Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные роли ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В деловом и личностном общении человек приобретает опыт взаимодействия с людьми. В любом взаимодействии его участники выступают одновременно в двух качествах: как неповторимые человеческие индивидуальности и как исполнители социальных ролей. Слово роль заимствовано из театра и так же, как и там, означает совершенно определенные предписанные действия. Генералу предписаны одни действия: он принимает стратегические решения, отдает распоряжения, командует. Солдат должен вести себя иначе: он подчиняется требованиям старших по званию, делает то, что прикажут. Разные роли у учителя и ученика — в школе; у сына, матери, отца — в семье; у продавца и покупателя — в магазине. Каждый человек в своей жизни исполняет не одну, а несколько социальных ролей: он и сын, и муж, и отец, и учитель, и мужчина и т. п. Словом, как говорил В. Шекспир: Весь мир — театр, В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы; И каждый не одну играет роль. В применении к реальной жизни слово «роль» имеет переносное значение, это скорее метафора. «Роль» обращает внимание на тот факт, что в сходных обстоятельствах совершенно разные люди ведут себя нередко одинаково, как будто их поведение определяется какими-то заданными качествами. Социальная роль — это относительно устойчивый стереотип поведения, который воспроизводится людьми, занимающими одно и то же положение в системе общественных отношений. В этот стереотип поведения включены не только соответствующие действия, но и мысли человека, а нередко и его чувства. Писатель А. Алексин в книге «Саша и Шура» показал, как меняются поведение и способы общения при изменении социальной роли. Саша и Шура — два товарища. Саша плохо знал грамматику, и Шура решил ему помогать. «Саша вошел в комнату, держа в руках толстую тетрадь в красной клеенчатой обложке... В глазах у Саши было что-то новое, незнакомое мне до тех пор: что-то уважительное и немного застенчивое. И это у него! У капитана футбольной команды Саши!.. Ну да, ведь я теперь был для него не просто Шуркой, а учителем. Как пишут в газетах — "наставником и старшим другом"». Можем сказать, что социальная роль — это типовое поведение представителя определенного круга людей (ученик, отец, мама, бабушка, директор, продавец и пр.). Каждый человек по мере своего взросления осваивает различные социальные роли. В детских играх кем только ни бывает ребенок: и врачом, и моряком, и шофером, и космонавтом. Человек непосредственно ощущает социальную роль тогда, когда начинает ее исполнять. Вспомните, когда вы только пришли в первый класс школы, то старались правильно сидеть за партой, правильно поднимать руку, как-то по-другому общаться с товарищами по классу. Не легче осваивать новую социальную роль и молоденькой учительнице, которая еще недавно была веселой студенткой, а сегодня должна стать серьезным, авторитетным человеком — учителем. Что-то меняется во взаимоотношениях между влюбленными молодыми людьми, когда они становятся законными супругами и начинают исполнять роли жены и мужа так, как они себе эти роли представляют. В основе механизма вхождения в социальную роль, освоения ее лежат так называемые социальные ожидания. Социальные ожидания, или ролевые ожидания, — это ожидания окружающими людьми от человека определенного поведения в соответствии с его социальной ролью. Так, учитель вправе ожидать от ученика дисциплинированного, соответствующего школьным правилам поведения, выполнения домашних заданий, ответов на вопросы, которые учитель задает, и т. п. Точно так же и ученик ожидает от учителя определенного уровня знаний, умения вести урок, объяснять материал, быть справедливым в своих оценках и т. п. Ролевые ожидания имеют огромное значение для освоения той или иной социальной роли и, как следствие, для развития личности человека, его способностей, интеллекта. Играя ту или иную роль, актер вживается в нее, тогда его игра оказывается убедительной, яркой. Обычный же человек вживается в те социальные роли, которые он играет. По крайней мере, в те, которые играет достаточно долго. Хорошо это или плохо? С одной стороны, — хорошо, потому что человеку бывает нелегко удерживать разные способы поведения, стили отношения к жизни и к другим людям. С другой стороны, — плохо, потому что, вживаясь в ту или и социальную роль, человек меняется как личность — и не всегда в лучшую сторону. Это особенно опасно, если социальная роль не соответствует личности человека. Например, мягкому человеку трудно быть начальником, а независимому человеку, привыкшему самостоятельно принимать жизненные решения, трудно служить в армии или стать безропотной прислугой. Социальных ролей очень много. Они определяются принятой в данном обществе формой культурного взаимодействия людей и обусловлены разными обстоятельствами. Так, существуют социальные роли для женщин и мужчин. Такие роли принято называть гендерными. Гендерная социальная роль — это набор ожидаемыхобразцов поведения мужчин и женщин. Тебе, наверное, часто приходится слышать: «Так девочки себя не ведут», «Ты же мальчик, должен быть смелым и сильным». В современных развитых странах тендерные роли чрезвычайно разнообразны. Сегодня работа по дому больше не считается исключительно женской привилегией, а работа с механизмами или в области политики — исключительно мужской. В системе деловых и профессиональных отношений социальные роли определяются статусом, карьерой, более высоким или более низким положением нам «социальной лестнице». Эти статусные роли влияют на личность и поведение человека. Вопросы и задания 1. Какая социальная роль дается тебе труднее всего? Как ты думаешь почему?
|