Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Белокатайский район
Правильно: Бала-Катайский, от этнонима Мало-Катайский. Известен и Улу-Катайский — Больше-Катай -ский род. Один из трех районов (Бурзянский, Дуван-ский), сохранивших в своих наименованиях башкирский родовой этноним. По Генеральному межеванию 1805 г. в Бала-Катайской волости Троицкого уезда в руках башкир-вотчинников (951 душа м.п. в 1816 г., 1456 — в 1859 г.) еще оставалось 58888 десятин земли. Из них пашня занимала 2750 десятин, сенокосные угодья — 5625, лес — 49203, неудобные земли — 1310 десятин. На этих землях находились и селения припущенников, насчитывавших в 1816 г. до 326 душ, в 1859 г. — 12480 душ м.п.' К Бала-Катайской волости относились башкирские дд. Белянка, Кирикеево, Машкара, Юлдашево, Ураково, Апутово, Утяшево. А теперь поведем разговор конкретно о каждой деревне в отдельности. Литература по теме крайне скудна, источников мало. Тем не менее краеведы района ведут большую работу, часто выступают на страницах районной газеты. Особенно ценны и привлекательны очерки П. Бунакова, отличающиеся достоверностью, насыщенностью фактическим материалом. Добрую услугу при работе над краткой историей населенных пунктов района оказала дипломная работа уроженки тех мест Г. Г. Аллая-ровой на аналогичную тему, защищенная ею в БГУ на «отлично» с рекомендацией публикации ее материалов. Прежде чем перейти к изложению материала о селениях бала-катайцев, отметим, что историческая наука пока не располагает достоверными источниками по их * Давлетбаев Б. С. Твое шежере. С. 51—58. ' ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506, 5035, 6194 (во всех делах имеют место разночтения в цифрах). СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
Карта Белокатайского района истории за XVI—XVII вв., поскольку выявление их чрезвычайно затруднено в связи с тем, что в советское время архивные материалы до XIX в., изъятые из местных областных и республиканских архивов, были сосредоточены в московских. Начнем изложение материала с села Белянка (Билян), расположенного при одноименной речке. С конца 80-х гг. XVIII в. относилось к Красноуфимскому уезду Пермской губернии. В первой половине XIX в. находилось в составе 5-й юрты 2-го башкирского кантона, куда входили дд. Белянка, Кирикеево, Машкара, Юлдашево (ныне Челябинская обл.), Аракаево, Артя-Шигари, Уфа-Шигари, Урмекеево, Акбашево, Шокурово (все Свердловская обл.). В 1811 г. в нем было 11 дворов и 100 человек, в 1834 г. — 15 домов и 166 жителей, в 1859 г. — 24 двора и 281 человек, в 1920 г. — 123 двора и 694 башкира. В 1842 г. на 166 человек сеяли 84 четверти ярового хлеба2. В тех краях озимого хлеба и картофеля еще не было. Занимались скотоводством, летом выезжали на летовку. В конце XIX — начале XX вв. зафиксированы мельница, кузница, земская школа, мечеть. Д. Кирикеево называли Керкеево, Каркеево, Каракае-во (1834 г.). Название происходит от антропонима Кара- кай. Здесь в 1859 г. проживали потомки первопоселенца — сыновья 70-летний Сулейман и 54-летний Амандык Каракаевы3. В 1834 г. было 277, в 1859 г. - 421, в 1920 г. -461 человек. На 267 человек в 1842 г. было засеяно 1032 пуда ярового хлеба. Практиковали яйляу. В д. Маскара (Ангастак — гидроним) при одноименной речке в 1811 г. проживало 140, в 1834 г. — 270 человек. К 1859 г. было уже две деревни: Старая Маскара состояла из 25 дворов и 420 жителей, Новая Маскара — из 24 дворов и 145 человек. В коренной в 1870 г. было 37 дворов и 250 человек, в 1920 г. — 75 и 421. В дочерней в 1870 г. учтено 32 двора и 149 человек, в 1920 г. — 108 и 587. Маскара находилась в'составе 6-й юрты 4-го Западного кантона Троицкого уезда Оренбургской губернии. Была только что возникшая д. Машкара, относившаяся к 5-й юрте 2-го башкирского кантона Красно-уфимского уезда, состоящая в 1834 г. из 23 башкир4. Они были тоже бала-катайцами, летом выезжающими на летовку. В 1842 г. в Маскаре на 270 жителей сеяли 97 четвертей озимого и 152 четверти ярового хлеба. На 50 дворов приходилось 180 лошадей, 290 коров, 144 овцы, 56 коз5. Кочевку не имели, как все башкирские деревни 4-го Западного кантона Троицкого уезда. Занимались пчеловодством (4 улья, 55 бортей). В 1870 г. зафиксирована мечеть (Старая Маскара). Д. Юлдашево относилось к Красноуфимскому уезду Пермской губернии. В первой половине XIX в. была в составе 2-го башкирского кантона. Возникла в конце XVIII в. В 1811 г. здесь учтено 64 человека, через 5 лет — столько же, в 1834 г. — 56. Деревня располагалась на левом берегу р. Уфа, сегодня — в Нязепетровском районе Челябинской области, недалеко от села Белянка. Бала-катайцы д. Юлдашево в начале XIX в. основали в Троицком уезде на своей же вотчине при р. Большой И к д. Новоюлдашево. Переселенцев возглавил Исак Юлда-шев (1732—1812), поэтому д. Юлдашево называют и Иса-ково. Коренное поселение стало впоследствии Староюл-дашево, где сегодня сохранилось лишь 13 домов. В 1816 г. в Новоюлдашево (Исаково) было 8 дворов, где проживали сыновья Исака Юлдашева Гаделыиа, Рахматулла Исаковы и их родственники. В 1834 г. в 14 дворах взято на учет 139, в 1859 г. в 13 дворах — 187, в 1870 г. в 33 дворах — 198, в 1920 г. в 63 дворах — 312 человек6. В 1842 г. в Староюлдашево (Красноуфимский уезд) на 56 человек сеяли лишь 176 пудов ярового хлеба. В Новоюлдашево на 99 человек приходится посева: 32 четверти озимого и 82 четверти ярового хлеба. Во второй деревне 14 дворов владело 100 лошадьми, 65 коровами, 49 овцами, 7 козами. Отдельные хозяйства имели 30 бортей. Д. Ураково — сегодня поселок Ураковской фермы. 8 1795 г. состояла из 13 дворов с 53 жителями. В 1816 г.
2 Там же. Д. 4873. Л. 141; ЮАС. Вып. 2. С. 205; ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 773-а. См. эти дела и публикации и по другим селениям. 3 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 772. 4 ЮАС. Вып. 2. С. 205. 6 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 345, 485, 772 и др. БЕЛОКАТАИСКИИ РАЙОН
Переписные материалы зафиксировали первопоселенца Урака Суракова (1740—1821) и его сыновей Сулей-мана Уракова (1788—1823, его сын Абубакир) и Абдулга-зиза Уракова, 1792 года рождения7. В первой половине XIX в. д. Ураково была в составе 4-го Западного кантона Троицкого уезда. В 1842 г. на 72 человека засеяно 10 четвертей озимого и 92 четверти ярового хлеба. На 16 дворов приходилось 83 лошади, 45 коров, 24 овцы, 2 козы. Д. Апутово была основана Апутом Кутумовым (1733—1823) сразу же после подавления пугачевского движения. Его сыновья Исмагил (его Назмутдин), Муха-метрахим, Досмухамет8. О развитии деревни несколько фактов: Таблица 238
В 1842 г. на 132 человека сеяли 45 четвертей озимого и 23 четверти ярового хлеба. В конце XIX в. современники подчеркивали, что севооборот был бессистемным, через 5—6 лет переходили на новые поля, оставляя старые пашни под залежь. Применяли 3-конные сабаны. Имели до 5 веялок. 27 дворов владело 150 лошадьми, 100 коровами, 102 овцами, 62 козами. Занимались бортничеством (12 бортей). Д. Утяшево в 1795 г. среди трех бала-катайских селений Троицкого уезда (Апутово, Ураково) была самой населенной (232 человека) и в 3,6 раза превосходила по количеству дворов (54) другие (в среднем по 15)9. В 1816 г. в 53 дворах проживало 355 человек, в 1834 г. в 73 дворах — 412, в 1859 г. в 89 дворах - 579, в 1870 г. в 115 домах - 687, в 1896 г. в 180 дворах - 999, в 1905 г. в 220 дворах -1254 человека. Между 1906-1919 гг. образовалась дочерняя деревня вверх по р. Атарша. В 1920 г. в Верхнеутяше-во в 93 дворах учтено 465, в Нижнеутяшево (коренном поселении) в 168 домах — 864 башкира. Впервые д. Утяшево упоминается в материалах I ревизии 1722 г.10
Теперь относительно происхождения названия деревни: Утяш — антропоним. Первопоселенцем был отставной сотник Бала-Катайской волости Исетской провинции Утяш Кутлугузин. По его просьбе губернатор назначил его сына Сагыра Утяшева сотником". Известен тем, что в мае месяце 1775 г. «колод- 7 Там же. 8 Там же. Д. 346, 485. 9 Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. С. 64. 10 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3790. Л. 4. 11 Гвоздикова И. М. Башкортостан накануне и в годы Кресть ник» Салават Юлаев «увидел в окошечко дядю своего башкирца (Сагыра Утяшева) и стал мне (солдату Якиму Чудинову, охранявшему Салавата в Уфе) говорить, что оный ходит по базару (нижний базар в устье р. Сутолока) и просил меня, дабы я отдал ему написанное им, Салават-кой, татарское письмо». «Вынеся на базар» то письмо, найдя Сагыра, солдат спросил последнего, не родственник ли Салавату. Сагыр ответил ему, что родственник. Тогда солдат передал ему письмо». Однако оно не попало по адресу в Шайтан-Кудейскую волость: оно попало в руки властей12. Через 5—6 месяцев в ноябре 1775 г. Сагыр Утяшев обратился к губернатору И. А. Рейнсдорпу с просьбой об облегчении службы башкир Бала-Катайской волости, поскольку «команды моей башкирцы чрез все ныне прошедшее замешательство (восстание Пугачева), а не менее того и по миновении оного чрез поставку провианта и другие тому подобные случаи в такое пришли изнеможение, что иные, закладывая, а другие продавая детей своих, питаются и ко отправлению чрез такую их крайность службы е.и.в. пришли в несостояние»13. Один из сыновей первопоселенца служил тоже сотником. В 1834 г. 70-летний Яхья Утяшев зафиксирован с сыновьями Зайнитдином и Нажмитдином. 48-летним был учтен третий из них Абсалям Утяшев, 1768 г.14 Если в конце XVIII в. башкиры этих мест, в т.ч. и утяшевцы, выезжали на летовку, то в 30-х гг. XIX в. кочевка уже ушла в прошлое. В 1842 г. на 425 человек было засеяно 92 четверти озимого и 368 четвертей ярового хлеба. Тогда же на 80 дворов (423 человека) приходилось 335 лошадей, 344 коровы, 86 овец, 78 коз. Деревня находилась «по пологому скату горы Бузатульган-Тау». Под селением оказалось 40 десятин земли. В 1905 г. в деревне было 4 лавки. У прихожан — 2 мечети. * * * К Айлинской волости относились дд. Есаулово, Ишменево, Кадырово, Абсалямово, Хайбатово. О д. Есаулово уже говорилось, когда речь вели о селах Туймазинского и Китайского районов РБ. Основали ее айлинские башкиры-возвращенцы, оказавшиеся в 1725— 1755 гг. на земле башкир Кыр-Еланской волости в дд. Балтаево и Нижние Бишинды, основанных ими же в качестве припущенников, но сохранивших право владения землей в своей Айлинской волости. В 1837 г. с разрешения командующего Башкиро-мещерякским войском группа айлинцев из дд. Балтаево и Нижние Бишинды возвратилась из Белебеевского уезда в Троицкий и основала д. Арсланово (Абдразаково, Малые Тугузлы). Выехавшие на кыр-еланскую землю айлинцы были в основном жителями д. Тугузлы. В 1832 г. был издан закон о земле, по которому башкирам-вотчинникам на душу м.п. полагалось по 40 (затем 60) десятин, в то время как башкирам-припущенникам, потерявшим или лишенным вотчинного права или оказавшимся на чужих землях других волостей — по 12 Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башки 13 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 513. 14 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 435, 485. СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
15 десятин. Вот тогда и начинается выяснение поземельных прав среди башкир и других сословий. Предписание губернатора управляющему 5-м кантоном Троицкого уезда зауряд-хорунжему Кульшарипову от 25 ноября 1851 г. разрешило 55 душам башкир 13-го кантона Беле-беевского уезда д. Нижние Бишинды «по недостатку в настоящем месте жительства поземельных угодий переселиться во вверенный вашему благородию кантон на вотчинную их землю, состоящую в Троицком уезде при р. Ургале с тем, чтобы при постройке новой деревни (Есаулово) соблюдены были правильность и надлежащее между домами разстояние, учреждения же голландских печей вместо чувалов не требовать»15. Название д. Есаулово происходило от чинов двух возвращенцев: зауряд-есаула Саитбаттала Кутлуярова и зауряд-есаула Саитбур-хана Кутлуярова. По переписи 1859 г. в Есаулово было 40 дворов и 234 башкира-вотчинника. В 1920 г. соответственно 109 и 566. Сегодня среди сел района его нет в связи со слиянием с поселком ж.-д. станции Ургала. В конце XIX в. были земская и русско-башкирская (с 1890 г.) школы. Была и мечеть. Село Есаулово располагалось при р. Большая Ургала, славившейся красной рыбой — красулей. Для земледелия здесь условия были малопригодны. Получали невысокий урожай из-за того, что «пахотные угодья находились в низменных местах, окруженных со всех сторон горами, покрытыми лесом. В дождливые годы местность превращалась в сплошное болото, хлеба вымокают и побиваются морозами». Применяли однолемешную соху-кунгурку. В конце XIX в. имели лишь одну веялку. Тогда же три двора не имело никакого скота. До 20 человек ежегодно уходило на заработки в соседние заводы. Д. Хайбатово возникла между 1842-1858 гг. Впервые взята на учет в 1859 г., когда в ней было 28 дворов и 229 человек, причем 4 из них были крещены. В 1870 г. учтено 37 дворов и 230 человек, в 1895 г. — 51 двор и 279 жителей, в 1905 г. — 60 дворов и 329 человек, в 1920 г. — 63 двора и 307 башкир. 12 десятин земли находилось под огородами. В конце XIX в. победило трехполье. Лучший урожай хлебов — 60—70 пудов с десятины. Был молитвенный дом. Д. Кадырово — молодое селение, возникшее между 1871—1895 гг., поскольку оно не зафиксировано в 1870 г. Но в 1896 г. взята на учет д. Новокадырово при р. Ала-Елга, где было 55 дворов и 294 человека. В связи с этим в коренном поселении Кадырово (ныне Дуванский район) уменьшилось количество и дворов, и жителей. В 1920 г. в Новокадырово в 75 дворах проживало 346 башкир. Д. Абсалямово при р. Б. Ургала называли Ургала-Абсалямово. Возникла между 1835—1840 гг. В 1795, 1816, 1834 гг. не взята на учет, поскольку ее не было. Лишь в 1859 г. она зафиксирована 29-дворной с 359 жителями. Известны сыновья первопоселенца, но мы не знаем генетических связей жителей. Саитгали Абдусалямов, 1808 года рождения, и Каус Абдусалямов, 1805 года рождения, — сыновья основателя деревни. В первое время ее также называли Абдусалямово16. В 1870 г. в 63 дворах проживало 334 человека, в 1898 г. в 74 дворах - 409, в 1905 г. в 70 дворах - 387, в 1920 г. в 65 дворах — 322. Занимались земледелием (была мельница, основное орудие — соха-кунгурка), скотоводством (в конце XIX в. 12 бесскотных хозяйств). Был молитвенный дом. Общиной построен хлебозапасный магазин на случай неурожая. Была бакалейная лавка. * * * К Кущинской волости относилась лишь д. Айдакаево. Известны сыновья и внуки основателя деревни Хаби-булла (1771 года рождения, его сын Абдулгази, его Губай-дулла, Галиулла, Мухаметгани), Хаби (1773 года рождения, его сыновья Динмухамет, Феткулла, Калимулла) и Досмухамет (1795 года рождения, его сын Бикмухамет) Айдакаевы17. 1795 г. было 25 дворов и 170 жителей, в 1834 г. — 37 и 229, в 1859 г. - 26 и 311, в 1870 г. - 55 и 336, в 1895 г. - 79 и 422, в 1920 г. - 117 и 629. В XIX в. земледелие было бессистемным. Пользовались двухконными деревянными сабанами. Имели по 2 молотилки и веялки, дегтярное заведение. При мечети функционировала школа. * * * К Дуванской волости принадлежали дд. Мунасово, Янбаево, Медятово. Д. Мунасово в 1795 г. названа Марженгулово и Суко-лино. Дд. Маржангулово было три (в Сартовской, Дуванской и Кущинской волостях). Деревня с тремя названиями относилась к Дуванской волости. И вот в конце XVIII в. она состояла из 20 дворов, где проживало 84 человека, т.е. 4,2 человека на 1 двор. В 1834 г. было 19 дворов и 101 человек, в 1859 г. — 25 дворов и 150 человек, в 1870 г. - 30 и 163, в 1895 г.- 48 и 269, в 1905 г. - 58 и 320, в 1920 г. — 75 и 439 человек. Известен сын первопоселенца — Юлдаш Мунасов, 1805 года рождения18. В д. Янбаево 1795 г. было 25 дворов и 100 жителей, в 1859 г. — 34 двора и 382, в 1870 г. — 75 дворов и 336, в 1895 г. - 105 дворов и 572, в 1905 г. - 83 двора и 627, в 1920 г. — 127 дворов и 705 человек. Первопоселенцем был старшинский помощник Янгу-бай (Яныбай) Калмаккулов, исполнявший старшинскую должность Дуванской волости и зафиксированный таковым дважды в 1778 и столько же в следующем году19. Его сыновья известны по переписным материалам: старший Нугуман Янбаев (1761 года рождения, его сыновья Гадилыпа, Мухаметвали, Хабибулла), средний Абдулатиф Янбаев (1769 года рождения, его сыновья Габит, Халит, Шамит), младший старшинский помощник, юртовой есаул Сагитдин Янбаев (1778—1828, его сыновья Юсуп, Файзулла)20. В 70-х гг. XIX в. в деревне были хлебозапасный магазин, больница, торговые лавки (2), мечеть, медресе (с 1905 г.).
15 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 25. Л. 26, 29. Речь идет о переуст 16 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 773. 17 Там же. Д. 345. 18 Там же. Д. 774. 19 МИБ. Т. 5. С. 80, 90, 91. 20 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 485. БЕЛОКАТАЙСКИЙ РАЙОН
В 1842 г. на 281 человек сеяли 40 четвертей озимого и 165 четвертей ярового хлеба. На 30 дворов (281 человек) приходилось 218 лошадей, 168 коров, 82 овцы, 26 коз. Тогда не было ни мельницы, ни мечети, ни школы. Д. Медятово, сегодня часть села Янбаево (ее название носит поселок Медятовской фермы), расположена при pp. Большой Ик и Искуш, пригодных для устройства мельниц. Земельные угодья находились на одном участке около селения. Пашня располагалась на равнине и по отлогим склонам прилегающих гор, когда она распахана, никто не знает. Сеяли рожь, овес, полбу, просо, лен, горох, пшеницу. В 1842 г. на 90 человек сеяли по 1080 озимого и ярового хлебов. При распашке полей применялись двух- и трехконные сабаны. В конце века только три домохозяина унавоживали свои поля. В 4 хозяйствах имелись веялки. Пашню разбивали на подворные участки, в каждом — по 3 поля. Для собственных потребностей разводили огороды. Занимались скотоводством. В 1842 г. на 15 дворов (90 человек) приходилось 89 лошадей, 69 коров, 50 овец, 20 коз. Скот пасли с мая до уборки хлебов с полей. Пастуху платили по 15 коп. с головы скота. Зимой жители занимались извозом, летом нанимались на сельскохозяйственные работы. В конце XVIII в. деревня называлась Сапышево (Ибра-гимово, Медятово). Названия происходят от антропонимов. Об этом чуть позже. В 1795 г. в 5 дворах учтено 17 башкир. Цифры дают возможность предположить, что д. Сапышево в годы пугачевщины сильно пострадала, поскольку Медят — пугачевский полковник. Лишь в конце века деревня начинает медленно восстанавливаться. В 1811 г. было 48 человек (7 дворов), в 1816 г. — 60 (8), в 1834 г. - 91 (15), в 1859 г. - 160 (14), в 1870 г. -172 (30), в 1895 г. - 336 (61), в 1905 г. - 399 (62), в 1920 г. -561 (98 дворов). Теперь о первопоселенце Медяте, хотя не совсем верно будет его так называть, поскольку деревня была известна до него и под другими наименованиями. Указ Е. И. Пугачева башкирскому старшине Дуван-ской волости Медету Миндиярову о присвоении ему звания полковника от 5 июня 1774 г.: «Божиею милостию, мы Петр Третий, император и самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая. Известно и ведомо да будет каждому, что Дуванской волости Медет Миндиаров служил старшиною, а тысяша семьсот четвертаго года июня пятого дня за оказанную ево к службе ревность и прилежность полковником пожалован. Того ради, мы сим жалуем и учреждаем, повелевая всем нашим верноподданным онаго Миндиарова нашим полковником надлежащим образом признавать и почитать. Напротив чего и мы надеемся, что он в том ему всеми -лостивейше пожалованном чине так верно и прилежно поступать будет, как то верному и доброму рабу надлежит. Во свидетельство того мы собственною рукою подписали и государственную нашею печатью укрепить соизволили. Дан июня 5 дня 1774 года. Петр»21 21 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкирии. С. 175-176. Пугачевцем был, оказывается, и его отец — Мендиар Аркаев, по ведомости Уфимской провинциальной канцелярии от 16 февраля 1775 г. названный старшиной Дуванской же волости. Его подчиненные, составлявшие 104 двора, были активными повстанцами22. А между тем в 1735—1740 гг. Мендиар Аркаев — не только сторонник царского правительства, но и противник восстания, активный участник его подавления23. Такова вкратце история Медятово. Однако жаль, что сегодня нет этого селения на карте района. О других молодых селениях имеем мало сведений. Д. Сандалакша при одноименной речке, а также pp. Ик и Бурзяк, возникла между 1870—1895 гг. В 1895 г. она названа выселком, но из какой деревни — неизвестно. Состояла из 19 дворов и 111 человек. Башкиры определены в источниках как вотчинники. В 1905 г. их насчитывалось в 17 дворах 95 человек, в 1920 г. в 28 дворах 184 башкира. В конце XIX в. о деревне говорилось в вышеупомянутом сборнике следующее: «Пашня распахана недавно. Полеводство бессистемное. Применяли 2-конные сабаны. Имели огороды, а также ободное и дегтярное (6) заведения». По истории д. Ашаево сведениями не располагаем. Отметим лишь, что она не зафиксирована ни в материалах 1870 г., ни в материалах 1896 г., следовательно, могла возникнуть на рубеже XIX и XX вв. В 1920 г. в ней было 36 дворов и 267 башкир. Д. Айгирьял (Новомечетлино) возникла как выселок из д. Дуван-Мечетлино, что видно по одному из наименований. По легенде, выселок образовался в 80-х гг. XIX в. В 1895 г. у башкир д. Айгирьял 6 семей поселка Давлеткан взяли в аренду 75 десятин земли сроком на 6 лет. Впоследствии среди жителей были выходцы из других деревень, например, Яушево, Буранчино24. В 1920 г. в 48 дворах проживало 280 башкир. Д. Каюпово известна с начала XX в. В 1920 г. в ней учтено 68 дворов и 365 человек. Находилась в 4 верстах от д. Кирикеево. В 1939 г. было 394 жителя. Название д. Перевоз, по мнению топонимистов, происходит от оронима — от названия горы Кусте25. Она возникла в начале XX в. В 1920 г. в 25-дворной деревне учтено 146 человек. Д. Шайдала при одноименной речке была неизвестна статистике в 1920—1925 гг. Основана в 30-х гг. XX в. Д. Красный Муравей в 1925 г. под названием Коммуна Муравей при д. Перевоз состояла из двух дворов, что свидетельствует о ее основании в 1924—1925 гг. По материалам дипломной работы Г. Г. Аллаяровой видно, что первыми двумя жителями были выходцы из д. Верхнеутя-шево Ф. Н. Нуриев и А. В. Валеев (1899 - 1944, погиб в Великой Отечественной войне). С 1937 г. деревню стали называть Красный Муравей. Перед войной деревня стала 80-дворной с 190 жителями. Товарищество Красный Пахарь при д. Ураково возникло между 1922—1924 гг. В 1925 г. оно имело 21 хозяйство. В 1920—1925 гг. еще не было дд. Кургашка и Моро-зовка. Там же. С. 285, 386. МИБ. Ч. 1. С. 318, 319, 188, 489, 493. Новая жизнь. 14 ноября 1989 г. Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 80. СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
Русские населенные пункты В районе было много хуторов, выселков, перераставших в самостоятельные поселения, затем исчезнувших с его карты (Никитино, Бахерово, Новая Жизнь, Соловь-евка, Потерявка, Лавровский, Пчела, Роза, Единение, Новоселка, Черный Ключ, Акбай, Александровка, Емазы, Большая Казанка, Белокатаевская, Михайловка, Азямка, Сакаста, Галкино, Пламя, Железный Ключ, Токоушка). Исчезло 24, осталось 20—22 населенных пункта. Многие села и деревни были основаны государственными крестьянами Кунгурского уезда Вятской губернии, Красноуфимского, Пермского и других уездов Пермской губернии. Земли для обработки было достаточно, крестьяне не страдали от безземелья или недостатка угодий в тех краях. Самыми ранними селами русских крестьян являются Емаши, Ногуши (Троицкое), Старобелокатай. С. Емаши при одноименной речке возникло на основе договорной записи башкир Кущинской волости от 1788 г. о припуске государственных крестьян Пермской губернии сроком на 50 лет с ежегодной уплатой владельцам земли по 50 руб. со всего поселения26. В 1875 г. «по давно-стному владению от башкир» емашевцы были «признаны Сенатом собственниками 17166 дес. земли». В 1811 г. было 302, в 1816 г. - 321, в 1834 г. - 443 души м.п. В 1859 г. насчитывалось 1357 человек, в 1870 г. — 1458, в 1895 г. - 2402, в 1905 г. - 2524, в 1920 г. -3410 человек. Количество дворов выросло с 80 в 1811 г. до 525 в 1920 г. В 1842 г. на 146 дворов (443 мужчины и 471 женщина) имели 900 лошадей, 1650 коров, 800 овец, 115 коз, 75 свиней. На рубеже XIX—XX вв. в селе были овчинные (3), синильные, красильные (3), маслобойные (2) и кожевенное заведения. У частных лиц имелись мельницы (2), кузницы (12), бакалейные, мануфактурные (12) и ярмарочные (62) лавки. В волостном центре было правление, а также почта, больница, земская и церковно-приходская (с 1845 г.) школы. С 1830 г. действовали церковь, а также 2 часовни. С. Ногуши (Карлыханово, Ключи) при одноименной р. Нугуш было основано в 1788 г., когда по договорной записи башкир Дуванской волости на 22 года были припущены государственные крестьяне из Пермской губернии с условием уплаты по 50 руб. в год со всего поселения27. Затем такой же документ они получили от башкир Кущинской волости. С 1824 г. село называли Троицкое по наименованию только что построенной (кирпичной) церкви. В 1811 г. в с. Ногуши было 1110, в 1834 г. - 1668, в 1859 г. - 2646, в 1870 г. - 2759, в 1905 г. - 2384, в 1920 г. -3283 человека. В 1842 г. на 233 двора (836 мужчин и 918 женщин) приходилось 2550 лошадей, 3350 коров, 1600 овец, 300 коз и 500 свиней. У жителей было 150 ульев и 15 бортей. В 70-х гг. XIX в. и в начале XX в. в селе взяты на учет 10 кузниц, 3 мельницы, 2 хлебозапасных магазина, бакалейная, 5 мануфактурных, 36 ярмарочных лавок. С 1824 г. 26 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755; Давлетбаев Б. С. Большая 27 Там же. действовала церковь, была часовня. Открыты земская и церковно-приходская школы. С. Старобелокатай возникло под названием Бело-катай также в 1788 г., когда башкиры Бала-Катайской волости припустили государственных крестьян за единовременную плату в 450 руб. сроком на 25 лет. Сверх того все поселение должно было ежегодно платить владельцам земли по 50 руб.28 В 1795 г. в 44 дворах проживал 481 человек. В 1816, 1834, 1859 гг. показаны ревизские души (м.п.), которых было соответственно 238 — 332 — 639. В 1870 г. в 241 дворе учтено 1307, в 1895 г. - 1946, в 1905 г. - 2264, в 1920 г. -3054 человека (499 дворов). По земскому изданию, не раз нами упоминавшемуся, видно, что с 70-х гг. XIX в. до 1905 г. в селе имелись кузницы (10), ветряные мельницы (4), молотилки (22), веялки (40), обдирка (7), маслобойное (2), кожевенное (2), крендельное заведения. Проводились 2 Торжка в год, еженедельные базары, где работали лавки (15). В волостном центре с 1836 г. работала земская школа. В 1842 г. на 111 дворов приходилось 950 лошадей, 1250 коров, 900 овец, 250 коз, 200 свиней. Занимались пчеловодством (70 ульев, 8 бортей). Тогда была церковь. С. Новобелокатай основано как выселок из коренного поселения в 1804 г. В то же время его жители заключили отдельный договор с бала-катайцами о бессрочном их припуске на условиях единовременной уплаты 400 руб. и ежегодной платы по 58 руб. со всего села29. В 1816 г. в 29 дворах взято на учет 270 человек. В 1834 г. было 460, в 1859 г. - 720, в 1870 г. - 766, в 1895 г. - 1238, в 1905 г. - 1643, в 1920 г. - 1829 человек. В 1842 г. на 124 двора приходилось 498 лошадей, 556 коров, 450 овец, 150 коз, 100 свиней. Во второй половине XIX в. имели кузницу, мельницы (6), кожевенное заведение и маслобойку. В 1875/76 учебном году открыли школу для 30 учащихся. В 1842 г. учтена одна часовня, в 1895 г. — уже 4. Церковь зафиксирована в 1895 г. С. Карантрав при одноименной речке (название местности Каранторау) основано, по легенде, в 1870 г., а в действительности — через 9 лет30. Основали ее не кун-гурские, а красноуфимские крестьяне. 7 ходоков арендовали у башкир 3900 десятин земли сроком на 12 лет. В свою очередь крестьяне припускали других арендаторов, если не могли сами обрабатывать свой пай из 40 десятин. Село выросло из поселка Гостевский № 1. В 1895 г. в 103 дворах учтены 341 мужчина и 318 женщин. 198 дворов и 1259 человек было в 1920 г. В 1889 г. открыта 3-классная земская школа на 100 учеников31. С. Карлыханово (Ногуши), по мнению краеведов, основана в начале XX в. в качестве хутора. В 1886 г. поселок Карлыхановский выделяется из с. Ногуши, став самостоятельным селом. До этого жители учитывались по коренному селу. Карлыханово развивалось динамично. 28 Там же. 29 Там же. 30 Переселенцы и переселенческое дело в Златоустовском 31 Наша жизнь. 18 августа 1995 г. БЕЛОКАТАЙСКИЙ РАЙОН
В 1895 г. было 349 дворов и 2480 жителей, в 1902 г. в 380 дворах - 2284, в 1920 г. в 510 дворов - 2547. На рубеже XIX—XX вв. село имело 3 водяные мельницы, 17 кузниц, овчинное, синильное (3), маслобойное заведения. Было 8 лавок. С 1884 г. работало 2-классное министерское, а также земское училище. С 1883 г. действовала церковь. Д. Сосновка основана в 1879 г. переселенцами из Пермской губернии на арендованной у башкир Абзаев-ского общества за 400 руб. сроком на 12 лет земле. Ежегодно крестьяне платили владельцам угодий по 35 коп. с двора. В 1892 г. договор был возобновлен. В 1895 г. из 61 двора 57 относились к пермякам. В конце XIX в. село имело 4 мельницы, 9 веялок. С. Искуш возникло в 1892 г., основали его крестьяне из с. Ногуши32. В 1898 г. было 18 дворов. Через 4 года в 21 дворе учтено 280 человек, в 1905 г. в 40 дворах — 299 человек. Между 1906 г. и 1919 г. образовались дд. Верхний Искуш (в 1920 г. 26 дворов и 225 человек) и Нижний Искуш (27 дворов и 221 человек). В начале XX в. в селе были кожевенное, овчинное заведения, мельница, 3 кузницы, а также молитвенный дом, церковно-приходская школа. Д. Сосновый Лог (Е. М. Попова) возникла в 1925 г. как 2-дворный хутор. Из нескольких поселков образовалась деревня. В 1939 г. население состояло из 92 человек. С. Соколки при одноименной р. Сокалы, приток р. Б. Ик. При селении протекала р. Рощелга. Образовали крестьяне из с. Емаши в 1888 г. Через 7 лет в сельце было 35 дворов и 224 жителя. В 1905 г. в 43 дворах проживал 301 человек. 86 дворов и 573 жителя было в 1920 г. В конце XIX—начале XX в. указано наличие кузниц (6), молитвенного дома, часовни, школы грамоты. С. Шакарла при одноименной речке и р. Вас-Елга образовалось в 1875 г. Купец Незабудкин, арендовавший у башкир землю, сдал ее пермякам из 36 семей за 80 руб. за каждый пай по 35 десятин сроком на 12 лет. По истечении арендного срока пермяки оформили аренду земли непосредственно с башкирами, минуя посредника. Они получили 2000 десятин на 12 лет с условием ежегодной платы с двора по 20 коп. Среди арендаторов были, кроме пермских крестьян, и вятские, а также 9 семей мещан33. Арендаторы образовали 2 поселка в двух верстах друг от друга. Затем они объединились, создав село. Шакарла означает сахаристая, Вас-Елга-Асы (горькая) — река (по мнению краеведа А. Хафизова)34. В 1895 г. село состояло из 105 дворов и 510 жителей. В 1905 г. было 117 дворов и 671 человек, в 1920 г. — 156 дворов и 920 жителей. В начале XX в. учтены земская школа, 3 лавки. С. Тардавка при одноименной р. Тарлау (расчищенное от леса поле, пашня) было образовано в 1880—1882 гг., когда 48 семей крестьян из Пермской, Орловской и Вятской губерний арендовали землю у башкир д. Абзаево в двух смежных участках, расположенных на холмистой местности. Срок аренды 12 лет с условием платы по 35 коп. с десятины в год. В 1893 г. аренда была возобновлена. Занимались сельским хозяйством. На основе трех- 32 Наша жизнь. 21 января 1991 г. 33 Переселенцы и переселенческое дело в Златоустовском 34 Наша жизнь. 24 января 1995 г. польного севооборота выращивали рожь, овес, ячмень, пшеницу. Имели по 15 молотилок и веялок. Разводили скот местной, башкирской породы. Прибывшие две партии переселенцев первоначально образовали 2 поселка («Правую и Левую Тардовку»). Затем они объединились в село, состоявшее в 1895 г. из 46 дворов и 360 жителей. В 1905 г. было 55 дворов и 362 человека, в 1920 г. — 91 двор и 712 человек. Было две деревни Левали при одноименной речке: Верхние Левали и Нижние Левали. Поселок Верхние Левали основан в 1881 г. крестьянами в числе 9 дворов из Пермской, Самарской и Уфимской губерний. Землю арендовали у башкир Мещеровского общества. О земледелии несколько фактов: трехпольный севооборот; унавоживание полей; пользовались 3-конны-ми сабанами, имели по 5 молотилок и веялок. Скот разводили и для продажи; часть лошадей отдавали на выпас в разные деревни с платой по 1 руб. за голову. Избы отопляли дровами, покупаемыми у башкир. Нижние Левали основали переселенцы из 8 семей из Пермской, Вятской и Уфимской губерний в 1879—1892 гг. на земле, арендованной у башкир д. Мунасово сроком на 12 лет. Характеристика поселка совпадает с предыдущей (здесь было по 6 молотилок и веялок). В поселке Верхние Левали в 1895 г. было 9 дворов и 71 человек, в 1905 г. — 11 дворов и 85 жителей, в 1920 г. — 30 дворов и 280 человек. В Нижних Левалях в 1895 г. учтено 8 дворов и 59 человек, в 1905 г. — 9 дворов и 75 жителей, в 1920 г. — 14 дворов и 105 человек. В 1939 г. в Верхних Левалях было 182, в Нижних — 78 человек. В 50-х гг. XX в. они объединились под названием Левали. В 1905 г. в Нижних Левалях учтена земская школа. Починок Емазы при одноименной речке был основан 43 переселенцами из Пермской и Вятской губерний в 1879—1880 гг. на арендованной у башкир д. Абзаево земле сроком на 12 лет. 401 человек при 69 дворах было в 1920 г. На карте БАССР 1952 г. д. Емазы показана в последний раз. По ранней истории д. Атарша (от названия местности) нет материалов, но она могла возникнуть в 80-х гг. XIX в. В 1895 г. состояла из 16 дворов и 94 человек. В 1905 г. в ней 22 двора и 119 человек. Перепись 1920 г. ее обошла. В 1933 г. было столько же жителей, сколько и в начале века. Вскоре деревня исчезла. Поселок Васелга при одноименной р. Вас-Елга: точное время его основания неизвестно. Предположительно — начало 80-х гг. XIX в. В 1895 г. в нем было 37 дворов и 140 жителей. Через 10 лет — 46 дворов и 280 человек. 333 жителя при 55 дворах было в 1920 г. О д. Матвеевка, которой еще не было в 1925 г., у нас нет сведений. Д. Восход возникла в 1925 г. как коммуна из 9 дворов. Поселок Майгазы при одноименной речке возник с образованием Алагузовского совхоза в 30-х гг. XX в. Поселок железнодорожной станции Ургала при одноименной речке возник в связи со строительством железной дороги от станции Бердяуш в сторону г. Нязепет-ровск в 1910—1919 гг. для того, чтобы соединить промышленный Урал с Транссибирской магистралью. В 1920 г. в поселке было 35 дворов и 154 человека. Теперь Ургала и с. Есаулово представляют единый населенный пункт под названием Ургала. ГАИНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ - РОДИНА ПЕРМСКИХ БАШКИР История башкир Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Саратовской, Самарской областей и других регионов до сих пор не разработана. В этом отношении более обделены заволжские и приволжские башкиры. В общих работах по истории Башкортостана об их прошлом даже нет ни единого упоминания*. Подробное изучение прошлого Исторического Башкортостана с его границами от Перми на севере до среднего течения р. Яик (Урал) на юге, от р. Тобол на востоке до р. Волга на западе остается делом будущего. Известно, что башкиры с древнейших времен были расселены на огромной территории вследствие ведения главным образом полукочевого скотоводческого хозяйства. Границей территории на севере в XVII в. являлось среднее течение р. Исеть (), на юге — р. Яик (Яйыk, Урал), на востоке — р. Тобол (Тубыл), на юго-западе — бассейн pp. Каралик С ), Камалик (. ), Чиж ((), Самара (. ), на западе — р. Ик, впадающей в Каму. Здесь образовалась национальная территория башкир — Башкортостан — «Страна башкир», где обосновались тюркоязычные племена и которую в литературе ныне называют Историческим Башкортостаном. Места их расселения постепенно сокращались из-за вселения других этнических групп. Но вместе с тем «Башкирия все же имела минимально необходимую четкость во внешних контурах своей территории»'. Здесь и возникла башкирская народность, сформировался народ, основу которого составили тюркоязычные племена, вобравшие в себя часть угро-финнов и других народов. Несмотря на изменение этнической карты, Башкирский край сохранил свое первоначальное название. Это вызывает недоумение у некоторых лиц, не знакомых с историей Башкортостана. Один из поэтов удивляется тому, почему и с какой стати нашу республику до сих пор называют Башкортостан, хотя небашкиры составляют в нем численное большинство. Как будто ему не известно точно такое же положение, сложившееся во многих национальных республиках Российской Федерации, носящих свои исторические названия. А его собрат по перу русский писатель Ф. Д. Нефедов (1838—1902) свою гораздо лучшую осведомленность в этом и объективность еще сто с лишним лет тому назад выразил в следующих словах: «Обширный край, в область которого вошли нынешние губернии Оренбургская, Уфимская, половина Самарской и два уезда губерний Вятской и Пермской (только в последней 5 уездов. —А. А.) назывался — да и теперь называ- * ОИБ. Т. 1.4. 1; Т. 1. Ч. 2. Т. 2; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. 1 Юлдашбаев Б. X. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). Уфа, 1972. С. 77—80. ется — по имени народа, обитавшего здесь уже с давних времен; народ этот — башкиры...»2 Даже не имея официального административного названия, территория расселения башкирского народа и в XVII—XVIII вв. именовалась Башкирией. В 1730 г. в реестре и описании башкирских волостей Уфимскую провинцию представители властей называли Башкирией: «Итого в Башкирской провинции имянуется дорог 4, которые почитаются не для проезда, но вместо уездов, а в них волостей 58»3. В 1743 г. вице-губернатор П. Д. Аксаков в своей записке о состоянии башкирского народа до и после восстаний 30-х гг. XVIII в. и о мерах для приведения его в полное повиновение писал о крае «здешний (Уфимский) уезд, то есть Башкирия»4. На севере граница расселения башкир шла по р. Кама, захватывала долины р. Буй, верховья pp. Буй, Тюй, бассейны pp. Тулва, Мулла. Здесь располагалось башкирское племя гайна (впоследствии Тайнинская волость). С возникновением г. Уфа территория гайнинцев вошла в состав Уфимского уезда, охватившего весь Исторический Башкортостан. Затем Уфимский уезд назывался Уфимской провинцией (с 1708 г.), с 1744 г. — Оренбургской губернией. Территориально Тайнинская волость с 1781 г. входит в состав Пермской губернии. С того момента башкирские населенные пункты находились под юрисдикцией Осинского (28—30 деревень) и Пермского (2) уездов Пермской губернии. Известный исследователь истории Пермского края А. Дмитриев писал в начале XX в. по этому поводу: «Южная окраина нынешней Пермской губернии некогда составляла северную часть Башкирии, обширной страны, занимавшей почти весь Южный Урал и оба его склона от нижней Камы и средней Волги до верховьев Яика и Тобола»5. В 1798—1865 гг. башкиры Тайнинской волости двух уездов Пермской губернии находились, как и все башкиры других губерний, в военно-казачьем сословии. Их территория расселения составила один башкирский кантон, охвативший 9 юрт, объединявших 36 деревень6. По военным делам гайнинцы подчинялись Оренбургскому воен- 2 Нефедов Ф. Д. Движение среди башкир перед пугачевским бунтом; Салават, башкирский батыр // Башкирия в русской литературе. Т. 2. Составление, предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М. Г. Рахимкулова. Уфа, 1964. С. 117. 3МИБ.Ч. 1.С. 137. 4 Там же. Т. 3. С. 529. 5 Дмитриев А. К истории зауральской торговли. Башкирия 6 ЮАС. Вып. 2. С. 199-202. 570 ГАИНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ ному губернатору, под ведомством которого находился их кантонный начальник, по гражданским делам — Пермскому гражданскому губернатору. В 1812 г. башкиры 1-го и 2-го кантонов (Екатеринбургский и Красноуфимский уезды Пермской губернии) выставили против наполеоновского нашествия 20-й башкирский конный полк, который под командованием майора Руднева был направлен к Нижнему Новгороду со сборного пункта тайнинской д. Кояново. Каждый из его воинов был награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года», 13 из них были еще живы к 1839 г.7 Когда выдвигались проекты о возможном уравнении башкир в правах и обязанностях с другими сельскими жителями-крестьянами, то гайнинцы выразили свое несогласие с предполагаемой переменой их положения, пожелав «жить по-старому — войском», поскольку власти стремились «башкир сделать государственными крестьянами, а у крестьян земля не собственная и с крестьян берут рекрут, то мы опасаемся, чтобы и у нас не отняли земли и не стали брать рекрут»8. Тем не менее все башкиры в 1865 г. были переведены из военно-казачьего сословия в гражданское. С того времени в административно-территориальном отношении гайнинцы оказались отделенными от основной массы башкирского народа. Былые тесные связи их со своим этносом в различных областях постепенно ослаблялись и сводились на нет. Гайнинцы начинают самостоятельный путь развития при сужении контактов со своим народом и при усилении адаптации с татарским населением Пермского края. До сих пор принадлежность башкир-гайнинцев к своему этносу поддерживалась и оберегалась их вотчинным правом на земли, которыми они владели и которые населяли, но с ликвидацией советской властью по Декрету о земле этого права — важнейшего фактора консолидации народа — исчезли последние нити, связывающие гайнинцев со своим этносом. Все же, несмотря на сегодняшнее сильное давление на их сознание через периодическую печать и литературу^ пытающихся представить гайнинцев небашкирами как по происхождению9, так и по языку10, они сохраняют свое этническое самосознание, принадлежность к башкирскому этносу, хотя некоторая их часть постепенно ассимилируется татарами. На самом деле, как же решается вопрос о происхождении башкир Тайнинского племени в их легендах и преданиях? Видный фольклорист, башкир-гайнинец по происхождению, профессор А. Н. Киреев в своей статье «Этноге-нетические легенды и предания башкирского народа» на основании трех легенд «Тулубайцы-гайнинцы» (Толбуй-зар), «Айна и Тайна», «Гайнинцы» (где сказано: «Гайнинцы — первые башкиры»)1', записанных им самим от 7 Любезные вы мои... С. 30. 8 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 13022. Л. 89, 90. 9 Исхаков Д. М. Пермь татарлары. Казан утлары. 1991. № 8. 10 Рамазанова Д. Б. Говоры татар среднего Прикамья //Авто 11 Башкирское народное творчество. Предания и легенды. информаторов башкирских дд. Султанаево, Удик (Елпа-чиха) и Кайын (Березниково) в 1960-х гг., обобщил их сюжет следующим образом: «В районе реки Тол (Тулва) появляются два брата Гэйнэ и Эйнэ. В одних вариантах они спускаются с неба, в других едут из снежных стран. Едут эти братья на священном олене. И вдруг олень останавливается, топает ногой. Братья обнаруживают на этом месте огонь, спрятанный злой хозяйкой Тулавой (/пул — огонь, ава — хозяйка). В других вариантах — добывают из-под земли Солнце или находят воду, спрятанную в подземелье, и освобождают ее. Братья вступают в борьбу с хозяйкой огня. Один из них погибает. А другой, по имени Гэйнэ, победив хозяйку огня, высвобождает огонь из-под земли и, вложив в мешок, сделанный из оленьей кожи, переправляется на «южный берег реки Тол, где основывает свой яйляу, свой иль и становится зачинателем рода Гэйнэ. Интересно отметить, что этноним Тулбуй (Тулва) указывает на прямую связь данного башкирского племени с древними финно-угорскими племенами»12. Сами гайнинцы, как видим, связывают свое происхождение с финно-угорским компонентом. В другом предании, записанном в башкирской д. Куземьярово (Байауыл), повествуется о том, как из трех братьев из Бухары двое направляются на р. Кама, в бассейн р. Тол, один из них, Арменшах, останавливается в ее устье, другой, по имени Гайнетдин, продолжил путь по той реке. Там, где они снова встретились, возникла д. Танып, а деревню, где впоследствии проживал Арменшах, назвали Арамауыл (Канюково). Гайнетдин, занимаясь охотой, направился в сторону Кунгура, где узнал о владельце всех здешних земель. И решил найти его (царя) в Чердыне, где заключил с ним договор о предоставлении ему земельного участка, который назван по его имени Тайнинским, поэтому и страну прозвали Тайной13. Об участии выходцев из Азии (наверное, Средней) в формировании башкирского племени гайна говорится также в одном документе конца 1794 г., исходящем от башкир дд. Култаево и Куяново Пермского уезда Пермской губернии14. В «Описании башкирцев, обитающих в Пермском наместничестве. 1784 год» о происхождении тайнинских башкир с их слов говорилось следующее: «Иноверцы башкирцы, предки их перешли и поселились в Урале в 1199 году области Булгарской из города, называемого на их языке Шагер Булгар, который переименован уже и назван Казанью, как летописец их значится, в то время, когда еще управляли ими собственныя их ханы и князья и по выходе поселились в разных Уральских местах»15. 12 Археология и этнография Башкирии. Т. 4. Уфа, 1971. С. 61. 13 Пермские татары. Казань, 1983. С. 161—163. Как первое, 14 Из истории башкирского землевладения в Пермском уезде 15 Государственный архив Пермской области (далее — ГАЙНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
Перечислив 23 башкирские деревни «Гайнинской волости»: Ирбяк (?), Бичюрино, Федорово, Елпачиха, Акбаш, Куземьярово, Березняки, Мостовой, Новой (?), Сунтурово, Канюково, Ишменево, Заманшаево (?), Иши-мово, Чаткино (Чат), Барда Верхняя, Барда Красноярская, Аклушево, Тюндюково, Башапово, Салтинаево (Султанаево), Сарашево, Таныпская, описав их жителей следующим образом: «росту оные средняго, против российских волосы по большей части черные и каждой бреет до гола и усы подчищают, бороды не бреют, лицом чисты с небольшой смуглостью, отчасти полны и сухощавы», автор «Описания...» продолжил, что эти башкиры были из поколения тархан, «заселились в сих местах из давних лет», после завоевания Иваном Грозным Казани они приняли русское подданство. «До присоединения они находились в подданстве ногайского хана Акаки(е), который отбирал от лутчих людей их дочерей, девок, держал у себя с переменою погодно, а после отдавал отцам обратно, кои имел от десяти до 20, что и считали они за обиду»16. Итак, выясняется, что в формировании башкир Гайнинской волости принимали участие булгары из Тарханова рода, угро-финны и выходцы из Средней Азии. Однако исследователи не учитывают последний момент. По Р. Г. Кузееву, гайнинцы-башкиры относились к бул-гаро-угорскому этническому компоненту17. Здесь не видим выходцев из Азии или Средней Азии. Но зато первый из трех компонентов привлекает его особое внимание. До появления гайнинцев на р. Тулва в XIII—XIV вв. они находились в булгаро-угорской среде. Затем в бассейне р. Ирень, в некоторых случаях и в других районах, гайнинцы вошли в состав татар18. На территории расселения гайнинцев возникла их волость Гайна, состоящая из 4 тюб: Мул-гайна, Тул-гайна, Тур-гайна, Бисер-гайна19, расположенные в бассейнах pp. Мулла, Тулва, Тор, Бисер. Название «Тульвинская (Ульвинская)» волость считается одним из исследователей более древним, чем Гайна20. Однако это далеко не так, поскольку еще в сберегательной памяти от 1672 г. эта волость названа в кавычках и «Гайна тож», что свидетельствует о более раннем происхождении второго названия волости, чем первого — Тульвинская21. Как и большинство башкирских племен, гайнинцы добровольно приняли русское подданство. Об этом свидетельствует приводимое в приложении их шежере. Став российскими подданными, гайнинцы, как и все остальные башкирские роды, в лице своих биев получали жалованные грамоты на расселяемые территории с сохранением вотчинных владельческих прав на все виды земельных угодий. По мнению Д. Н. Соколова, башкиры Гайнинской волости еще в 1557 г. получили на свои земли жалован- 16 ГАПО. Ф. 316. Оп. 1. Д. 78. Л. 68-70. Речь идет о башки 17 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 341. 18 Там же. С. 337. 19 Там же. С. 371. 20 Рамазанова Д. Б. Говоры татар среднего Прикамья. С. 31. ную грамоту, подтверждающую их вотчинное право на земельные угодья22. Достоверно известно, что башкир Килейко Акзкильдин был жалован такой грамотой для своей волости в 1596 г." В связи с переселением «разных людей» на вотчинные земли волости, которые «чинят де башкирцам насильст-ва», их представитель Теребердей Алеев в 1672 г. добился получения сберегательной памяти, чтобы «насильства и налог нихто им не чинили». Их вотчина находилась «по обе стороны Камы реки, от устья реки Белой Волошки вверх до устья реки Камы со впадающими реками и речками в тое Каму реку с обеих сторон, с одну сторону Тул-вою и впадающими в нее с обеих сторон реками Турпу-ром, Баясом, Банкетом, Бардою большою и малою, а мелкими Назегушем, Мутавлею и другим, впадающим в них речкам и ключам, а з другую сторону Камы реки по рекам Медвежевки, Змеевки, Отчере и по другим, впадающим в Каму рекам и речкам, а в те речки и реки впадающим речкам же с вершин гор и до устьев и по другим урочищам»24. Захват тайнинских вотчинных земель продолжался. Поэтому в 1695 г. «башкирцы тарханы и есашные Тлевка Бегеняшев, Кармайка Бекбов, Ишека Ишкильдьев, Кер-черка Килмяков с товарыщи» от имени башкир всех четырех дорог «били челом» о том, что «не в давнех годах на тех их старинных вотчинах и во всяких угодях поселились русские люди и татара и чуваша, пришед ис Казанского и ис Тобольского и ис Кунгурского уездов и из Соловарного городка, и те пришлыя русские люди и татара и чюваша и черемиса и вотяки в тех их старинных вотчинах многие деревни поселились, пашню распахали и сена косят, лес много рубят... деревья и мед... вся подбили и от того их многолюдства в вотчинах их всякой зверь, лось и медвед и лисицы и куницы и белки отошли и бобровыя гоны запустели»25. «Чтоб им от теснения пришлых людей... не разориться», просили дать им общую сберегательную грамоту. Наступление крестьян «именитого человека Г. С. Строганова» на земли башкир дд. Кояново и Култаево в бассейне р. Мулла заставило Тасима Маметева из д. Кояново обратиться к царю Петру Алексеевичу (будущему Петру I) с просьбой о защите прав башкир на те земли, которые были подтверждены предыдущей сберегательной грамотой, и ему была дана владенная грамота от 1701 г., где сказано: «...вышеписанными их старинными вотчинными угодьи, бортным и лесным и звериным всяким угодьем царь велел владеть по речкам от Камы реки с устья по Мулле и до вершины по обе стороны, а с усть Буртемы речки по обеим же стронам до вершины и по Чюзю речке по-прежнему»26. За владение этой вотчиной все гайнинцы платили в казну 276 куниц в год. Вотчина башкир Гайнинской волости Осинского и Пермского уездов занимала огромную территорию, которая вследствие захватов казной, Строгановыми, заводами, продаж и аренды постепенно сокращалась. 22 Соколов Д. Н. О башкирских тамгах // Труды Оренбургской 23 МИБ. Ч. 1. С. 74. 24 Там же. Сын Теребердея — Мустай Теребердин в 1755 г. 25РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1.Д. 1188. Л. 1-2. 26 ГАПО. Ф. 316. Оп. 1. Д. 77. Л. 18. 572 ГАИНИНСКАЯ ВОЛОСТЬ Из нескольких миллионов десятин земель (А. Дмитриев) в руках гайнинцев к концу XVIII в. осталось лишь 292 470 десятин27. Владельцев-башкир насчитывалось 9678 человек, в т.ч. 4992 мужчины. При норме 40 десятин надушу м.п. требовалось 179 000 десятин. Для 855 душ м.п. крестьян-припущенников и 274 душ тептярей28 оставалось 112 790 десятин земли, которой едва хватило для всех. Из всей площади вотчинных угодий леса занимали 87,9%. На территории Тайнинской волости Осинского (28-30 деревень башкир) и Пермского (2 деревни) уездов не было особо или специально выделенных казной земель для татар. Они проживали в башкирских селениях, по ревизиям-переписям считались припущенниками или тептярями, хотя есть сведения о том, что в дд. Таныпово (в 1834 г. из 547 человек 420 — тептяри), Султанаево (из 557 — 32), Усть-Ашап (все тептяри), Барда (из 912 — 14), Бардабашево (из 109 — 33) тептяри имели жалованные земли, полученные ими на основе грамот 1663—1669 гг.29 Д. Константиново населяли одни тептяри (100 чел. в 1834 г.). Пермские татары были расселены в основном на территории Кунгурского уезда, где не было волостей, а их заменяли четверти (Верх-Иренская, Карьевская, Ирен-ская, Сылвинская). Ясачные татары этих четвертей в лице своего сотника Бикбая Янышева в 1792 г. получили выпись с писцовых книг 7186 (1678 г.) на владение землями30. Татары, проживавшие в башкирской Тайнинской волости и обладавшие только им присущими правами, не имели других административных образований (здесь не было четвертей) и находились до конца XVIII в. в ведении старшины Тайнинской волости. С того времени все они переведены в тептярское сословие во главе со старшиной 1-й команды. В одной и той же деревне, где проживали башкиры и тептяри, было два управления со своими административными должностными лицами. Все тептяри вышеназванных 4 деревень и собственно тептярские (Константиново, Усть-Ашапово, Басинская, Сикашево и несколько селений Кыр-Таныпской, Иректинской волостей) составили 1 -ю тептярскую команду. Ее возглавлял тептярский старшина, облеченный большой властью: административной, полицейской, финансовой. Тептяри смешанных тайнинских поселений и в дальнейшем сохраняли свое этническое лицо: в 1926 г. в д. Таныпово, например, из 1099 жителей они составили почти 89% (в 1834 г. 77%)31. Селение постепенно становилось целиком тептярским (татарским), ассимилировавшим односельчан-башкир. Что касается башкир в тайнинских селах, то они и в 1926 г. составляли однонациональное их население. Исключение составляли дд. Елпачиха (где 1,6% жителей, или 35 чел. были татарами), Сарашево (9%), Уймужево (1,7%), с. Кояново (46,6%), с. Башкултаево (0,8% татар)32. По Всесоюзной переписи 1989 г. в Пермской области насчитывалось 52326 башкир. 27 Кулбахтин Н. М. Из истории тайнинских башкир. Уфа, 1996. С. 15-16. 28ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 8. 29 ЮАС. Вып. 2. С. 200; Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 153. 30РГАДА-Ф- 19. Д. 123. Л. 19. 31 См. Приложение 2.6; ЮАС. Вып. 2. С. 201; Малоизучен 32 См. Приложение 2.6. В историко-этнографической и другой литературе наблюдается склонность к абсолютизации булгарского компонента в формировании гайнинцев при игнорировании других — угорского и среднеазиатского. На этом основании делается попытка оторвать их от башкирского этноса33. Другим моментом для того, чтобы башкир Тайнинской волости считать небашкирами, служит то, что «слово башкиры, начиная с XVI в., употреблялось в значении и этнонима, и сословия»34. Этим авторы хотят сказать, что были башкиры по своему этническому происхождению и были башкиры сословно-социального значения. К последним могли примкнуть, по их мнению, все желающие. Следовательно, башкиры в сословном смысле были вовсе не башкирами.. Правительство интересовали не этносы (поэтому нигде в России большие административные образования — провинции, губернии — не имели этнических названий), а сословия. Если у башкир и мишарей было по одному сословию (военно-служилое), то у татар в Башкортостане — несколько: ясачное, служилое, торговое, чемоданное, лашманное. Каждое сословие имело свои права и обязанности. Пребывание в башкирском служилом сословии — участие в войнах и походах, пограничная служба вдоль Сибирской и Оренбургской кордонных линий не каждому было по плечу. Поэтому массовой инфильтрации инонациональных групп в башкирское сословие не наблюдалось. Причем сословие известно не с XVI, а с XVII—XVTII вв., особенно после массовой колонизации края в XVIII в. В историко-этнографической и даже лингвистической литературе отдельные авторы, слабо разбирающиеся в сущности социальных институтов припуска, вотчинников и припущенников, высказываются о несбыточных явлениях как о действительных. В частности, по их мнению, мишари и тептяри, увеличив размеры земельных участков, становились якобы вотчинниками и сливались с башкирским этносом. В действительности дело обстояло следующим образом. Во-первых, припущенники могли стать вотчинниками только на основании полученных ими от русских царей жалованных и сберегательных грамот. А последние предоставлялись за особые их услуги правительству в 1667—1699 гг. К 1841 г. жалованные земли имели 1806 мишарей из 6 деревень Бирского уезда и 1652 мишаря из 3 деревень Уфимского уезда35. Они являлись вотчинниками, то есть владельцами земли. Всех мишарей-вотчинников по Оренбургской губернии насчитывалось лишь 4,8% от 72666 мишарей. Во-вторых, мишари-вотчинники и в дальнейшем оставались в своем сословии. Переходов их в другой этнос или сословие не наблюдалось. Такими действиями мишари-вотчинники не достигали никаких преимуществ, поскольку и башкиры, и мишари-собственники земель несли одинаковые повинности перед властями и общиной, и те и другие владели землей. В-третьих, подчеркнем, что мишарям, татарам, тептярям, мордве, удмуртам, марийцам, являвшимся 33 См. серию статей Д. М. Исхакова на страницах Бардым- 34 Рамазанова Д. Б. Некоторые вопросы этнической истории 35 ЮАС. Вып. 2. С. 319, 320, 327-32 Date: 2015-07-10; view: 5653; Нарушение авторских прав |