Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные способы и особенности нанесения глазури
Глазурование кистью. Нанесение глазури кистью требует большого опыта. Глазурование будет наиболее удовлетворительным при использовании легкоплавких и потечных глазурей. Труднее получить ровный слой матовых, мало растекающихся глазурей. Однако этот способ имеет свои преимущества, так как экономичен, т. е. требует небольших количеств глазурной суспензии, используемой без остатка. Им также пользуются при подправке глазурного слоя, нанесенного, например, методом окунания или полива. Для глазурования нужно иметь плоскую и мягкую кисть шириной 2—2,5 см. Утельный черепок впитывает влагу весьма интенсивно, поэтому мазки должны быть быстрыми и слегка пришлепнуты Необходимая толщина покрытия редко достигается с одного раза, а поэтому, еще до того как окончательно высохнет первый слой, наносят второй. В начальный период обучения глазурованию кистью полезно добавлять в глазурь небольшое количество клеящего вещества, способного легко сгорать при обжиге, например крахмального клея, декстрина, гуммиарабика, а в некоторых случаях — глицерина. Неровности поверхности глазури могут быть подправлены осторожным затиранием кончиком пальца, когда слой ее окончательно высохнет. Способ нанесения кистью наиболее применим при изготовлении глазурных пробников, а также тогда, когда нужно выполнить тот или иной декор глазурью. Глазурование изделия изнутри. Если нужно покрыть глазурью внутреннюю часть горшка, то его наполняют немного больше чем на одну треть глазурной суспензией, а затем, сразу женаклоняя горшок, быстро вращают его в руках над тазом или стаканом и одновременно, медленной струей, выливают избыток глазури (рис. 64). Нужно равномерно и полностью «захватить» глазурью внутреннюю часть изделия, так как подправка затруднительна. Когда наружная поверхность изделия покрыта глазурью иного цвета, а внутренней глазурью немного залито устье у наружного края, то оно зачищается влажной губкой. Наружное глазурованиеможет быть осуществлено пульверизацией или поливом, при этом покрытую глазурью внутреннюю часть рекомендуется чем-либо закрыть. Глазурование окунанием. При глазуровании способомокунания, как и любым иным, следует помнить, что ряд глазурей способен довольно быстро расслаиваться и оседать. Надо иметь суспензию такого качества, чтобы ее плотность сохранялась равномерной возможно дольше без перемешивания. Сырые глазури оседают медленнее, чем фриттованные. Оседанию глазурей препятствует добавление небольших количеств (0,5—1,0%) белой глины, уксуса, гуммиарабика, поваренной соли, соляной кислоты и некоторых других веществ. Способ окунания широко применяется на производстве, так как очень быстро образует ровное покрытие, но требует весьма большого запаса шликера, т. е. больше, чем фактически потребуется, например, для единовременного глазурования двух-трех изделий. Таким образом, он не столь экономичен при использовании в учебных мастерских или при изготовлении отдельных уникальных изделий.
Для более плотного черепка (менее пористого) требуется суспензия большей плотности, так как вода абсорбируется им плохо. Для пористого черепка необходима более жидкая суспензия (меньшей плотности); черепок перед глазурованием нужно даже увлажнять. Изделие, например блюдце, погружают на несколько секунд в глазурь, при этом черепок всасывает воду, а твердые частицы пристают к его поверхности и остаются на ней, как на очень тонком сите. Блюдце в глазурь стараются погружать так, чтобы на его поверхности не образовались пузырьки воздуха. Вынув блюдце из глазурной суспензии так, как это показано на рис. 65 (скольжением), его ставят для стекания избытка глазури и подсыхания полученного слоя на крупную сетку или на две рейки над тазом. При этом способе довольно трудно избежать «сухих» мест, за которые изделие держалось пальцами, но они могут быть предотвращены вращательно-поступательным движением пальцев в процессе окунания и глазурования изделия или залиты потом, во время стекания глазури. Для этого надо сразу же покачать подставку, на которую установлено изделие для стекания избытка глазури. Во многих случаях незаглазу-ровавшиеся места можно подправить кистью. Плитку надо глазуровать скольжением по поверхности суспензии с небольшой выдержкой в ней и также скольжением вынимать, стараясь избежать образования пузырьков воздуха от слишком энергичного движения. Плитку можно и полить глазурью. Глазурование пульверизацией (распыление). В практику глазурования твердо вошел весьма экономичный способ обрызгивания изделий из специального приспособления, называемого в производстве пистолетом,пульфоном, аэрографомипульверизатором (рис. 67). Экономичность способа заключается в том, что для него требуется такое количество глазури, которое необходимо лишь для собственно глазурования данного изделия, причем глазурь расходуется почти полностью. При глазуровании пульверизатором необходимо, чтобы глазурь была более жидкой (менее плотной), чем, скажем, при способе окунания, но не настолько, чтобы она легко расслаивалась. Для начинающего керамиста этот способ является довольно легким. После небольшой практики им можно давать ровное покрытие, которое должно быть достаточно толстым, но не рыхлым. При отсутствии специального пульверизатора и сжатого воздуха для указанных целей можно приспособить некоторые типы пылесосов. Изделие ставят на турнетку и при периодическом ее проворачивании начинают равномерно его обрызгивать. При этом нужно найти правильное расстояние сопла пульверизатора от поверхности глазуруемого изделия Распыленная глазурь ляжет слишком сухой (высохшей по пути) и даст ослабленный пушистый слой, если пульверизатор держать далеко от нее. Однако очень близко держать пульверизатор также нельзя, так как получающийся мокрый слой быстро оползает. К недостаткам метода пульверизации следует отнести некоторую рыхлость получаемого покрытия, которое довольно легко может осыпаться при «захвате» изделий руками, например при садке их в печь.
Нанесение глазури распылением удобно для глазурования больших плоских блюд и неглубоких чаш, а также при переглазуровке изделий или при наложении одной глазури на другую. При неудачном глазуровании (оползание) в некоторых случаях можно соскрести глазурь и повторить глазурование снова. Когда глазуруется нижняя часть сосуда, то самая нижняя часть (кромка ножки) должна быть чем-либо защищена, например покрыта растворенным воском и др., или потом тщательно зачищена. Глазурование поливом. Для способа полива можно рекомендовать три приема. При глазуровании небольшой вазочки полить ее, держа одной рукой над тазом, как показано на рис. 68. В кувшине должен иметься достаточный запас глазури, чтобы было возможно дополнительно полить те места, которые случайно окажутся не политы с первого раза. В противном случае стекший избыток глазури должен быть быстро собран в кувшин и снова использован. Изделие помещают на турнетку, которую постепенно вращают, пока на него выливается глазурь. Полость следует предохранить глиняным колобком, если изделие полое, а дно защитить глиняным кольцом. Изделие в опрокинутом состоянии ставят на рейки, положенные на края таза. Для предохранения дна от глазури используется сырая глина, которой прикрывают дно. Способ полива пригоден и для глазурования крупных изделий, которые трудно окунать из-за их тяжести, а также хорош для плоских, глазурующихся с одной стороны изделий, как, например, керамические плиты, изразцы и т. п. Этим способом пользуются при глазуровании ломких сырых изделий, а также изделий, трудно впитывающих влагу, прибавляя к глазури клеящее вещество. Частичное глазурование. При использовании глазурей в качестве декоративных красок возникает необходимость одни места покрыть глазурью, а другие оставить свободными или покрыть другой глазурью. Места, которые оставляют свободными от глазури, смазывают жирным или смолистым веществом, а также растворенным парафином и воском, о чем говорилось в седьмой главе. Если эти места будут покрываться другой глазурью, то изделие необходимо хорошо прогреть до полного улетучивания защитного слоя. Глазурование сырого изделия. Как известно, глазурь наносится в основном на предварительно обожженный черепок, ибо сырое изделие размокает в водной суспензии глазури. Однако при известном навыке можно глазуровать даже тонкостенное сырое изделие, применяя метод пульверизации. Кроме того, можно рекомендовать почти забытый старинный способ глазурования: столярный клей размачивают в холодной воде до набухания и прибавляют примерно равное количество уксусной кислоты. Из этой смеси готовят более разжиженный раствор (1,04 г/см3). Высушенное изделие обливают этим раствором и несколько часов подсушивают, а затем поливают глазурью, в которую добавляют 2—3% белой глины. Суспензию приготавливают на клеевом растворе, разведенном тремя частями воды. Глазурование парами солей. Когда нужно получить весьма тонкую пленку глазури (декоративно эффектную, например, дляскульптуры), то можно рекомендовать следующий прием. Изделие помещают в капсель, предварительно покрытый глазурью. Если эта глазурь содержит такие летучие соединения, как бура, поваренная соль и др., при обжиге пары глазури будут осаждаться очень тонким слоем на изделии, создавая шелковистый блеск. (На производстве иногда используют этот способ, чтобы не получить слишком сухой глазури в новых капселях, для чего их смазывают той глазурью, которой глазуруют изделия). Разновидностью такого способа, пригодного в основном для сравнительно высокожгу-щегося товара, например каменного, является глазурование солью, описанное в двадцатой главе. Данный способ широко применялся в середине XVIII столетия в Англии для плиточных изделий, а также в Германии для глазурования известных пивных кружек. Глазурные техники с элементами декора. Из таких способов глазурования отметим два. Набрызгиванием с помощью кисти темных пятен на глазурованное в светлый тон изделие можно получить так называемые рокингамскиеглазури. Для получения декоративных так называемых с к р о д-левских глазурей поступают следующим образом. На плоский сырой глинистый диск наливают несколько слоев разно-окрашенных глазурей, которые встряхивают, пока краски еще мокрые (иногда верхнюю массу вдобавок проскребывают). После подвяливания глазурей из такого сырого диска с помощью гипсовой модели (формы) на станке формуют блюдо или тарелку. 78. Понятие «ангобирование» Ангобирование — это нанесение на необожженное керамическое изделие тонкотертой глиняной массы, ангоба, в виде самостоятельного декоративного покрытия либо в сочетании с глазурью. Ангобы бывают белыми и цветными. Используются также в качестве грунта для росписи. Роспись ангобом. Ангоб может покрывать поверхность керамического изделия целиком или наноситься в виде рельефного узора — барботина, разновидностью которого является техника part sur part — тонкая, полупросвечивающая живопись белой массой по цветному фону черепка. Чаще всего белый сплошной ангоб наносят на поверхность более грубого черепка, чтобы сделать ее гладкой и использовать затем как фон для росписи. Если по просохшему слою ангоба острым предметом нанесен рисунок, процарапывающий его до черепка, такая техника называется сграффито. Узор получается многоцветным, когда применяют несколько слоев цветных ангобов, нанесенных на поверхность черепка. Date: 2015-06-11; view: 2724; Нарушение авторских прав |