Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мишарские села
К ним относятся Алегазово, Малокызылбаево, Новому слюмово, Средняя Ока и Большая Ока. Отметим лишь общие моменты истории этих сел, поскольку имеется фундаментальная монография известного исследователя, профессионального историка Б. С. Давлетбаева по истории его родного села Большая Ока, которая до сих пор остается единственной в Уральском регионе, а может быть и в России, уникальной по своей информативности, а также и по хронологическим рамкам (1692—1991 гг.)86. 85 Давлетбаев Б. С. Большая Ока. С. 13; ЦГИА РБ. Ф. 172. 86 Давлетбаев Б. С. Большая Ока. МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН
Из всех мишарских населенных пунктов самым ранним является д. Большая Ока. Она возникла по договору от 22 декабря 1692 г.87, когда мишарей припустили башкиры Кущинской волости Кызылбай Урчекин и Шункар Атикеев (Азикеев). Однако имеется другая договорная запись — от 5 июля 7199, т.е. 1691 г., которая была дана мишарям от имени только одного башкира Шункара Атикова. Ниже даем копию ее текста: «Се язь Шункар Атиков сын Уфимского уезду Сибирские дороги Кущинские волости башкирец дал есми на Уфе сию запись Осинские дороги деревни Енагушевы служилому мещаряку Тойгильде Енгалышеву в том, что в нынешном во сто девяносто девятом году июля в пятый день пустил я, Шункар, их, Шемяка (вдруг и второй мещеряк?) и Тойгильду, в вотчину свою кто себе в товарищи ходить им, Шемяку и Тойгильде, в той моей вотчине и детям и внучатам с секова числа вечно и всякого зверя побивать, и рыбу ловить, и борти вновь разделывать, и из новых и из старых бортей мед выдирать и в бобровых гонах ходить вместе, а с тое вотчины в казну великих государей есак и всякие подати платить и подводы гонять вместе ж, а кто их из тое вотчины станет высылать и насильство какое чинить, и мне, Шункару, их очищать, слово и убытку никакова не довести, а буде моим не очищениям какие убытки учинятся, а от убытки на мне, Шункаре, по их сказке, а буде мои, Шункаровы, родственники о той вотчине учнут великим государям бити челом и им, Шемяку и Тойгильду, в тех моих Шункаровых убытках и проестях не помогут, а буде я, Шункар, их, Шемяка и Тойгильду, или детей или внучат их из той вотчины стану высылать, и на мне, Шункаре, взять им, Шемяку и Тойгильду, по сей записи за неустойку в чем против сей записи не устою, сто рублев денег да за всякое раздельное дерево по гривне. Буде они, Шемяк и Тойгильда, в той моей вотчине ходить не похо-тят, и теми раздельными деревьями владеть мне, Шункару, в том им сию запись дал. Толмачил Иван Сокуров, а на то послухи Максим Сивалов, Михайло Панков, а писал запись Уфимской площади подьячий Андрюшка Савинов. Лето 7199, июля в 5-й день»88. Сравнение текстов договорных записей от 1691 г. и 1692 г. показывает, что первый из них неполный, пропущена фамилия мурзы Шемяка (Янбаев), место его выхода (д. Кискеево-Кусекеево, ныне в Бирском районе). Б. С. Давлетбаев уточняет и местонахождение деревни (Бирский район РБ) другого мишаря Тойгильде и его фамилию (Янклычев, а не Енгалышев). Этот договор был утвержден Уфимской расправной канцелярией 12 июля 1717 г.89 Следует особо подчеркнуть, что в деревне проживали представители нескольких сословий, имевшие неодинаковые права на землепользование. Из них землевладельцами-вотчинниками были башкиры-кущинцы, которых было единицы. Это — Биктимировы («Дети, оставшиеся от умерших башкир деревни Оки, значущиеся по ревизии под номерами 91, 92, 93 Сагадия, Бикташа, Тажбулата Биктимировых, сей сказкой показали, что предками их Уресейком и Кучюком Разметевыми земли были ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 42. Л. 97. Там же Там же. Л. 97 об. приобретены по грамоте во дни царствования царя Иоана Васильевича, почему и земля та, на коей они живут, по Кучуком Разметеве называется Кущинской (это легенда. — А.Л.), поэтому они по родовому праву, считая себя вотчинниками той земли, представили документы, по которым они были признаны вотчинниками»90. В 1816 г. башкир-вотчинников было 21, в 1834 г. — 47 человек. Подавляющее большинство населения составляли мишари, припущенные башкирами-вотчинниками по договорным записям 1691 г. и 1692 г. Однако они претендовали на владение землей, куда они были припущены. Поверенный мишарей мулла Вайс Даутов заявил об этом следующее: «По документам считаем себя с башкирцами Кущинской волости одновладельцами земли» (в доверенном ему письме от общины имеются следующие имена: Нигматулла, Тазитдин, Гайдулла, Ганий Баязитовы, Салимявир, Кутлузаман Еминевы, Зулькарнай Муллагу-лов, Кунакбай Имангулов, Муслим Мусин, Тактагул Мустафин, Рафик Шарипов, Биккул Ишбаев, Сайфуль-мулюк Салтанов, Хабий Шарипов, Ишмухамет Баширов, Габдулвахит Исхаков). Их представители Кишефор Амиров и Бикташ Мунасипов в 1815 г. и 1834 г. продали двум русским из д. Кунакшей И. В. и А. В. Бабушкиным две мельницы по речкам Ока и Карза, устроенные на выселке Могильниково. Однако попытка мишарей доказать свое социальное происхождение «об одновотчинни-чество» с кущинцами полностью провалилась91. Сенат отказал в их праве из-за отсутствия документов о владении землей. Вторая группа мишарей (в 1816 г. — 41, 1834 г. — 34 души м.п.) была припущена мишарями первого припуска от 1691—1692 гг., но «актов на то не имеют»92. В Большой Оке проживали и тептяри из татар, которых насчитывалось по VII ревизии 73, по VIII ревизии — 105 душ м.п. «Однако актов на землю не имеют. По их прошению 1758 г. видно, что они припущены башкирцами Кущинской волости из оброка»93. В публикации Б. С. Давлетбаева тептяри — «допущенники» мишарей, хотя в оригинале документа сказано достаточно четко: «Кто их допустил на жительство не знают». И там же сказано, что тептяри в деревне проживают с 1758 г.94 Таким образом, в деревне проживали мишари — припущенники башкир Кущинской волости, мишари — припущенники мишарей, тептяри — припущенники башкир-кущинцев и башкиры-вотчинники. Д. Средняя Ока была учтена в 1795 г., однако в ней «душ нет», т.е. жители учитывались по материнской деревне Большая Ока. Так было и в последующих ревизиях: в 1816 г. — 53, в 1834 г. — 85 душ м.п. показаны в д. Большая Ока, хотя проживали в Средней Оке. Затем она приобрела самостоятельность. В 1920 г. в 147 дворах зафиксировано 704 мишаря. Поземельное право связывают с владенной памятью от 15 июля 1714 г. 90 Там же. Л. 100. 91 Там же Л. 5, 24. 92 Там же. Д. 12. 93 Там же. 94 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 123; СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ БАШКОРТОСТАН
В 1795 г. в Большой Оке было 620, в 1834 г. - 998, в 1870 г. — 1548, в 1920 г. — 2541 человек (в т.ч. мишари — 1705, тептяри — 425, русские — 256, башкиры — 82, татары — 73 человека). В 1842 г. в Большой Оке на 796 человек, находившихся в 6-й юрте 2-го башкирского кантона, было засеяно 1076 четвертей ярового хлеба. Озимого хлеба и картофеля еще не было. В конце века в деревне имелось по одной молотилке и веялке. В Средней Оке, расположенной в двух верстах от Большой Оки, в 1859 г. было 103 двора и 360 мишарей. Имели по 2 молотилки и веялки. Была одна мельница. В начале XX в. действовало 5 мечетей и 4 мектебе, русско-татарская школа и женское медресе «Хафизия». Большие события происходили в Оке и вокруг нее во время Крестьянской войны 1773—1775 гг., где бывали Е. И. Пугачев и Салават Юлаев. Ока — родина пугачевского главного полковника Бахтияра Канкаева. Большая Ока — один из очагов восстания башкир, тептярей, мишарей в 1835 г. Обо всем этом и о многом другом можно найти интересные материалы в монографии Б. С. Давлет-баева «Большая Ока». Д. Алегазово при одноименной речке возникла на основе договора башкир Большекущинской волости от 1720 г.95, где сказано, что мишари имеют «землю, купленную в вечное владение у башкирцев по договору в 1720 г. данному». Однако это был припуск, а не купля. Здесь среди жителей были и тептяри, припущенные башкирами в 1797 г. и 1801 г.96 Тем не менее по переписям они не прослеживаются. В 1816 г. в 33 дворах насчитывалось 198 мишарей, в 1834 г. — 279 человек, в 1859 г. в 100 дворах — 644 человека. В 1870 г. было 103 двора и 670 человек, в 1920 г. — 283 двора и 1390 человек. В 1842 г. на 279 человек сеяли 91 четверть озимого и 410 четвертей ярового хлеба. В конце века имели по 10 двухконных молотилок и веялок. Была частная лавка. Д. Новомуслюмово была основана мишарями на основании договоров башкир Дуванской волости о припуске в 1782 г. сроком на 25 лет, в 1828 г. — на 40 лет97. Как нам представляется, деревню основали мишари — выходцы из д. Муслюмово Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Челябинская область). Поэтому новое поселение получило название Новомуслюмово. Первопоселенец Муслюм по документам не прослеживается. Зато известны его сыновья и внуки Мухаметра-хим Муслюмов (1775—1816), его брат-близнец Рафик (его сыновья Гибатулла, Габайдулла, Хабибулла, Хисматулла), Абдулкарим Муслюмов, 1745 г. (его сыновья Абдулвагап, Абдулнасыр, его Абдулгалим, его Габдулвали, Габдул-салям Муслюмов (1750—1814), его сыновья Хисраушар (его Фахритдин) и Абдусаттар (его Мухаметжан)98. В 1816 г. было 379 человек и 51 двор, в 1834 г. — 623 человека и 96 дворов, в 1859 г. - 665 человек и 192 двора, в 1920 г. — 2746 человек и 514 дворов. В 1842 г. на 623 человека сеяли 260 четвертей озимого и 520 четвертей ярового хлеба. В конце века было по 10 молотилок и веялок «местного изделия», а также 2 мельницы, 4 лавки. Прихожанам принадлежали 3 мечети и 1 медресе. С 1902 г. работала земская школа. Д. Малокызылбаево в 1816 г. состояла из 8 дворов с 50 мишарями, в 1859 г. было 10 дворов и 160 человек. 114 дворов и 577 тептярей показала перепись 1920 г. Можно предположить, что поземельные права мишарей и тептярей были те же, что и у их братьев в коренной д. Болыпекызылбаево. В 1842 г. на 55 мишарей сеяли 6 четвертей озимого и 69 четвертей ярового хлеба. По тептярям нет сведений. В конце XIX в. было по 20 молотилок и веялок. Была лавка. Пос. Степной не ^ зафиксирован ни в материалах 1920 г., ни в переписи 1925 г. Date: 2015-07-10; view: 1711; Нарушение авторских прав |