Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земельная реформа в Кабарде





Отмена крепостного права в России в 1861 г. Открыла новую эпоху в ее развитии. Крепостное право в российских условиях являлось фактически рабовладельческим строем, который господствовал на протяжении многих веков. Теперь, после падения крепостного права, были созданы объективные условия для развития капиталистических отношений. А капитализм, как известно, немыслим без источников сырья и рынков сбыта товаров. Поэтому Россия на Северном Кавказе всячески старалась проводить политику включения его в общероссийский рынок. Более активно она проводит эту политику на завершающем этапе Кавказской войны.

Русское правительство приступает к постепенному приспособлению экономики Северного Кавказа к запросам развивающегося вширь русского капитализма. Но для этого необходимо было осуществить ряд кардинальных мероприятий в вопросах землевладения, землепользования, социально политической организации крестьянства, т. е. необходимо было осуществить аграрную реформу, которая носила бы эпохальный характер. В результате отмены крепостного права в России в 1861 г. для этого были созданы объективные условия. Но она не затронула горских народов Северного Кавказа.

Прежде всего необходимо отметить, что крестьянская реформа в Кабарде и балкарских обществах проходила в несколько этапов. В первую очередь была осуществлена земельная реформа в Кабарде, затем происходил процесс освобождения кабардинских и балкарских крестьян от личной зависимости и, наконец, были осуществлены административная, военная и судебная реформы.

Хотя в горских (балкарских) обществах не была осуществлена земельная реформа, различные комиссии в ходе осуществления крестьянской реформы занимались решением проблем малоземельных и безземельных балкарских крестьян путем выделения им земельных участков из территории Кабарды.

Русский капитализм, который набирал обороты после отмены крепостного права в 1861 г., создавал новый рынок для своих товаров и новый источник сырья на Кавказе, в том числе в Кабарде, которая втягивалась в товарное хозяйство. Этот процесс одновременно являлся процессом разрушения здесь старых, феодальных отношений, тормозивших теперь внедрение новых производственных отношений в сельском хозяйстве – капиталистических. Под влиянием капиталистического развития в самой России царское правительство вынуждено было в 60-х гг. XIX в. провести и на Северном Кавказе частичную отмену крепостнических порядков. «Ограничение крепостного права, – докладывали местные власти главнокомандующему Кавказской армией в 1861 г.,– делается ныне необходимостью».

Проводя реформу, царское правительство преследовало фискальные цели – введение государственной поземельной подати, что, как откровенно заявляли кавказские власти, без проведения земельной реформы не представлялось возможным. Царское правительство имело в виду также создание колонизационного земельного фонда. Земли нужны были для наделения казачьих чинов (штаб-офицерам первоначально было положено по 400 десятин, старшинам – по 100, линейным казакам – по 50), для пожалований крупным чиновникам и генералам, а также для переселенцев.

Наконец, проведение земельной реформы диктовалось и внутренними причинами. Это, прежде всего, нарастающая классовая борьба крестьян, которую они вели против усиливавшейся феодальной эксплуатации и колониальной политики царизма. Главнокомандующий Кавказской армией великий князь Михаил в ноябре 1866 г. писал военному министру: «Дух времени и слухи об освобождении крестьян в России и Закавказском крае произвели свое действие, и случаи столкновения горских холопов с их владельцами и взаимные жалобы их становились все чаще и чаще, делая отношения между ними все более и более натянутыми». Классовая борьба настолько обострилась, что, по признанию царских властей, «нужны были особые усилия, чтобы отклонить кровавые столкновения» между крестьянами и феодалами.

В свою очередь, царское правительство старалось избегать открытого наступления на феодальные права князей и дворян, чтобы не настроить их против России. С другой стороны, царизм боялся и развертывания борьбы кабардинского крестьянства за освобождение от феодальной эксплуатации и колониального режима. Таким образом, царское правительство после падения крепостного права оказалось перед объективной необходимостью осуществления реформы во всех областях жизни и на местах.

Но эти реформы оно проводило осторожно, с учетом отношений классов и их настроений к этим изменениям. В 1863 г. началось проведение земельной реформы в Кабарде, которая продолжилась до 1869 г. В 1867 г. Было провозглашено освобождение крестьян от личной зависимости и о ликвидации Кавказской линии. В мае 1866 г. объявлено все пространство от Главного Кавказского хребта Северным Кавказом. Можно считать, что в крае началась административная и военная реформа, а судебная началась фактически еще до окончания Кавказской войны.


До того как приступить к реформе, царское правительство предприняло ряд мер по частичному ограничению крепостного права Северного Кавказа. По предписаниюфельдмаршала Барятинского от 5 января 1859 г. с горских крестьян снималась феодально-крепостническая зависимость от тех владельцев, которые, не желая расстаться со своими феодальными правами, враждебно отнеслись к введению русского управления и переселялись в Османскуюимперию. Царская администрация, освобождая крестьян от «непокорных» владельцев, в значительной степени подрывала экономическую основу феодалов и тем самым добивалась их покорности. Вообще, еще до Барятинского, генерал Ермолов проводил такую политику борьбы с «непокорными» кабардинскими феодалами и осуществлял таким образом освобождение определенной части крестьянства.

В качестве наказания кабардинским феодалам, участвовавшим в народной освободительной войне против царских войск, Ермолов объявлял «свободу» их крестьянам.С другой стороны, за теми владельцами, которые лояльноотносились к России, оставлялись их права. В прокламации от 26 июня 1822 г. Ермолов гарантировал кабардинским князьям, вернувшимся с гор, т. е. переставшим сопротивляться России, неприкосновенность земель и собственности, достоинства и званий, сохранение за ними «прежних прав над подвластными» лишь с запрещением «лишать рабов жизни». В прокламации, в частности, говорилось: «Владельцы и узденья, оставшиеся в горах (те, кто продолжает сопротивляться России), лишаются достоинства своего, равно и детей их; лишаются также и земель, которые без разрешения моего никем занимаемы быть не могут. Рабы их, которые выбежали, получают вольность».

Как было сказано выше, манифест от 19 февраля 1861 г., т. е. об отмене крепостного права в России, не распространялся на кабардинцев, балкарцев, осетин, чеченцев и некоторых других народов Северного Кавказа. Но когда этот манифест применили к крепостным – ясырям из числа туркмен, ногайцев,– кабардинские крестьяне стали добиваться, чтобы положение о крестьянской реформе 1861 г. распространялось и на них.

Эти требования становились все настойчивее, поэтому даже в условиях войны русской администрации пришлось готовить различные проекты осуществления крестьянской реформы. Именно для этой цели в июне 1864 г. Канцелярия Горского управления запросила у местных властей сведения «о горских сословиях вообще несвободных преимущественно».

До этого, в 1857 г., был учрежден «комитет разбора личных и поземельных прав туземцев Левого крыла Кавказской линии», который должен был рассмотреть личные и поземельные права горцев и выдать им соответствующие документы. В 1857 г. был создан окружной комитет Военно-Осетинского округа, а еще через год, т. е. в 1859 г., было решено создать комитеты в Кумыкском и Кабардинском округах.

В Кабардинском округе комитет начал свою работу 19 ноября 1861 г. под председательством начальника округа. Комитет должен был определить количество земли в округе, выяснить формы землевладения и землепользования, установить поземельные права населения. Комитет составил списки всех землевладельцев, в том числе переселившихся в Османскую империю.


Накануне реформы кабардинское общество делилось на два класса: господствующий класс феодалов и классфеодально-зависимого сельского населения – крестьян. В Кабарде были следующие группы феодалов: князья- пши, уорки 1-й степени – тлякотлеши, 2-й степени – дижинго, 3-й степени – беслан-уорки, 4-й степени – уорк-шаутлугусы. По данным 1839 г., в Кабарде насчитывалось 50 князей, 185 тлякотлешей, 297 дижинуго, 310 беслан-уорков, 1113 уорк-шаутлугусов.

В состав зависимого от феодалов класса входило несколько категорий крестьян: унауты, лагунапыты, оги, азаты и тлхукотлы. На самой низшей ступени стояли унауты, которых к 1867 г. насчитывалось 2000 человек, или около 30 % всего крепостного населения Кабарды. Их еще называли безобрядными, безадатными людьми. Следовательно, эта категория крестьянства находилась на положении рабов, стоящих вне адата. Обычное право кабардинцев не установило для них определенных прав, отражающих их личностных отношений, а предоставило владельцам полную власть над ними.

Хозяин мог их продавать, подарить, убивать. Унауты выполняли все работы по домашнему хозяйству их владельцев, а также занимались сельскохозяйственными работами.

В горских (балкарских) обществах в состав феодально-зависимых сословий входило несколько категорий крестьян: каракиши, ясакчи, чагары и казаки. В Кабарде и горских (балкарских) обществах барщинная система хозяйства переплеталась с оброчной. Комитет, который был создан в 1861 г. под председательством Орбелиани, установил, что в Кабарде имеется сословное деление общества и феодальное землепользование.

По мнению специалистов, накануне реформы в Кабарде из 48 княжеских участков 32 находились уже в индивиду- альном владении, а из 171 узденского (дворянского) – 80.

По данным Я. Шарданова, в 1839 г. 41 участок бывших землевладельцев пустовал и считался никому не принадлежащим. По его же свидетельству, 14 из них принадлежали умершим, а 27 – бежавшим за Кубань. Эти земли стали свободными в результате Кавказской войны, когда царские войска сжигали кабардинские селения и уничтожали их

жителей.

До конца 50-х гг. царское правительство, связанное движением Шамиля, признавало вотчинные права кабардинских князей и уорков и поддерживало сложившиеся в Кабарде земельные отношения, предполагая впоследствии закрепить их юридически. Но после поражения Шамиля участились отступления от этого правила. Колебания правительства объяснялись тем, что оно не знало, какую форму землевладения важнее поддерживать в Кабарде: еще сохранившуюся общинную или частную.


По мнению Орбелиани, община имела то преимущество, что она препятствовала росту пролетариата; частная же собственность могла содействовать «более совершенному» развитию сельского хозяйства. Общинная собственность, отмечал Орбелиани, более в духе народном, но в тех обществах, где существуют сословия, их представители фактически являются владельцами земли; все живущие на их землях обязаны им за пользование землей повинностью. Поэтому он предлагал закрепить за князьями и дворянами определенные земли на правах частной собственности, но с условием, чтобы они не предъявляли никаких претензий на другие земли, а равным образом и на земли лиц, которых они считали своими вассалами. Далее Орбелиани предлагал дать землю тем лицам, которые по происхождению не принадлежали к высшему сословию, но «своим усердием и преданностью принесли царскому правительству огромную пользу» и в службе достигли тех чинов и наград, «которые по законам империи дают право дворянства». В целом, таким образом, Орбелиани предложил сочетать общинную форму землевладения с частной.

В мае 1863 г. была учреждена общая для Терской области Комиссия по разбору личных и поземельных прав, действовавшая под председательством Д. С. Кодзокова и под непосредственным наблюдением начальника Терской области генерала Лорис-Меликова. Эта комиссия называлась сословно-поземельной. Она взяла за основу своей работы положение о том, что «земля, занимаемая жителями на плоскости, есть казенная». При таком подходе к земельному вопросу правительство имело основание считать все занятые кабардинцами земли государственным достоянием и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Первый шаг к реформе в Кабардинском округе ознаменовался актом от 20 августа 1863 г., составленным депутатами от кабардинских феодалов, о введении в Кабарде общественного права владения землей. В акте феодалы соглашались пользоваться землей на основе общинного права – «по нашим народным законам». Заявив об этом, они рассчитывали по-прежнему получать феодальные повинности с крестьян, остаться распорядителями земель, короче говоря, сохранить за собой если не максимум, то во всяком случае широкий комплекс владельческих прав. Кроме того, кабардинские князья просили закрепить за ними земли, лежавшие между реками Золкой и Этокой, и выделить им план и акт на эти земли.

В прошении кабардинских князей, дворян и простого народа от 1 июля 1842 г. на имя военного министра генерал-адъютанта А. И. Чернышева сказано: «Во время высочайшего Его Императорского Величества путешествия по Кавказу кабардинский народ всепокорнейше просил Государя Императора об утверждении за ним земли, лежащей между р. Малка, Золка, Этока». Далее в прошении отмечается, что «во время управления Кавказским краем генералом Ермоловым с повеления императора Александра Благословенного в 1822 г. построены шесть крепостей: Каменный Мост, Баксан, Чегем, Нальчик, Мечетка, Урвань, укрепления Черек и Урух; под них занято нужное количество земли впоследствии значительно увеличенное под новоустроенные формы, поселения кордона; из-под Бештовых гор Боргустана и других мест разновременно переведены 18 аулов и поселены внутри Кабарды». Далее также перечисляются кабардинские земельные участки, которые изъяты под строительство военных укреплений и русских поселений. Как Волжский казачий полк «начал делать решительные притязания на владение землею, лежащею по Золке, Малке и Этоке». В прошении также указывается, какие трудности испытывают кабардинцы из-за нехватки земли. Были еще не один раз подобные прошения. Но эти просьбы не были удовлетворены. Таким образом, земельный вопрос оставался в Кабарде острым вплоть до начала земельной реформы. В общей сложности, в результате Кавказской войны Кабарда потеряла почти три четверти своей исконной территории.

Для самого царского правительства акт от 20 августа 1863 г. был удачным маневром разрешения проблем земель в Кабарде. Общинная форма землевладения отвечала интересам крестьянства. Акт позволял правительству ускорить введение государственных податей и освобождениекрепостных с наделением их земельными участками; одновременно он давал возможность наделять землями и представителей кабардинской знати, находившихся на государственной службе и «преданных правительству».

На основе акта от 20 августа 1863 г. главнокомандующий Кавказской армией 17 ноября 1864 г. Предложил начальнику Терской области «установить в Кабарде порядок пользования землями преимущественно общинный, предназначив, однако, некоторую часть земли для раздачи по усмотрению правительства в частную собственность тем кабардинцам, которые по классовому происхождению своему, а также по личным заслугам заслуживали вознаграждения, особыми участниками в отличие от простых кабардинцев». Комиссии было рекомендовано решить следующие вопросы:

1. Определить общее количество земель, подлежащих закреплению за кабардинским народом.

2. Определить на основании существующих положений и действительной потребности количество земли, которое должно быть отведено Нальчикскому укреплению и колонистам, поселившимся вблизи Нальчика.

3. Выработать предложения об объединении мелких аулов в более многолюдные.

4. Выяснить условия и порядок общинного владения землей.

5. Составить предложения о распределении между аулами пахотных и сенокосных угодий и отводе им «выгодных мест» с таким расчетом, чтобы, кроме надела, причитающегося по числу живущих в нем дворов, каждому аулу прирезана была часть в размере одной десятой пахотных и сенокосных его угодий для предоставления в пользование представителю аула.

6. Выяснить порядок раскладки и способа государственной подати.

Исходя из этого слободе Нальчик отмежевано 3596 дес. Вторым этапом осуществления земельной реформы в Кабарде является укрупнение селений. В этом вопросе была проведена комиссией большая организационная работа. После укрупнения разбросанных в различных местах кабардинских селений они стали более компактными, собранными и легко управляемыми. В народе эта политика получила название «къуажэ зыхуэхус» (букв. сгон селений). В результате этой политики население Большой Кабарды, которое раньше состояло из 97 мелких селений, было объединено в 30 селений с 5969 дворами, которым было отведено в надел 245 818 десятин земли. Для тех селений, которым доставались более удобные земли, каждый двор получал в надел по 36 дес., другие, получившие неудобные земли, – до 41 дес. Фактически 70 % надела кабардинских крестьян составляли малопригодные земли. Сами наделы находились вдали от населенных пунктов. В целом, на душу приходилось от 1,25 до 2,5 дес. пахотной земли, что, конечно, было недостаточно, чтобы вести хозяйство на должном уровне и прокормить семью. В связи с этим многие села часто жаловались властям о явном недостатке земли и просили решить этот вопрос в пользу сельских обществ.

Селения получали землю на правах общинного владения, суть которого заключалась в следующем: весь земельный надел села делился на три или четыре крупных участка, из которых один предназначался под пашню, другой – под сенокос, третий – под выгон, а четвертый оставался в запасе. Пахотные и сенокосные участки ежегодно подвергались переделам по домам. Как и в русской земельной общине, за свои участки общинники должны были нести государственную поземельную повинность. Были также разработаны комиссией правила пользования лесами, которые считались общественным достоянием всех жителей Кабарды. Наравне с кабардинцами ими могли пользоваться войска, а также казаки, которые имели право заниматься торговлей лесом при уплате определенной пошлины. Но не все кабардинцы имели одинаковые права пользования лесами. Например, крестьяне-азаты могли вывозить лес для продажи только четыре раза в год в «наиболее удобное для них время», а крестьяне-лагунапыты – два раза и не в рабочее время, т. е. не во время весенне-осенних полевых работ.

После этого комиссия приступала к наделению землей крестьян Малой Кабарды. Около 100 тыс. дес. принадлежало здесь князьям Бековичам-Черкасским как их наследственное феодальное владение. В 1866 г. эта земля за исключением 3 тыс. дес. была куплена государством по 1руб. 50 коп. за 1 дес. Однако за вычетом 1637 дес., предоставленных аулам Исламово и Ахлово, земли, купленные у князей Бековичей-Черкасских, остались в распоряжении правительства для наделения казаков. 19 мелких разрозненных селений Малой Кабарды были укрупнены в 9, которым на общинном праве владения было отведено на территории между Тереком и Курпом 66 443 дес., которые принадлежали Таусултановым.

К концу 1868 г. завершилось в Кабарде наделение кабардинских селений земельными наделами, основанное на принципе общинного землепользования. После завершения наделения сельских обществ земельным наделом правительство приступило к наделению кабардинских феодалов земельными участками. Для этой цели в 1866 г. был создан Кабардинский отдел комиссии под председательством начальника Кабардинского округа.

В первую очередь отдел должен был выяснить, сколько князей и дворян претендовали на получение земельных участков и сколько земли и где необходимо было им выделить.

В Большой Кабарде было выделено всего 83 550 десятин для наделения земельными участками феодалов. Из этого количества земли 59 550 дес. закреплялось за 143 владельцами, в том числе 26 князьями и 113 дворянами; остальные 24 тыс. дес. были оставлены в распоряжении главнокомандующего Кавказской армией.

В Малой Кабарде за 56 семействами «высшего сословия» было закреплено 16 450 дес. Всего за господствующими сословиями было закреплено 75 тыс. дес. Из 199 семейств 136 получили наделы от 100 до 300 дес., 23 – от 500 до 100 дес., 6 человек – свыше 1000 дес.

Кроме этого, каждому селу была прирезана десятая часть – около 300 тыс. дес. пахотных и сенокосных угодий «сверх причитающегося по числу живущих в нем дворов для предоставления ее в пользование представителю села, т.е. старшему по происхождению из числа всех жителей». Таким образом, за привилегированными семействами было закреплено более 100 тыс. десятин, что составляло треть сельских наделов.

До земельной реформы кабардинский дворянин, получая землю от князя, не имел права распоряжаться ею по своему усмотрению. Теперь же уорки могли землю заложить, отдать в аренду, продать. Этим был нанесен серьезный удар феодально-крепостническим порядкам и была открыта дорога для формирования капиталистических отношений на селе, т. е. земля превратилась в капиталистическую собственность. В этом и заключается прогрессивное значение земельной реформы, которая была осуществлена в Кабарде. 23 декабря 1869 г. Кавказский комитет санкционировал все мероприятия, связанные с земельной реформой в Кабарде.

Однако после реформы, в период размежевания (1871– 1879) проект сословно-поземельной комиссии подвергался определенным изменениям, которые касались как крестьянского надела, так и особенно отмежевания владений князьям и дворянам.

Непосредственным результатом земельной реформы в Кабарде было введение государственной повинности. С 1866 г. население было обложено государственной поземельной податью – по 5 руб. с каждого двора. Только за два года (1867–1868) с населения было собрано 67 тыс. руб. поземельной подати. При этом не учитывалось состояние двора. Феодалы, которые обладали огромными земельными участками и большим количеством скота и крестьян, которые почти ничего не имели, должны были платить одинаковую сумму денег в качестве поземельной подати. Кроме этого, были различные виды подати, как содержание дорог, мостов, милиции и т. д.

Важной составной частью земельной реформы в Кабарде было решение вопроса малоземельных и безземельных балкарских крестьян. В этом плане проделана большая работа сословно-поземельной комиссией под председательством Д. Кодзокова. Комиссия предложила свои варианты решения данного вопроса. Обсудив их, комиссия, в порядке временной меры, разрешила балкарцам бесплатно пользоваться общественными кабардинскими пастбищами, не вошедшими в район сельских наделов. Появившиеся в результате реформы 400 безземельных балкарских семейств

решено было переселить в Кабарду с выделением им особых земельных участков.

В результате такого переселения балкарцев на территорию Кабарды в 60–70-е гг. было образовано несколько балкарских населенных пунктов, в которых в настоящее время проживает абсолютное большинство балкарцев, живущих в сельской местности. Это такие селения, как: Хасаут (1867), Чижок-Кабак (1867), Гунделен (1868), Белая Речка (1868), Хабаз (1873), Кашкатау (1875). Им соответственно было отведено десятин: 10 359, 1800, 3200, 2100, 1300 и 800. Всего было выделено этим вновь образованным балкарским селам 19 559 дес. кабардинской земли.

В 1879 г. 2 февраля Совет кавказского наместника издал указ, согласно которому из кабардинских пастбищ балкарским обществам было безвозмездно выделено более 43 тыс. дес. Из них Хасауту – 2697 дес., Гунделену – 5412, Балкарскому обществу – 12 109, Безенгиевскому – 2751,

Хуламскому – 4000, Чегемскому – 8923 и Урусбиевскому обществу – 6202 дес.

В 1888 г. только балкарским таубиям Магомет-Гирею Суншеву и Хаджи-Тугану Султанову были временно переданы из кабардинских запасных земель в районе Белой Речки и Хасаньи 2751 дес. Как видно из сегодняшнего состояния этих населенных пунктов, которые, кстати, теперь относятся к г.Нальчику, в них сейчас проживает большой процент балкарского населения республики.

Таким образом, после падения крепостного права в России в 1861 г. на Северном Кавказе были созданы объективные условия осуществления крестьянской реформы. В результате этой реформы были определены количество земли, семей (как феодалов, так и крестьян), размер земельных наделов, необходимых селам. Кроме этого, комиссия выяснила, какие формы землепользования существуют в Кабарде и т. д.

На все эти вопросы были даны исчерпывающие ответы, и земельная реформа была осуществлена. Созданы объективные условия для развития капиталистических отношений в сельской местности, закреплено существо-

вание двух форм землепользования – общинной и частной. Села были наделены земельными наделами, и введена поземельная повинность. В результате этой реформы были решены и проблемы малоземелья более 400 балкарских крестьянских семей. Из кабардинской территории передано балкарским обществам более 70 тыс. дес. земли. Кроме этого, были переселены сотни балкарских крестьян в Кабарду и созданы новые населенные пункты. В результате этой реформы почти половину земельного фонда Кабарды получили кабардинские князья и дворяне.

Несмотря на прогрессивный характер этой реформы, она до конца не решила все проблемы крестьянства. Поэтому нужны были и другие кардинальные меры, которые способны были решить эти проблемы. И одна из таких важнейших задач, которая стояла перед Кабардой и горскими (балкарскими) обществами, – это проблема освобождения крестьян от личной зависимости. 200

 







Date: 2015-07-10; view: 631; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию