Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Многообразие в сфере каузальной атрибуции
Теоретический прогресс в области социальной когнитивной деятельности связан и с каузальной атрибуцией. Согласно классическим теориям атрибуции, принято считать, что личностные и ситуационные атрибуции связаны отношениями негативной корреляции. То есть если причины определенного поведения носят личностный характер, значит контекст поведения не является причиной поведения. С другой стороны, говоря, что определенные обстоятельства стали причиной поведения, подразумевают, что личностные факторы на него не влияют. Однако ряд исследований эмпирического характера (F. D. Miller, Smith, Uleman, 1981) заставил усомниться в таком соотношении личностной и ситуационной причинной обусловленности (Heider, 1958). По крайней мере испытуемые из Северной Америки порой рассматривают личностные и ситуационные факторы как независимые друг от друга причины поведения. В том же ключе современные теории атрибуции (например, Gilbert & Malone, 1995; Krull, 1993; Trope, 1986) разграничивают диспозициональную атрибуцию и поправку, которую вносят в диспозициональное суждение ограничивающие поведение контекстуальные факторы. Иными словами, когнитивный процесс, благодаря которому формируется диспозициональное суждение, следует отделять от кон-текстуализации данного суждения. Согласно таким теориям, разработанным в Северной Америке, получив информацию о каком-то поступке, человек первоначально осмысливает ее в категориях, связанных с личностью (например, черты характера, установки), а затем его суждение корректируется с учетом сведений о контекстуальных ограничениях. Если контекст с определенной вероятностью препятствует совершению поступка, диспозициональное суждение редуцируется, по крайней мере отчасти, в соответствии с определенными нормами. Разумеется, универсальная применимость этих принципов нуждается в проверке в ходе кросс-культурных исследований. Но даже и без этого концептуальное разграничение диспозиции и котекстуализации весьма важно при обсуждении вопроса о кросс-культурных исследованиях социальной когнитивной деятельности, о которых пойдет речь далее. До сих пор в классической литературе по атрибуции считалось, что два типа атрибуции личностного характера — диспозициональная атрибуция (которая об- ращается к чертам характера при описании и объяснении поведения) и атрибуция, связанная с агентом (предполагающая, что личность несет ответственность за свое поведение), эквивалентны в концептуальном смысле. Однако последние исследования показали, что их следует различать. Семин и Марсман (Semin & Marsman, 1994) и Хилтон, Смит и Кин (D. J. Hilton, Smith & Kin, 1995) доказали, что атрибуция абстрактных дипозициональных характеристик с психологической точки зрения отлична от атрибуции ответственности за осуществление определенных действий. Иными словами, одно дело охарактеризовать человека, определив на основе определенного поведения присущие ему черты характера, а другое — заявить. что этот человек несет ответственность за свое поведение. Date: 2015-07-10; view: 296; Нарушение авторских прав |