Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Амортизация на службе





С моей точки зрения, «волевой» руководитель, т. е. такой, который кричит, угрожает, требует, наказывает, мстит, преследует, – глупый руководитель. Во-первых, он сам не думает, ибо находится на позиции Родителя, во-вторых, стимулируя Дитятю подчиненного, он бло­кирует разум последнего и обрекает дело на неудачу.

Умный руководитель разъясняет, задает вопросы, прислушивается к чужому мнению, поддерживает ини­циативу подчиненных и обычно находится в позиции Взрослого. Создается впечатление, что не он команду­ет, а им командуют. Такой руководитель смело может уходить в отпуск, и его отсутствие не скажется отрица­тельным образом на состоянии дел. Но поговорим о подчиненных.

С., преподаватель математики в вузе (кстати, математики, как правило, легко усваивают принцип амортизации), конфликто­вал со своим заведующим кафедрой. По совету своих знако­мых он обратился за консультацией ко мне. Последний кон­фликт возник так. Один раз в месяц кафедра проводят конфе­ренцию, на которую приходят математики из других учебных заведений; собирается около 150 человек. С. зашел в аудито­рию за пять минут до начала конференция. Стоя в проходе, он мирно беседовал со знакомыми, с которыми не виделся довольно длительное время. В аудитория было не совсем чис­то, но он к уборке не имел никакого отношения, и в этот момент появился заведующий кафедрой, и между ними завязался диалог.

Т. (напряжение): Посмотрите – грязь!

С. (с недоумением): Но ведь это не мои обязанности.

Т. (с не скрываемым раздражением): Вы можете пройти мимо грязи, а я вот не могу! Я один должен вникать во все!

С. (опустив голову и глядя исподлобья): А. что же мне надо было делать?

Т. (с досадой): – Не могли, что ли, организовать уборку? Уб­рали бы сами, ничего бы с вами не случилось!

С. после этого пожаловался своему приятелю: – Вот старый дурень! Что он ко мне привязался? Не знает, кто у нас отвечает за уборку?!

Давайте проанализируем психологическую структу­ру этого диалога и найдем ошибку С. Ошибка партнера очевидна, она не имеет для нас особого значения. Т. указал на наличие грязи в аудитории (В – В). А С. стал говорить о функциональных обязанностях сотрудников. Знал ли их заведующий кафедрой? Конечно, знал. Поэ­тому направление вектора ответа было Р – Д. Психоло­гическое содержание такого ответа: «Старый дурень! Неужели ты не знаешь, что преподаватели не убирают аудитории?!»

Таким образом, общение пошло по перекрещиваю­щимся трансакциям. С. уколол Дитятю Т. Оно забро­сило энергию в позицию Родителя, откуда последовал укол в Дитятю С. В жалобе С. приятелю, когда он назвал начальника старым дурнем, психологическое, скрытое содержание стало явным.

Такой же анализ был для С. основой для отработки техники амортизации.

Когда через месяц вновь была назначена конференция, С. за пять минут до начала занял исходную позицию в проходе. В аудиторию вошел Т. На этот раз диалог протекал так:

Т. (напряженно): Смотрите – грязь!

С. (глядя прямо в глаза Т.): Да, грязь!

На лице Т. недоумение. Он молчит. С. (продолжает сочувственно): Вот видите, никому нет дела до чести коллектива. Все проходят мимо грязи! Приходится вам вникать во все!

Т. молчит, но растерянность сменяется недоумением. Чувству­ется, что он никак не может сообразить, что ответить.

С. (продолжает уже с энтузиазмом. С. не понял, что инициати­ва у него в руках): Если бы я пришел на 20 минут раньше, я бы организовал уборку. В крайнем случае, я бы убрал сам. Ничего бы со мной не случилось!

Т. (немного приходя в себя, с нарастающим напряжением): Еще чего не хватало! Я знаю, кто это должен делать! Попро­сите зайти ко мне в кабинет после лекция Людмилу Прокофьевну (лаборантку, ответственную за уборку аудитории. – М.Л.)!

Комментировать этот диалог достаточно просто. Здесь легко просматриваются приемы амортизации не­посредственной и профилактической. Заслуживает раз­бора лишь последняя реплика С. и ответ на нее. С. вер­но использовал феномен идентификации, когда сам предложил подмести аудиторию. В связи с тем, что и С, и Т. принадлежат к профессорско-преподавательскому составу, то в подсознании у заведующего кафедрой возникла мысль, что скоро и ему придется убирать по­мещение.

Я до сих пор поддерживаю дружеские отношения с С. Он уже защитил кандидатскую диссертацию, близка к завершению и докторская. Без налаженных отноше­ний с заведующим кафедрой сделать это было бы невозможно. Удовлетворяет С. и то, что ему для этого не пришлось пресмыкаться.


Еще один случай непосредственной и профилакти­ческой амортизации рассказал мне М., мой бывший пациент 25 лет, инвалид II группы по черепно-мозговой травме, который после 10-дневного обучения приемам психологической борьбы в стационаре избавился не только от тиков, которыми страдал 15 лет, но и приоб­рел навыки общения, круто изменившие его характер и жизненные обстоятельства в лучшую сторону. Послу­шайте его рассказ.

«После выписки из больницы моя жизнь пошла по-другому. Я перестал дергать рукой, т. е. избавился от навязчивого дви­жения, к которому настолько привык, что считал невозмож­ным прекратить его когда-нибудь. Тогда у меня мелькнула мысль: если я избавился от этого, видимо, я могу избавиться от других мешающих мне вещей. Во всяком случае стоит по­пробовать, ведь у меня уже появился хороший опыт, опровергнувший мои представления о самом себе. На работе я попросил четко определить круг моих обязаннос­тей с учетом моего состояния здоровья (профилактическая амор­тизация – М.Л.). Раньше он был весьма расплывчатым, в него можно было включить что угодно. Это вызывало различ­ные нарекания в мой адрес со стороны начальства. Теперь я проявил твердость, завел специальный дневник, где стал запи­сывать план работы, который заранее согласовывал с руковод­ством. Теперь на необоснованные требования я мог спокойно ответить: «Все идет по плану, я точен и аккуратен». И дела пошли в гору. Я довольно быстро написал статью по своей теме, отношения с руководством наладились, я приобрел уве­ренность в себе».

 







Date: 2015-07-10; view: 271; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию