Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дюртюлинский район башкирские селения





Речь будет идти об основанных башкирами селах, постепенно ставших этнически смешанными поселениями.

Характеристику башкирских поселений начнем с Шамшадинской волости. К 1795 г. здесь насчитывалось 7 башкирских деревень: Аканаево, Баишево, Уртаево, Гулюково, Москово, Урман-Асты, Сабанаево.

Д. Аканаево («Кочувок(н) тож») — одно из коренных поселений башкир-шамшадинцев, имеющих в начале XIX в. всего 72108 десятин вотчинной земли'. Она известна и как Акинеево, Акенеево. Происхождение названия Кочувок для нас — загадка. Второе название деревни — от

102 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 801. Л. 27, 29. 33; Ф. 172. Оп. 1. Д. 68. Л. 170-171.

1 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 419. Л. 94.


антропонима. По опубликованным источникам известен Аканай. Он впервые упоминается в записи башкир Шамшадинской волости, отдавших свою вотчину за р. Белая в оброчное владение бирскому священнику Дмитрию Сергееву с товарищами от 16 мая 1701 г. «Майя в 16 день писана запись: Уфимского уезду, Казанские дороги, Шамшадинские волости башкирцы Русай Иванаев, Акеней Бишинбаев, Девлет Чичканов, Москов Акзиги-тов, Басекей Афонасов, Илик Текянов, Кусяк Кутушев, Стенька Тарлыев и все тое волости башкирцы дали сию на себя запись Бирского городка Архангельской церкви священникам Дмитрию Сергееву, Ивану Аникееву, дьякону Якову Семенову в том: отдали мы, Русай и Акеней с товарыщи, им... вотчину свою за Белою рекою против Бирского городка за озером Шамшадином над озером Шугуресем, старой свой усад и пахотную землю и сенные покосы и рыбные ловли, озера: Шамшадин, Шугурес, Кошнажарово с ыстоками и с вешними заливы». Здесь была их исчезнувшая с карты волости деревня («старой свой усад»), которая располагалась «преж сего над Кулешом озером, наша, Русаева и Аке-неева с тов., деревня». Арендаторы получили право «дворами поселитца сколько пригоже». За аренду от духовных лиц вотчинники взимали денежный оброк «по 9-ти руб. на всякой год без доимки»2.

Время возникновения деревни нам неизвестно. В записи от 21 марта 1709 г. д. Аканаево была зафиксирована, когда родные братья башкиры Тленчеевы разделили между собой имущество отца3. Ранняя история д. Кочу-вок(н) уходит в конец или вторую половину XVII в. Упоминаемая в тексте вышеприведенной записи исчезнувшая деревня вполне могла быть Кочувоковой. Вновь возрожденное поселение называлось Аканеево. В другой записи от 5 декабря 1736 г. житель д. Акинеево башкирский сотник Баиш Раслекеев (Расмекеев), рядовые башкиры д. Рысаево Сатылган Бердыгангулов, Таймас Рысаев с тов. припустили на свою вотчину «под поселение подле речки Кильдаука и р. Белой» бирского канцеляриста Ивана Зинова, толмача Алексея Груздева, Леонтия и Никифора Ляпустиных с обязательством платежа ими денежнего оброка башкирам-вотчинникам4. Они основали д. Ляпустино.

Сотник Баиш Раслекеев из той же д. Акинеево с вотчинниками из других сел в 1739 г. участвовал в отдаче в аренду части своей пахотной земли по р. Евбаза канониру бирского гарнизона Г. И. Погорелову, которому дали право «селитца на оной речке Евбазе дворовой усадьбой и строить мельницу мутовку»5.

По записи от 19 июня 1757 г. башкир д. Аканеево Надыр Аитов с одновотчинниками отдал в аренду часть вотчинной земли бирским отставным драгунам и дворцовым крестьянам6.

Аканеево упоминается в записи башкир нескольких деревень (Баишево, Москово, Гулюково) от 3 апреля 1780 г., когда ее жители Рахмангул Ракаев, Абдулла

2 МИБ. Т. 3. С. 49-50; С. 48.

3 Там же. С. 48.

4 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп 1. Д. 149. Л. 50.

5 МИБ. Т. 3. С. 409.

6 Там же. Т. 4. Ч. 1.С. 146-147.


БИРСКИИ УЕЗД



 


Карманов с одновотчинниками отдали в аренду на 25 лет часть земель по р. Евбаза7.

Как видим, д. Аканеево часто встречается в опубликованных и архивных материалах.

Теперь проследим развитие деревни.

Таблица 198


землю по р. Евбаза сроком на 25 лет дворцовым крестьянам г. Бирск Савватию Петрову с товарищами с правом создания своего селения из 4 дворов «с платежом оброка на каждый год по 30 коп. з двора». Среди этих башкир из д. Баишево были брат Баиша сотник Тляш Раслекеев, рядовые башкиры Утягул Тляшев (сын сотника), Мурса-лим Муслюмов, Мидияр Кулбулдин10.

Исходя из этих сведений, следует полагать, что между 1739 и 1780 гг. возникла д. Баишево. В 30-х гг. XIX в. внук упомянутого Тляша Туйсы Ермухаметов сын Тляшев служил юртовым старшиной, управлявшим группой деревень — юртом, объединявшим 10 деревень.

Развитие Баишево выглядит следующим образом.


Таблица 199


 


Как видно по таблице, в последнюю перепись все жители неверно отнесены к башкирам. Здесь проживают и башкиры, и тептяри из татар, а также мишари.

Время припуска тептярей и мишарей неизвестно, поскольку не были составлены при этом «акты». Тем не менее тептяри осели в Аканеево между II и III ревизиями, т.е. в 1748—1762 гг. Мишари без оформления договорной записи также получили возможность создать здесь свои дворы между 1816 и 1834 гг.

Жители занимались земледелием, животноводством, промыслами. В 1834 г. 325 человек без определения их сословий и национальностей владело 215 лошадьми, 306 коровами, 400 овцами, 200 козами. Дворов было 48. Пашня составляла 250 десятин. Имели 2 мельницы. На 150 башкир засеяли 433 пуда озимого и 560 пудов ярового хлеба. В отдельных хозяйствах занимались пчеловодством, имели 66 ульев. В деревне была мечеть.

В 1909 г. в Аканеевской земской школе обучалось 46 учащихся.

Д. Баишево возникла как выселок, хутор д. Аканеево. Об этом свидетельствуют следующие источники. Первопоселенец Баиш Раслекеев (правильно: Расмекеев) в 1736 г. жил в д. Аканеево и служил сотником, т.е. стоял во главе 100 дворов, исполняя фискальную (сборы налогов и др.) и полицейскую (контроль за общественным порядком в селе) функции. По записи от 5 декабря 1736 г. видно, что сотник д. Аканеево Баиш Раслекеев, башкиры д. Рысаево (ныне ее нет) Таймас Рысаев — сын первопоселенца д. Рысаево, Салтыган (Сатлыган, Сатылган) Бардыгангулов и другие одновотчинники припустили бирского канцеляриста Ивана Зинова, толмача Алексея Груздева, Леонтия и Никифора Ляпустиных на свою жалованную землю по pp. Чукур, Кильдяк (Кильдаук), Белая, где могли создать свое поселение8.

И в 1739 г. Баиш — житель Аканеево с одновотчинниками отдал бирскому канониру Г. И. Погорелову с братом часть своей вотчинной пахотной земли по р. Евбаза с правом «селитца дворовой усадьбой и строить мельницу мутовку» с получением денег по 40 коп. в год9.

В 1780 г. д. Баишево уже существовала. Это видно в записи башкир 111 дворов четырех деревень Шамша-динской волости от 3 апреля 1780 г., когда они отдали


Видно, что по подавляющему большинству коренного населения (85—86%) все жители названы башкирами, хотя в Баишево жили и татары, и мишари.

У сельчан к 1843 г. было 304 лошади, 298 коров, 400 овец и 108 коз. На 306 башкир сеяли 840 пудов озимого и 1056 пудов ярового хлеба. Была и мельница. Имели 213 десятин пашни. Зафиксирована и мечеть.

Д. Гулюково — тоже сравнительно молодое по времени возникновения поселение башкир-шамшадинцев. Такое утверждение доказывается рядом фактов. Во-первых, сын первопоселенца Кучум Гулюков жил в 1747—1822 гг. Во-вторых, Гулюково зафиксирована лишь 7-дворной деревней в 1795 г., возникшей, следовательно, за несколько лет до V ревизии. Есть все основания утверждать, что Гулюково была основана между ревизиями 1783 и 1795 гг. В конце XVIII в. она имела лишь 3 двора с 26 башкирами и 4 двора с 23 тептярями. Последние были припущены вотчинниками по договору 1784 г." Мишари живут здесь с 1820 г., когда их — 17 мужчин приняли из д. Муллино (ныне Балтачевского района). В 1834 г. там проживало 27 башкир, 42 тептяря и 57 мишарей. По X ревизии 1859 г. было 46 вотчинников и 194 припущенника. Всего населения к 1870 г. насчитывалось 256 человек. В 1920 г. все жители из 560 человек названы башкирами, хотя по предыдущим учетам здесь жили и тептяри, и мишари.


В 1843 г. все население из 126 человек (20 дворов) имело 40 десятин земли под усадьбами, 150 десятин пашни, 100 десятин сенокосных угодий, 80 десятин под лесом. Они все владели 91 лошадью, 102 коровами, 300 овцами, 165 козами.

На 27 башкир в 1843 г. посеяли 120 пудов озимого и 184 пуда ярового хлеба. Была мельница.


 


7 Там же. Т. 5. С. 109.

8 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 149. Л. 50.

9 МИБ. Т. 3. С. 409-410.


10 Там же. Т. 5. С. 109-110.

" Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 129.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


Д. Уртаево при pp. Евбаза и Урюш в 1780 г. приняла тептярей, припущенных вотчинниками для поселения12. В 1795 г. здесь насчитывалось 218 башкир, 37 тептярей, 11 удмуртов. В 1816 г. башкир было 260, в 1834 г. — 314, в 1859 г. — 269, в 1870 г. — 374 (по другим данным — 759 человек всего населения), в 1920 г. в Староуртаево — 1179, в Новоуртаево — 194 человека. Тептяри были учтены в 1834 г., когда их было лишь 20 человек. Выселок, получивший статус самостоятельного поселения, мог возникнуть в начале XX в.

Все жители в 1843 г. владели 304 лошадьми, 356 коровами, 700 овцами, 150 козами. Пашня равнялась 400 десятинам, сенокосные угодья — 250 десятинам.

На 314 башкир было засеяно 720 пудов озимого и 1016 пудов ярового хлеба. В 1870 г. взяты на учет 2 мельницы.

Первопоселенец д. Москово был авторитетным вотчинником. Его звали Москов Акзигитов, он вместе с башкирами Шамшадинской волости Русаем Иванае-вым, Акенеем Бишинбаевым и др. в 1709 г. отдал в аренду земли по р. Белая бирским священникам с правом создания своего поселения13.

Сама деревня впервые упоминается в арендной записи от 27 июня 1739 г., когда жители д. Москово башкиры Биккиня Девлетов, Абдрахман Якаев, Кунур Умиров с одновотчинниками других шамшадинских селений Итикеево, Аканеево отдали часть своей вотчинной пахотной земли по р. Евбаза канониру бирского гарнизона Г. И. Погорелову с братом за помощь в уплате башкирского ясака по 40 коп. в год14.

Через пять лет уже упомянутый башкир д. Москово Абдрахман Якаев выступил поручителем татарина д. Са-рысаз, получившего у башкира Каршинской волости (бывшего волостного старшины) Шарипа Мрякова взаймы 30 руб.15

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что д. Москово возникла в начале XVIII в.

Однонациональное поселение стало полиэтническим с 1789 г., когда по припуску башкир без никакого документа были приняты тептяри16. Они переехали из дд. Ишменево и Кусядыково.

Теперь продолжим разговор о численности населения Москово.

Таблица 200

В 1920 г. национальная принадлежность жителей определена правильно: башкиры и тептяри. Тогда Москово — центр одноименной волости Бирского кан-


12 Там же. С. 130.

13 МИБ. Т. 3. С. 49-50.

14 Там же. С. 409.

15 Там же. С. 421.

16 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 131.
* ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 885. Л. 4.


тона. Она служила и штаб-квартирой 10-го башкирского кантона, когда ее житель хорунжий Абдулбасыр Абдулва-хитович Сафаров в 1836—1839 гг. был кантонным начальником. Его сыновья Абдулхан, Абдулла, Гатаулла, Сиба-гатулла в 1873 г. были утверждены в дворянстве17.

Перечислим имена башкир Москово по VIII ревизии 1834 г. Салих Самитов (1769—1825), его сыновья Зайнит-дин и Фаттахутдин, 30 лет и 23 года; Шафей Сагитов, 50 лет, его дети Шамсутдин — 27, Шарафутдин — 26, Афлятун — 19, Абдулгафар — 16 лет; Хамит Биксентеев (1743—1816), его сыновья Ибрагим, живший в 1779— 1829 гг., его дети Абдулатиф (его Абдулхалик), Игтисам (его Исхак), Ардуван (его Шагимардан, Султангарей), Аюп (его Ихсан); Муртаза Биксентеев (1755—1819), его сыновья Хабибулла, 54 года, Фатхулла, 41 год (его сыновья Фатхитдин, Земалитдин, Фахритдин, Хайрулла), Рафик Абдрафиков, 71 год, его сын Хисматулла, 50 лет [его сыновья Нигматулла (дети Нигматуллы Худайдат, Файруз), Хамидулла, Калимулла, Худайдат], Рафик (его Миндияр), Фахритдин, племянник Рафика Абдрашит Габбасов, 40 лет, крестился в 1818 г.; Бикмухамет Темир-каев (1787—1824), его дети Мухаметрахим (его Мухамет-кул), Давлетьяр, Давлетбай, Мухаметша; брат Ярмухамет (1785—1819), его сын Гадая; Рахимкул Исхаков (1753— 1822), его сын Рахметулла, 47 лет (его Шагидулла); Кидрас Мухаметрахимов, 49 лет, сын Мухаметдин; Муха-метамин Мухаметкаримов (1778—1830), сыновья Муха-метвали, Мухаметгали; Салимьян Самкеев (1748—1820), сын Зиян, 55 лет (его Хисматулла); Сеиткул Самкеев (1763—1829), сын Рахимкул, 35 лет, его Абдулгалим, Абдулгази, Рахматулла; Абдулвагап Мендяев (1764—1820), сыновья Ибатулла (1795—1824, его Абдулханнан, Абдул-гани), Абдулгалим; Мухаметшариф Ишбулдин (1773— 1822), сын Сейфульмулюк, 33 года, его Гайуфан, Нугу-ман; Амир Ишбулдин, 56 лет, сыновья Абдулкадир, Абдулнасыр (его Абдрахман), Абдулвали, Абдулвакиль; двоюродный брат Шафей Валитов, 39 лет, его дети Шарафутдин, Гайнитдин; указной мулла Ахмет Ишмухаметов (1753—1832), сын Хуснутдин, 31 года (его Багаутдин, Гилязетдин); Бикей Давлетбаев (1788—1824), сыновья Фаттахутдин, Шагабутдин; родной брат Алибай, 38 лет, его сын — Насритдин; Зубаир Алишев (1765—1817), сын Зай-няш; Биктимер Юлдашев, 70 лет, дети Игтисам, Тимербу-лат, Москов, Худайберды, Айчувак, Фейруша; Абдулвахит Бикбов (1791 —1831), сын Абдулмазит; родной брат Абдул-насир, 35 лет, его сын Абдулкагир; Юзекей Азменев (1764—1821), сыновья Саняф, 56 лет (его Сеитягафар), Таш-булат, 23 года; Кинзягул Чурин (1763—1822), внук Абдулбасыр Сафаров, 31 года; Курмай Кункаев, 65 лет, сыновья Абдулхаким, 42 года (его Абдулвали), Абдулкадыр (1798— 1826), сын Абдрафик; Исламгул Баширов, 43 года, сын Давлетша, племянник Анвар Сулейманов, 32 года, дети Гаирван, Абдулла, Миндулла; Мухамет Яманаев, 75 лет, сын Мухаметша, 21 года; Абдул Абдрахманов (1748—1827), племянник Абдулбасыр, 33 года; Бикташ Альметев (1771 — 1831), сын Биктимер, 38 лет; Ярмухамет Альметев, 54 года, сыновья Фазулла, Габидулла, Хамидулла, брат Нурмухамет (1788—1819), его племянник Шагимухамет (сын Шагимардан); Кулгуна Кулчуков (1758—1823), сын Кулбай, 50 лет; Зулкарнай Имашев (1766—1825), сыновья Шагингарей (его

17 РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. Д. 3292. Л. 41.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Давлетша, Ахметша), Муратша, Мустафа, Батырша (его Шагимардан); племянники Магаз (его дети Нигматулла, Шагидулла) и Мухтар (в 1817 г. крестился) Мавлютовы; Ибрагим Маканов (1769—1823), сыновья Ибниамин, 31 года, Ибатулла, Темирдан, Мухамадьяр, Асфандияр; Мухтар Имакаев (1774—1831), сын Канзафар, 7 лет; Юмагул Аиткулов, 66 лет, сыновья Рахматулла, 33 лет (его Сай-фулла), Гибадулла, 31 года (его Сунагатулла, Гиндулла, Хабибулла), брат Урускул, 56 лет (сын Хисаметдин), племянники Идрис Кузягулов, 36 лет (сын Мударис), Юсуп, 40 лет, его сыновья Шагимухамет, Шагивали; юртовой старшина Абдулвахит Ягафаров, сын Сафаров, 70 лет, сыновья кантонный начальник Абдулбасыр (о нем см. выше), писарь Абдулнасыр, 26 лет (сын Абдулгазиз), Абдулзеппар, 26 лет (сын Абдрахман), Абдулмусавир, 24 года (сын Абдулгафар), Абдулмунир, 15 лет; походный старшина Абдулхаким Абдулвахитович Сафаров, 39 лет, дети Ахмадий, Абдулза-гир, Абдулгалим, Юнус, брат Темирбай, 21 года18. В 1839 г. Абдулмусавир Абдулвахитов сын Сафаров участвовал в Хивинском походе Перовского.

В 1843 г. на каждого из 546 башкир было засеяно по 6,6 пуда озимого и по 7,9 пуда ярового хлеба. И башкирам, и тептярям принадлежало 200 десятин пашни, а также 629 лошадей, 534 коровы, 789 овец, 461 коза. Имели 145 ульев. Взяты на учет мельницы (2) и мечети (2).

По ранней истории д. Урман-Асты у нас нет материала. В 1795 г. она была 20-дворным поселением, где проживало 74 башкира, 50 тептярей (не известно время их припуска, во всяком случае к 1762 г. их еще не было) и 17 мишарей. В 1816 г. было 86 башкир, 54 мишаря, 52 тептяря. В 1834 г. взято на учет 116 башкир, 76 мишарей, 60 тептярей. 184 вотчинника и 188 припущенников было в 1859 г. 378 человек зафиксировано в 1870 г. И в 1920 г. всех Жителей отнесли к башкирам, которых насчитывалось 780 человек. Половина жителей — башкиры.

Один из жителей урядник башкир Бахтияр Суюнду-ков сын Юмагулов к 1842 г. в своим 45 годам находился на пограничной линейной службе несколько раз: в Орской крепости, Илецкой Защите, Красноярской крепости, с 11-м башкирским полком на маневрах в 1835 г. Его сыновья Фаткулла, Асфандияр, Мударис19.

В 1843 г. на 116 башкир было засеяно 1024 пуда озимого и 1080 пудов ярового хлеба. Была мельница. Тогда же на всех жителей приходилось 180 десятин пашни, а также 304 лошади, 320 коров, 408 овец, 60 коз. Имели 46 ульев. В деревне была мечеть.

Д. Сабанаево взята на учет в 1816 г. V ревизия не зафиксировала ее. Следовательно, она могла возникнуть между 1796 и 1815 гг. Название от антропонима. Но первопоселенец нам неизвестен.

В 1816 г. башкир было 50, тептярей — 6 человек, в 1834 г. — 90 башкир, 8 тептярей, в 1859 г. — 136 башкир, 15 тептярей, в 1870 г. — 288 человек, в 1920 г. — 391 башкир.

В 1834 г. в 10 дворах насчитывалось 7 полигамных семей. На каждого из 90 башкир приходилось 4,8 пуда озимого и 6 пудов ярового хлеба. 13 дворов (90 башкир) в 1843 г. владело 220 десятинами пашни, а также 76 лошадьми, 89 коровами, 53 овцами и 55 козами. Имелось 19 бортей, 79 ульев. Не было ни мечети, ни школы, ни мельницы.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 547. Л. 85. Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 71.


* * *

Переходим к характеристике населенных пунктов башкир Ельдякской волости, ставших также этнически смешанными. К ней относятся 15 коренных поселений.

Одно из них — Казы-Ельдяк, расположенное при оз. Казы. Впервые в источнике упоминается за 1701 г.20, когда башкиры д. Ельдяк Акчюаш Юкачев, Мякис Юкшиев, Доскей Акбашев 20 февраля заняли у бирского крестьянина П. А. Попова 20 руб. Поручителями выступили односельчане башкиры Таулы Лякаляков, Бечюра Безергенев, Топач Дверынкин. По записи от 10 июня 1714 г. башкиры д. Ельдяк («Балтина тож») Явильды Таулин (сын уже упомянутого поручителя), Шарип Султа-наев, Мупа Тойкин дали в аренду часть своих земель дворцовым крестьянам М. Л. Попову с товарищами из д. Ельдяк («Казыбаш тож») с уплатой по 3 руб. 70 коп. в год21. По тексту записи видно, что Ельдяк имеет второе название — Балтино. Оно от антропонима — имени башкира-вотчинника Балты Мунякова сына Якшигулова. Его имя и деревня упоминаются в другой записи от 1 июля 1727 г. когда Балта Мунякович Якшигулов, Кадырмет Кадряков, Сарбаш Таулин (второй сын того поручителя) отдали на 5 лет часть пахотной и переложной земли, а также сенных покосов по р. Белая дворцовому крестьянину Д. Ф. Карташеву с уплатой денежного оброка по 4 гривны в год22. Затем в 1740 г. Явгильды Таулин, Шарип Султанаев с тов. дали новую запись дворцовым крестьянам «с платежей того же оброка»23.

В конце XVIII в. деревня называлась Казы-Ельдяк. В 1750 г. ее еще именовали Балтино, Балтаево (в скобках «Башкирский Ельдяк»). Ее жители башкиры Чептар Кунзяпов, Зяммет Аканов жаловались на то, что дворцовые крестьяне во главе с Алексеем Гавриловым отделились от упомянутого Михаила Попова и незаконно поселились 4 дворами на их пахотной земле, рядом с д. Тюрбика24.

Все материалы, приведенные выше, а также названия деревни наталкивают на мысль о том, что ее ранняя история уходит в XVII в. Во всяком случае, д. Ельдяк, где жили башкиры, была зафиксирована в 1652 г.25

С 1713 г. д. Ельдяк по национальному составу жителей становится этнически смешанной, тогда по записи башкир от 19 марта были припущены тептяри, а мишари осели здесь по договору вотчинников от 12 мая 1792 г., по которому была принята одна мещерякская семья26. Затем в 1804 г. была припущена новая группа мишарей27.

В 1762 г. зафиксировали 10 тептярей. V ревизия 1795 г. показала в 18 дворах 139 башкир, в 2 дворах 14 тептярей, в 1 дворе 9 мишарей. В 1859 г. было в 84 дворах 520 башкир, в 39 дворах — 220 припущенников. 744 человека при 134 дворах взяли на учет в 1870 г. Советская перепись 1920 г. показала в Казы-Ельдяке 711 тептярей и башкир при 126 дворах. По соотношению их числа

МИБ. Т. 3. С. 9.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. ПО.

МИБ. Т. 3. С. 245.

ЦГИА РБ. Ф. 107. Оп. 1. Д. 57. Л. 6.

Там же. Л. 7.

РГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 24.

ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 5; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4580. Л. 21.

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 43.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


должны были показать башкир первыми, поскольку они составляли две трети населения.

В 1843 г. на 246 башкир было засеяно 720 пудов озимого и 832 пуда ярового хлеба. Была мельница. 16 мишарей засеяли 56 пудов озимого и 36 пудов ярового хлеба.

Д. Нижнеманчарово при р. Манчар впервые была зафиксирована V ревизией 1795 г., тогда в ней жили одни башкиры в 25 дворах 155 человек. Нам неизвестно время образования Верхне- и Нижнеманчарово. Однонациональный состав жителей сохранился и в дальнейшем. В 1816 г. было 206, в 1834 г. - 245, в 1859 г. - 416, в 1870 г. - 431, в 1920 г. - 1138 башкир (225 дворов).

В 1843 г. на каждого из 245 башкир приходилось по 3,9 пуда озимого и по 6,4 пуда ярового засеянного хлеба. Имели 2 водяные и 1 ветряную мельницы.

При мечети была школа.

Д. Суккулово (Сууккулово) впервые упоминается в опубликованных источниках за 1795 г., тогда в ней было 126 башкир при 18 дворах, 99 тептярей при 16 дворах и 12 мишарей при 2 дворах. По архивным материалам она известна с 1765 г., когда по договору от 2 января сюда были припущены татары, принявшие затем тептярское сословие, а также мишари28.

Суккулово — от названия ложбины :, <

; — — холодная, — долина29.

В 1762 г. в этой деревне были зафиксированы татары (24 души м.п.), с которыми через 3 года вотчинники заключили договор о припуске (сведений о башкирах не обнаружено). Выходит, что сначала они осели по устному соглашению, затем свое пребывание здесь оформили договором.

В 1816 г. было 132 башкира, 19 мишарей, 160 тептярей, которые составили 42 двора. Столько же башкир, 18 мишарей, 200 тептярей показала VIII ревизия 1834 г. По X ревизии — 136 вотчинников (21 двор) и 320 припу-щенников (55 дворов). В 1920 г. взято на учет 743 тептяря и башкира при 150 дворах.

В 1843 г. на 132 башкира было засеяно 700 пудов озимого и 780 пудов ярового хлеба. 18 мишарей сеяли 88 пудов озимого и 152 пуда ярового хлеба. Всем жителям тогда принадлежало под усадьбами 50 десятин земли, под пашнями — 160, сенокосных угодий — 150 десятин, а также 206 лошадей, 290 коров, 600 овец, 320 коз. Была мельница. Мечеть не зафиксирована.

Д. Аргамак известна со второй половины XVII в., когда бобыли жаловались царю, что вотчинники взимают с них деньги за аренду земель. Башкиры-владельцы вотчинной земли собирали со своих припущенников-бобылей в Ельдякской волости «з деревни Аргамаковы по 20 алтын на год с двора», «з деревни Аюкаевой по две кунице», «з деревни Иванаевой по 1 алт.»30. Затем эта деревня упоминается в записи о займе денег марийцем Тойдыбаем Бактаевым у башкира д. Аргамаково Алмекея Иленчиева от 8 января 1707 г., по которой за полученные 5 руб. условились «жити Тайдыбаю у Алмекея год одному. А как в работе год отживу, и ему, Алмекею, за тое работу


заверстать рубль, а остальные деньги 4 руб. отдать назад против сей крепости»31.

В одной записи за 10 января 1729 г. татарин Юсуп Куреев показан жителем этой деревни; он занял 10 руб. у известного вотчинника Ельдякской волости Султанбека Мятикова, основателя одноименного башкирского поселения32.

Аргамак — башкирское селение, куда были приняты бобыли, впоследствии перешедшие в тептярское сословие. Аргамак — имя вотчинника. Аргамак и Аргамаков — распространенные имена и фамилии тех лет33.

В 1762 г. в Аргамаке взято на учет 15 душ тептярей м.п. В конце XVIII в. в 8 дворах их было 38 человек, а также 15 башкир при 3 дворах и 9 мишарей при 1 дворе.

Однако о припуске тептярей, а также мишарей документы не составлялись. Вот что сказано относительно тептярей об их правах землепользования: «Владеют по допуску башкир-вотчинников Ельдяцкой волости без актов совместно с башкирами и мещеряками»34. Вслед за изданием закона о земле в 1832 г. все припущенники должны были представить документы

0 праве пользования башкирской общинной землей.
Тептяри и мишари Аргамака «прав никаких не предста
вили», т.е. их просто-напросто не было.

В 1834 г. было 80 тептярей, 16 башкир (Батыр Бикку-лов, Нигматулла Бикбов, Бикбау Мусенаев с сыновьями) и 12 мишарей (Сайфулла Ишматов с сыном Каспраном, Вильдан, Фарушат Алтумовы из д. Нижнеаташево). В 1859 г. учтено 22 вотчинника, 146 припущенников. 172 человека было в 1870 г. 474 тептяря и башкира при 94 дворах показала перепись 1920 г.

В 1843 г. на 16 башкир было засеяно по 40 пудов озимого и ярового хлеба. 5 мишарей, постоянно проживающих в Аргамаке, сеяли 16 пудов озимого и 40 пудов ярового хлеба. Тогда же всем жителям (18 дворов) принадлежало 83 десятины пашни, 102 лошади, 121 корова, 145 овец, 70 коз. Некоторые домохозяева имели 46 ульев. Была мечеть.

Одним из коренных поселений Ельдякской волости является д. Султанбеково. Известен и первопоселенец, знакомый нам по историческим источникам как влиятельный и авторитетный вотчинник своей волости. Это Султанбек Мятиков. Его отец МятикЯкшигулов. Ельдяк-ская волость к началу 1700 г. подразделялась на 4 тюбы:

1 -я — Акмира Асанова с товарищами (его прапрапрадед
Бурай Ергозин — первопоселенец д. Бураево Бураевского
района), 2-я — Сырыма Бисубина, 3-я — Султанбека
Мятикова и 4-я — Балты Мунякова с тов. Они все находи
лись в родственных связях. Дедом Султанбека Мятикова
и вышеупомянутого Балты Мунякова был Якшигул.
Сырым Бисубин и Султанбек Мятиков — племянники
Ялмамета Аккулакова, получившего в 1663 г. владенную
память на вотчинные земли Ельдякской волости. Выхо
дит, что по мере развития башкирского общества и роста
численности башкир единая общинная вотчина рода
подразделялась на тюбы, причем они в данном случае


 


28 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 6; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4580. Л. 21.

29 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 167.

30 Рахмашуллин У. X. Население Башкирии в XVII—XVIII вв.
С. 155.


МИБ. Т. З.С. 30-31.

Там же. С. 259-260.

Там же. С. 379.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 127.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


возглавлялись влиятельными общинниками-ельдякцами, находившимися в родственных связях35.

Султанбек Мятиков — долгожитель. Д. Султанбеково зафиксирована в документах за 1652 г.36 В 1661 г. Султанбек участвовал в припуске мишарей в д. Алдарово37. Следовательно, первопоселенцу было уже немало лет. В 1729 г. он был еще жив, тогда он выступил в качестве кредитора38.

Султанбек Мятиков — активный вотчинник. В 1691 г. припустил марийцев-тептярей в д. Куяново39. Через 9 лет он с Сырымом Бисубиным получил царскую грамоту «с прочетом» о подтверждении владельческих прав на вотчинную их землю, которую «истари де владели прадеды и деды, и отцы их»40. Башкиры Ельдякской волости сопротивлялись возвращению беглых татар, русских из Поволжья. В 1712 г. этим занимался генерал Головкин, при котором был «татарин Дрюк», которого Султанбек Мятиков обозвал «коштаном» — доносчиком, «взяв его за караул», сказал, что «бутто генерал едет в 40000 (солдат), мы де ево не боимся, степь велика и здесь ему делать нечево, о чем де розыскивать, розыскивал бы там»41.

Известны его сыновья Сатай и Кияз Султанбековы из д. Султанбеково, которые в 1838 г. отдали в аренду крестьянину свои рыбные ловли по р. Белая сроком на 5 лет42.

В 1762 г. в Султанбеково зафиксировали 34 души тептярей м.п. Дочерняя деревня Новосултанбеково известна с 1753 г.43, здесь в 1795 г. взято на учет 67 башкир, 29 мишарей. В коренном поселении было 47 башкир, 118 тептярей, 45 мишарей. В обе деревни в 1791 г. были приняты мишари, осевшие на покупной у башкир земле44. Тептяри были припущены в 1748—1762 гг. В 1816 г. в Старосултанбеково проживало 88 башкир, 16 мишарей, 200 тептярей, в Новой деревне — 78 башкир, 36 мишарей, 10 тептярей. X ревизия 1859 г. показала в коренном селении 180 вотчинников, 511 припущенников, в дочернем — 168 башкир-вотчинников, 33 припущенника. В 1870 г. в Старосултанбеково было 719, в Новосултанбеково — 180 человек. В 1920 г. в первой учтено 1296 тептярей и башкир, во второй — 487 башкир и мишарей.

Сегодняшнюю д. Султанбеково переписи 1920 и 1925 гг. не зафиксировали.

В 1843 г. в Старосултанбеково на 95 башкир засеяли 480 пудов озимого и 720 пудов ярового хлеба, в Новосултанбеково на 90 башкир — 240 пудов озимого и 600 пудов ярового хлеба. Здесь же на 30 мишарей было засеяно 96 пудов озимого и 168 пудов ярового хлеба.

О д. Нижнеаташево выше мы уже говорили, когда речь шла о Верхнеаташево из Чекмагушевского района. Известен основатель д. Аташ вотчинник Аташ Тинкюев, который вместе с Султанбеком Мятиковым в 1661 г. припустил в свою вотчину в д. Алдарово (ныне Бураев-

МИБ. Ч. 1.С. 102-103.

РГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 24. Л. 15.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4145. Л. 4.

МИБ. Т. 3. С. 259-260.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4145.

МИБ. Ч. 1. С. 102, 134.

Там же. С. 291.

Там же. Т. 3. С. 381.

Там же. Т. 4. Ч. 1.С. 71.

ЮАС. Вып. 2. С. 327-328.


ский район) мишарей45. Что касается д. Нижнеаташево, то она впервые упоминается в материалах V ревизии 1795 г. Тогда в ней в 7 дворах проживало 40 башкир. Цифра свидетельствует о недавнем ее возникновении. По договору от 10 февраля 1794 г. в д. Тубэн (Нижний) Аташ были припущены тептяри, которых через год оказалось 27 человек46. 207 башкир и 256 припущенников взято на учет в 1859 г. В 1870 г. в 112 дворах проживало 499 человек. Национальность указана «мещерякская», что абсолютно не соответствует действительности. Это деревня башкир и тептярей. В 1920 г. она показана правильно: 1304 башкира и тептярей при 257 дворах.

Назовем имена некоторых башкир по материалам 1816 г. Гирфан Баязитов, Китап Сейдамов, Ганбар Теми-ров (сын Габбас), Мухаметрахим Кутлукадямов, Файруш (Файрушат) Гумеров, Абдулхаким Абдулатифов, Губай-дулла Яукеев.

Походный старшина Бикташ Галиакбаров сын Теми-ров, писарь, участвовал в Отечественной войне 1812 г. Его сыновья Мирхайдар, Ширгазы. Зауряд-хорунжий Абдул-салих Раянов сын Китабов в 36 лет к 1834 г. успел 4 раза побывать на охране Оренбургской пограничной линии. Его сыновья Абдулисхак, Абдулкадыр, Абдулвахит, Абдулбасир47.

Здесь жили и мишари, вернее, здесь числились по ревизии, но проживали в д. Аргамак. В Нижнеаташево жил мишарский кантонный начальник Тупеев Исмагил Арду-ванович, в 1853 г. он стал начальником 16-го кантона.

В деревне функционировали мечети (2), школы при них.

В 1843 г. на 116 башкир было засеяно 312 пудов озимого и 360 пудов ярового хлеба. Была мельница. Они владели 196 лошадьми, 158 коровами, 120 овцами, 71 козой.

Сегодняшнюю д. Атач (Аташ) в материалах ревизий 1897, 1920, 1925 гг. не найти, поскольку ее еще не было.

В одном деле фонда Оренбургского военного губернатора говорится о том, что 7 июля 1800 г. в г. Оренбург были пойманы фальшивомонетчики. Ими оказались башкиры д. Атясево Бирского уезда (Чуй-Атясево Белебеевского уезда) Тагир Тайчинов, служивший муллой, Мухаметрахим Туйгунов, а также тептярь Уфимского уезда Габбас Хамитов. Мулла «дал Хамитову сорок десяток рублевых ассигнаций, делаемых им, Тайчиновым, ночным временем в погребе. У него найдены инструменты, которые купил у тептяря Валита Халитова, научившего его деланию ассигнаций». После разбирательства и суда Тайчинов и другие были сосланы на каторгу на Нерчинские рудники и заводы. По их прошению смертная казнь была заменена такой каторгой48. Атасево, по-видимому, и есть одна из деревень Аташево (Верхне- или Нижне-).

Деревень под названием Каргалы, Каргино в Башкортостане более чем достаточно. Какая из них относится к Дюртюлинскому району, поможет выяснить принадлежность ее к определенной волости. К Ельдякской волости относились дд. Верхнекаргино и Нижнекаргино. V ревизия зафиксировала их однонациональными башкирскими поселениями.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4145. Л. 4.

Там же. Д. 4580. Л. 13; Ф. 138. Оп. 2. Д. 30. Л. 57.

Там же. Д. 5091. Л. 21.

Там же. Д. 26. Л. 4-6.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


Как видно по таблице, национальный состав жителей Верхнекаргино искажен. Между тем, там жили башкиры и тептяри. В Нижнекаргино были одни башкиры.

Таблица 201


1920 г. учла 829 башкир и мишарей, которых, между тем, в одном издании назвали татарами51.

В 1843 г. на 146 башкир засеяли 360 пудов озимого и 480 пудов ярового хлеба. У них было 200 десятин пашни, владели 378 лошадьми, 430 коровами, 271 овцой, 200 козами. Была и мечеть.


 


Время припуска тептярей в Верхнюю деревню неизвестно, но в 1762 г. в д. Каргино учтено 23 души тептярей м.п. Они могли быть приняты между двумя ревизиями 1748 и 1762 гг.

В 1843 г. в Верхнекаргино на 182 башкира засеяли 480 пудов озимого и 552 пуда ярового хлеба, в Нижнекаргино на 287 башкир — 960 пудов озимого и 1152 пуда ярового хлеба. В первой деревне башкирам принадлежало 1.16 лошадей, 131 корова, 140 овец, 54 козы. Во второй у башкир было 197 лошадей, 206 коров, 119 овец, 189 коз. В первой было 29, во второй — 45 дворов.

Имели по мечети.

Башкиры д. Назитамак приняли к себе тептярей, но точную дату последние сами не могли сказать, заявив, что «заселились с давних лет, не имея об этом никаких документов»49. Во всяком случае, здесь они осели после 1762 г. В 1795 г. их было 40 человек, а также башкир 38 человек. В 1834 г. башкир — 39, тептярей — 80 человек. 60 башкир и 245 тептярей показала X ревизия. В 1870 г. всех было 310 человек (ошибочно показали их «мещеряками», хотя там не было ни одного их представителя). 716 тептярей и башкир взяли на учет в 1920 г.

В 1843 г. на каждого из 39 башкир сеяли по 5,1 пуда хлеба. Сельчане имели мечеть и при ней школу.

Была в дальнейшем исчезнувшая д. Назибаш — в верховьях р. Нази. Она возникла по договорному письму башкир Шамшадинской волости от 25 июля 1787 г., данному дворцовым крестьянам Бирского уезда Петру Федосееву с 16 его товарищами. Башкиры «отдали землю, однако ж, несовсем той земли уступком, а с платежей по 60 коп. с двора в год»50.

К Ельдякской же волости относилась и д. Юкалику-лево при р. Евбаза. В 1795 г. здесь проживало 47 башкир, 40 мишарей, 7 тептярей. Время припуска мишарей (без указания на дату, по их словам, «по припуску башкирцев Ельдяцкой волости») и тептярей («актов на владение нет; владеют совместно с башкирами Ельдяцкой волости») неизвестно. В 1762 г. их здесь не бьыо, поскольку не взяты на учет. Поэтому есть все основания утверждать, что они все были припущены вотчинниками перед самой V ревизией 1795 г. 146 башкир, 133 тептяря, 13 мишарей (в 1834 г. их было 53 человека) показали в 1859 г. В 1870 г. всех ошибочно показали «мещеряками». Здесь проживало 320 башкир, тептярей, мишарей. Советская перепись

Там же. Ф. l.On. 1. Д. 2001. Л. 2. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 62. Л. 109.


* * *

Охарактеризуем села Еланской волости. К ней относится д. Исмаилово. В 1795 г. в ней зафиксировано 156 башкир при 20 дворах, 87 тептярей (10 дворов),

II марийцев (1 двор). Тептяри52 и мишари53 проживают
здесь с 1773 г., первые по припуску, вторые на покупной
у башкир земле. Часть тептярей, быть может, из удмуртов
(они находились в этом сословии) припущена еланцами
по партикулярному (частному) договору 1789 г.54 В 1816 г.
было 204 башкира, 116 мишарей, 106 тептярей из татар,
74 тептяря из удмуртов, которые проживали в 65 дворах.
Тогда был почтовый дом. В 1859 г. взято на учет 403 баш
кира при 66 дворах, 415 припущенников при 79 дворах.
877 человек показали в 1870 г. Все ошибочно отнесены
к мещерякам. В 1920 г. показали две деревни: Исмаилово
1-е с башкирским населением, Исмаилово 2-е с тептяр-
ским, они отстояли друг от друга в одной версте.
Сведения о численности населения подсчитаны вместе:
в 473 дворах проживало 1115 мужчин и 1200 женщин.
Через 5 лет у башкир показано 197, у тептярей —
228 хозяйств.

В 1920 г. волость называлась Исмаиловской, но ее центр находился в д. Верхнеяркеево (ныне райцентр Илишевского района). Исмаилово и центр волости друг от друга находились на расстоянии 23—24 верст.

В 1843 г. на 293 башкира было засеяно 840 пудов озимого и 1312 пудов ярового хлеба. На каждого из 162 мишарей приходилось по 4,8 пуда озимого и 4,4 пуда ярового хлеба. У всех жителей (614 человек при 117 дворах) было 434 лошади, 460 коров, 407 овец, 142 козы. Имели

III ульев. 117-дворная деревня имела мечеть и мельницу.
Время возникновения селения и первопоселенец по

опубликованным источникам неизвестны. В то же время активным участником и предводителем восставших башкир из Еланской волости в 1704—1711 гг. был мулла Исмаил. Я сторонник того, чтобы признать его за первопоселенца одноименного поселения: поскольку и мулла и селение имели прямое отношение к Еланской волости55.

Башкир Абдулатиф Суюшев сын Даутов в 1812 г. в составе 10-го башполка воевал против наполеоновской армии. Его сына звали Абдулгалимом56.

Было две деревни под названием Алькашево: одна находилась на р. База, другая — на р. Сарьяз. Последняя относится к Дюртюлинскому району. Раннее ее название Араптаново. Араптан — башкир-еланец. Его сын зафиксирован в 1834 г. Это Анвар Араптанов, живший в 1764—

51 Башкирская АССР. Административно-территориальное
деление. Уфа, 1981. С. 146.

52 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 8.

53 ЮАС. Вып. 2. С. 328.

54 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 130.

55 МИБ. Ч. 1. С. 133, 224, 289, 290, 293, 294.

56 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5091. Л. 73.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


1831 гг. Его сыновья Минлигафар, 1789 г. (его Абсаттар), и Ахмадий, служивший юртовым старшиной. Заодно отметим и родоначальника Авдияровых: башкир Авдияр Аббясов, 1765 г.57

Алькаш — антропоним. В одной записи от 25 июля 1739 г. говорится о припуске ясачных татар из д. Алькашево Араслана, Абдюша, Яуша Алькашевых и из дд. Иванаево, Иксюмбетово, Кувашево, Бекметово, Ура-заево, Рысаево на вотчинную землю Кыр-Кальнинской (Кандинской) волости башкирами Буздяком (первопоселенец одноименного селения) Ишимбетовым с платежом 5 куниц и 1,5 батмана меда в год58. Как видно по тексту договорной записи, сыновья Алькаша выехали из д. Алькашево Еланской волости и обосновались на земле башкир другой, а именно Кыр-Канлинской волости. Выходит, что еще в 30-х гг. XVIII в. Араптаново называли Алькашево, но в скобках обязательно писали первое название села.

В 1870 г. д. Алькашево (Араптаново) существовала одна, еще не было выселка, ставшего отдельным поселением в начале XX в. Новое селение называли Нижнеаль-кашево, а коренное — Верхнеалькашево (Араптаново). Их зафиксировали в 1920 г.

Несмотря на то, что ясачные татары, припущенные вотчинниками, затем выехавшие (часть) в Кыр-Канлин-скую волость, упоминаются в договоре 1739 г., перепись 1762 г. не учла ни одного припущенника. Но зато по договору башкир Еланской волости от 1774 г. припускаются тептяри59.

В 1795 г. дд. Араптаново (18 башкир при 2 дворах, 40 тептярей при 5 дворах) и Алькашево (32 тептяря при 4 дворах) взяты на учет раздельно. В 1816 г. они зафиксированы как одно селение под названием Алькашево («Араптаново тож»). VIII ревизия показала в ней 20 башкир, 220 тептярей. Это значит, что тептяри припускались и в последующее время вслед за первым припуском 1774 г. 34 башкира при 7 дворах и 343 тептяря при 65 дворах — итог X ревизии 1859 г. Итоги и этой ревизии свидетельствуют о новых припусках тептярей. Только так можно объяснить высокий прирост их численности. В 1870 г. всех жителей ошибочно отнесли к башкирам, которых насчитывалось 411 человек. Тогда деревня называлась по-прежнему Алькашево (Араптаново). Выселок из коренного поселения, по-видимому, образовался в начале XX в. Во всяком случае, в 1920 г. было две деревни: Верхнеалькашево (Араптаново) с 341 башкиром при 67 дворах и Нижнеалькашево с 444 башкирами при 88 дворах. Национальный состав жителей, как видно, явно искажен. Подавляющее большинство составляло тептярское население. По названиям поселений видно, что Нижнеалькашево — выселок, переросший в самостоятельное селение.

В 1843 г. в д. Араптаново 20 башкир при 4 дворах владели 19 лошадьми, 22 коровами, 5 овцами, 8 козами. На 220 тептярей при 38 дворах приходилось 184 лошади, 168 коров, 142 овцы, 76 коз. Башкиры сеяли 96 пудов озимого и 160 пудов ярового хлеба (по тептярям нет


сведений). Имели мельницу. В 1870 г. в соединенном в одно селении имелось 8 водяных мельниц.

Д. Чишма — однонациональное поселение еланцев. Впервые упоминается в опубликованном источнике за 1727 г., когда Старо-Еланской волости д. Чишмы Аит Уразаев и Токташ Тауков договорились с башкиром д. Тлякеево Гарейской волости о разводе между ними вотчинной земли60.

В 1795 г. в 20 домах проживало 145 башкир. Через 39 лет их численность дошла до 292 человек, в 1859 г. — 460 башкир. Столько же башкир зафиксировали в 1870 г. Советская перепись 1920 г. показала 764 башкира.

В 1843 г. на 292 башкира было засеяно 1320 пудов озимого и 1440 пудов ярового хлеба. Имели 4 мельницы. Тогда же на 37 дворов приходилось 334 лошади, 214 коров, 338 овец, 276 коз. У пчеловодов было 23 улья и 10 бортей. Была мечеть.

Д. Сикаликуль — сначала выселок д. Чишмы, возникший в 1795 г., тогда он состоял из 2 дворов, где жили 13 человек башкир. В 1816 г. отметили, что «д. Чишма с выселком Сикаликуль» имела 188 башкир. В последующее время особого учета населения этих поселений не было: учитывали вместе. Только в 1920 г. Сикаликуль выступает самостоятельным 72-дворным поселением, где проживало 379 башкир61.

В д. Зитембяк при р. База в 1795 г. было 56 башкир, 2 тептяря. Последние были приняты перед самой V ревизией. 187 башкир и 26 тептярей взяли на учет в 1859 г. 396 человек из башкир зафиксировали в 1870 г. В 1920 г. в 85 дворах проживало 430 башкир.

На 92 башкира в 1843 г. приходилось 216 лошадей, 222 коровы, 98 овец. Они же засеяли 216 пудов озимого, 488 пудов ярового хлеба. Имели 200 десятин пашни, 1 мельницу. У пчеловодов было 16 бортей, 36 ульев. Мечеть до 1870 г. не зафиксирована. 11 тептярей (2 двора) имели 9 лошадей, 7 коров, 3 овцы и 1 козу.

По ранней истории д. Юсупове мало сведений. Лишь с 1795 г. можно найти материалы по этой деревне, тогда в ней проживало 53 башкира. В 1816 г. было 98, в 1834 г. — 151, в 1859 г. — 279 вотчинников и 61 припущенник, в 1870 г. - 200, в 1920 г. - 905 башкир.

В 1843 г. на 151 башкира было засеяно 120 пудов озимого и 280 пудов ярового хлеба. Им же при 24 дворах принадлежало 212 лошадей, 190 коров, 40 овец, 20 коз. У пчеловодов было 100 бортей и 30 ульев.

* * *

К Эске(Внутренне)-Еланской волости относились дд. Миништы, Кангышево, Таубаш-Бадраково. Миниш-ты — новое однонациональное поселение еланцев. В 1795 г. эту деревню еще не зафиксировали ни среди башкирских, ни среди тептярско-мишарских селений. Она возникла в самом конце XVIII в. VIII ревизия 1834 г. взяла на учет 89, в 1859 г. - 278, в 1920 г. - 1073 башкира.

В 1843 г. на 89 башкир было засеяно 114 пудов озимого и 112 пудов ярового хлеба, т.е. на каждого приходилось по 2,5 пуда. Тогда же 22 двора владели 87 лошадьми,


 


Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 547.

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4455. Л. 25.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 128.


МИБ. Т. 3. С. 246.

ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2966. Л. 2.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


62 коровами, 72 овцами, 105 козами. У пчеловодов имелось 7 бортей, 20 ульев.

В период кантонного управления в 1798—1865 гг. д. Миништы входила в состав 4-й юрты 10-го башкирского кантона. В 1920 г. она подчинялась Калмыковской волости Бирского кантона.

Миништы — родина видного башкирского поэта и драматурга, лауреата Государственной премии РСФСР и Республиканской премии имени Салавата Юлаева, народного поэта Башкортостана Назара Наджми (1918— 1999). Он участник Великой Отечественной войны, за героизм награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и боевыми медалями. За большой вклад в развитие башкирской литературы награжден орденом Октябрьской Революции и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

Д. Кангышево впервые упоминается в источнике за 1732 г., когда эске-еланские башкиры дд. Ерми, Чалка-ково, Тойчино, Каинлык, Старокаинлык, Кулево и Канкишево (Кинзя Ишимбетов, Азик Бортин) признали Сулеймана Бикметова с братьями близкими родственниками на основе представленной последними своей родословной и решили владеть вотчиной сообща на основании общего родства62.Однако данная деревня почему-то не учитывалась ревизиями до 1816г.; тогда в ней зафиксировали 66 башкир. По VIII ревизии их стало 320 человек. К 1859 г. образовалась Новокангышево (Куюк), где взяли на учет 264 вотчинника-еланца при 47 дворах. В коренном поселении Старокангышево было столько же башкирского населения. В деревне в 1870 г. отмечено 242 башкира. В 1920 г. в Новокангышево показали 143 двора с 749 жителями из башкир, в Старокангышево — 844 башкира при 156 дворах.

В 1843 г. на 320 башкир было засеяно 480 пудов озимого и 608 пудов ярового хлеба. На 52 двора приходилось 142 лошади, 132 коровы, 120 овец, 105 коз. Вся деревня имела 150 бортей и 100 ульев.

Старокангышево — родина видного химика, профессора Мирзаянова Виля Султановича, проживающего в Москве. На страницах газеты «Московские ведомости» он выступил против исследования и производства новых видов химического оружия для массового поражения людей. Вслед за этим чиновники Министерства безопасности России под предлогом разглашения государственной тайны взяли его под стражу. Против такого беззакония и преследования смелого ученого подняли свои голоса протеста ученые России, США, Англии и других стран. Власти вынуждены были выпустить его на свободу, но без права выезда из Москвы. Несмотря на это, он побывал на родине в д. Старокангышево. Отвечая на вопрос о его национальности, ученый химик подчеркнул свое башкирское происхождение. Это подтверждается его родословной. Его предки и родители в башкирской деревне были известными вотчинниками-еланцами. Вот его шежере: Казак — Абдулла — Сагит (жил в 1775—1855 гг. и служил указным имамом) — Мирзакай (Мирзаян в 1870-1902 гг.) - Ахметсултан (1902-1986) -Виль, 1935 года рождения63.

62 МИБ. Т. 3. С. 302.

63 ЦГИА РБ. Ф. 13^. Оп. 2. Д. 161. Л. 853 (1861 г.); Д. 547.
Л. 220 (1834 г.); Д. 640. Л. 263 (1850 г.); Д. 648. Л. 98 (1859 г.).
Приношу благодарность Д. Г. Кускильдину за предоставление
архивных выписок.


Деревень под названием Бадраково было несколько. В их числе и Таубаш-Бадраково. Если Бадраково была известна с 1748 г., то Таубаш-Бадраково — лишь с начала XIX в., когда в 1811 г. жители припустили к себе марийцев сроком на 100 лет с единовременной платой 410 руб. и ежегодно по 50 коп. с двора64. Затем к 1859 г. марийцы выделились и создали свое поселение под названием Новобадраково. В коренной деревне в 1816 г. проживало

87 башкир при 15 дворах, в 1834 г. — 167, в 1859 г. — 322
(50 дворов), в 1920 г. — 502 башкира при 100 дворах.

В этой однонациональной деревне в 1843 г. на 157 башкир засеяли 360 пудов озимого и 480 пудов ярового хлеба. Тогда они имели 25 дворов, которые владели

88 лошадьми, 84 коровами, 20 овцами, 120 козами.
У пчеловодов имелось 100 бортей, 42 улья. Была мечеть.

Только по одной переписи можно судить о некоторых селениях башкир. Так, в 1920 г. в д. Баргызбаш в 38 дворах было зафиксировано 216 башкир; в Асяновской волости — д. Баргата с 49 дворами, где жило 255 башкир.

* * *

С д. Малобишкураево Киргизской волости мы уже ознакомили читателей, когда речь шла о селах Илишев-ского района. Ее жители выделились из коренного их поселения Бишкураево (Бишкуразово) и создали свое селение между 1859 и 1869 гг. Оно не учтено X ревизией, но зато в 1870 г. состояло уже из 23 дворов со 170 жителями из башкир. В 44 дворах в 1920 г. проживало 220 башкир.

* * *

К Гарейской волости относилась д. Новобиктово (коренное поселение расположено на территории Илишевского района). Нам не удалось проследить время ее образования. В 1920 г. она названа Большебиктово и количество жителей было учтено вместе с д. Малобиктово: в 163 дворах 810 человек из башкир.

В д. Венеция в 1920 г. взято на учет 95 башкир при 19 дворах. На основании сведений, полученных от информатора д. Назитамак Ш. Г. Рашитова, известный ученый топонимист и писатель Р. 3. Шакуров несколько омолаживает ее возраст, считая, что она возникла в 1924 г. как выселок из д. Старосултанбеково. Название дано межрайонным агрономом Сомовым65.

Новые башкирские поселения Куязбаш, Кучергич, Алга, Ильдус, Бишнарат, Салпарово были основаны после переписи 1925 г.







Date: 2015-07-10; view: 4246; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.092 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию