Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования, предъявляемые к тестам и правила разработки тестового задания





 

К тестам как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований, к которым относятся социокультурная адаптированность теста, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, ограниченное время выполнения тестовых заданий, наличие тестовых норм для данного теста, валидность, надежность, однозначность и точность. [13].

Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, так как сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для данного теста - репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Основными требованиями являются валидность, надежность, однозначность и точность.

Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:

1) Поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

2) Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

3) Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

4) Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

5) Надежность - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей [5].

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми и путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

Точность - отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок [1].

Если данные требования к тестам не будут соблюдены, то результаты, полученные в результате тестирования, могут оказаться недействительными.

Кроме указанных выше основных требований к тестовым заданиям, существуют также и основные правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, - нежелательно). К таким правилам относятся следующие требования.

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения.

Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, и оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.

Задание теста должно проверять конкретное знание, умение или конкретные навыки испытуемых.

Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5-20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.

Ответы должны содержать не более 2-3 ключевых слов по условию вопроса.

Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.

Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ.

Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.

Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.

В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не рассчитано на их знание.

В каждом задании закрытой формы количество вариантов ответов должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия - примерно в 2 раза больше.

Условие задания не должно никогда (ни для одного варианта ответа) принимать неопределенное значение.

Все вариантов ответов должны быть подобраны в соответствии с целью.

Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.

Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.

Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, вариантов ответов (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).

Ни один тестируемый не должен получать преимущество перед другим на всем промежутке тестирования.

Количество тестовых заданий в тесте (длина теста) должно составить 30-40 для естественнонаучных дисциплин и примерно в два раза больше - для гуманитарных дисциплин. Впрочем, эта величина зависит от того, какова цель тестирования. Тест, состоящий из меньшего количества заданий можно вполне использовать как обучающий, мотивационный.

Спецификация (описание атрибутов теста - предмет, время разработки, автор и др.) к тесту должна содержать всю информацию, необходимую для проведения тестирования.

Нельзя предусматривать в тестовых заданиях необходимость проведения развернутых выкладок.

Количество заданий в базе данных тестовых заданий должно быть примерно в 10 раз больше усредненной длины теста (т.е. от 200-300 заданий).

Большинство заданий в тесте - закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.

Задания в тесте должны быть упорядочены по возрастанию уровня сложности, например, А - легкие, В - средние, С - сложные. Порядок предъявления заданий: все задания группы А - все задания группы В - все задания группы С.

Возможны следующие варианты предъявления тестовых заданий: от легких заданий - к более сложным; от средних заданий - к более легким или трудным (в зависимости от ответа); от сложных заданий - к более легким и др.

Основными критериями отбора содержания теста являются:

- соответствие гипотезе тестирования;

- значимость;

- правильность;

- репрезентативность;

- соответствие современному состоянию науки и методики;

- сбалансированность содержания теста;

- тематическая направленность;

- вариативность содержания;

- доступность;

- соответствие уровня трудности содержанию цели тестирования.

Существуют также и другие правила разработки тестов и тестовых заданий, но мы не будем углубляться в них [23].

Таким образом, тестирование является одним из методов измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Так же не стоит забывать, что в настоящее время существует огромное множество тестов. Но нами были рассмотрены классификация тестов, которые наиболее распространены и используются на сегодняшний день. Так как невозможно изложить всю классификацию тестов, потому что регулярно появляются всё новые виды тестов и связано это с высоким уровнем научно-технического прогресса в обществе. Не стоит забывать, что к тестам как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований, к которым относятся социокультурная адаптированность теста, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, ограниченное время выполнения тестовых заданий, наличие тестовых норм для данного теста и валидность надежность, однозначность и точность. Если данные требования к тестам не будут соблюдены, то результаты, полученные в результате тестирования, могут оказаться не действительными. И лишь благодаря английскому психологу Ф. Гальтону, который предположил, что с помощью тестов удастся разделить факторы наследственности и влияния среды в психике человека, тесты стали активно применять в мировой практике.

 


 

Date: 2015-06-11; view: 6927; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию