Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федоровский район башкирские деревни





Почти все деревни этого района относились к Татига-чевой тюбе Юрматынской волости. Четырман, получивший название Старый, — коренная деревня башкир Татигачевой тюбы. К V ревизии в 55 дворах жили 280 человек. В 1859 г. в 100 дворах показаны 284 мужчины и 334 женщины. К первой советской переписи количество дворов не изменилось, но численность населения уменьшилась до 417 человек. На 446 жителей в 1842 г. было засеяно озимого хлеба — 240, ярового - 1824 пуда Тогда же на жителей деревни приходилось лошадей — 816, крупного рогатого скота — 1020, коз — 25 голов. Пчеловоды держали 52 улья.

На карте Уфимского наместничества за 1786 г. на левом берегу р. Ашкадар показаны две деревни под названием Четырман, одна из них названа Верхним Четырманом. На карте за 1802 г. последняя деревня исчезла. В 1816 г. 3 семьи из д. Четырман основали новую д. Бала-Четырман. Сюда переселились Ахмер Юлдашев (его сыновья Абзелил, Салих), Бикташ Карабатыров, юртовой есаул Абдрашит Аккулов с сыновьями. Две семьи из трех — полигамные. В 1859 г. в 30 дворах жили 214 вотчинников. К первой советской переписи количество дворов достигло 121, а жителей — 583 человек.

В 1842 г. на 49 человек засеяли озимого хлеба 24, ярового — 936 пудов. На всех приходилось лошадей — 120, крупного рогатого скота — 80, овец — 150 голов, 52 улья.

В 1713 г. в д. Четырман было открыто медресе — среднее религиозное учебное заведение91.

Д. Батырово возникла в 70-х гг. XVIII в., во всяком случае на карте 1786 г. эта деревня уже показана. В конце столетия 56 человек жили в 15 дворах. К VII ревизии в 3 дворах осталось лишь 22 человека. X ревизия отметила в 46 дворах 449 башкир-вотчинников. Первая советская перепись населения зафиксировала в 166 дворах 753 башкира. В 1816 г. сыну первопоселенца Кинзягулу Батырову исполнилось 67 лет.

В 1842 г. на 38 человек засеяли озимого хлеба — 16, ярового —. 232 пуда. На них приходилось лошадей — 50, крупного рогатого скота — 25, овец — 18 голов.

Д. Ишмухаметово (Сенташ) возникла в 20-х гг. XIX в., носила имя Ишмухамета Кубашева, 1801 года рождения. В 1834 г. в деревне было 27 дворов с населением 169 человек. Через 25 лет 238 человек проживало в 40 дворах. В 1920 т. на каждый из 60 дворов приходилось по 5 человек.

ОИБ.Т. 1.4. 1.С. 285.


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД



 


Карта Стерлибашевского и Федоровского районов 1934 г.

В 1842 г. на 169 человек было засеяно озимого хлеба — 264, ярового — 824 пуда. На них же приходилось лошадей — 182, крупного рогатого скота — 340, овец — 158, коз - 5 голов. На всю деревню - 5 ульев.

Д. Юрматы возникла перед VIII ревизией 1834 г. и называлась Ново-Юрматы. Башкирское население сформировалось из выходцев разных деревень Юрматын-ской волости. В 1859 г. в 70 дворах жили 240 мужчин и 224 женщины, в том числе вотчинников-мужчин было 77, припущенников 163 человека. Первая советская перепись показала увеличение количества дворов (129) и рост численности населения (675).

В 1842 г. на 99 башкир было засеяно озимого хлеба — 152, ярового — 424 пуда. На них приходилось лошадей — 108, крупного рогатого скота — 79, овец — 28 голов, 3 козы.

Историю д. Юлдашево можно восстановить по родословной (шежере) степных бурзянцев92. Шежере переходило от отца к сыну, который продолжал записи важнейших событий в жизни родового коллектива.

92 Хусаинов Г. Б. Шежере степного Бурзянского рода // Система жанров в башкирской литературе. Уфа, 1980.


Составление шежере начал Габдулла Габбасов (1680—1764), продолжили его дело сын Зайнагабдин Габдуллин (1727—1807), внук Искужа Зайнагабдинов (родился в 1757 г.), который в 90-летнем возрасте передал шежере своему сыну Магадию, 1809 года рождения. Изложение событий доведено до середины XIX столетия.

Каждый давал о себе краткие биографические сведения: состав семьи, события в жизни рода. Зачинатель родословной Габдулла Габбасов — сирота, в 20 лет ушел в казахские степи, где десять лет учил детей грамоте. Женился на дочери казахского бея (бая) Исанбая. Затем вернулся в родные места близ оз. Кушкуль на Ирендыке. До Ирендыка его сопровождали родные братья жены. Тесть подарил ему 10 голов лошадей, 5 коров, 10 овец.

Неспокойно было на Ирендыке в XVII в.; часто происходили раздоры между родами, совершалась барымта (набеги с целью угона скота). Разорение кочевий, передвижение племен и родов стало повседневной реальностью. Это заставило 114 семей степных бурзян в 1723 г. оказаться у горы Кунгак, близ р. Агидель (ныне Мелеузовский район). Местность спокойная. Однако не было условий для тебеневки лошадей: здесь преобладали места возвышенные и гористые, покрытые лесом. Необходимые для скотоводческого хозяйства земли степные бурзяне нашли в районе горы Торатау, в нескольких верстах юго-восточнее и в 1766 г. переселились туда. Но их опять постигла неудача. На этой территории обнаружили руду, и через 13 лет власти изгнали их с земель. Перейдя на левый берег р. Агидель и дойдя до верховьев р. Тюрюшля, левого притока р. Ашкадар, в 1780 г. бурзяне обосновались здесь. Деревню свою назвали Бурзянское Юлдашево (138 дворов). Но и здесь пастбищ не хватало, недостаточно были мест для тебеневок. Все это заставило искать новые районы кочевок. Занимаясь перевозкой руды для Аскинского (Елмердяк) медеплавильного завода, бурзяне нашли «лучшие места для тебеневки скота» — бассейн р. Салмыш. В 1822—1823 гг. они переселились на левый берег р. Тилегазы, левого притока р. Салмыш. Здесь возникли три деревни бурзян — Юлдашево Верхнее, Юлдашево Среднее, Юлдашево Нижнее. Первая из них была на земле, принадлежавшей семи волостям, а последние две — на казенной земле. В трех деревнях по VIII ревизии жили 538 человек. Все они принадлежали Байса-ринской тюбе Бурзянской волости. В первой половине XIX в. они относились к 31-й юрте 9-го башкирского кантона.


Вокруг этих деревень и их пастбищных мест в 1828 г. возникли поселения русских крестьян Сыскан и Белгород. Сокращение пастбищных пространств заставило бурзян прекратить кочевку и постепенно переходить к земледелию. На всех в 1842 г. было засеяно озимого хлеба — 2208, ярового — 56 пудов.

Деревни относились к Оренбургскому уезду, сегодня — к одноименной области. Часть людей из деревень переселилась северо-восточнее места жительства, образовав новую д. Юлдашево. Сегодня она — на территории Федоровского района. Здесь и нашли недавно шежере рода степных бурзян.

Шежере дает интересные сведения о формах семьи. По родословной видно, что башкирам из степного бурзянского рода были известны малая и сложная (неразделенная) формы семьи. Неразделенная выступала главным



ФЕДОРОВСКИЙ РАЙОН


 


образом в формах отцовской (проживали вместе родители и женатые сыновья до их выдела) и братской (совместно жили женатые братья) семей. Габдулла Габбасов жил с двумя женатыми сыновьями Кутлуюлом (отделен через 10 лет после женитьбы) и Зайнагабдином. Затем Зайна-габдин Габдуллов жил с женатым сыном Искужой, последний — с женатыми сыновьями до их выдела. Отделяли сыновей через 2, 5, 10, 15 лет после их женитьбы. При этом выделяли им скот (по 5—10 голов лошадей, по

5 коров) и другое имущество.

Брак был экзогамным (от греческих слов э к з о — вне, снаружи и г а м о с — брак, т.е. запрет брачных отношений между членами одного рода) — невест брали из чужих башкирских родов-волостей. Сам Габдулла Габбасов был женат на казашке, одна из дочерей Гульзабида выдана замуж за казахского бея, вторая дочь Кулбагида — за башкира III Усерганской волости бассейна р. Сурень, старший сын его Кутлуюл взял невесту у лесных бурзян в районе горы Атайсал (древнее название д. Сибаево Бай-макского района), второй сын Зайнагабдин — из IV Усерганской волости. Что касается сына Зайнагабдина и его внуков, то следует подчеркнуть, что они брали жен не издалека, как их деды, но тоже из другого рода. Искужа Зайнагабдинов был женат на башкирке из д. Калкашево, шесть его сыновей взяли жен из Юрматынской, Тельтим-Юрматынской, Бушман-Кипчакской волостей. Вместе с тем родовая экзогамия постепенно разрушалась. Это видно по тому факту, что один из сыновей Габдуллы Габ-басова Кутлуюл и один из его правнуков Сагит Искужин взяли жен из Бурзянской волости (рода), но из лесных бурзян.


Брак был в основном эндогамным (от греческих слов э н д о — внутри, г а м о с — брак, т.е. обычай заключать браки в пределах племени, этноса) — жен брали из башкирок. Национально смешанный брак зафиксирован только у родоначальника Габдуллы Габбасова.

Очень любопытные сведения содержатся в шежере степных бурзян относительно возраста брачующихся — невесты и жениха. Ранние браки не встречаются. Девушки выходили замуж в 19 (Кулбагида, Гульзабида Габдулловы), 20 лет (жена Искужи Мархаба). Сыновья Габдуллы Габбасова обзавелись семьями в 19, 22 года, сам — в 30 лет; внук его Искужа — в 24 года, правнуки — двое в 18, один в 19, другой в 20, остальные в 21 год. Эти семьи — моногамные (единобрачные), двоеженство не отмечено.

Интересные данные дает родословная степных бурзян

об обучении их в школах — мектебе, медресе. В то время
можно было обучиться грамоте, получить образование
только в конфессиональных (религиозных) школах. Габ
дулла Габбасов — человек образованный, учил казахских
и башкирских детей. Его сын Зайнагабдин в течение
10 лет получал образование в III Усерганской волости
(долина р. Сурень) у известного муллы Рахмета Шафи,
«находясь у него в зимнее время». С 20 лет сам учил детей.
Его сын Искужа получил образование у отца. Затем
совершенствовал свои знания в Стерлибашевском мед
ресе, где сам обучал шакирдов по тюрки. Через некоторое
время там же назначен хальфой (учителем) арабского
языка и по переводу с арабского на тюрки и обратно. По
лучил звание «Дапи хэлфэ». Его два сына Загит и Сагит
«немного учились», остальные — неграмотные. Об обуче
нии женщин сведений нет.


К Юрматынской волости относилась д. Саитово. К 1795 г. 134 человека жили в 22 дворах. Через 64 года количество дворов дошло до 75, жителей — до 437 человек. В 1920 г. 570 человек составили 122 двора.

В 1842 г. на 278 человек засеяли озимого хлеба — 400, ярового — 1304 пуда. В деревне имелось лошадей — 870, крупного рогатого скота — 940, овец — 21, коз — 8 голов.

На карте Уфимского наместничества за 1786 г. можно найти две деревни под названием Саитово на обоих берегах р. Нугуш при впадении ее в р. Агидель. Обе деревни до наших дней не сохранились. Эти места — территория тамьянцев. Кроме того, на левом берегу Агидели, при р. Сухайля — притоке Ашкадара, располагался хутор Саитовский, переросший в деревню. Это — вотчина юрматынцев. Сегодня здес,ь находится д. Саитово, относящаяся к Федоровскому району. На правом берегу той же речки много десятилетий спустя возник Саитовский поселок, имевший генетические связи с упомянутой деревней одноименного названия. Поселок находится ныне на территории Мелеузовского района.


Об основателе д. Саитово (Федоровского района) документов нет, но ранняя история исчезнувшей одноименной деревни при р. Нугуш известна. В частности, основал ее активный участник башкирского восстания 1737—1740 гг. тамьянец Саит Алдагулов, казненный карателями в 1740 г.93 В 1739 г. эта деревня была уже зафиксирована. Здесь жил сын Сайта Мустафа. Обнаружены отрывочные сведения о том, что эта деревня при р. Нугуш затем называлась Мустафино. Здесь родился и жил пугачевский полковник Качкын Самаров. Имя Качкына Самарова по источникам известно с 1761 г., когда он служил сотником в Тамьянской волости и участвовал как доверенное лицо одновотчинников в отдаче припущенникам земли в аренду. Выполнял должность походного старшины на Оренбургской пограничной линии по р. Яик «по отводу и приводу» команд из кантона на службу и обратно. В 1771 г. он находился в Польше среди 11 старшин во главе трехтысячной башкирской команды, участвовавшей в борьбе против реакционной Барской конфедерации.

12 октября 1773 г. Воскресенский завод был занят отрядами Самарова. Здесь он мобилизовал в повстанческую армию 600 жителей из заводских крестьян и отправил их к Пугачеву. 18 октября 1773 г. Самаров прибыл в Берду под Оренбургом, где был принят Кинзей Арслановым и Емель-яном Пугачевым. В чине старшины Самаров был отправлен в Башкирию для развертывания народной борьбы. Качкын Самаров до 12 декабря 1773 г. руководил осадой Уфы, затем с прибытием сюда Чики-Зарубина в качестве предводителя участвовал в дальнейшей осаде и в двух штурмах города. После поражения повстанцев под Уфой Самаров на короткое время отошел от борьбы. В мае снова создал повстанческие отряды, с помощью которых блокировал дорогу из Уфы в Оренбург, в районе Бугульчан окружил 300 гусаров. В сентябре-октябре 1774 г. он оказывал сопротивление карательным командам, действовавшим по Ногайской дороге Башкирии. В начале ноября 1774 г. Самаров прекратил борьбу94.

93МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 415, 435.

94 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкирии. С. 444; Андрущенко А. И. Крестьянская война 1773— 1775 гг. на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири. С. 357.


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД



 


Мишарские, татарские и другие этнически смешанные деревни

Материалы V ревизии 1795 г. содержат сведения о том, что Яушево — «вновь заведенная» башкиром Яушем Муллашевым деревня, где обосновались мишарские мурзы и князья из д. Дашкино Краснослободского уезда Пензенской губернии. Тогда была лишь одна семья мурзы Нарбита Валишиновича Дашкина (1760 года рождения) из 5 человек (д. 53). В 1825 г. здесь жили: мурзы — 21 душа, служилые татары — 7 душ, государственные крестьяне — 17 душ, князья — 46 душ, башкиры — 22 души. Все — припущенники.

Село Новояушево возникло между 1850—1859 гг. v В 1859 г. в нем было 30 дворов, 195 человек. В Старом Яушево — столько же дворов, где жили 143 башкира. Сведений о мишарях и татарах нет.

В те же годы возник поселок Татарский Сухой Изяк. Основали его 30 ясачных татар из д. Зирган.

1795 г. стал временем основания д. Узянские Вершины. Создали ее 13 ясачных татар из д. Кутлумбетово Бугу-русланского уезда и д. Дюсметово Мензелинского уезда Оренбургской губернии.

Население д. Акбулатово (Беркутлы) сформировалось в 1782 г. из переселенцев — служилых татар разных населенных пунктов. Основатель деревни Акбулат Сулейма-нов (1729—1788) переехал сюда из д. Бикметово. В 1795 г. служилых татар здесь было 55 человек (д. 53).

Относившиеся к Покровской волости поселки Верхний и Нижний Алаштан, расположенные на р. Алаштанка, появились в 1814 г., когда 33 двора стерлитамакских мещан из татар купили у башкир 581 десятину земли. Они припустили сюда и мордовских крестьян.

Тогда же возник поселок Уч-Булак, основанный теми же татарами.

Ясачные татары, государственные крестьяне из татар поселились в д. Токмак Караново в 1811—1812 гг. по припуску купцов и мещан Сеитовского посада (Каргалы), которые приобрели у башкир Татигачевой тюбы землю в собственность по договору от 29 августа 1802 г. VII ревизия 1816 г. насчитывала здесь мещан — 68 душ, ясачных татар — 24, государственных крестьян — 61, башкир — 6 душ95. Деревня находилась в пределах Дедовской волости, но была так тесно связана с Сеитовским посадом, что ее жители попытались не подчиниться властям этой волости. Неповиновение выражалось в отказе от выполнения повинностей. Мещане постепенно причислились к крестьянам.

V ревизию 1795 г. д. Каралачик встретила 11 дворами, где жили 64 безземельных башкира. Через 21 год численность башкир достигла цифры 105. Здесь жили, кроме них, 28 мещан, 60 тептярей, 100 татар. Тептяри обосновались здесь в 1783 г., остальные — в 1807 г.96 Они — припущенники башкир Татигачевой тюбы. На 170 башкир в 1842 г. было засеяно озимого хлеба — 320, ярового — 236 пудов. О состоянии земледелия у жителей других сословий сведений нет.

Атяшево — деревня безземельных башкир, принятых Татигачевой тюбой, и ясачных татар. V ревизия показала


ее небольшой деревней с 8 дворами башкир (25 человек) и 4 дворами татар (20 душ). Через 21 год там жили 45 башкир, 60 мещан, 8 купцов, 60 татар. Все — припущенники Татигачевой тюбы, оформившие свое землепользование в 1802 г.

В 1842 г. на 74 башкира засеяли озимого хлеба — 168, ярового — 480 пудов.

Балыклы — этнически смешанное поселение безземельных башкир. Торговые татары из Сеитовского посада (Каргалы) обосновались здесь на основе договора с башкирами за 1751 г. о продаже земель. V ревизия показала 488 башкир в 65 дворах, 140 ясачных татар в 20 дворах, 4 служилых татарина в 1 дворе. Затем появились мещане и торговцы из Сеитовского посада97.

В 1920 г. перепись показала Балыклы 1-е с 296 дворами, где жили 1495 башкир, и Балыклы 2-е с 78 дворами, где жили 383 татарина.

В 1842 г. на 522 человек было засеяно озимого хлеба — 512, ярового — 1824 пуда.

Татигачева тюба по договору от 20 февраля 1795 г. припустила на 50 лет ясачных татар. Они назвали свою д. Балыклы-Башево. В 1859 г. в деревне осталось всего 7 человек. Первая советская перепись зафиксировала 116 дворов с населением 636 человек из татар.







Date: 2015-07-10; view: 3354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию