Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Основы управления персоналом





 

3.1 Персонал – главный потенциал предприятия (организации)

В теории и практике современного менеджмента выделяют шесть основных сфер функционирования предприятия: «Управление персоналом», «Производство», «Финансы», «Управление запасами», «Маркетинг», «Инновации», которые представлены на рис.1. Специфическая особенность сферы «Управление персоналом» - ее органическое присутствие во всех остальных сферах деятельности предприятия [8].

 

 


Производство

 

  Управление персоналом  
Рис.2. Основные сферы деятельности предприятия

Анализ данных представленных рис.2, показывает, что персонал рассматривается в качестве основного фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Предприятие развивается и успешно работает, помимо других факторов, благодаря наличию только квалифицированного персонала. Существуют специфические особенности современного персонала как объекта управления: он имеет свои интересы, потребности, волю, цели и по разному реагирует на управляющие воздействия.

Руководство персоналом осуществляется в условиях сложного взаимодействия индивидуальных групп и коллективных целей, высокий уровень неопределенности управляемой среды. Поэтому в управлении персоналом большое значение приобретают интуиция, здравый смысл, частный случай.

В настоящее время персонал рассматривается как наиболее ценный ресурс организации, а развитие его потенциала – как важная стратегическая задача фирмы для достижения успеха в бизнесе. Персонал фирмы признается объектом корпоративной стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе [5].

Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Персонал, который не обладает знаниями и навыками, отвечающими современным требованиям, является тормозом для организации.

Персонал организации совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками, позволяющими обеспечить достижение целей организации /14/.

1. Существенным признаком персонала организации является наличие у него трудовых взаимоотношений с работодателем. Как правило, эти взаимоотношения оформляются трудовым договором, хотя не исключен вариант отсутствия формального юридического оформления найма. В последнем случае персонал организации лишается гарантий соблюдения по отношению к нему норм трудового законодательства.

2. Важным признаком персонала организации является обладание определенными качественными характеристиками:

· способности. Наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыт работы в определенной сфере деятельности;

· мотивации. Круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации;

· свойства. Наличие психологических, интеллектуальных качеств необходимых для определенной профессиональной деятельности.

В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. Персонал организации подразделяется на производственный и управленческий.

Производственный персонал, осуществляет свою деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Производственный персонал обеспечивает выпуск продукции, ее обмен, сбыт, сервисное обслуживание. Он подразделяется на основной и вспомогательный персонал:

· основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в производстве;

· вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих подразделениях предприятия.

Управленческий персонал (служащие) осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления, создания новой информации, изменения ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов.

Эволюция управления персоналом отмечает новый поворотный момент, требующий разработки новой концепции, основанной на комплексном взаимоувязанном изучении личностных характеристик работников, внешних и внутренних условий работы предприятия и необходимых организационных действий, нацеленных на эффективную деятельность. Назрела объективная необходимость изменения взглядов на кадровое управление, которое представляет собой сложную систему.

Выделяют три подхода по управлению персоналом.

1. Управление персоналом является деятельностно-ориентированным. Оно направлено на практические действия. Особое ударение делается на решение служебных проблем в целях выполнения поставленной фирмой задач.

2. Управление персоналом индивидуально-ориентированным. Насколько это возможно, каждый служащий рассматривается как личность, и предлагаются услуги и программы, устремленные к индивидуальным потребностям.

3. Управление персоналом ориентированное на будущее. Оно должно обеспечить предприятие компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими. Таким образом, в долговременных стратегиях организаций следует обязательно учитывать человеческий фактор.

Основу управления персоналом организации в настоящее время составляют:

· возрастающая роль личности работника;

· знание его мотивационных установок;

· умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Главное внутри организации это работники, а ее пределами потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работника к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездумному исполнению, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

В современных условиях люди в процессе их трудовой деятельности рассматриваются со следующих точек зрения:

· работники – инструмент, обеспечивающий реализацию экономических целей хозяйствующего объекта;

· индивиды, как человеческая общность, для которой характерны развивающиеся личности;

· сотрудники, причастные к единой организационной системе.

Цели управления персоналом могут быть достигнуты лишь в том случае, если высшие менеджеры станут рассматривать персонал как главный ресурс фирмы.

В целом можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации:

· иерархическая структура организации. Где основное средство воздействия – это отношения руководства и подчиненных. Уровень давления на работника сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ;

· культура. Это - вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения;

· рынок. Сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Date: 2015-07-10; view: 921; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию