Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные роли





В деловом и личностном общении человек приоб­ретает опыт взаимодействия с людьми. В любом взаимодействии его участники выступают одновре­менно в двух качествах: как неповторимые челове­ческие индивидуальности и как исполнители соци­альных ролей.

Слово роль заимствовано из театра и так же, как и там, означает совершенно определенные предпи­санные действия. Генералу предписаны одни дейст­вия: он принимает стратегические решения, отдает распоряжения, командует. Солдат должен вести себя иначе: он подчиняется требованиям старших по званию, делает то, что прикажут. Разные роли у учителя и ученика — в школе; у сына, матери, отца — в семье; у продавца и покупателя — в мага­зине. Каждый человек в своей жизни исполняет не одну, а несколько социальных ролей: он и сын, и муж, и отец, и учитель, и мужчина и т. п. Словом, как говорил В. Шекспир:

Весь мир — театр,

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль.

В применении к реальной жизни слово «роль» имеет переносное значение, это скорее метафора. «Роль» обращает внимание на тот факт, что в сходных обстоятельствах совершенно разные люди ведут себя нередко одинаково, как будто их поведение определяется какими-то заданными качествами.

Социальная рольэто относительно устойчивый стереотип поведения, который воспроизводится людьми, занимающими одно и то же положение в системе общественных отношений.

В этот стереотип поведения включены не только соответствующие действия, но и мысли человека, а нередко и его чувства.

Писатель А. Алексин в книге «Саша и Шура» по­казал, как меняются поведение и способы общения при изменении социальной роли. Саша и Шура — два товарища. Саша плохо знал грамматику, и Шура решил ему помогать. «Саша вошел в комнату, дер­жа в руках толстую тетрадь в красной клеенчатой обложке... В глазах у Саши было что-то новое, незна­комое мне до тех пор: что-то уважительное и не­много застенчивое. И это у него! У капитана фут­больной команды Саши!.. Ну да, ведь я теперь был для него не просто Шуркой, а учителем. Как пишут в газетах"наставником и старшим другом"».

Можем сказать, что социальная роль — это типо­вое поведение представителя определенного круга людей (ученик, отец, мама, бабушка, директор, продавец и пр.).

Каждый человек по мере своего взросления осва­ивает различные социальные роли. В детских играх кем только ни бывает ребенок: и врачом, и моряком, и шофером, и космонавтом.

Человек непосредственно ощущает социальную роль тогда, когда начинает ее исполнять.

Вспомните, когда вы только пришли в первый класс школы, то старались правильно сидеть за партой, правильно поднимать руку, как-то по-дру­гому общаться с товарищами по классу.

Не легче осваивать новую социальную роль и мо­лоденькой учительнице, которая еще недавно была веселой студенткой, а сегодня должна стать серьез­ным, авторитетным человеком — учителем. Что-то меняется во взаимоотношениях между влюбленны­ми молодыми людьми, когда они становятся закон­ными супругами и начинают исполнять роли жены и мужа так, как они себе эти роли представляют.

В основе механизма вхождения в социальную роль, освоения ее лежат так называемые социаль­ные ожидания.

Социальные ожидания, или ролевые ожидания,это ожидания окружающими людьми от человека определенного поведения в соот­ветствии с его социальной ролью.

Так, учитель вправе ожидать от ученика дис­циплинированного, соответствующего школьным правилам поведения, выполнения домашних зада­ний, ответов на вопросы, которые учитель задает, и т. п. Точно так же и ученик ожидает от учителя определенного уровня знаний, умения вести урок, объяснять материал, быть справедливым в своих оценках и т. п.

Ролевые ожидания имеют огромное значение для освоения той или иной социальной роли и, как след­ствие, для развития личности человека, его способ­ностей, интеллекта.

Играя ту или иную роль, актер вживается в нее, тогда его игра оказывается убедительной, яркой. Обычный же человек вживается в те социальные роли, которые он играет. По крайней мере, в те, ко­торые играет достаточно долго. Хорошо это или плохо?

С одной стороны, — хорошо, потому что человеку бывает нелегко удерживать разные способы поведе­ния, стили отношения к жизни и к другим людям.

С другой стороны, — плохо, потому что, вжива­ясь в ту или и социальную роль, человек меня­ется как личность — и не всегда в лучшую сторону.

Это особенно опасно, если социальная роль не со­ответствует личности человека. Например, мягко­му человеку трудно быть начальником, а независи­мому человеку, привыкшему самостоятельно при­нимать жизненные решения, трудно служить в ар­мии или стать безропотной прислугой.

Социальных ролей очень много. Они определя­ются принятой в данном обществе формой культур­ного взаимодействия людей и обусловлены разны­ми обстоятельствами. Так, существуют социальные роли для женщин и мужчин. Такие роли принято называть гендерными.

Гендерная социальная роль — это набор ожида­емыхобразцов поведения мужчин и женщин.

Тебе, наверное, часто приходится слышать: «Так девочки себя не ведут», «Ты же мальчик, должен быть смелым и сильным».

В современных развитых странах тендерные роли чрезвычайно разнообразны. Сегодня работа по дому больше не считается исключительно женской привилегией, а работа с механизмами или в области политики — исключительно мужской.

В системе деловых и профессиональных отноше­ний социальные роли определяются статусом, карь­ерой, более высоким или более низким положением нам «социальной лестнице». Эти статусные роли влияют на личность и поведение человека.

Вопросы и задания

1. Какая социальная роль дается тебе труднее всего? Как ты думаешь почему?

Date: 2015-07-10; view: 1535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию