Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое применение метода тестирования в социальных учреждениях
На сегодняшний день тестирование очень популярно в нашем современном мире. Преимущество использования метода тестирования состоит в том, что с помощью данного метода можно охватить большое количество респондентов, тест имеет возможность регулярного систематического проведения исследований. Тесты обладают объективностью, в них полностью исключаются субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы, что немаловажно при социологических исследованиях. То что нельзя или сложно изучить с помощью других методов социологического исследования, можно изучить с помощью метода тестирования. Данный метод активно используют в различных сферах жизни общества (например, в образовательной сфере при обучении школьников, подготовке будущих специалистов и т.д.). Метод тестирование также активно используется в социальных учреждениях, таких как центр занятости населения, детские дома, интернаты для детей-инвалидов, дома ветеранов, центрах социальной помощи семье и детям, психоневрологических интернатах и т.д. Мы подробней рассмотрим, какие тесты используются в социальной сфере на примере различных социальных учреждений. В детских жомах для выпускников применяются такие тесты как тест-опросник «Качество жизни-100», тест самооценки Дембо-Рубинштейн и тест Хейма (на стратегии совпадающего поведения). Тест-опросник «Качество жизни-100» является субъективной мерой благополучия респондентов и их удовлетворенности условиями своей жизни. Данный тест определяет качество жизни как «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами». Тест самооценки Дембо-Рубинштейна предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций. Тест Хейма направлен на определение у личности стиля борьбы со стрессом. Отвечая на вопросы теста можно узнать какой у личности обычный тип поведения в сложной жизненной ситуации, а также познакомиться с новыми, возможно более эффективными вариантами выхода из сложных ситуаций. Данные тестовые задания помогают определить подготовленность выпускника детского дома к жизни за пределами этого учреждения. И по результатам тестов можно узнать нужна ли ребёнку адаптация к обществу [20]. Не менее активно используют метод тестирования для определения профессиональных наклонностей в таком социальном учреждении как Центр занятости. В данном учреждении тест основывается на проверенных методиках, но вместе с этим, в отличие от большинства тестов на профориентацию он исследует и предпочтения к современным профессиям и направлениям - менеджмент, IT, фриланс и т.д. По мере прохождения комплекса тестируемым предстоит ответить на 400 вопросов определяющих их профессиональные предпочтения. Комплекс состоит из трех известных тестов, которые являются основными при проведение профориентационых мероприятий: 1) Дифференциально-диагностический опросник. 2) Опросник профессиональной готовности. 3) Опросник профессиональной направленности Д. Голанда. Дифференциально-диагностический опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. Название типов профессий по столбцам: - Человек-природа - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. - Человек-техника - все технические профессии. - Человек-человек - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. - Человек-знак - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. - Человек - художественный образ - все творческие специальности. Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале. Опросник профессиональной готовности позволяет диагностировать субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Данный опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Готовность - это активное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего её решения, выступающие условием успешного выполнения любой деятельности. Согласно мнению автора о степени готовности к успешному функционированию в определённой профессиональной сфере можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых профессиональноориентированных навыков и умений. В основу опросника положен принцип оценки: 1) своих возможностей в реализации определённых умений (трудовых, социальных и т.д.); 2) своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий; 3) своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия) в будущей профессиональной деятельности. Достаточная выраженность этих компонентов - показатель высокого уровня готовности человека, его активности, самостоятельности в процессе деятельности. Измеряемые параметры: - Умение - Шкала оценивает реальные умения субъекта - Отношение - Шкала оценивает отношение субъекта к тому или иному виду деятельности. - Желание - Шкала оценивает желание субъекта заниматься той или иной деятельностью. Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Голланда) Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей. Таким образом, данный комплекс тестов направлен на определение профессиональных предпочтений школьников и студентов, которое в дальнейшем поможет в выборе профессии, а так же взрослых людей, которые хотят узнать к каким профессиям они испытывают большую склонность.
2.2 Применения метода тестирования в Центре семьи «Лесосибирский»
Теперь мы подробно рассмотрим какие тесты наиболее часто применяются в Центре семьи г. Лесосибирска и на получение каких результатов они направлены. В данном центре используется большое количество тестов, но наиболее распространёнными являются такие тест как «Рисунок несуществующего животного», тест-опросник Басса-Дарки, тетс-опросник Матолиной, и тетс-опросник Дж. Холланда. Давайте подробней рассмотрим каждый из них. В данном учреждении широко используется такой тест как «Рисунок несуществующего животного». Смысл данного тестирования состоит в том, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но этого нам и не надо. Важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. Для проведения данного тестирования психологу понадобится стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Необходимо объяснить ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе. Когда будут проанализированы все детали рисунка, необходимо будет выписать их все, рассмотреть полученные результаты и свести их в одно целое. Полноценный психологический портрет, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает опыт психолога, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Также наиболее распространенным тестом, который часто используется в Центре семьи, является опросник Басса-Дарки. Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций: Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. При составлении опросника использовались следующие принципы: 1. вопрос может относиться только к одной форме агрессии. 2. вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Наиболее популярным тестом среди психолога и социального работника, является опросник Дж. Холланда, который служит примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 40 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д. На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам личности: 1) реалистический тип - это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т. д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности); 2) интеллектуальный тип ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т. п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип; 3) социальный тип ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия - обучение и лечение, профессии - врач, психолог. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными; 4 ) конвенциальный тип характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т. е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих; 5) предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т. е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив; 6) артистичный тип присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость - в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я». Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого. В настоящее время затруднительно дать достаточно серьезную психометрическую оценку теста, так как к.л. данных о валидности и надежности методики не обнаружено. Следующим наиболее часто используемым тестом в Центре семьи является опросник Матолиной. В основе разработки данного тестирования лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.). Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа. В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции. Этапы работы: 1) Проведение теста Айзенка. 2) Обсчет результатов. 3) Градация результатов по таблице типов. 4) Отбор данных, где балл по шкале “Ложь” больше 5. В основе данного теста лежат особенности типа темперамента, где главными являются два вектора. - Экстраверсия—интроверсия характеризует основную индивидуальную направленность человека либо внутрь себя (интроверт), либо на окружающий мир и внешние события (экстраверт). Экстраверты — люди общительные, подвижные, импульсивные, эмоциональные, склонные к риску. Интроверты же, напротив, более замкнутые, спокойные, склонные к самоанализу, не очень общительные, осторожные и педантичные. - Нейротизм — эмоциональная устойчивость характеризует показатели стабильности или нестабильности нервной системы. Люди с высокими результатами по шкале нейротизма очень болезненно реагируют на неудачи и возникающие проблемы, склонны расстраиваться по пустякам, подвержены резким переменам настроения, тревожны и крайне чувствительны ко всему, что с ними происходит. Эмоционально устойчивые люди, напротив, не склонны переживать по пустякам, легко сдерживают свои эмоции и контролируют собственное эмоциональное состояние, отлично приспосабливаются к изменившимся ситуациям. Когда ребёнок не находится в состоянии наркотического опьянения, необходимо ему предложить ответить на приведенные ниже вопросы. Таким образом можно протестировать и себя, и других членов семьи. Это поможет лучше узнать и понять семью. Инструкция: “На предлагаемые вопросы нужно отвечать “да” или “нет”, не раздумывая. Ответ занесите на опросный лист под соответствующим номером”. Таким образом, в Центре семьи распространены такие тесты как «Несуществующее животное», тест-опросник Басса-Дарки, тетс-опросник Матолиной, и тест-опросник Дж. Холланда. С помощью этих тестов психолог может определить проблемы ребёнка во взаимоотношениях с окружающим миром, определить уровень агрессии и враждебности, а также выявить тип личности и темперамента. Но более приоритетным среди данных тестов для психологов и социальных работников Центра является тест-рисунок «Несуществующее животное», так как он подходит для детей всех возрастов. А все остальные тесты подходят для детей с 6-7 лет.
|