Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опознание
Под окном главного патологоанатома Нильса Олена кто-то бросал мячик о стену. Олен и комиссар уголовной полиции Йона Линна в молчании ждали Клаудию Фернандес. Этим ранним воскресным утром ее пригласили в прозекторскую на опознание убитой. Когда Йона позвонил Клаудии и произнес: «Боюсь, ваша дочь Виола скончалась», та на удивление спокойно ответила: – Это невозможно, Виола сейчас в шхерах со своей сестрой. – На яхте Бьёрна Альмскуга? – Да, я сама сказала ей позвонить Пенелопе и спросить, нельзя ли ей отправиться с ними. Я подумала, что девочке нужно немного развеяться. – На яхте был кто-нибудь еще? – Бьёрн, конечно. Комиссар молчал несколько секунд, пытаясь справиться с тяжестью в душе. Потом кашлянул и негромко сказал: – Клаудия, вам надо приехать в отделение судебной медицины в Сольне. – Зачем? …И вот Йона сидел на неудобном стуле в кабинете главного патологоанатома. Нолен прикрепил маленькую фотокарточку Фриппе на рамку своей свадебной фотографии. Вдалеке слышались удары мяча о стену, гулкие и одинокие. Йона вспомнил, как изменилось дыхание Клаудии, когда она начала понимать, что ее дочь, возможно, погибла. Йона осторожно изложил ей обстоятельства: что женщину – ее младшую дочь, как они опасаются, – нашли мертвой на брошенной в Стокгольмских шхерах яхте. В Густавсберге Клаудия Фарнандес уже села в заказанное такси. Через несколько минут она будет на опознании. Нолен сделал вялую попытку завести легкую беседу, но сдался, поняв, что комиссар даже не собирается отвечать. Обоим нестерпимо хотелось, чтобы все закончилось как можно скорее. Во время опознания всегда наставал один беспощадный момент. При виде трупа рушились последние надежды, и невыносимую легкость неизвестности уносил ураган боли. В коридоре послышались шаги. Комиссар и патологоанатом одновременно встали со стульев. При виде мертвого тела родственника человек получает неумолимое подтверждение своих худших опасений. Но в то же время это – важный, необходимый момент в работе скорби. Йона много читал о том, что опознание приносит своего рода освобождение. Конец безумным надеждам на то, что любимый человек жив, – надеждам, после которых остаются лишь пустота и разочарование. Но все это – слова и ничего больше, подумал Йона. Смерть страшна и ничего не отдает назад. Клаудия Фернандес, женщина лет шестидесяти, остановилась в дверях. Она выглядела испуганной. На лице следы рыданий и тревоги; женщина сутулилась и держалась скованно. Йона приветливо сказал: – Здравствуйте, меня зовут Йона Линна. Я комиссар уголовной полиции, мы говорили с вами по телефону. Нолен едва слышно представился, коротко пожал женщине руку и тут же повернулся спиной, притворившись, что роется в папках. Он производил впечатление человека брюзгливого и недоброжелательного, но комиссар знал, что на самом деле ему сейчас очень тяжело. – Я звонила, но мои девочки не отвечают, – прошептала Клаудия. – Они… – Ну что, идемте? – перебил Нолен, словно не слыша ее последних слов. Они молча двигались по знакомым коридорам. С каждым шагом комиссару как будто становилось труднее дышать – не хватало воздуха. Клаудия Фернандес не спешила навстречу приближающемуся моменту. Она шла медленно, на несколько метров отстав от Нолена, чья долговязая угловатая фигура торопливо двигалась перед ними. Йона попробовал улыбнуться Клаудии, но, встретив ее взгляд, прогнал улыбку. Паника, мольба, попытка договориться с Господом. Они будто бы втащили Клаудию в холодное помещение, где хранились трупы. Нолен что-то недовольно проворчал и нагнулся, чтобы отпереть ячейку и выкатить ящик из нержавеющей стали. Показалось тело молодой женщины, накрытое белой простыней. Тусклые глаза полузакрыты, щеки запали. Волосы черным венком лежали на красивой голове. Маленькая бледная кисть покоилась возле бедра. Клаудия быстро задышала. Она подалась вперед, осторожно тронула руку и тихо, жалобно застонала. Глубокий стон, словно в этот момент она сломалась, словно у нее разорвалась душа. Клаудия затряслась всем телом, упала на колени, прижала безжизненную руку дочери к губам и зарыдала: – Нет, нет… Боже, милостивый Боже, не Виола. Не Виола… Йона встал у нее за спиной. Плечи Клаудии тряслись от плача, отчаянные рыдания становились все громче, потом понемногу утихли. Клаудия вытерла слезы и поднялась с пола, прерывисто дыша. – Вы можете подтвердить, что это она? – сухо спросил Нолен. – Что перед нами Виола… Голос у него прервался. Нолен сердито прокашлялся. Клаудия кивнула и осторожно дотронулась кончиками пальцев до щеки дочери. – Виола, Виола… Она отвела дрожащую руку, и Йона медленно произнес: – Пожалуйста, примите мои искренние соболезнования. Клаудия готова была упасть, но оперлась о стену, повернулась к комиссару и прошептала: – В субботу мы собираемся в цирк, это мой сюрприз Виоле… Они посмотрели на убитую, на ее бледные губы, кровеносные сосуды на шее. – Я забыла, как вас зовут, – потерянно сказала Клаудия и взглянула на Йону. – Йона Линна. – Йона Линна, – протяжно повторила женщина. – Я расскажу вам о Виоле. Она моя младшая девочка, моя маленькая, моя… Клаудия взглянула на белое лицо Виолы и покачнулась. Нолен подвинул стул, но женщина лишь помотала головой. – Простите, – сказала она. – Это из-за того, что… моя старшая дочь, Пенелопа… ей пришлось повидать много ужасного в Сальвадоре. Когда я думаю о том, что со мной делали в тюрьме, когда вспоминаю, как Пенелопа боялась, как она плакала и звала меня… часами напролет, но я не могла ей ответить, не могла защитить ее… Клаудия взглянула Йоне в глаза, шагнула к нему, и он осторожно приобнял ее за плечи. Она прижалась лицом к его груди, тяжело вздохнула, отошла, избегая смотреть на мертвую дочь, нашарила спинку стула и села. – Моя гордость… я так гордилась тем, что малышка Виола родилась в Швеции. У нее была прелестная комнатка с розовой лампой, с игрушками и куклами, она ходила в школу, смотрела фильмы про Пеппи Длинныйчулок… Не знаю, поймете ли вы, но я гордилась тем, что ей не пришлось голодать или бояться. Не то что нам… мне и Пенелопе. Мы-то просыпались по ночам, готовые к тому, что кто-нибудь придет и обидит нас. Она помолчала, а потом прошептала: – Виола всегда так радовалась жизни… Клаудия согнулась, закрыла лицо руками и тихо заплакала. Комиссар ласково положил руку ей на плечо. – Я пойду, – сказала она, все еще плача. – Не надо спешить. Клаудия было успокоилась, но потом ее лицо снова исказилось от плача. – Вы говорили с Пенелопой? – спросила она. – Нам не удалось связаться с ней, – тихо произнес комиссар. – Я сказала вам, что звонила?.. У нее прервался голос. Лицо снова побледнело, и Клаудия взглянула на комиссара. – Я просто подумала, что она не хочет отвечать на мои звонки, потому что я… я… я сказала отвратительное, но я совсем не хотела, не хотела… – Мы уже начали поиски Пенелопы и Бьёрна Альмскуга с вертолета, но… – Пожалуйста, скажите, что она жива, – прошептала Клаудия. – Скажите это, Йона Линна! Комиссар стиснул зубы, погладил Клаудию по плечу: – Я сделаю все, что в моих силах, чтобы… – Она жива, скажите это, – перебила Клаудия. – Она должна быть жива. – Я найду ее. Обещаю. – Скажите, что Пенелопа жива! Йона неуверенно молчал. Потом взглянул в темные глаза Клаудии; в голове вихрем пронеслись мысли, мысли мгновенно сложились в комбинации, и вдруг он услышал свой собственный голос: – Она жива. – Жива, – прошептала Клаудия. Комиссар опустил глаза. Он уже не понимал, что заставило его изменить себе и сказать Клаудии, что ее старшая дочь жива.
Ошибка
Комиссар проводил Клаудию Фернандес до ожидавшего ее такси, помог сесть, постоял на разворотном круге, пока машина не исчезла из вида, и только потом принялся рыться в карманах в поисках телефона. Поняв, что где-то забыл его, он поспешил назад в отделение судебной медицины, вошел в кабинет Нолена, схватил телефон с подставки, уселся в кресло у стола, набрал номер Эрикссона и подождал гудка. – Дай же людям поспать, – пробурчал Эрикссон. – Воскресенье сегодня. – Признавайся, ты на яхте. – Я на яхте, – признался Эрикссон. – Значит, взрывчатки не было. – В обычном смысле – не было, но ты прав. Яхта могла взорваться в любой момент. – А точнее? – Изоляция проводов основательно повреждена, как будто специально… контакта с металлом нет, тут все безопасно, но провода голые… при запуске мотора очень скоро возник бы избыток зарядов… и электрические дуги. – И что тогда? – У этих дуг температура выше трех тысяч градусов. Из-за них должно было загореться сиденье старого стула, которое кто-то туда запихал. А потом огонь добрался бы до топливного шланга… – Мгновенное возгорание? – Ну да… образование дугового заряда может занять минут десять, может чуть дольше… но потом все должно было произойти очень быстро – огонь, еще огонь, взрыв, яхта почти тут же наполнится водой и затонет. – То есть пожар и взрыв должны были произойти почти сразу после запуска мотора? – Да. Но специально подстраивать было ничего не нужно. – Значит, провода могли испортиться случайно? И сиденье тоже попало туда случайно? – Ну да. – Но ты ведь так не думаешь? – усмехнулся Йона. – Нет. Комиссар подумал о яхте, обнаруженной, когда она дрейфовала в заливе Святой Девы, кашлянул и задумчиво сказал: – Если убийца сделал такое… –…то это необычный убийца, – закончил за него Эрикссон. Йона несколько раз повторил эти слова про себя. Им приходится иметь дело с необычным убийцей. Обычные убийцы действуют в состоянии аффекта, даже если спланировали преступление заранее. Деяние подразумевает сильные чувства, и убийство всегда несет отпечаток истерии. Окончательный план начинает оформляться уже потом, и тогда преступник пытается скрыть следы и обеспечить себе алиби. Но в этот раз у преступника, кажется, с самого начала была точно рассчитанная стратегия. И все же он допустил ошибку. Комиссар взял блокнот Нолена и решительно написал «Виола Фернандес». Обвел имя кружком, ниже написал «Пенелопа Фернандес» и «Бьёрн Альмскуг». Женщины – сестры. Пенелопа и Бьёрн состоят в близких отношениях. Бьёрн – владелец яхты. В последний момент Виола спросила, можно ли ей отправиться с ними. Выявить мотив убийства будет нелегко. Комиссар помнил о своей недавней мысли – «Пенелопа Фернандес жива». Он решил так не потому, что на что-то надеялся, и не потому, что хотел подарить утешение. К тому же это было не более чем ощущение; мысль вильнула хвостом и пропала. Если придерживаться следственных методов Комиссии, подозрение должно сразу пасть на приятеля Виолы и, возможно, на Пенелопу и Бьёрна, так как они находились на яхте. Следовало учитывать алкоголь и наркотики. Возможно, они поссорились – тяжелая драма ревности. Лейф Г. В. Перссон[13] скоро будет восседать в телестудии и рассказывать, что убийца – кто-то из близкого окружения Виолы, возможно – приятель или бывший приятель. Йона подумал о намерении преступника устроить взрыв и пожар и попытался уловить его логику. Преступник утопил Виолу в бадье на корме яхты, отнес девушку вниз и посадил на кровать. Мыслям стало тесно. Комиссар подумал, что пора притормозить и решить для себя, что известно наверняка, а на какие вопросы пока нет ответа. Он еще раз обвел имя Виолы и начал сначала. Известно, что Виолу Фернандес утопили в стиральной бадье и поместили на кровать в форпике и что Пенелопу Фернандес и Бьёрна Альмскуга пока не нашли. Но это еще не все, сказал он себе и начал новый лист. Детали. Комиссар написал в блокноте: «Штиль». Стоял штиль. Когда яхту обнаружили, она дрейфовала мимо Кастшера. У судна был поврежден нос – как после довольно сильного столкновения. Эксперты уже сняли отпечатки и проверили их. Йона швырнул блокнот Нолена в стену, закрыл глаза и прошептал: – Perkele. [14] Что-то снова ускользнуло от него – что-то, что уже было у него в руках. Он почти поймал главное, что-то почувствовал, почти понял, но снова потерял мысль. Виола, думал комиссар. Ты умерла на корме яхты. Зачем тебя после смерти перенесли на нос? Кто перенес тебя? Убийца или кто-то другой? Тот, кто нашел ее бездыханное тело, мог бы попытаться вернуть ее к жизни, мог позвонить в службу SOS Alarm – так обычно и поступают. А если этот человек понял, что она мертва, что уже слишком поздно и девушка не оживет, тогда он, наверное, не оставил бы ее лежать на палубе, отнес бы тело вниз и накрыл пледом. Но нести покойника тяжело и неудобно, даже если несут двое. Отнести же погибшую в салон не составило бы труда. Потребовалось бы преодолеть расстояние всего в пять метров – пройти в стеклянные двери и спуститься по лестнице. С этим можно справиться и это можно сделать, поддавшись порыву. Но никто не потащил бы труп вниз по крутой лестнице, по узкому коридору и не стал бы усаживать тело на кровать в каюте. Это можно было сделать только с одной целью: чтобы женщину нашли на затопленной яхте захлебнувшейся в собственной каюте. – Именно, – пробормотал комиссар и встал. Он выглянул в окно, увидел иссиня-черного жука, ползущего по белой жести, увидел, как женщина на велосипеде исчезает между деревьями, и вдруг потерянная деталь головоломки встала на свое место. Йона снова сел и побарабанил пальцами по столу. Не Пенелопу они нашли убитой на яхте, а ее сестру Виолу. Которую обнаружили не на ее собственной кровати и не в ее собственной каюте, а в форпике, на кровати Пенелопы. Убийца мог допустить ту же ошибку, что и я, подумал Йона и передернул плечами. Он решил, что убил Пенелопу Фернандес. Вот почему он усадил ее на кровать в форпике. Это – единственное объяснение. И такое объяснение означает, что Пенелопа Фернандес и Бьёрн Альмскуг невиновны в гибели Виолы – не они усадили Виолу не на ту кровать. Йона дернулся – дверь кабинета хлопнула. Спиной вперед ввалился Нолен. Он пятился, таща в руках большую длинную коробку. На передней стороне коробки пылало нарисованное пламя и значилось Guitar Hero. – Мы с Фриппе начнем… – Ш-ш, – перебил Йона. – В чем дело? – осведомился Нолен. Комиссар быстро ответил: – Ни в чем. Мне просто надо подумать. Йона поднялся со стула и вышел, ничего больше не добавив. Он прошел через холл, не слыша, что говорит ему сияющая дежурная. Вышел на утреннее солнце и остановился на гравии парковки. Некто не знакомый с сестрами убил Виолу, думая, что убил Пенелопу. Это значит, что когда Виола погибла, Пенелопа еще была жива, иначе бы он не сделал ошибки. Может быть, вторая сестра еще жива, подумал Йона. А может, лежит мертвая где-нибудь в шхерах, на каком-нибудь острове или на дне морском. Надо надеяться на лучшее. Шансы на то, что она жива, велики, а если она жива, мы скоро ее найдем. Йона широкими шагами двинулся к машине, еще не зная, куда поедет. Его телефон лежал на крыше автомобиля – должно быть, комиссар забыл его, когда запирал машину. Комиссар взял горячую от солнца трубку и позвонил Анье Ларссон. Никто не ответил. Йона сел в машину и пристегнул ремень безопасности, однако не тронулся с места. Он пытался обнаружить ошибку в своих рассуждениях. Было душно, но густой яркий аромат сирени, росшей возле парковки, наконец прогнал из ноздрей запах брожения, оставшийся после прозекторской. Телефон у него в руке зазвонил. Комиссар взглянул на дисплей и ответил. – Я как раз говорила с твоим врачом, – сообщила Анья. – Зачем? – удивился Йона. – Януш говорит, что ты не явился на осмотр, – осуждающе продолжала она. – У меня не было времени. – Но лекарство-то ты принимаешь? – Очень уж оно противное, – улыбнулся комиссар. – А если серьезно… он звонил, потому что волнуется за тебя. – Я поговорю с ним. – Хочешь сказать – когда раскроешь это дело? – У тебя есть бумага и ручка? – спросил Йона. – А как же. – Женщина, которую нашли на яхте, – не Пенелопа Фернандес. – Ее зовут Виола, я знаю. Мне сказал Петтер. – Хорошо. – Ты ошибся, Йона. – Да, я знаю… – Скажи это вслух! – Вечно я ошибаюсь, – тихо сказал комиссар. Оба немного помолчали. – На эту тему не шутят? – осторожно спросила Анья. – Ты успела узнать что-нибудь насчет яхты и Виолы Фернандес? – Виола и Пенелопа – родные сестры. Пенелопа и Бьёрн Альмскуг состоят в связи, или как там это называется, уже четыре года. – Примерно так я и думал. – Ах вот оно что! Мне продолжать – или это необязательно? Йона не ответил. Он откинул голову на подголовник и заметил, что лобовое стекло покрыто пыльцой какого-то дерева. – Они не собирались брать Виолу с собой, – продолжила Анья. – Утром Виола поссорилась со своим парнем, Сергеем Ярушенко, звонила матери и плакала. Именно мать попросила Пенелопу, чтобы она разрешила Виоле отправиться с ними на яхте. – Что ты знаешь о Пенелопе? – Ну, я в первую очередь занималась жертвой, Виолой Фернандес, потому что… – Преступник думал, что убил Пенелопу. – Погоди, Йона, как это? – Он допустил ошибку. Хотел скрыть убийство, устроить так, чтобы убитая выглядела утонувшей, но посадил Виолу на кровать Пенелопы. – Потому что думал, что Виола – это Пенелопа. – Мне нужно знать все о Пенелопе Фернандес и ее… – Она – мой кумир, – перебила Анья. – Активист борьбы за мир, живет на Санкт-Паульсгатан, номер три. – Мы уже прогнали ее и Бьёрна Альмскуга через компьютерную сеть. Морские спасатели проверяют район возле Даларё, туда отправили два вертолета. Но спасателям надо бы скооперироваться с морской полицией, – заметил комиссар. – Посмотрим, что получится. – Плюс кто-то должен допросить парня Виолы и Билла Перссона, рыбака, который обнаружил ее на яхте. И еще надо получить отчет криминалистов об осмотре судна и поторопить лабораторию с результатами. – Позвонить в Линчёпинг? – Я поговорю с Эрикссоном, у него там знакомые. Все равно мне с ним сейчас встречаться – мы идем осматривать квартиру Пенелопы. – Говоришь как руководитель предварительного следствия. Тебя уже назначили?
Date: 2015-07-10; view: 315; Нарушение авторских прав |