Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая проблема: социальное познание культурной динамики





Первым исследованиям социальной когнитивной деятельности было свойствен­но индивидуалистическое понимание значения, в соответствии с которым значе­ние интерпретировалось исключительно с точки зрения его существования в со­знании отдельной личности. Современные исследования культуры и социальной когнитивной деятельности придерживаются той же традиции. Центральным мо­ментом культурной динамики, напротив,, является представление о том, что значе­ния непрерывно формируются не только в сознании отдельной личности, но и в процессе текущей когнитивной деятельности, предполагающей взаимодействие между людьми. К главным задачам будущего относится разработка теоретической схемы, которая объединит когнитивные и коммуникативные процессы.

Хотя существует множество моделей межличностной коммуникации (Krauss & Fussell, 1996), наиболее подходящей является та, которую Краусс и Фуссел опре­делили как диалогическую модель коммуникации, вслед за М. М. Бахтиным (Bakhtin, 1981), русским философом и литературоведом. С точки зрения этого подхода, моделирование коммуникативных процессов непосредственно следует за беседой (см. также Mead, 1934). Как отмечают Краусс и Фуссел, важный момент, который учитывается этой моделью, состоит в том, что движущая сила и цель ком­муникации понимается здесь как достижение общности субъективного восприя­тия участниками процесса коммуникации, совместное формирование общих пред-

ставлений о мире и самих себе (см. также Rommetveit, 1974). Кларк с коллегами (Clark & Brennan, 1991; Clark & Shaefer, 1989; Clark & Wilkes-Gib.bs, 1986) предло­жили модель коммуникации, которая требует дальнейшей разработки.

Б 1999 году И. Кашима и Катима (Y. Kashima & Kashima; см. также D'Andrade, 1995; Strauss & Quirm, 1997) предположили, что более полно, по сравнению с тра­диционными моделями когнитивной деятельности, учесть когнитивную сторону культурной динамики могут помочь коннекторные модели когнитивной деятель­ности. Коннекторные модели базируются скорее на параллели между сознанием и разумом, нежели на параллели сознания и компьютера (см. Rumelhart, McClelland & the PDF Research Group, 1986; последние обзоры в этой области см. в работах Read, Vanman & Miller, 1996; Е. R. Smith, 1996). Они предполагают, что адекватные теории когнитивной деятельности должны объяснять восприятие контекста в про­цессе научения, поскольку культура усваивается в процессе повседневной деятельно­сти в конкретном контексте, позволяя индивиду реконструировать аналогичный тип деятельности в условиях аналогичного контекста без постоянного механического воспроизведения однотипных реакций. При этом индивид может продуцировать новые виды деятельности в новых для него обстоятельствах («регламентирован­ная импровизация», как назвал это Бордо (Bourdieu, 1977), поскольку культурная динамика всегда предполагает наличие креативности как источника изменений в рамках данной культуры.

В более общем плане И. Кашима и его коллеги (Y. Kashima & Kerekesh, 1994; Y. Kashima et al, 2000; Y. Kashima, Woolcock & King, 1998) разработали модели ди­намических процессов в области социальной когнитивной деятельности, которые реализуются в ходе формирования и изменения впечатления, производимого чело­векам или группой, и учитываются коннекторной схемой. Они полагают, что воспри­ятие человеком своего социального окружения изменяется в ответ на информацию, которую он получает. Модели подобного рода использовались для интерпретации процесса формирования стереотипов (Kunda & Thagard, 1996; Е. R. Smith & De-Coster, 1998), каузальной атрибуции (Read & Marcus-Newhall, 1993; Van Overwalle, 1998) и предрасположенности при вынесении суждений (Fielder, 1996). Взаимодей­ствие коммуникативных и когнитивных процессов нуждается в дальнейшем иссле­довании.







Date: 2015-07-10; view: 309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию