Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Положение человека в группе и коллективеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Как вы уже знаете, между людьми, входящими в группу, устанавливаются определенные взаимосвязи и отношения. Отношения между членами группы складываются по-разному: это могут быть взаимная симпатия и привязанность или односторонняя симпатия, взаимная или односторонняя неприязнь, явная или скрытая вражда, равнодушие. В системе личных отношений в группе каждый человек начинает занимать определенное положение, или статус (лат. status — состояние дел, положение). Статус во взаимных личных отношениях определяется тем, насколько привлекателен человек для других членов своей группы, скольким людям он нравится, скольким — не нравится, а сколько к нему равнодушны. Обычно в каждом классе есть несколько наиболее популярных учеников. Им симпатизируют большинство одноклассников, у них много друзей, с ними легко общаться, они никогда не остаются в стороне от общих дел класса. В каждой группе существуют и непопулярные члены. Различают несколько межличностных статусов человека в зависимости от степени его популярности в группе: 1. «Наиболее предпочитаемые». Это наиболее популярные участники группы, привлекательные для многих. У них наиболее высокий статус. Таких членов группы принято называть «звездами». Звезды — это люди наиболее яркие, притягивающие к себе, обращающие на себя внимание. Тебе, наверное, знакомы такие выражения: «звезда экрана», «звезда эстрады», «наша звездочка» (так учителя нередко называют наиболее талантливых учеников) и т. д. 2. «Предпочитаемые» — им симпатизируют достаточно большое число членов группы, но несколько меньшее, чем «звездам». 3. «Принятые» — им симпатизируют 1—2 человека в группе. 4. «Пренебрегаемые» (или изолированные) — в группе им никто открыто не симпатизирует, отношение к ним в целом нейтральное, безразличное. 5. «Непринятые» (или отвергаемые) — члены группы, с которыми сложились неприязненные, враждебные отношения. С ними никто не хочет ни общаться, ни иметь общих дел. У них самый низкий статус в группе. Для изображения сложившихся в той или иной группе отношений психологи используют различные приемы: составляют специальные таблицы, рисуют схемы и т. д. Но можно использовать и другие способы, позволяющие отобразить отношения в группе. Один из таких способов описала психолог Л. Калинникова. Она предложила ребятам представить группу своего класса в виде звездного неба. На небосводе изображены звезды разной величины, кометы, метеориты. Все они определенным образом расположены по отношению друг к другу: тесно связаны и образуют созвездия или движутся сами по себе, как, например, метеориты или кометы. Большие звезды — это те, с кем все или почти все хотят дружить, они многим нравятся, пользуются авторитетом, с их мнением считаются остальные члены группы. Звезды средней величины — это те, кого в группе любят, с кем считаются, он они не такие яркие, не самые активные. Маленькие звездочки — это те, на кого в группе мало обращают внимание. Они обычно находятся немного в стороне. Кометы — это те, кто быстро загорается, но и быстро гаснет, их активности не хватает на то, чтобы долго светить другим и устанавливать с ними прочные отношения. Метеориты — это те, кому не очень симпатизируют в группе. Посмотри на звездное небо! Как оно прекрасно, как притягивает, как завораживает взгляд! И каждое небесное тело дарит смотрящему свой свет. Кто-то — яркий и сверкающий, кто-то — легкий, мерцающий, кто-то — мягкий, отраженный. И ни одно небесное тело нельзя убрать, исключить или отвергнуть за ненадобностью. Только все вместе, такие разные и непохожие друг на друга, они образуют небо. Без любого из них небо перестало бы быть настоящим. Статус человека в группе (ученика в школьном классе), его популярность во многом зависят от определенных черт личности и характера. Наиболее важными из них являются: общительность, верность в дружбе, готовность прийти на помощь товарищу, спокойный и доброжелательный характер, самостоятельность, честность, смелость, умение хранить тайну, широкий кругозор; для девочек большое значение имеет привлекательная внешность, для мальчиков — физическая сила и ловкость. Непопулярность, низкий статус обычно имеют люди, отличающиеся следующими чертами: эгоизмом, лживостью, заносчивостью, вспыльчивостью, драчливостью. Но нередко, к сожалению, непопулярными оказываются люди застенчивые, не умеющие общаться, чем-то отличающиеся от других. Исследования психологов показывают: для того, чтобы стать популярным членом группы, человеку необходимо обладать многими положительными качествами. Для того же, чтобы оказаться в числе непопулярных или даже отвергаемых, достаточно отличаться одной-двумя отрицательными чертами. Как тут не вспомнить известную поговорку о том, что ложка дегтя бочку меда портит! Положение человека в группе зависит не только от его личных качеств, но и от того, как оцениваются эти качества самой группой. Те качества, которые могут быть очень важными и ценными в одной группе, в другой могут оказаться неважными или даже, наоборот, иметь противоположную ценность. Таким образом, популярность человека в группе во многом определяется ценностями и нормами самой группы. Например, желание хорошо учиться, приобретать знания может высоко цениться в одном классе и не находить поддержки и одобрения в другом, где, скажем, царит культ физической силы и самым ценным качеством является умение хорошо драться. Нередки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое положение в классе, при переходе в другую школу или даже в параллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценивались как положительные (стремление хорошо учиться, принципиальность по отношению к одноклассникам, выносливость и т. д.), в новом классе могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителями и т. д. Для каждого человека очень важно его положение в группе и его взаимоотношения с другими людьми. Симпатии и уважение окружающих повышают уверенность в себе, инициативность, желание участвовать в общих делах. Неприятие, отвержение, неуважение, напротив, вызывают неуверенность, нежелание действовать и нередко приводят к ответной неприязни и враждебности. Вопросы и задания 1. Расскажи или напиши, как ты представляешь себя и свой класс и сложившиеся в нем отношения. Чем твой класс отличается от других классов? 2. Как ты думаешь, от чего зависит положение человека в группе?
Date: 2015-07-10; view: 3398; Нарушение авторских прав |