Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тендерные стереотипы





Тендерные стереотипы тесно связаны с полоролевой идеологией и часто исполь­зуются для подтверждения ее правомерности. Они представляют собой психоло­гические характеристики, которые считаются присущими в большей степени пред­ставителям одного из полов. В своем исследовании Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990a) предъявили 300 описывающих человека прилагательных из Конт­рольной таблицы прилагательных (ЛСЕ; Gough & Heilbrun, 1980) студентам уни-' верситетов в 27 странах и попросили их указать прилагательные, которые в их культуре чаще ассоциируются с мужчинами, прилагательные, которые чаще ассо­циируются с женщинами, и прилагательные, которые не ассоциируются с опреде­ленным полом. Был отмечен значительный уровень согласия во всех 27 странах относительно психологических характеристик, которые ассоциируются с мужчи­нами и женщинами. Мужские и женские стереотипы сильнее всего различались в Нидерландах, Финляндии, Норвегии и Германии и меньше всего — в Шотландии, Боливии и Венесуэле. Стереотипные представления о мужчинах и женщинах раз­личались больше в протестантских странах, чем в католических, в более развитых странах и в странах, где были относительно высоки показатели индивидуализма среди мужских ценностей, связанных с работой, по Хофстеде (Williams & Best, 1990а).

По каждой стране прилагательные, связанные со стереотипными представлени­ями о мужчинах и женщинах, в отношении которых проявлялся высокий уровень единства мнений, оценивались с использованием системы учета аффективных зна­чений (affective meaning scoring system)1. Во всех странах прилагательные, которые устойчиво связывались со стереотипом мужчины, несли в себе больше действия и силы, чем прилагательные, которые связывались со стереотипом женщины. Любо­пытно, что не наблюдалось панкультурного влияния предпочтительности мужско­го стереотипа в одних странах (например, Япония, Южная Африка, Нигерия) и женского стереотипа в других (например, Италия, Перу, Австралия). Использо­вание второй системы показателей (Транзакцпоннын анализ состояний эго) гово­рит о том, что во всех странах такие состояния эго, как «Требовательный Родитель* и «Взрослый», в большей степени являются характеристиками мужчин, тогда как состояния «Обучающий Родитель» и «Адаптированный Ребенок» более свой­ственны женщинам; состояние «Свободный Ребенок» не ассоциируется с опреде­ленным полом. Третья система показателей, основанная на 15 психологических потребностях, показала, что во всех странах доминирование, автономия, агрессия, демонстрация и достижения ассоциируются с мужчинами, тогда как воспитание детей, оказание помощи, почтение, унижение ассоциируются с женщинами. Недав­ний повторный анализ данных, связанный со стереотипами с точки зрения ияти-факторной модели личности, показал, что панкультурный стереотип мужчины дает более высокие показатели экстраверсии, сознательности, эмоциональной стабиль­ности и откровенности, тогда как женский стереотип дает более высокие показате­ли только по уступчивости (Williams, Satterwhite & Best, 1999).

Однако имели место и различия между странами. Например, различия по силе и активности между стереотипами мужчины и женщины были больше в странах, менее развитых в социально-экономическом отношении, в странах с низким уров­нем грамотности и в странах, где процент женщин в университетах невысок. Веро­ятно, прогресс в экономике и образовании сопровождается постепенным уменьше­нием тенденции рассматривать мужчин как более сильных и активных, чем жен­щин. Однако наблюдается лишь уменьшение такой тенденции, но не полное ее исчезновение.

Высокий уровень кросс-культурного сходства тендерных стереотипов застав­ляет сделать следующий вывод: психологические характеристики, которые ассо­циируются с мужским или женским полом, укладываются в панкультурную мо­дель, при этом культурные факторы ведут к появлению незначительных откло­нений от общей модели (см. Williams & Best, 1990a, pp. 241-244, где дано более

Под аффективным значением (affective meaning) или коннотацией (connotation) понимается ассо­циативный, эмоциональный аспект слова — в отличие от его когнитивного значения (cognitive meaning) или деноташш (denotation). Делегация выражается тз общепринятом «словарном*- опреде­лении. А аффективное значение обычно в словарях не приводится, так как оно имеет субъективный характер. Например, для слова «летать» когнитивное (денотативное) значение — «передвигаться по воздуху», а аффективное (коннотатнвное) значение у некоторых людей может быть связано со стра­хом, тошнотой и т. д., а у других, наоборот, — с самыми приятными ощущениями. Эти два вида зна­чении связаны с дуализмом интеллектуального-эмоционального в человеческом мышлении и по­ведении. — Примеч. науч. ред.

подробное описание такой модели). Вкратце, модель Уильямса и Бест основана на том, что биологические различия (женщины рожают детей, мужчины обладают большей физической силой) ведут к упомянутому выше разделению труда, при котором женщины несут ответственность за воспитание детей и уход за ними, а также за другие виды домашней деятельности, а мужчина отвечает за охоту (обеспечение) и защиту. Тендерные стереотипы складывались, чтобы закрепить сложившееся разделение труда. Стереотип предполагает, что представитель соответ­ствующего пола обладает или может развить у себя качества, соответствующие отведенной ему роли. Однажды сформировавшись, стереотипы служат моделями социализации, которые заставляют мальчиков стремиться быть более независимы­ми и смелыми, а девочек — опекающими и аффилиативными. Таким образом, модель показывает, как люди в рамках широкого диапазона различных культур приходят к тому, что один набор характеристик ассоциируется с мужским полом, а другой — с женским полом, с небольшими отклонениями от исходной нормы.

Date: 2015-07-10; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию