Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национально-государственное строительство в Кабарде и Балкарии в 20–30-е гг. ХХ в
После свержения царского самодержавия Временное правительство стало в основном осуществлять государственные функции, в стране создались объективные условия для национального самоопределения многочисленных народов, населявших Россию. До недавнего времени в исторической литературе господствовало только одно мнение: как будто только большевики, установленная ими Советская власть дали народам свободу, создали для них национальную государственность. Но справедливости ради надо отметить, что и Временное правительство, и его органы сделали много позитивного в этом вопросе. Именно после Февральской революции 1917 г. стали предприниматься первые попытки создания национальной государственности горцами Северного Кавказа. Такими первыми формами национальной государственности в крае были Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, Терский исполнительный областной гражданский комитет, Горская республика. В первые месяцы после Февральской революции 1917 г. представители горской интеллигенции провели грандиозную работу по созданию национальной государственности народов Северного Кавказа. Собравшись в марте 1917 г. во Владикавказе, они решили созвать съезд горских народов Северного Кавказа с целью решения вопроса о национально-государственном образовании в крае. К предстоящему съезду с марта по май 1917 г. был подготовлен ряд документов (политическая платформа и программа, конституция, проекты реформ земского самоуправления, местного суда, школьного образования), которые легли в основу национальной государственности. Все эти документы были обсуждены на I съезде горских народов Кавказа, который проходил во Владикавказе с 1 по 10 мая 1917 г. Съезд открылся в 3 часа в Ольгинской женской гимназии. На нем присутствовало 300 делегатов и много гостей. Съезд открыл председатель Временного Центрального Комитета Объединенных горцев Б. А. Шаханов. При открытии съезда он произнес приветственную речь от имени Временного Центрального Горского Комитета. «Братья горцы, 50 с лишним лет тому назад гнет царизма задавил свободу горцев Кавказа. 25 августа 1859 г. пал Гуниб. Наш незабвенный народный герой имам Чечни и Дагестана Шамиль был пленен и отвезен в Калугу кончать свою жизнь в условиях придирчивого жандармского режима. 5 лет спустя, 21 мая 1864 г., на другом краю нашей горской родины, на Черноморском побережье, пал свободный последний черкесский аул Ахчипский… Свободное государство, республика, дает возможность всем входящим в нее народностям устроить свою жизнь на началах полного самоуправления, самоопределения и автономии». И в политической платформе, и в программе, и в конституции Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана отмечается, что он за демократическую федеративную российскую государственность. В частности, в политической платформе и программе Союза сказано, что «первым условием для проведения демократических начал свобод горцы признают установление в России через Учредительное собрание Демократической Федеративной Республики…. Только федеративное государственное устройство, т. е. союз отдельных самоуправляемых автономных областей, с особыми законодательными палатами, сеймами в каждой и выборными правительственно-административными органами, не подчиненными союзным властям и ответственными перед своими сеймами, которым принадлежит право местного законодательства без всякого участия центральной власти, во главе с единой общероссийской палатой или конгрессом соединенных штатов Российской Республики, выбранным палатой президентом и ответственным перед палатой министерством, явится наилучшей формой правления». Из этого видно, что Союз выступал за создание демократического государства и все народы, входящие в него, должны были иметь полную свободу, т. е. обладать суверенитетом в решении всех своих внутренних проблем. На съезде был сформирован Временный Центральный Комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, а с сентября 1917 г., в связи с вхождением в этот Союз Абхазии, – Северного Кавказа, Дагестана и Абхазии. Избранный Временный Центральный Комитет переименовался с ноября 1917 г. в Горское правительство. Туда вошли представители интеллигенции всех народов края; в том числе от Кабарды – Пшемахо Коцев – и Балкарии – Басият Шаханов. В этот же период представители исламских кругов Чечни и Дагестана предприняли попытку создания на Северном Кавказе имамата – шариатского государства. Для этой цели они даже созвали свой съезд в сел. Анди Дагестанской области, но безуспешно. 20 августа 1917 г. во Владикавказе был создан Юго - Восточный Союз, куда вошли казачество Дона, Кубани, Терека, Астрахани, горцы Северного Кавказа и Дагестана, калмыки, ногайцы и туркмены Астраханской и Ставропольской губерний. 16 ноября 1917 г. в Екатеринодаре (г. Краснодаре) было сформировано объединенное правительство Юго-Восточного Союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей, в состав которого и вошел Союз объединенных горцев Кавказа (Горское правительство). За период своего существования (май – ноябрь 1917 г.) Союз объединенных горцев Кавказа выполнял функции законодательного и исполнительного органа края. Союз за этот короткий период своего существования сделал много позитивного как в политической, социально-экономической, так и в культурной областях жизни горцев. В его Программе широко была представлена реформа школьного образования. По этой реформе предлагалось всеобщее образовательное бесплатное обучение в начальной школе, преемственность школ разных ступеней, подготовка учительских кадров из местного населения, в том числе женщин-горянок, изучение в школах нескольких языков (родного, арабского, русского, тюркского), духовно-нравственное воспитание и изучение Корана и закона Божьего. В своем докладе на съезде о народном образовании С. Габиев отметил, что «лучшим проводником пожелания нашего должна явиться наша же родная общедоступная национальная школа, и только этот рассадник в народе света и пробуждения его самосознания может сделать то, чего не сделает другое в смысле прочного знания поля нашего Союза… Школа должна служить истинным целям прогресса, всестороннего глубокого влияния знания на всю природу человека. Но единая по своей научной основе школьная организация должна быть едина и по связи между школами разных ступеней. Все школы, начиная от начальных и до университета, должны иметь непосредственную связь. Необходимо также, чтобы каждое учебное заведение представляло из себя нечто законченное, пригодное к практической жизни». В то время эти идеи были очень прогрессивными в системе образования, и следует отметить, что в нашем обществе до сих пор еще не выработана такая преемственность в работе учебных заведений страны и делаются только первые шаги в многоступенчатом типе системы образования. Можно сказать, что Союз объединенных горцев Кавказа был первой попыткой, после имамата Шамиля, создания на Северном Кавказе объединенной национальной государственности горцев. Продолжением процесса национального политического самоопределения народов Северного Кавказа явилось создание, уже после установления режима большевиков и начала Гражданской войны в России, Горской республики (май 1918–1920 гг.). В отличие от Союза объединенных горцев Кавказа, она ставила своей задачей отделение от Советской России. В этом была ее главная ошибка, и это явилось одной из причин, что она не просуществовала долго на Северном Кавказе. Такие попытки создания самостоятельных государственных образований предпринимались в этот период в Азербайджане, Армении, Грузии. В апреле 1918 г. Союз объединенных горцев Кавказа выступил с обращением к ряду государств Европы с просьбой о признании правительства Горской республики. В частности, в письме члена Горского правительства Темирханова председателю Германской делегации на намечаемой Батумской международной конференции, работа которой началась 3 мая 1918 г., генералу Фон-Лоссову говорилось: «Туземные народы Северного Кавказа и Дагестана, живущие между Черным и Каспийским морями, связанные единством расы, религии и обычаев и очень древней общей историей, в первые дни русской революции (Февральской.– К. У.) почувствовали необходимость образовать политический союз, чтобы добиться общими усилиями максимума политических и социальных прав. В мае 1917 г. во Владикавказе, на I съезде горцев, в котором принимали участие народности Дагестана, Чечни, Ингушетии, черкесы, ногайцы, туркмены, кабардинцы, абхазцы, все остальные туземные народности и племена Северного Кавказа, Союз был обнародован. Был учрежден Центральный исполнительный комитет горцев Кавказа. В это время в программу Северо-Кавказского Союза входило преобразовать всю Россию в федеральное государство, одним из членов которого был бы Северо-Кавказский Союз. После Октябрьской революции Центральный Комитет Союза, отказавшийся признать правительство большевиков, взял в свои руки верховную власть на своей территории до того времени, когда могло бы быть созвано Учредительное собрание. С тех пор Центральный Комитет Союза стал общим правительством Союза и управлял страной, не имея никаких отношений с русским правительством в Петербурге и Москве. Отказ признать большевистское правительство вовлек нас в войну с большевиками». Тогда же представитель германского правительства тот же генерал Фон-Лоссов поставил вопрос перед Союзом об образовании Горской Республики для признания ее участниками конференции. 11 мая 1918 г. на международной конференции было объявлено о создании Горской республики и о ее признании Оттоманской Турцией и Германией. Таким образом, Горская республика стала правопреемницей Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, который был создан вскоре после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Правительство Германии позже так и не признало Горскую республику. Тем не менее на конференции была провозглашена «Декларация об объявлении независимости республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской республики)». 13 мая 1918 г. правительство Горской республики направило правительству РСФСР ноту о создании Горской республики и отделении ее от России. В своем протесте от 15 мая 1918 г. Советское правительство отказало в признании независимости Горской республики. Турция незамедлительно начала оказывать помощь ей в борьбе с большевиками. Наряду с Турцией на помощь Горской республике пришло и Мусаватисткое правительство Азербайджана. В эти дни Горская Республика проводит активную внешнеполитическую работу о ее признании другими державами. В конечном итоге представители Англии предложили правительству Горской республики объединиться с Терским казачеством и создать коалиционное правительство для оказания реальной помощи Деникину в его борьбе с большевиками. В результате Союзный совет (Парламент) Горской республики 15 декабря 1918 г. принял отставку кабинета А. М.Чермоева и 19 декабря того же года сформировал новый состав коалиционного правительства, в которое вошли и представители Терского казачества. Главой правительства был утвержден представитель Кабарды Пшемахо Томашевич Коцев. Было разработано Временное положение о Союзном Совете (Парламенте) Горской республики, согласно которому в состав парламента входили все бывшие члены и кандидаты в члены ЦК Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. В случае невозможности их вхождения в состав Совета замену их осуществляют национальные Советы пропорционально количеству населения (один представитель от 50 тыс. жителей). Однако между Горской республикой и Деникиным были серьезные разногласия. Дело в том, что Деникин не хотел признать Горскую республику из-за того, что она объявляла о своем выходе из России, с чем никак не мог согласиться Деникин. Борьба между ними закончилась в конечном итоге роспуском 24 мая 1919 г. парламента Горской республики. Часть парламента эмигрировала в Тифлис, где 2 сентября 1919 г. была созвана конференция представителей горских народов Кавказа для организации единого фронта борьбы против Добровольческой армии Деникина и восстановления Горской Демократической Республики. К этому времени Дагестан уже был занят Деникиным, где он установил свой режим во главе с генералом М. Халиловым. В парламент (союзный меджлис) Горской республики в эмиграции вошли 11 человек, в том числе А. Цаликов, Г. Баматов, А. Капланов, П. Коцев, А. Эфендиев и др. Несмотря на все их старания, попытка создания на Северном Кавказе независимой единой Горской республики в 1917–1919 гг. не удалась. Одной из главных причин этого было то, что их не поддерживали ни Деникин, ни большевики, ни державы Антанты, а также затягивание решения правительством Горской республики многих социально-экономических проблем, в том числе и земельного вопроса. В конце 1920 г. на Северном Кавказе вместо объединенного единого государства были созданы несколько национально-государственных образований. 13 ноября 1920 г. была провозглашена автономия Дагестана, а 17 ноября–Горская автономия, куда вошли кабардинцы, чеченцы, ингуши, осетины, балкарцы, карачаевцы, казаки и др. После провозглашения на Северном Кавказе Советской власти большевики развернули активную работу по созданию советской национальной государственности горцев. Итогом этой работы явилось, как было сказано, создание Автономной Дагестанской и Горской советских социалистических республик. Как и у представителей национально-государственных образований противников большевизма на Северном Кавказе, у создателей социалистической национальной государственности были заманчивые для народа лозунги и программы действия. Вот выдержки из выступления тогдашнего народного комиссара по делам национальностей И. В. Сталина на съезде народов Терской области 17 ноября 1920 г.: «Горцы должны знать, что Советская власть защищает граждан России одинаково, без различия национальности, все равно, являются ли они казаками или горцами… Давая вам автономию, Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы цари и угнетатели царские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России». Вообще идея создания Горской Автономной Республики была выдвинута С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе в противовес представителям оппозиции местной интеллигенции. В создании национальной социалистической государственности важную роль сыграл II съезд народов Терека, где была провозглашена Советская власть в крае и образована Горская Социалистическая Автономная Республика. Именно на этом съезде были созданы все государственные институты. Там же бывшая Терская область переименована в Терскую Автономную Советскую Республику в составе РСФСР. Съезд объявил также, что Терская Автономная Советская Республика является единственно законной властью на Тереке. На II съезде избрали новый состав Терского Народного Совета как высшего законодательного органа власти Горской Социалистической Автономной Республики и Совет народных комиссаров как ее высший орган исполнительной власти. От Кабарды в правительство Терской республики было избрано 7 человек, в том числе Б. Калмыков, М.Канкулов, Д. Шекихачев, Л. Бозиев, Т. Молов и др., от Балкарии – М. Энеев и Ю. Настуев. Органы Советской власти в округах начали устанавливать свой порядок. В Нальчике руководители Горской республики с помощью вооруженных отрядов разоружили находившихся здесь представителей оппозиции. Таким образом, как было сказано выше, 17 ноября 1920 г. на съезде народов Терской области во Владикавказе было объявлено об образовании Горской АССР. 20 января 1921 г. ВЦИК издал декрет «Об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР. А 16–22 апреля 1921 г. во Владикавказе прошел учредительный съезд Советов Горской АССР, завершивший всю организационную работу по созданию автономии горцев. Высшими органами государственной власти и государственного управления в ГАССР явились съезд Советов Горской Автономной Социалистической Республики, Центральный исполнительный комитет, Президиум ЦИК, Совет народных комиссаров и Народные комиссариаты Горской АССР. В 8-м пункте постановления ВЦИК об образовании ГАССР говорится, что «Автономная Горская Социалистическая Советская Республика делится на шесть административных округов, каждый со своим окружным исполкомом: 1)Чеченский, 2) Ингушский, 3) Осетинский, 4) Кабардинский, 5) Балкарский, 6) Карачаевский». В примечании к этому пункту говорится, что «города Владикавказ и Грозный с нефтяными промыслами выделяются в самостоятельные административные единицы, подчиняющиеся непосредственно Центральному исполнительному комитету и Совнаркому РСФСР». Органами государственной власти в округах явились окружные съезды Советов рабочих, горских, красноармейских и казачьих депутатов, избиравшиеся в соответствии с общими принципами Конституции РСФСР 1918 г., т. е. избирательным правом пользовались не все граждане края, а те, которые поддерживали Советскую власть. Окружные исполкомы были ответственны перед окружным съездом Советов, а также непосредственно подотчетны ЦИКу и Совнаркому Горской АССР. Таким образом, создание социалистической национальной государственности на Тереке явилось знаменательным событием в жизни горцев, в развитии их экономики и культуры. Однако следует отметить, что в определении административно-территориальных границ между горцами значительная часть кабардинских земель отходила соседним народам. В частности, в постановлении ВЦИК об образовании ГАССР говорилось: «Образовать Автономную Горскую Социалистическую Республику как часть РСФСР, в состав коей включить территорию, занимаемую ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарцами, карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними, а именно: а) Чеченский округ (бывшие Веденский и Грозненский округа, речная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего Сунженского отдела); б) Владикавказский округ (Осетия и западная часть бывшего Сунженского отдела); в) Кабардинский округ (северная часть Нальчикского округа); г) Балкарский округ (южная часть бывшего Нальчикского округа); д) Карачаевский округ (западная часть бывшего Нальчикского округа, южная часть Пятигорского отдела и южная часть Батал-пашинского отдела Кубанской области)». Туда входили и черкесы (К. У.). Этот перечень округов ГАССР и определение их границ ущемляли в первую очередь интересы кабардинцев, и для детального разрешения этой проблемы предлагалось создать специальную комиссию с участием всех заинтересованных сторон. Проблемы с границами возникли прежде всего из-за того, что при создании ГАССР, как видно из вышеприведенного документа ВЦИК РСФСР, Нальчикский округ разделялся на три части и немало кабардинских земель переходило соседним народам. Руководство ГАССР с самого начала его существования не учитывало в полной мере интересы кабардинского народа. Фактически получалось так, что Кабарда больше потеряла от Советской власти, чем при прежнем режиме, хотя и в предыдущие периоды ее истории немалое количество кабардинских земель периодически волевым решением властей передавалось соседним народам. Поэтому много споров происходило в этот период между кабардинцами и последними. В этой связи есть любопытный документ из высказываний Умара Алиева, бывшего заведующего отделом горцев при Наркомнаце СНК РСФСР, а затем председателя карачаевского окрисполкома, человека, принимавшего непосредственное активное участие в национально-государственном строительстве на Северном Кавказе в 1918–1923 гг.: «Попытка Горской республики, прежде всего, разрешить земельный голод горских народов одним лишь внутренним перекраиванием наличия горских земельных фондов с самого начала была обречена на неуспех. Единственные среди горских народов, более или менее обеспеченные землей кабардинцы прежде всего не соглашались на урезку своей национальной территории, ибо это похоже было бы не на получение от революции, а потерю того, что имели они раньше. А на кабардинские земли со всех округов, Осетии, Ингушетии, с одной стороны, Карачая, с другой стороны, направлялись взоры, и видели только в урезке этих земель спасение положения. Не было принято своевременное решение по разрешению земельного голода среди горских народов за счет расширения земельной площади вне пределов Горской республики». Кабарда на протяжении последних веков терял свои исконно исторические земли. Этот процесс приобрел широкий размах в XVIII–XIX вв., особенно в результате Кавказской войны и аграрной реформы, когда на территории Кабарды осуществлялось массовое строительство военных крепостей и укреплений, образовывались казачьи поселения и населенные пункты русских и украинских крестьян и выделялись земельные участки из кабардинской территории соседним народам. Этот процесс постепенного сокращения территории Кабарды продолжился и в ХХ в., особенно после образования ГАССР, в составе которой оказалась Кабарда. Чтобы не быть голословными, мы приведем некоторые данные из материалов земельной комиссии ВЦИК по разрешению земельного вопроса между Кабардой и Горской АССР. Как было отмечено выше, отчуждение кабардинских земель в пользу соседей имело место и в предыдущие периоды и даже в прошлые века. Например, только в 1913 г. балкарским обществам было передано 42 588 дес. кабардинских земель, и не самых плохих угодий. В 1918 г. при социализации частновладельческих кабардинских земель балкарцам было отведено еще 12 543 дес., карачаевцам – 32 000 дес., Осетии – 6341 дес., Ингушетии – 1010 дес. В материалах ВЦИК говорится, что оставшиеся недовольными представители Балкарии и Карачая совместно с представителями Осетии и Ингушетии стали вновь настаивать перед Центром на новых заявках на кабардинские земли. Карачай потребовал прирезки кабардинских земель в количестве 100 000 дес., Балкария – 50 000, Осетия и Ингушетия – 109 000. Выездная комиссия ВЦИК под председательством Дмитриева после двух месяцев работы на местах постановила передать Балкарии еще 10 000 дес., Карачаю – 32 500. Претензии Осетии к Ингушетии были отвергнуты. Всего в пользу соседей от Кабарды было отторгнуто и передано им 135 937 дес. земли. Только с 1918-го по 1921 г. земельные угодья Кабарды сократились на 30 %. Но некоторые руководители ГАССР этим не удовлетворились, вновь поставив перед правительством РСФСР вопрос о проведении границ между Кабардой и Осетией по р. Терек, т. е. о передаче ей всей Малой Кабарды с населением и землями последней в количестве около 70 тыс. десятин. Таким образом, на основе «уравнительности» и «социализации» они хотели довести до «уровня» Кабарды по наличию земли и соседние народы. Эти руководители и представители соседних народов забыли, что кабардинцы постепенно передавали им земли своей исторической территории, которые не одно столетие защищали от многочисленных врагов с оружием в руках их предки и берегли ее, трудились на ней. К сожалению, до сих пор не закончился этот процесс сокращения территории Кабарды, и давно настало время принципиальной постановки этого вопроса на уровне государства. Это все благодатная почва для обострения социально-политической и без того напряженной обстановки на Северном Кавказе. Нужны в разрешении этих вопросов цивилизованные, гуманные методы и не надо ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля. Следует признать, что политика центра в разрешении проблем административно-территориальных границ между Кабардой и ее соседними народами была односторонней и не всегда учитывала интересы Кабарды. Эта политика еще больше проявилась в постоктябрьский период. Территориальный фактор приобретает особенно острый характер в период существования ГАССР, когда центр проводит политику уравниловки между горцами в землепользовании и землевладении за счет кабардинских территорий. В этом плане наглядный пример – деятельность комиссии, созданной центром 27 января 1921–1941 гг. под председательством В. И. Невского, призванной изучить вопрос о наделении землей горских народов. Эта комиссия вынесла решение о необходимости уравнительного распределения земель между горцами Терека, и такой принцип был положен в основу концепции решения проблемы установления территориальных национальных границ в ГАССР. Территориальный фактор явился одной из важнейших причин постановки вопроса Кабардой о ее выходе из ГАССР вскоре после завершения работы этой комиссии. Таким образом, можно сказать, что политика центра спровоцировала Кабарду на этот шаг. В начале 20-х гг. ХХ столетия Кабарда потеряла около 200 000 дес. земли своей территории. Но об этом более подробно будет сказано ниже. После окончания Гражданской войны и перехода страны на мирный путь развития большевистское руководство перешло к конкретным практическим мерам по решению многих проблем национальных отношений в нашей стране. К чести большевиков, они решили многие проблемы этого очень важного вопроса и сдержали слово, данное всем национальностям России до установления своего режима. И одним из таких программных заявлений было предоставление всем народам политического национального самоопределения. С переходом на мирный путь развития меняется и суть постановки национального вопроса. Теперь нужно было ликвидировать фактическое неравенство всех народов во всех сферах общественной жизни, в том числе в создании национальной государственности. Для претворения в жизнь программных заявлений партии по национальному вопросу историческое значение имели решения Х съезда большевистской партии (март 1921 г.). По национальному вопросу «съезд указал на необходимость наряду с созданием промышленности в национальных районах развить и укрепить советскую государственность, действующие на родном языке органы власти и управления хозяйством, суд, прессу, школу, театр и пр., ускорить подготовку национальных кадров, чтобы «помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед Центральную Россию». Таким образом, первые месяцы существования ГАССР и ее функционирование как многонациональной государственности горцев Северного Кавказа и их переход к мирной жизни на самом деле показали, что Горская Автономная Республика – не самая лучшая форма национальной государственности в крае. Сразу выявилась экономическая, политическая и культурная нецелесообразность нахождения всех народов Терека в рамках автономной единой государственности. Гораздо целесообразнее было вхождение каждого или двух народов в состав РСФСР со своими национальными формами государственности. Поэтому Кабарда первая поставила вопрос о ее выделении из ГАССР с прямым и непосредственным вхождением в РСФСР. Она, как федерация, основанная на автономии, – это не только государственно-правовая форма объединения малых наций вокруг более развитой и крупной нации, – отмечали специалисты,– но и форма оказания ею помощи этим нациям (народностям) в государственно-политическом и культурном развитии. Исходя из всего этого, 21 мая 1921 г. президиум Кабардинского окружного исполкома по докладу его председателя Б.Э.Калмыкова принял следующее решение: «Ввиду отсутствия определенной экономической связи Кабарды состальной частью ГАССР поручить т. Калмыкову поставить вопрос о выделении Кабарды в отдельную автономную область перед ГорЦиком и Горсовнаркомом… В случае отклонения последними этого ходатайства вопрос перенести на обсуждение высших органов власти РСФСР». Этот вопрос обсуждался во всех партийных организациях и советских органах Кабарды. В резолюции IV съезда Советов Кабардинского округа о выделении Кабарды в автономную область 13 июня 1921 г. отмечалось: «Заслушав доклады с мест и резюме председателя съезда, IV съезд Советов Кабардинского округа, выражая твердую и неуклонную волю всех без исключения трудящихся Кабарда, учитывая весь обмен мнений по данному вопросу как на местах – в аулах и селениях, так и на заседаниях своих отмечает, что ни одного голоса возражения не раздавалось, что для выполнения истинного мнения масс Кабарда повсеместно отошла от своих старых традиций и допустила обсуждение этого вопроса и на женских собраниях, что эти собрания показали, что наши матери, сестры и дочери мыслят одинаково с нами. Исходя из этого единогласного решения всего народа, а также полного и добровольного согласия представителей проживающего в Кабарде русского, немецкого, еврейского и осетинского населения, съезд постановляет: 1. Просить высшие органы власти ГАССР о выделении трудящихся Кабарды и находящегося среди них иногороднего населения в Кабардинскую автономную область. 2. Поручить президиуму съезда и исполнительному окружному комитету Советов немедленно предоставить обстоятельный доклад по этому решению в высшие органы власти РСФСР и ГАССР». На IV съезде Советов Кабардинского округа присутствовали и представители Горского обкома партии. На съезд был приглашен народный комиссар по делам национальностей при СНК РСФСР И. В. Сталин, лечившийся в то время в Нальчике. Не имея возможности по состоянию здоровья принять участие в его работе, он 12 июня прислал съезду приветственное письмо следующего содержания: «Председателю съезда Советов Кабардинского округа тов. Калмыкову. Передайте мой горячий братский привет делегатам съезда и скажите им, что я, к большому своему сожалению, не могу принять участия в работе съезда, что, несмотря на невозможность присутствовать на съезде, я душой с ними, с делегатами Кабарды, и желаю им полного успеха в нынешнюю трудную минуту, когда народы великой Советской Федерации переходят к хозяйственному строительству, а маленькая Кабарда, отдавая дань общей строительной работе, старается, кроме того, выделиться в автономную область и теснее связаться с Центральной Россией для успешной борьбы за свое хозяйственное преуспевание. От всей души желаю вам, товарищи, дружной работы и полной победы на хозяйственном фронте». После неоднократного и тщательного обсуждения данного вопроса в высших органах власти ВЦИК РСФСР 1 сентября 1921 г. решил данный вопрос положительно. В частности, в выписке из протокола заседания Президиума ВЦИК о выделении Кабарды из состава Горской Автономной Республики сказано: «Слушали: 1) О Кабардинской автономной области (внесено Народным комиссариатом). Постановили: ВЦИК постановляет: 1) Выделить из территории Автономной Горской ССР автономную область кабардинского народа, непосредственно связанную с РСФСР в составе следующих округов с лесами и пастбищами, входящими в эти округа: а) Баксанского, б) Нальчикского, в) Урванского, г) Мало-Кабардинского». По каждому перечисляются все населенные пункты. Территория Кабарды была определена в рамках административной границы 1917 г. с включением в ее состав станиц Пришибской, Котляревской, Александровской. Так была образована Кабардинская автономная область, непосредственно и прямо связанная с РСФСР. Теперь Кабарда могла решить все свои вопросы более самостоятельно. Таким образом, Кабарда получила больше возможности отстаивать свои интересы и защитить свою территорию от посягательств руководства ГАССР. Решение ВЦИК РСФСР закрепило в законодательной форме волю кабардинского народа к обретению собственной национальной государственности. Следует здесь отметить, что этот важный вопрос для кабардинского народа решался демократично, на основе российского и местного законодательства. Фактически, можно сказать, был проведен своеобразный референдум среди всех жителей Кабарды, в том числе и русского, осетинского, еврейского и других народов, которые тоже были согласны на выход Кабарды из ГАССР. Этот вопрос обсуждался партийными организациями и государственными органами. В его обсуждении принимали участие все слои общества, в том числе и женщины Кабарды. Все это говорит о его демократическом решении. Поэтому и центральные органы власти решили этот вопрос в пользу выделения Кабарды из ГАССР и образования отдельной автономной области Кабарды. Решение руководства Российской Федерации о выделении Кабарды в автономную область было встречено кабардинцами и другими народами, проживавшими в области, с большой радостью. 25–30 ноября 1921 г. в Нальчике состоялся Учредительный съезд Советов Кабардинской автономной области, на котором присутствовали представители всех классов и слоев общества. В работе съезда приняли участие в качестве приглашенных командующий Северо-Кавказским военным округом, член ВЦИК и ЦК РКП (б) К. Е. Ворошилов, командующий Первой конной армией С. М. Буденный, а также член военного совета Северо-Кавказского военного округа А.С.Бубнов и военный комиссар Терской губернии А. М. Беленкович. Учредительный съезд избрал первый исполнительный областной комитет Кабардинской автономной области в количестве 30 человек под председательством Б. Калмыкова. Первыми почетными его членами были И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе, С. М. Буденный. Членами облисполкома избраны, кроме Б. Калмыкова, Х. Карашаев, Ф. Фадеев, Н. Катханов, А. Кокожев, Д. Шекихачев, М. Ткаченко, Л. Бозиев, И. Боровицкий, З. Мидов, Х. Кошоков, А. Крутов и др. Облисполком Кабарды получил права губернского исполкома. Для защиты экономических, политических и культурных интересов Кабарды в высших органах государственной власти страны 15 декабря 1921 г. при Наркомнаце РСФСР было создано представительство Кабардинской автономной области (с января 1922 г. представительство КБАО: оно существовало до 1939 г. – К. У.). Остальные члены ГАССР после этого поняли нецелесообразность нахождения в составе такой многонациональной республики, и в январе 1922 г. Балкария и Карачай вышли из Горской автономии, а в ноябре 1922 г. – Чечня. Декретом ВЦИК РСФСР от 7 июня 1924 г. была упразднена Горская автономия как отдельно не существующая административно территориальная единица. В частности, в Декрете РСФСР об упразднении ГАССР от 7 июля 1924 г. говорится: «В согласии с волеизъявлением народностей, населяющих Автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику, и в целях скорейшего развития классового самосознания национальностей, входящих в состав Автономной Горской Социалистической Советской Республики, а также в целях наиболее широкого вовлечения трудящихся масс этой республики в дела советского государственного управления, Всероссийский центральный исполнительный комитет, в отмену своего декрета от 20 января 1921 г. об Автономной Горской Социалистической Советской Республике, постановляет: 1. Автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику упразднить, расчленив ее, по национальному признаку, на две автономные области – Северную Осетию и Ингушетию, на автономную административную единицу – Сунженский округ – и выделив город Владикавказ в самостоятельную административную единицу. 2. Автономные области Северная Осетия и Ингушетия входят в состав Российской Социалистической Советской Республики и имеют свой административный центр в городе Владикавказе. 3. Вся полнота власти в автономных областях Северной Осетии и Ингушетии принадлежит областным съездам Советов и избираемым исполнительным комитетам, действующим на правах исполнительных губернских комитетов». Здесь следует отметить, что во время обсуждения вопроса выделения Кабарды из ГАССР кабардинские руководители одновременно установили контакт с руководством Балкарского окрисполкома и окрнаркома для выяснения их отношения к данной проблеме. При этом было указано также на отрицательные последствия искусственного разделения Кабарды и Балкарии на два самостоятельных административных округа. Даже географическое положение Балкарии, не говоря уже о давних и тесных экономических и культурных контактах между двумя братскими народами, отдельно от Кабарды было невозможно в рамках РСФСР. 2 июня 1921 г. на объединенном заседании Кабардинского и Балкарского окрнарткомов, где решался вопрос о созыве съезда Советов для обсуждения выделения Кабарды из ГАССР, председатель Балкарского окрнаркома М. А. Энеев заявил, что выделение Кабардинского и Балкарского округов из Горской республики и их вхождение в состав РСФСР имеет ля этих народов в экономическом и культурном отношении громадное значение. «…Что касается Балкарии,– отметил он, – то она, как связанная во всех отношениях с Кабардой, должна будет присоединиться к решению съезда Советов Кабардинского округа». После выделения Кабарды из ГАССР в отдельную автономную область встал вопрос о дальнейшей судьбе Балкарии. Она не могла оставаться в дальнейшем в составе ГАССР, потому что она еще больше, чем Кабарда, была оторвана от нее. Отделенная от других соседей (Осетии, Карачая, Грузии) горными хребтами, Балкария имела выход на плоскость только через Кабарду. Эта особенность географического ее расселения предопределяла резко выраженную экономическую зависимость Балкарии от Кабарды, невозможность ее успешного развития во всех областях без тесного сотрудничества с ней. Такое сотрудничество было выгодно обоим народам –и кабардинцам и балкарцам. Эти соображения и были изложены в информационном докладе Балкарского оргбюро РКП (б) и окрисполкома в коллегию Народного комиссариата по делам национальностей от 9 декабря 1921 г. «О выделении балкарского округа из Горской республики в автономную административную единицу». В докладе говорилось: 1) город Нальчик является единым политическим, экономическим и культурным центром для Кабарды и Балкарии; 2) на ярмарке в Нальчике происходит постоянный товарообмен балкарских шерстяных и молочных изделий на кабардинский хлеб, главным образом, на кукурузу. Кукурузы своего производства Балкарии хватает лишь на 20 дней в году; 3) весной и осенью балкарский скот (главным образом овцы) должен спускаться на кабардинскую плоскость, на молодую траву, так как нагорные пастбища месяца на полтора позже освобождаются от снега и на такой же срок раньше покрываются им осенью. Своего же сена балкарцам не хватает; 4) Кабарда и Балкария имеют общее лесное хозяйство; 5) разрешение земельного вопроса с Кабардой невозможно, оставаясь в Горской АССР, вследствие подчиненности Кабарды непосредственно центру – РСФСР. Эти доводы были довольно убедительными для руководства РСФСР, и оно согласилось на выделение Балкарии из ГАССР, но с условием, что Балкария с Кабардой объединятся и образуют одну автономную область. 16 января 1922 г. ВЦИК РСФСР постановил: «Образовать объединенную Кабардино-Балкарскую автономную область, непосредственно связанную с РСФСР, выделив для сего из состава Горской Автономной Республики территорию, занимаемую ныне балкарцами, и объединив Балкарию с Кабардой». Однако фактически объединение Балкарии с Кабардой и создание единого областного органа власти затянулось до конца 1922 г., т. е. этот процесс длился целый год. Дело в том, что некоторые балкарские руководители во главе с М.Энеевым в это время неожиданно изменили свое прежнее решение о присоединении Балкарии к Кабарде и подняли вопрос перед руководством Российской Федерации о выделении Балкарии в самостоятельную автономную область. В докладной записке балкарской делегации в Наркомнац указывалось на нецелесообразность слияния Балкарии с Кабардой «в данный период до уничтожения экономического господства Кабарды вследствие ее многоземелья». Для выяснения мнения балкарского народа по данному вопросу во всех балкарских населенных пунктах проводились собрания и сельские сходы, где каждый желающий высказывал свое мнение, после чего принимались соответствующие резолюции и постановления. Везде голосовали за присоединение Балкарии к Кабарде и создание единой автономной области. Например, на сельском сходе в сел. Безенги основоположник балкарской литературы Кязим Мечиев заявил: «Мы испокон веков со своими соседями кабардинцами жили и живем как одна семья, нам надо просить вышестоящие органы добровольно присоединить нас к Кабарде и создать единую автономию». Кроме этого, в течение 1922 г. проходили различного рода собрания, совещания, как совместные, так и раздельные, представителей партийных, советских и других организаций Кабарды и Балкарии, на которых обсуждался этот вопрос. Тем не менее продолжал оставаться спорным вопрос о принципах формирования объединенного облисполкома. Руководство Кабарды никак не соглашалось с принципом паритетности при создании объединенного Кабардино-Балкарского областного исполкома, поскольку численность кабардинцев во многом превышала численность балкарцев. Обращаясь по этому поводу во ВЦИК, председатель кабардинского облисполкома Б.Калмыков в апреле 1922 г. поставил перед ВЦИК вопрос о необходимости пересмотра решения об образовании Кабардино-Балкарской автономной области, введя в него следующие изменения: 1. Каждая национальность представительствует в объединенном (областном) исполкоме пропорционально количеству населения. 2. В Балкарии действует свой национальный исполком на правах окружного исполкома 3. В Кабарде действует 2 окрисполкома (по количеству округов). При этом Б.Калмыков обращал особое внимание на то, что «местные условия не позволяют до сего времени сконструировать областной исполком по вышеизложенной конструкции, причиной чему является решительный протест населения Кабарды, права коего приравнены к правам населения Балкарии, численностью в десять раз меньшего». В июне 1922 г. Кабардинский обком партии вновь поставил вопрос о принципах и механизме образования объединенного исполкома перед ЦК РКП (б) и ВЦИК. Отметив, что создание областного органа на паритетных началах «вызовет лишь развитие и углубление национализма среди балкарского, кабардинского и других народов», обком партии решил «наиболее целесообразным создание Кабардино-Балкарского облисполкома на основании Конституции РСФСР» и просил ВЦИК пересмотреть свое постановление. В связи с этими обращениями руководства Кабарды, а также учитывая, что некоторые лидеры Балкарии еще настаивали на создании отдельной Балкарской автономии, Президиум ВЦИК поручил Наркомнацу вновь рассмотреть этот вопрос. И он был обсужден на пленуме Кабардинского обкома партии. По выдержкам из протокола заседания Кабардинского областного комитета партии, которое проходило 9 июля 1922 г. с участием члена оргбюро Балкарии Келлета Ульбашева, видно, как этот вопрос обсуждался и насколько он был серьезным для кабардинского и балкарского народов. Например, в своем докладе по данному вопросу Павлович отмечал, что «Балкария в данный момент не вошла в общий состав автономной области, мы, как соседняя область, входящая в единую Федерацию России, и как члены единой РКП, весьма интересуясь жизнью небольшого народа (тогда население Балкарии составило 26 тыс. человек.– К. У.), долгие годы жившего рука об руку с кабардинцами, должны наконец знать, что же делается в Балкарии, имеется ли там, на местах, Советская власть, Коммунистическая партия или там ничего не имеется, так как мы знаем, что сейчас, вот уже больше месяца, здесь, в руководящем органе Балкарского исполнительного комитета, сидит один тов. Ульбашев, который один, конечно, проводить какую бы то ни было работу на местах не может». Б. Калмыков в своем докладе на этом же заседании обкома партии отметил, что «Кабарда и Балкария – это две народности, которых ни политически, ни экономически разделить нельзя, и если даже мы возьмем дореволюционный период времени, то мы увидим, что крестьянин-кабардинец и крестьянин-балкарец жили все время мирно, и никакой национальной вражды между ними не было, а если вражда и была, так это только между верхами, «князьями»… В 1918 г. была создана межведомственная комиссия, которая и разрешила земельный вопрос между Кабардой и Балкарией, и часть кабардинских земель была передана балкарцам. Со стороны кабардинских крестьян никаких протестов не было». Б. Калмыков далее отметил, что «вплоть до приезда т. Энеева, который с самого своего приезда начал подымать вопрос о том, что между Кабардой и Балкарией существуют какие-то разногласия и даже вражда, с чем, конечно, ни в коем случае согласиться я не мог, так как отлично знал настроение кабардинских крестьян и крестьян балкарских. И вот в довершение всего этого Энеевым был поднят вопрос о выделении Балкарии в самостоятельную единицу без нашего ведома, и все время, пока длился процесс выделения Балкарии, я был против этого, так как я знал, что для балкарцев это выделение нежелательно и что от этого выделения они много теряют». Самый главный вопрос, по которому разгорелся спор между руководством Кабарды и некоторыми руководителями Балкарии, был вопрос, по какому принципу формировать объединенный исполнительный областной комитет. По этому вопросу далее на этом же заседании обкома партии Б.Калмыков сказал: «При решении вопроса во ВЦИК и слиянии было решено организовать Кабардино-Балкарский исполнительный комитет на паритетных началах (одинаковое количество представителей Кабарды и Балкарии в облисполкоме независимо от разницы количества населения Кабарды и Балкарии. – К. У.), там же мною было заявлено, – говорил он,– что писать специальную конституцию для нас не следует, но для сохранения дружеских взаимоотношений и чтобы не создавать трений, я предложил создать исполком на одинаковом представительстве, включая представительство от русских в таком же составе, земельный вопрос разрешен» (т. е. очередной раз были выделены Балкарии земельные участки из территории Кабарды. – К. У.). Во ВЦИК и Наркоманце внимательно изучили материалы, поступившие с мест (постановление Кабардинского блисполкома, сообщение членов комиссии ВЦИК и т. д.). 13 июля 1922 г. на заседании коллегии Наркомнаца еще раз обсуждался вопрос о взаимоотношениях Кабарды и Балкарии и принято окончательное постановление: а) признать выделение Балкарии из объединенной Кабардино-Балкарской автономной области в особую автономную область нежелательным и не соответствующим развитию экономических и культурных сил как Балкарии, так и Кабарды; б) отметить, что решение Президиума ВЦИК от 20 июня исходит из существования единой Кабардино-Балкарской автономной области, тесно объединяющей Кабарду и Балкарию, и поэтому выделение Балкарии потребует пересмотра земельного вопроса: в) считать, что в объединенном исполкоме Кабардино-Балкарской области должно быть представлено 1/3 голосов населения Балкарии и 2/3 голосов населения Кабарды. Последний пункт данного постановления вызвал возражение со стороны балкарских руководителей, которые требовали проведения в жизнь решения Президиума ВЦИК от 16 января 1922 г. о представительстве в облисполкоме кабардинцев и балкарцев на паритетных началах. Они не считались с тем, что указанные паритетные начала были отменены решением ВЦИК от 13 июля 1922 г. и противоречили Конституции РСФСР, принятой в 1918 г. Кабардинцы в свою очередь настаивали, чтобы представительство в облисполкоме строилось пропорционально количеству населения в соответствии с Конституцией. Вопрос неоднократно обсуждался в коллегии Наркомнаца. 19 июля 1922 г. коллегия Наркомнаца постановила просить ВЦИК об изменении своего постановления от 16.01.1922 г. в связи с необходимостью организации объединенного исполкома Кабарды и Балкарии на паритетных началах, обосновав это тем, что это «единственный правильный путь для изживания национальных недоразумений между Кабардой и Балкарией». Коллегия Наркомнаца волевым решением обязала «Кабардинский и Балкарский национальные исполкомы под личной ответственностью т. Калмыкова и т. Энеева в двухнедельный срок организовать объединенный исполком на паритетных началах». О том, что указанный принцип образования объединенного исполкома был навязан сверху, без учета интересов кабардинского народа, свидетельствует пункт № 2, где говорится: «Наркомнацу не отпускать никаких средств по распределяющимся кредитам ни Кабарде, ни Балкарии впредь до получения от Наркомнаца сообщения о состоявшейся организации объединенного Кабардино-Балкарского исполкома». В этих условиях руководству Кабарды ничего не оставалось, кроме как согласиться с таким антиконституционным решением Москвы, и 17 августа 1922 г. Кабардинский обком и Балкарское оргбюро РКП (б) утвердили «Положение по объединению Кабарды и Балкарии». 22 августа 1922 г. при рассмотрении вопроса об объединении Кабарды и Балкарии на пленуме Исполнительного комитета Кабарды было высказано несогласие с паритетным принципом формирования объединенного Исполкома. Тем не менее первый съезд Советов, который состоялся 9 декабря 1922 г. в Нальчике, окончательно оформил объединение Балкарии с Кабардой и образование автономной единой области в составе РСФСР. Съезд обсудил вопросы экономического развития области, здравоохранения, народного образования и избрал облисполком из 30 человек под председательством Б. Калмыкова и его заместителя М. Энеева. Структура пленума облисполкома была определена следующим образом: всего членов пленума – 15 человек, в том числе 5 русских, 5 кабардинцев и 5 балкарцев; большой пленум – 7 человек (2 русских, 2 кабардинца, 2 балкарца и 1 секретарь обкома РКП (б); малый президиум – 5 человек (1 – председатель, 2 заместителя, 1 – из заместителей предисполкома Балкарии, 1– секретарь обкома РКП (б). Как было отмечено выше, принцип паритетности при формировании этих органов власти ущемлял интересы самого многочисленного населения области – кабардинцев. Это не соответствовало никаким нормам международного права и Основного Закона страны – Конституции. Завершение организованных мероприятий по формированию органов власти Кабардино-Балкарской автономной области в составе Российской Федерации практически совпало с образованием (30 декабря 1922 г.) Союза Советских Социалистических Республик. Учитывая экономическое положение Кабардино-Балкарии, которое сложилось после революций и Гражданской войны, государство выделило области зерно, сельскохозяйственные машины, все необходимое для поддержания нормальной жизни в крае. Огромную материальную помощь оказали КБАО братские народы Советского Союза – русские, украинцы, грузины и др. Активнее осваивались природные богатства самой Кабардино-Балкарии. Государство стало больше уделять внимания государственному устройству на Северном Кавказе. 1 июня 1924 г. решением Президиума ВЦИК был образован Юго-Восточный край, переименованный 16 октября того же года в Северо-Кавказский. Такая необходимость обусловливалась тем, что без помощи таких промышленных и культурных центров, как Ростов-на-Дону, Таганрог, Краснодар, Ставрополь и др., горцы не могли обеспечить ускоренное экономическое, социальное и культурное развитие своих национальных автономий. Вхождение в состав Северо-Кавказского края автономных областей ни в коей мере не означало ущемления их прав. В декрете ВЦИК от 26 января 1925 г. указывалось, что автономные области входят в край в качестве самостоятельных административно-хозяйственных единиц с «оставлением неприкосновенными ранее предоставленных им прав». Управление Кабардино-Балкарской автономной областью, первой вошедшей в состав Северо-Кавказского края, осуществлялось исполнительным областным комитетом, избиравшимся на областных съездах Советов. В сфере местного бюджета, землепользования и землеустройства, внутренних дел и судопроизводства, народного образования, здравоохранения, местного хозяйства и социального обеспечения Кабардино-Балкария сохраняла свою самостоятельность, согласовывая с общекраевыми хозяйственными органами свои планы лишь по местному хозяйству, бюджету. В сфере финансово-налоговой, труда, рабоче-крестьянской инспекции, внутренней торговли и статистики она, как и другие автономные области, подчинялась директивам как центральных органов власти, так и крайисполкома. В ведении исполнительного краевого комитета оставались только торговля, железнодорожный транспорт и управление почтово-телеграфной сетью. В случае несогласия крайкома с постановлением Кабардино-Балкарского облисполкома оно им опротестовывалось в Президиуме ВЦИК. В случае же несогласия Кабардино-Балкарского облисполкома с постановлением и распоряжением краевого исполкома и его президиума он мог их действия приостановить на территории области с одновременным обжалованием в Президиуме ВЦИК. Кабардино-Балкария, как и другие национальные области, имела право непосредственного сношения с Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни общества, которые произошли в 20-е – первой половине 30-х гг., создали объективную необходимость принятия новой Конституции страны. И 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР. Она отразила и те важные изменения, которые произошли в 1936 г.: преобразование Казахской и Киргизской автономных республик в союзные, непосредственное вхождение в том же 1936 г. в состав СССР Азербайджана, Армянской и Грузинской советских республик, ранее составлявших Закавказскую СФСР, образование новых автономных республик, автономных областей, национальных округов и т.д. В Конституции СССР 1936 г., в частности, было зафиксировано образование в составе РСФСР новой автономной республики – Кабардино-Балкарской АССР. Переход от автономной области к автономной республике для Кабардино-Балкарии, как и для других национальных областей, означал переход к более высокой форме национальной государственности: от административно-политической к государственно-политической. Другими словами, с 1936 г. КБАССР – советское социалистическое государство кабардинцев и балкарцев, являющееся составной частью РСФСР и осуществляющее свою государственную власть на началах автономии. Став государством, Кабардино-Балкария, как и другие автономные советские республики, получила свои высшие органы государственной власти – Верховный Совет и Президиум Верховного Совета, правительство – Совет Министров, а также министерства, иные центральные органы государственного управления и свой Верховный суд. Вскоре после преобразования Кабардино-Балкарской области в автономную республику были проведены важные политические и организационные мероприятия. Проект Конституции КБАССР, разработанный специальной Конституционной комиссией, был опубликован в местной печати для всенародного обсуждения и внесения в него поправок и дополнений. После его всенародного обсуждения Х Чрезвычайный съезд Советов КБАССР 24 июня 1937 г. утвердил Конституцию республики. После принятия Конституции КБАССР 26 июня 1938 г. состоялись выборы в высшие представительные органы РСФСР и КБАССР. В конце июня 1938 г. состоялась первая сессия Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР. Верховный Совет избрал Президиум Верховного Совета во главе с депутатом М. Г. Канкуловым и образовал правительство – Совет народных комиссаров, которое возглавил депутат И. О. Черкесов. 2 июня 1940 г. Конституция КБАССР, как и других автономных республик, была утверждена Верховным Советом РСФСР. В Конституции КБАССР было отражено, что Кабардино-Балкария имеет свою территорию, которая не может быть изменена без ее согласия, имеет государственный герб, государственные флаги, свое гражданство, причем гражданин КБАССР являлся одновременно гражданином РСФСР и СССР. Автономной республике предоставлялись широкие полномочия по осуществлению руководства и управления на ее территории. В частности, по Конституции КБАССР (статья 18) ведению республики в лице высших органов власти и органов управления стали подлежать: установление Конституции республики, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее соблюдением; установление районного деления республики, границ районов городов и внесение на утверждение Верховного Совета РСФСР; законодательство КБАССР, охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народно-хозяйственного плана КБАССР; утверждение бюджета республики и отчета о его исполнении, установление в соответствии с законодательством СССР и РСФСР государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов и т. д. Таким образом, в 20–30-е гг. ХХ столетия, при всей противоречивости политики большевистского государства за период своего существования, сделано много позитивного для всех народов, которые населяли нашу страну, в том числе и для кабардинцев и балкарцев. И одним из значительных явлений в их жизни является то, что они получили, пусть во многом «усеченную», формальную, но свою национальную государственность. Это был большим событием в их политическом самоопределении и явилось необходимым условием для развития экономики и культуры народов. Да, сам факт, что в 20–30-егоды одни народы СССР получили свою национальную государственность, является положительным моментом, но народы СССР получили разные формы государственности: союзную республику, автономные области и т. д., которые имели разные права и возможности, является недемократичным. Но если исходить из того положения, в котором эти народы находились в политическом отношении при царской России, то это было их большим достижением.
§ 2. Кабарда и Балкария в период новой экономической политики (НЭП) (1921–1928) После окончания империалистической и Гражданской войны страна приступила к мирной, созидательной жизни: экономика фактически находилась в руинах. Промышленные предприятия не работали, сельское хозяйство пришло в упадок, народ голодал. В этих условиях участились случаи выступления народных масс, выражавших свое недовольство политикой Советского государства. Появилась реальная угроза разрушения самого государства. Огромный ущерб был нанесен стране революцией и Гражданской войной. К 1920 г. территория Кабарды и Балкарии составила 11 500 кв. км., население – 165 488 человек, в том числе 116 057 кабардинцев, 23 680 балкарцев,22 740 русских, 4036 осетин, 2152 кумыка, 2095 немцев,1991 евреев и свыше 1400 человек других национальностей. Сельское население Кабарды и Балкарии составило96 %, в слободе Нальчик и на железнодорожных станциях проживало только 4 % населения области. За годы социально-политических потрясений предыдущих лет значительно пострадала главная и единственная отрасль экономики – сельское хозяйство. Посевная площадь 1920 г.по сравнению с 1913 г. сократилась более чем на 52 %,а поголовье скота сократилось в три с лишним раза. Положение усугубилось тем, что в 1921г. на Кабардино-Балкарию обрушились засуха и неурожай. От засухи в 1921 г.пострадало 2/3 крестьянских хозяйств области, главным образом равнинной части ее территории, где производилось в основном зерно. От бескормицы погибал оставшийся скот. Число голодающих по самым заниженным цифрам в начале1922 г. достигло около 70 тыс. человек. Сельское хозяйство базировалось на примитивной технике, не хватало тягловой силы. Существующая система изъятия государством произведенной крестьянами продукции – продразверстка – душила их. Не было никакого материального стимула для высокопроизводительного труда. Крестьянин все время жил в ожидании того, что все равно государство изымет всю произведенную продукцию. К весне крестьянин оставался даже без семенного фонда. К примеру, за несколько месяцев 1921 г. Кабардино-Балкария вынуждена была сдать государству по продразверстке 660 тыс. пудов хлеба, в том числе 500 тыс. пудов пшеницы, 80 тыс. пудов мяса,12 тыс. голов крупного рогатого скота, 15 640 пудов картофеля, 481 пуд овощей, 222 пуда меда и т. д. Преобладающим общественно-экономическим укладом в Кабарде и Балкарии было мелкотоварное производство. Из 27 180крестьянских хозяйств середняцкие составляли 47, 7 %,бедняцкие – 45, 5 % и кулацкие – 6, 8 %. В крае не было промышленности. Таким образом, в экономике Кабарды и Балкарии вначале 20-х гг. ХХ столетия имелись элементы четырех общественно-экономических укладов: социалистического, мелкотоварного, частнокапиталистического и патриархального. В результате хозяйственной разрухи и грабительской политики государства по отношению к крестьянству в Кабарде и Балкарии обострилось внутриполитическое положение, как и по всей стране. Возникла объективная необходимость принятия срочных мер по преодолению этих трудностей. Для обсуждения создавшейся внутриполитической и экономической обстановки в стране и выработки неотложных мер по преодолению кризиса собрался Х съезд РКП (б) (март 1921 г.). Х съезд партии провозгласил переход от продразверстки к продналогу, т. е. переход от политик и военного коммунизма к новой экономической политике. Размер продовольственного налога для крестьян Кабарды и Балкарии в 1921 г. оказался в три раза меньше, чем продразверстка. Крестьяне-бедняки полностью освобождались от уплаты налога, а с середняков он взимался в меньшем размере, чем с зажиточных и кулацких хозяйств. В 1922 г. Советское государство уменьшило размер продналога с крестьян Кабардино-Балкарии на 30 %. Задолженность по продовольственному налогу была полностью списана. Несмотря на тяжелое положение, трудящиеся Кабардино-Балкарии оказывали значительную помощь голодающим регионам страны. В 1921 г. в Нальчике собрали и послали голодающему населению Петрограда «маршрутный поезд дров, вагон кукурузы и 50 голов крупного рога того скота». Кабардинцы и балкарцы приняли на содержание6 тыс. голодающих из Москвы, Петрограда, Поволжья, Ставрополя. В 1922 г. население области собрало в помощь голодающим 246, 8 млн рублей, 3457 пудов хлеба, которые были отправлены в Москву и Астраханскую губернию. НЭП предусматривал переход к свободе оборота и замену продразверстки продналогом, допускал частную торговлю, т. е., говоря современным языком, предпринимательство и ведение фермерского хозяйства. Эти меры были призваны развивать инициативу крестьянских масс, обеспечивать им большую заинтересованность в повышении производительности крестьянского труда, в расширении своего хозяйства, росте посевных площадей и поголовья скота, подъеме сельского хозяйства вообще. В условиях НЭПа создавались различные формы производственной и торговой кооперации, различные комитеты и комиссии, которые способствовали развитию экономики и торговли в области. Например, укреплению крестьянских хозяйств, в особенности бедняцких, способствовали комитеты крестьянской общественной взаимопомощи (ККОВ), возникшие в 1922 г. Первоначально их материальной основой стал закят – взнос верующих в пользу духовенства и беднейшего населения: 1/10 части урожая, 1/40 части мелкого и1/30 части крупного рогатого скота. В первое время сбором закята занималось, как и прежде, духовенство, а его распределение было поставлено под общественный контроль. Бедняцко-середняцкие массы крестьян взяли в свои руки всю деятельность ККОВ. Впервые в истории Кабардино-Балкарии их начали возглавлять горянки. Фонд ККОВ становился с каждым годом значительнее, и он использовался для оказания материальной помощи беднякам, вдовам, сиротам. Эти средства также шли на приобретение сельхоз инвентаря, в том числе тракторов и другой техники, на мелиоративные и землеустроительные работы, на кооперирование, ликвидацию неграмотности. Уже к1925 г. ККОВ объединяли тысячи крестьянских хозяйств Кабардино-Балкарии. Число ККОВ в 1928 г. достигло 112.За их счет было приобретено 13 тракторов, 4 молотилки и много другой сельскохозяйственной техники. В области создавались другие формы производственной кооперации, которые строились на демократической основе и способствовали вовлечению все большего числа крестьян в производственную деятельность. В 1925 г. в области насчитывалось 12 товариществ по совместной обработке земли(ТОЗ) и 23 различных артелей, кооперативов. На 1 января1927 г. в Кабардино-Балкарии насчитывалось 73 производственных коллектива, в том числе 37 товариществ по совместной обработке земли, или 49, 3 % всех кооперативов, машинные товарищества – соответственно – 28 и39, 4 %, мелиоративные товарищества – 6, по уплотнению агромелиорации земельного общества – 2. Больше всего производственных коллективов было в тот период в Малой Кабарде – 29 из 73 кооперативов в области. В 1929 г. в Кабардино-Балкарии было 135 ТОЗов и 6 артелей. Общий рост количества сельскохозяйственных кооперативов по всем видам, входящим в Союз кооперации, был таков: на 1 октября 1927 г. – 31 товарищество с11 007 членами, на 1 октября 1928 г. – соответственно – 38и 18344, 1 октября 1929 г. – 60 и 26173. В этот период проделана большая работа по упорядочению землепользования и землевладения в области. Землеустроители изучили наличие всех земельных угодий у каждого села. Велся учет наличия семян и рабочей силы, живого и мертвого инвентаря в каждом хозяйствующем дворе, устанавливался размер посева и площади основных сельскохозяйственных культур для каждого хозяйствующего двора. Кооперация становилась определяющим фактором новой экономической политики. Развивалось кредитование, которое призвано было поднять сельское хозяйство. Стали проводиться научные исследования в области сельского хозяйства. В области началось строительство оросительных каналов. В 1923 г. в Кабардино-Балкарии в самом засушливом районе и рискованного земледелия – Малой Кабарде – началось сооружение Акбашского оросительного канала, завершившееся в 1925 г. Его стоимость составила35 тыс. рублей золотом. В эти годы была проведена большая работа по улучшению обеспечения крестьян землей, были разукрупнены многие населенные пункты и образовано27 новых поселений. В 1925 г. по сравнению с 1920 г. число бедняцких хозяйств в Кабардино-Балкарии сократилось почти в два раза, а число середняцких увеличилось в 1,8 раза.300Это было большим достижением в улучшении материального положения населения области. Постепенно восстанавливались мелкие кустарные пре Date: 2015-07-10; view: 1879; Нарушение авторских прав |