Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение человека в группе и коллективе





Как вы уже знаете, между людьми, входящими в группу, устанавливаются определенные взаимосвязи и отношения. Отношения между членами группы складываются по-разному: это могут быть взаимная симпатия и привязанность или односторонняя симпатия, взаимная или односторонняя неприязнь, явная или скрытая вражда, равнодушие.

В системе личных отношений в группе каждый человек начинает занимать определенное положе­ние, или статус (лат. status — состояние дел, по­ложение). Статус во взаимных личных отношениях определяется тем, насколько привлекателен чело­век для других членов своей группы, скольким лю­дям он нравится, скольким — не нравится, а сколь­ко к нему равнодушны.

Обычно в каждом классе есть несколько наиболее популярных учеников. Им симпатизируют боль­шинство одноклассников, у них много друзей, с ними легко общаться, они никогда не остаются в стороне от общих дел класса. В каждой группе су­ществуют и непопулярные члены.

Различают несколько межличностных статусов человека в зависимости от степени его популярно­сти в группе:

1. «Наиболее предпочитаемые». Это наи­более популярные участники группы, привлека­тельные для многих. У них наиболее высокий ста­тус. Таких членов группы принято называть «звез­дами». Звезды — это люди наиболее яркие, притя­гивающие к себе, обращающие на себя внимание. Тебе, наверное, знакомы такие выражения: «звезда экрана», «звезда эстрады», «наша звездочка» (так учителя нередко называют наиболее талантливых учеников) и т. д.

2. «Предпочитаемые» — им симпатизируют достаточно большое число членов группы, но несколько меньшее, чем «звездам».

3. «Принятые» — им симпатизируют 1—2 человека в группе.

4. «Пренебрегаемые» (или изолированные) — в группе им никто открыто не симпатизирует, отношение к ним в целом нейтральное, безразличное.

5. «Непринятые» (или отвергаемые) — члены группы, с которыми сложились неприязненные, враждебные отношения. С ними никто не хочет ни общаться, ни иметь общих дел. У них самый низкий статус в группе.

Для изображения сложившихся в той или иной группе отношений психологи используют различ­ные приемы: составляют специальные таблицы, рисуют схемы и т. д.

Но можно использовать и другие способы, позво­ляющие отобразить отношения в группе. Один из таких способов описала психолог Л. Калинникова. Она предложила ребятам представить группу своего класса в виде звездного неба.

На небосводе изображены звезды разной величи­ны, кометы, метеориты. Все они определенным образом расположены по отношению друг к другу: тес­но связаны и образуют созвездия или движутся сами по себе, как, например, метеориты или кометы.

Большие звезды — это те, с кем все или почти все хотят дружить, они многим нравятся, пользу­ются авторитетом, с их мнением считаются осталь­ные члены группы.

Звезды средней величины — это те, кого в группе любят, с кем считаются, он они не такие яр­кие, не самые активные.

Маленькие звездочки — это те, на кого в группе мало обращают внимание. Они обычно нахо­дятся немного в стороне.

Кометы — это те, кто быстро загорается, но и быстро гаснет, их активности не хватает на то, что­бы долго светить другим и устанавливать с ними прочные отношения.

Метеориты — это те, кому не очень симпатизируют в группе.

Посмотри на звездное небо! Как оно прекрасно, как притягивает, как завораживает взгляд! И каж­дое небесное тело дарит смотрящему свой свет. Кто-то — яркий и сверкающий, кто-то — легкий, мерцающий, кто-то — мягкий, отраженный. И ни одно небесное тело нельзя убрать, исключить или отвергнуть за ненадобностью. Только все вместе, такие разные и непохожие друг на друга, они образу­ют небо. Без любого из них небо перестало бы быть настоящим.

Статус человека в группе (ученика в школьном классе), его популярность во многом зависят от определенных черт личности и характера. Наибо­лее важными из них являются: общительность, верность в дружбе, готовность прийти на помощь товарищу, спокойный и доброжелательный харак­тер, самостоятельность, честность, смелость, уме­ние хранить тайну, широкий кругозор; для дево­чек большое значение имеет привлекательная внешность, для мальчиков — физическая сила и ловкость.

Непопулярность, низкий статус обычно имеют люди, отличающиеся следующими чертами: эгоиз­мом, лживостью, заносчивостью, вспыльчивостью, драчливостью. Но нередко, к сожалению, непопу­лярными оказываются люди застенчивые, не умею­щие общаться, чем-то отличающиеся от других.

Исследования психологов показывают: для того, чтобы стать популярным членом группы, человеку необходимо обладать многими положитель­ными качествами. Для того же, чтобы ока­заться в числе непопулярных или даже отвергае­мых, достаточно отличаться одной-двумя от­рицательными чертами. Как тут не вспом­нить известную поговорку о том, что ложка дегтя бочку меда портит!

Положение человека в группе зависит не только от его личных качеств, но и от того, как оценивают­ся эти качества самой группой. Те качества, кото­рые могут быть очень важными и ценными в одной группе, в другой могут оказаться неважными или даже, наоборот, иметь противоположную ценность.

Таким образом, популярность человека в группе во многом определяется ценностями и нормами са­мой группы. Например, желание хорошо учиться, приобретать знания может высоко цениться в одном классе и не находить поддержки и одобрения в дру­гом, где, скажем, царит культ физической силы и самым ценным качеством является умение хорошо драться.

Нередки случаи, когда ученик, привыкший за­нимать высокое положение в классе, при переходе в другую школу или даже в параллельный класс ока­зывается практически в противоположной ситуа­ции. Те качества, которые в одном коллективе оце­нивались как положительные (стремление хорошо учиться, принципиальность по отношению к одно­классникам, выносливость и т. д.), в новом классе могут быть восприняты как стремление выслужить­ся перед учителями и т. д.

Для каждого человека очень важно его положе­ние в группе и его взаимоотношения с другими лю­дьми. Симпатии и уважение окружающих повыша­ют уверенность в себе, инициативность, желание участвовать в общих делах. Неприятие, отверже­ние, неуважение, напротив, вызывают неуверен­ность, нежелание действовать и нередко приводят к ответной неприязни и враждебности.

Вопросы и задания

1. Расскажи или напиши, как ты представляешь себя и свой класс и сложившиеся в нем отношения. Чем твой класс отли­чается от других классов?

2. Как ты думаешь, от чего зависит положение человека в группе?

 

Date: 2015-07-10; view: 3263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию