Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
начальной школе ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Коллективное творческое дело осуществляется совместными усилиями всех членов коллектива, предполагает непрерывный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща. Организация коллективного творческого дела начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих коллективных творческих дел и интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового коллективного творческого дела, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке. Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. 1стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного коллективного творческого дела, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с учащимися (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию. 2 стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива. 3 стадия – коллективная подготовка коллективного творческого дела. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного коллективного творческого дела. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект коллективного творческого дела уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. 4 стадия – проведение коллективного творческого дела. Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки коллективного творческого дела, говорят о самом главном, нужном. Действия детей являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость «взывать к жизни» те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств. 5 стадия – коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? 6 стадия – стадия ближайшего последствия коллективного творческого дела. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания коллективного творческого дела – развертывания нужных развивающих действий. Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому. Педагогу необходимо найти и свое место в коллективном творческом деле. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть дела; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить коллективным творческим делом через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы. Каждая модель коллективного творческого дела несёт своё воспитывающее, обучающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое коллективное творческое дело можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими школьниками «облегчая» или усложняя её композицию, программу и содержание. Коллективное творческое дело – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других коллективных творческих дел, которые её только обогащают. Есть несколько условий успешного использования коллективных творческих дел. Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, знания, умения и навыки. Любая модель коллективного творческого дела не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Рассмотрим конкретные примеры коллективных творческих дел и их способ их организации. Классная газета за час. Создание классной газеты может быть процессом весьма увлекательным: · Для начала необходимо определится с названием и тематикой газеты. · Распределить роли учащихся для достижения результата: кто будет главным редактором, кто займется оформлением заголовка будущей газеты, кто заготовкой шаблонов. · Детям раздаются заготовленные шаблоны, которые каждый из них заполняет в соответствии с тематикой газеты. Турнир знатоков — познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших. Количество туров равно числу коллективов, участвующих в турнире (3—5, не более). Каждый коллектив является организатором одного из туров (проводит состязание между всеми другими коллективами), а в остальных турах выступает как рядовой участник соревнований. Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль. Например, турнир знатоков с участием четырех коллективов может состоять из таких туров-состязаний: 1) знатоков математики, 2) знатоков музыки, 3) знатоков родного края, 3) знатоков медицины. В состязаниях каждый коллектив может участвовать или целиком, или выдвигая из своего состава команду знатоков. Главными ведущими могут быть двое-трое взрослых или взрослый вместе с одним-двумя старшими школьниками. Подготовка к турниру знатоков. Главные ведущие созывают общий сбор-старт коллективов, желающих участвовать в турнире. Участники рассаживаются по кругу. Избирается совет дела — штаб турнира, куда входят представители каждого коллектива (командиры, штурманы, застрельщики и т.п.) и главные ведущие. Затем общий сбор решает, каким способом будут выбраны профили (а при однопрофильном турнире — виды) творческих состязаний: каждый коллектив одновременно с другим посовещается (5—7 минут) и придумает тот профиль (вид), по которому будет проводить свой тур состязаний между остальными коллективами, или сначала все коллективы посоветуются и предложат возможные профили (виды) состязаний. Далее сообща (или на летучке штаба) будут отобраны (по числу коллективов) самые удачные и по желанию или по жребию распределены между участниками. После того как профили (виды) придуманы и объявлены (или распределены), каждый коллектив снова совещается (15 – 20 минут) и решает, как он будет вести свой тур состязаний: какие творческие задания сообщит всем заранее для предварительной подготовки, какие объявит только на самом турнире, кто и как будет давать задание и оценивать выполнение. Для того чтобы сделать организацию состязаний интереснее, коллектив может придумать себе общую организаторскую роль соответственно профилю (виду) состязания («приемная комиссия», «ученый совет», «жюри фестиваля» и т. п.), а каждый член этого коллектива выбирает для себя и свою личную роль, может придумать псевдоним, профессию, звание и т. п. В заключение общего сбора, после того как будут объявлены задания и дата проведения турнира, создаются команды знатоков для тех туров, в которых коллективы будут состязаться не целиком, а представителями. После общего сбора-старта каждый коллектив готовится (целиком и по командам) к выполнению тех заданий, которые объявлены предварительно, к проведению своего тура состязаний, придумывает и подготавливает призы для победителей. В заключение турнира главные ведущие предоставляют по очереди слово каждому из коллективов, которые и объявляют итоги своего тура состязаний. Художественные коллективные творческие дела самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека. Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы, школьники применяют (и закрепляют, расширяют, углубляют) знания, умения и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и внешкольных занятиях — коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание художественных обозрений), трудовым (предметно-художественное творчество), познавательным, творческим. Например. Кольцовка песен — массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему. Правила игры. Каждая команда поет только один куплет (и припев) и должна исполнять его сразу же после предыдущей команды. Если команда допустила паузу более 3—5 секунд или исполнила песню не на выбранную тему, то по решению ведущих она выбывает из игры; побеждает та команда, которая последней исполнила песню на условленную тему. Совещания команд по выбору очередной песни должны идти так, чтобы не мешать поющим; ведущие имеют право отстранить от игры команду за шум «сверх нормы». Кольцовка песен, посвященных совместно выбранной теме, оказывает сильное эмоциональное воздействие, сплачивает участников в воодушевляющем, увлекательном действе. Поэтому ее можно использовать на сборе, классном и школьном вечере (например, в начале — для быстрого идейно-эмоционального ввода в тему и сближения участников или в конце — как коллективное завершение и своеобразная разрядка энергии), а также в перерыве или по окончании любого познавательного, спортивного, трудового дела. Литературно-художественные конкурсы — коллективные дела, развивающие творческие способности каждого участника, основаны на обмене знаниями, впечатлениями, интересами. Литературно-художественные конкурсы лучше всего строить как совместную деятельность друзей в звездочках, звеньях, творческих бригадах, как заботу каждого о своих товарищах, о своем коллективе и его успехе в соревнованиях. Вместе с тем творческие работы (сказки, рассказы, рисунки и др.), созданные в ходе конкурса, должны рассматриваться всеми участниками как общее достояние, интересное и поучительное для других людей (родителей, малышей, шефов, далеких друзей). Работу на конкурс можно делать сразу всем вместе или эстафетой — передавая друг другу сказку, рас сказ, рисунок для продолжения. При этом важно позаботиться, чтобы никто не остался в стороне. Завершить конкурс лучше всего смотром-защитой всех представленных работ (авторы читают свои сказки, рассказывают о рисунках, отвечают на вопросы товарищей и т.д.), а затем коллективным обсуждением их достоинств и недостатков. При этом очень важно обращать внимание ребят на положительные стороны каждой работы, а при разборе недостатков показывать их поучительность для всех участников и вести коллективный поиск возможных путей устранения этих недостатков. Жюри конкурса (из взрослых и старших ребят) должно так оценивать работы, чтобы не было обиженных. Можно использовать при этом памятные призы (например, открытки) «Самым начитанным», «За самый интересный сюжет», «За лучшее чтение своего рассказа», «За лучшую защиту своего рисунка», «За дружную работу» и т. п. Хорошо, если жюри посоветует, как использовать творческие работы на радость людям (с какими познакомить малышей, какие показать родителям, какие послать в подарок далеким друзьям и т. д.). Спортивные дела: веселая спартакиада, спартакиада народных игр, «Тайна» («Следопыты») и т.д. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных коллективных творческих дел заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивные коллективные творческие дела помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием. Например. Веселая спартакиада — несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры. Веселая спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение соотносить свои действия с действиями других, ориентироваться в обстановке и быстро принимать нужные решения. Это коллективное творческое дело — хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, старших и младших, ребят и взрослых. Основные типы состязаний. 1. Комбинированная эстафета (с участием команды, разделенной по отдельным этапам). 2. Общекомандные выступления: - выполнение одного или нескольких заданий последовательно каждым членом команды по очереди; - выполнение одного или нескольких заданий (последовательно) всей командой. 3. Состязания представителей команд: групповые и индивидуальные поединки (например, капитанов команд). В спартакиаде могут участвовать две или более команд, причем в отдельных видах состязаний команды могут выступать или одновременно, или по очереди, или, если участвуют 4 и более команд, попарно, по олимпийской системе (проигравшие выбывают из соревнований, а победители участвуют в следующем туре). Любая веселая спартакиада отличается игровым характером каждого вида состязаний, может включать элементы эксцентрики, буффонады, нужно также использовать возможности, которые представляют для таких соревнований условия данного времени года. Например, летняя спартакиада — летние условия (зеленый луг, вода, лес). Примерный ход веселой спартакиады. 1. Распределение на команды. 2. Работа по командам: выбор капитана, придумывание названия команды, девиза, гимна, приветствия, изготовление формы (атрибутов) в соответствии с названием. 3. Открытие спартакиады: выход, рапорты, парад команд, поздравление судей, подъем флага, сообщение порядка состязаний. 4. Тренировка по командам. 5. Состязание команд. 6. Финал: награждение команд (в том числе шуточными призами), выступление команд и судей, спуск флага, общая песня, уход каждой команды с песней. Таким образом, коллективные творческие дела являются личностно- ориентированными. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей.
Заключение Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом процесса обучения и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого младшего школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Коллективные творческие дела позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Детям надо предоставлять больше самостоятельности при организации общих дел, при проведении мероприятий. Им нравиться чувствовать себя нужными и полезными, им хочется проявить себя в любом, даже пусть и незначительном деле. При умелом руководстве каждый из учащихся может прекрасно справиться с поставленными перед ним задачами. Такая форма работы как коллективное творческое дело является не только эффективным средством мотивации совместной деятельности, но и способствует воспитанию полноценной, самодостаточной личности, способной самореализоваться в будущем. Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требуется, на наш взгляд, дополнительную работу по поиску эффективных условий, направленных на организацию и проведение коллективных дел в процессе обучения младших школьников. Поэтому исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях в ходе дальнейшего написания выпускной квалификационной работы.
Список литературы
1. Ахметова Д.З. Школа – комплекс, как социально – педагогическая система. Казань. 2007.- 234с. 2. Барышников Е.Н. Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб. 1996. – 127с. 3. Байкова Л.А., Гребенникова Л.Н., Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2001. – 146с. 4. Беспалько В.П., Слагаемые педагогические технологии. М., 2009. -209с. 5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика – М. 2001. – 129с. 6. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - С. 59-63. 7. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.- С. 103-106. 8. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3. - С. 76-77. 9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000. – 60с. 10. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с. 11. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. – 266с. 12. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 - №2. - С. 37-41. 13. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. - С. 112-113. 14. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403. 15. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. – 148с. 16. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.- С. 111-126. 17. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. – 119с. 18. Филимонов, В. Опыт коллективного творчества / В. Филимонов // Искусство в школе. - 2002. - № 2. - С. 79-83
Date: 2015-07-10; view: 752; Нарушение авторских прав |