципов фортификации. В нём отмечалось, в условиях современного боя возрастает роль автоматического оружия, в особенности пулемётов, наиболее эффективное использование которых достигается при применении фланкирующего огня. Достаточное количество капониров и полукапониров в сочетании с пулемётными гнёздами фронтального огня и проволочными заграждениями создают систему огневого взаимодействия, преодолеть которую наступающей пехоте без поддержки тяжёлой артиллерии будет невозможно. В условиях лесисто-болотистой местности подтянуть тяжёлую артиллерию к фронту можно только по дорогам, которые должны быть перерезаны взорванными мостами, завалами и минными полями. Тем самым у обороняющихся имеется возможность организовать контратаки, чтобы отбросить противника назад. В руководстве также отмечалось, что для надёжной обороны необходимо иметь две укреплённые позиции: передовую и главную линии обороны. Задача войск, сосредоточенных на передовой линии, состоит в том, чтобы сдерживать противника до тех пор, как основные силы закончат развертывание на главной линии. На передовой линии следует строить полевые укрепления и пулемётные гнёзда фронтального огня, чем создаются подходящие условия для контратаки. В то время Генеральный штаб придерживался мнения, что современная война не признаёт никаких статичных укреплённых линий, а использует глубокоэшелонированные позиции, обеспечивающих возможность манёвров, атак и контратак.

Принципы, на которых основывалась концепция Гросс-Куасси, предполагали возведение бетонированных огневых точек и пунктов корректировки огня. Во-вторых, следовало строить бетонированные убежища для гарнизона. Затем укрепрайон оснащался проволочными заграждениями, расчищались секторы обстрела, отрывались траншеи и окопы. На последнем этапе строились защищённые склады боеприпасов.


20 марта 1920 Генштаб направил военному министерству о требуемых средствах на строительство укреплений. Оно содержало три возможных варианта, которые отличались по содержанию проекта. Полный проект обходился государству в 60 миллионов марок, тогда как минимальный лишь в 20. Во всех случаях укреплениями оборудовались позиции от Suomen lahti до Ладожского озера, включая Kiviniemi и Taipale.

Военное министерство объявило, что располагает суммой в 3,5 млн. марок. 7 мая 1920 Генштаб запросил ссуду в 6 млн. марок для возведения пулемётных бункеров в наиболее важных узлах обороны. Судя по отчётам полковника Жандра и подполковника Гросс-Куасси, представители Генштаба подчёркивали особую значимость получения всей суммы сразу для наилучшей организации работ и сокращения расходов на строительство. Но военное министерство принялось за дело ещё до того, как была получена вся требуемая сумма. Осенью того же года оно обратилось к АО «Гранит» с просьбой безотлагательно приступить к мероприятиям по возведению укреплений на Карельском перешейке согласно минимальной программе. Всего по плану предполагалось построить 71 объект.

Изучая географические особенности на рубеже Viipuri-Vuoksi-Saima, Грос-Куасси убедился, что местность преимущественно покрыта лесом и требует расчистки под секторы обстрела. Осуществить это можно было тремя различными способами:

1. полная расчистка;

2. валка деревьев и устройство завалов (недостатком этого способа явилось сокращение зоны обстрела)

3. выборочная расчистка с валкой деревьев выше 3-4 метров.

 

При исследовании особенностей ландшафтов Карельского перешейка выяснились возможности строительства противотанковых заграждений. Грос-Куасси был сторонником применения рвов и эскарпов, хотя первые сильно демаскировали местность и могли быть разрушены артиллерией или авиацией. Особенно его беспокоила проблема укрепления района Summajarvi, центральная часть которого по его словам предоставляла наилучшие возможности для наступающих войск при поддержке артиллерии.

Ещё в феврале 1920 Грос-Куасси изложил начальнику Генштаба О. Энкелю своё мнение, согласно которому основные маршруты продвижения наступающих войск противника будут проходить по всем четырём магистралям, то есть через село Kuolemajarvi, деревню Summa, по железной дороге на Viipuri и через деревню Muolaankyla.

Таким образом, предстояло построить укреплённые узлы на всех этих ключевых направлениях. Гросс-Куасси предложил конкретную схему расположения оборонительных сооружений у деревни Summa. Кроме того, столь же важной и срочной была задача укрепления рубежа Taipale у впадения реки Taipalenjoki в Ладогу. Гросс-Куасси составил первую схему расположения долговременных огневых точек и в районе мыса Koukkuniemi. Для обеспечения обороны всей линии от берегов Suomen lahti до Ладожского озера по его расчётам, требовалось, по меньшей мере, 14 батальонов.

В 1921 планировалось построить 53 объекта: из них 11 ДОТов и 1 командный пункт, остальные – убежища. Помимо того, 56 амбразур уже построенных или недостроенных ДОТов необходимо было уменьшить в размерах. Смета расходов составила 7,2 млн. марок, но средств отпустили только 4,7 млн., поэтому количества убежищ пришлось сократить. Ежегодно Генштаб сообщал дивизионным штабам, какие объекты и на каких местах предполагается построить, а последние уже со своей стороны проводили детальное исследование местности. Окончательную доработку всех проектов делали Гросс-Куасси и Фабрициус. В результате в 1921 между дивизионными штабами и Гросс-Куасси возникли разногласия.


Если вначале года штаб дивизии предлагал строить убежища для гарнизона, то теперь, по мнению одного из генералов, построенные бетонированные казематы не годились ни на что, а возводить новые было пустым расточительством. Помимо прочего он заявил, что командование дивизии считает наиважнейшим строительство новых позиций в Kiviniemi. На это Энкель ответил, что не дело дивизионного командования критиковать стратегические решения вышестоящих структур, а следует заниматься их осуществлением.

Первоначальной задачей ставилось возведение проволочных заграждений на важнейших участках главной полосы обороны. В мае 1920 Генштаб в срочном порядке приказал поставить их перед пулемётными точками в укрепузлах. С этой целью 15 июня инженерный отдел заказал у отдела боеприпасов 1000 тонн колючей проволоки, которую следовало доставить на указанные железнодорожные станции, откуда строители могли бы её забрать для дальнейшего использования. Но, поскольку колючая проволока мешала обработке земли и выпасу скота, то на полях и пастбищах её решили не применять. В итоге нашлось немного таких мест, где проволочные заграждения представляли бы собой сплошную линию. Исключением являлся участок железной дороги Viipuri-Rajajoki, окружённый лесными массивами. На крестьянских полях будущие проволочные заграждения были отмечены стальными кольями, а на картах – обозначены линиями. Подрядчики доставляли проволоку от станции к укрепузлам и складировали её поблизости в блиндажах и сараях. Иногда из временных складов пропадали мотки колючей проволоки, но полиции удавалось обнаружить воров и возвратить украденное. Даже чины из отдела военных трофеев были уличены в противозаконных деяниях.

Поскольку ранее подрядчики никогда не возводили противопехотные заграждения, то к ним прикомандировали наблюдателей из сапёрного батальона, которые занимались обучением рабочих в окрестностях станции Ayrapaa (Leipasuo). В своём отчёте о проделанной работе они отметили, что проволочные заграждения установлены настолько редко, что их вполне может преодолеть солдат с полной выкладкой. То, что на чертежах выглядело густой сетью, на месте оказывалось сравнимым с решетом. Для наглядности они возвели 50-метровую линию проволоки и доказали, что она гораздо эффективнее. Из биографии Маннергейма мы узнаём, что: «Созданная на Карельском перешейке система укреплений также не могла в значительной мере повлиять на уравнивание сил. Вдоль линии обороны протяжённостью 140 километров было построено 60 бетонных гнёзд, из которых 44, устаревшие, построенные ещё в начале 1920, были плохо сконцентрированы и имели невыгодное расположение. Остальные были современные, но также недостаточно сильные, чтобы выдержать огонь тяжёлой артиллерии. Только что сооружённые препятствия из колючей проволоки и противотанковые заграждения имели незначительное оборонное значение».


Генштаб пытался получить разрешение на проведение корчевки и прореживания лесных делянок, но даже в госфонде этого сделать не удалось, поскольку Управление лесного хозяйства отказалось выполнять эти работы до поступления выделенных средств, а у министерства обороны не нашлось дополнительных финансовых возможностей. Ещё более тяжёлое положение складывалось, когда вопрос касался частных лесных владений, поскольку хозяева требовали возмещения за все убытки. По этой причине в 1924 встал вопрос о создании фортификационной эспланады, согласно положению от 30 мая 1896. Она представляла собой зону, в пределах которой землевладельцы могли использовать территорию в своих целях, не нанося ущерба оборонительным возможностям местности. Осуществление этого проекта потребовало бы гораздо меньших расходов.

По мнению Генштаба, ширина эспланады перед главной оборонительной полосой должна составлять 500-800 метров, а за ней 1000-2000 метров. Особенное внимание придавалось тому, чтобы секторы обстрела пулемётных точек не сокращались возводимыми строениями. Намерение не получило никакого продолжения, и эспланада на Карельском перешейке не была создана. Удалось выкупить небольшие участки под строительство бункеров. Этот процесс длился с осени 1920 на протяжении четырёх лет, но и в 1925 Генштаб торопил министерство проводить выкуп территории.

В 1922 Энкель предложил министру обороны построить несколько артиллерийских ДОТов на линии Vuoksi-Suvanto.

В 1921 первоначальный проект, был дополнен планом строительства тыловой оборонительной полосы, прикрывавшей подходы к Viipuri. Строительство полосы началось в 1922.

Чтобы Генштаб мог планировать свои расходы, 22 декабря 1922 инженерный отдел составил список затрат на строительство ДОТов:

Пулемётный ДОТ модели 1922 г. – 100 тысяч марок

Убежище на одно отделение – 200 тысяч марок

На три отделения – 520 тысяч марок

В общей сложности к 1924 на Карельском перешейке было построено 168 долговременных сооружений, из которых 114 бункеров были пулемётными, 6 орудийными, и один орудийно-пулемётным. Среди прочих сооружений было 10 пунктов управления огнём, 27 убежищ и 10 бетонированных пехотных позиций.

Главная оборонительная полоса состояла из 17 укреплённых узлов, в каждый из которых входило несколько дерево - земляных полевых укреплений и долговременных каменно – бетонных сооружений, а также противотанковые и противопехотные заграждения. Но эти укрепузлы размещались неравномерно: расстояние между каждым составляло от 6 до 8 километров. Строительство продолжил Фабрициус.

 

 

Глава 4.

 







Date: 2015-07-11; view: 517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию