Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тендерные стереотипы
Тендерные стереотипы тесно связаны с полоролевой идеологией и часто используются для подтверждения ее правомерности. Они представляют собой психологические характеристики, которые считаются присущими в большей степени представителям одного из полов. В своем исследовании Уильяме и Бест (Williams & Best, 1990a) предъявили 300 описывающих человека прилагательных из Контрольной таблицы прилагательных (ЛСЕ; Gough & Heilbrun, 1980) студентам уни-' верситетов в 27 странах и попросили их указать прилагательные, которые в их культуре чаще ассоциируются с мужчинами, прилагательные, которые чаще ассоциируются с женщинами, и прилагательные, которые не ассоциируются с определенным полом. Был отмечен значительный уровень согласия во всех 27 странах относительно психологических характеристик, которые ассоциируются с мужчинами и женщинами. Мужские и женские стереотипы сильнее всего различались в Нидерландах, Финляндии, Норвегии и Германии и меньше всего — в Шотландии, Боливии и Венесуэле. Стереотипные представления о мужчинах и женщинах различались больше в протестантских странах, чем в католических, в более развитых странах и в странах, где были относительно высоки показатели индивидуализма среди мужских ценностей, связанных с работой, по Хофстеде (Williams & Best, 1990а). По каждой стране прилагательные, связанные со стереотипными представлениями о мужчинах и женщинах, в отношении которых проявлялся высокий уровень единства мнений, оценивались с использованием системы учета аффективных значений (affective meaning scoring system)1. Во всех странах прилагательные, которые устойчиво связывались со стереотипом мужчины, несли в себе больше действия и силы, чем прилагательные, которые связывались со стереотипом женщины. Любопытно, что не наблюдалось панкультурного влияния предпочтительности мужского стереотипа в одних странах (например, Япония, Южная Африка, Нигерия) и женского стереотипа в других (например, Италия, Перу, Австралия). Использование второй системы показателей (Транзакцпоннын анализ состояний эго) говорит о том, что во всех странах такие состояния эго, как «Требовательный Родитель* и «Взрослый», в большей степени являются характеристиками мужчин, тогда как состояния «Обучающий Родитель» и «Адаптированный Ребенок» более свойственны женщинам; состояние «Свободный Ребенок» не ассоциируется с определенным полом. Третья система показателей, основанная на 15 психологических потребностях, показала, что во всех странах доминирование, автономия, агрессия, демонстрация и достижения ассоциируются с мужчинами, тогда как воспитание детей, оказание помощи, почтение, унижение ассоциируются с женщинами. Недавний повторный анализ данных, связанный со стереотипами с точки зрения ияти-факторной модели личности, показал, что панкультурный стереотип мужчины дает более высокие показатели экстраверсии, сознательности, эмоциональной стабильности и откровенности, тогда как женский стереотип дает более высокие показатели только по уступчивости (Williams, Satterwhite & Best, 1999). Однако имели место и различия между странами. Например, различия по силе и активности между стереотипами мужчины и женщины были больше в странах, менее развитых в социально-экономическом отношении, в странах с низким уровнем грамотности и в странах, где процент женщин в университетах невысок. Вероятно, прогресс в экономике и образовании сопровождается постепенным уменьшением тенденции рассматривать мужчин как более сильных и активных, чем женщин. Однако наблюдается лишь уменьшение такой тенденции, но не полное ее исчезновение. Высокий уровень кросс-культурного сходства тендерных стереотипов заставляет сделать следующий вывод: психологические характеристики, которые ассоциируются с мужским или женским полом, укладываются в панкультурную модель, при этом культурные факторы ведут к появлению незначительных отклонений от общей модели (см. Williams & Best, 1990a, pp. 241-244, где дано более Под аффективным значением (affective meaning) или коннотацией (connotation) понимается ассоциативный, эмоциональный аспект слова — в отличие от его когнитивного значения (cognitive meaning) или деноташш (denotation). Делегация выражается тз общепринятом «словарном*- определении. А аффективное значение обычно в словарях не приводится, так как оно имеет субъективный характер. Например, для слова «летать» когнитивное (денотативное) значение — «передвигаться по воздуху», а аффективное (коннотатнвное) значение у некоторых людей может быть связано со страхом, тошнотой и т. д., а у других, наоборот, — с самыми приятными ощущениями. Эти два вида значении связаны с дуализмом интеллектуального-эмоционального в человеческом мышлении и поведении. — Примеч. науч. ред. подробное описание такой модели). Вкратце, модель Уильямса и Бест основана на том, что биологические различия (женщины рожают детей, мужчины обладают большей физической силой) ведут к упомянутому выше разделению труда, при котором женщины несут ответственность за воспитание детей и уход за ними, а также за другие виды домашней деятельности, а мужчина отвечает за охоту (обеспечение) и защиту. Тендерные стереотипы складывались, чтобы закрепить сложившееся разделение труда. Стереотип предполагает, что представитель соответствующего пола обладает или может развить у себя качества, соответствующие отведенной ему роли. Однажды сформировавшись, стереотипы служат моделями социализации, которые заставляют мальчиков стремиться быть более независимыми и смелыми, а девочек — опекающими и аффилиативными. Таким образом, модель показывает, как люди в рамках широкого диапазона различных культур приходят к тому, что один набор характеристик ассоциируется с мужским полом, а другой — с женским полом, с небольшими отклонениями от исходной нормы. Date: 2015-07-10; view: 320; Нарушение авторских прав |