Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение человека в группе (роль и маски)





Как мы уже знаем, поведение человека является ре­зультатом взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Но, оказывается, поведение за­висит и от группы, в которой это взаимодействие про­исходит. Группа влияет на поведение человека. Посмот­рите, как ведут себя два школьника, которые пришли смотреть фильм в кинотеатр. Тихо и спокойно. Но вот несколько классов организуют коллективный просмотр фильма. Бывали вы на таких сеансах? Кто бывал, тот знает, что на них творится! Как ведут себя наши два школьника? Улюлюкают, свистят, комментируют и т. п. Выйдя в толпу, они опять станут благовоспитанными мальчиками. Но в группе они иначе себя вести не могли. Их бы осудили, ибо в группе у них была такая роль.

Что такое роль?

Роль - это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функ­ций. Во время своей лекции и я играю роль лектора, а студенты роль слушателей. Что ожидают от меня сту­денты? Во-первых, что я буду рассказывать новые для них вещи, во-вторых, рассказывать увлекательно и ин­тересно, в-третьих, не оскорблять их. Если мое поведе­ние соответствует их ожиданиям (экспектациям), они

293

будут вести себя тихо, слушать внимательно и наиболее важное записывать (это - мои экспектации). В против­ном случае они наложат на меня санкции, т. е. начнут читать, рисовать и т.д. При этом они не будут соответ­ствовать моим экспектациям. Если они от меня зави­сят, я могу сделать им замечание, но слушать все равно не заставлю. Я просто могу принудить их сидеть тихо. Вот теперь понятно, почему лучше построить работу группы так, чтобы руководитель зависел от подчиненных, клиент от заказчика, врач от больного, педагог от студента, а не наоборот, как, к сожалению, часто бывает у нас. Ведь если бы студенты могли от меня свободно уйти, у меня не было бы никакого другого выхода, как научиться читать лекции хорошо. А почему я стал писать лучше? Потому, что был в полной зависимости от вас, мой дорогой читатель! Первые мои книги оказались никому не нужны. Мне следовало или бросить писать, или писать лучше.

Если я искренне играю свою роль, то по моему ис­полнению можно судить, что я. за человек, каковы мои способности, темперамент, мировоззрение. Но доволь­но часто общение носит безличностный характер. Бы­вает так, что моя личность никому не нужна. Если я буду искренен, то буду получать «уколы». Чтобы этого не происходило, я надеваю на себя маску. Маска - это поведение, которое использует личность для безопас­ного общения. Происходит контакт масок. Примеров тому много, когда это целесообразно. Например, в транспорте:

«Пробейте, пожалуйста, талончик!» - «Спасибо!» -«Пожалуйста!». И иногда лучше, чтобы личность здесь не появлялась: «Что я, нанялся здесь талончики пробивать!»

У нас много масок, и надеваем мы их автоматически. Маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так прирастает к человеку, что мы забываем, какой он был, да и он сам не знает, какова его сущность. Так, порой на улице с лету можно узнать учителя, военного, врача... Человек и дома начинает вести себя, как на работе. Он в маске. Довольно часто его нельзя «уколоть», но ведь нельзя и «погладить»! Он в маске! Иногда сам человек не знает, какой он на самом деле - он знает только свою маску!

294 И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная себя и не зная законов группы, он входит в другие груп пы или организовывает новые, т. е. устраивается на ра боту или создает семейную жизнь. Для того чтобы уп равлять автомобилем, надо пройти курс обучения. Зде^ь я постараюсь кратко рассказать, что происходит в груп­пе, участником которой вы являетесь.

Устройство групп (рис. 3.1)

Группа имеет большую наружную границу. Это сте ны класса, где проходят занятия, помещения, где ра>-положена клиника, забор, который не позволяет про никать посторонним на завод или в воинскую часть

Маленькая окружность, находящаяся в большой, этл большая внутренняя граница. Она отделяет руководст­во группы от ее членов. Члены групп не всегда явля-ют-

295

ся однородной массой. Успешно можно руководить непосредственно не более чем 9-12 людьми. Группа, как капля ртути, при превышении определенных размеров начинает делиться на более мелкие группы. Поэтому тогда, когда группа начинает превышать названную выше цифру, необходимо ее разделить так, чтобы в первичной группе было 7-9 человек и во главе ее стоял руководитель. Тогда у руководителя более крупного масштаба в подчинении будет около 10 человек. В этом плане довольно неплохо устроена армия. Во взводе имеется 3-


4 отделения. В каждом отделении 10 человек. Таким образом, в распоряжении командира взвода имеются 4-

5 подчиненных: его заместитель и командиры отделе­ний. А где же остальные три? Вот об этом мы сейчас и поговорим подробнее.

Далее, рассказывая о системе управления, буду ссылаться на примеры тех групп, которыми мне прихо­дилось руководить. Когда я не знал психологии управле­ния, мне приходилось быть старшим врачом полка, заместителем начальника госпиталя по медицин-ской части. Боже мой, если б я тогда знал и умел то, что знаю и умею сейчас! Сегодня мне удается из 30-40 незнакомых друг с другом людей за несколько недель сделать сплоченный коллектив. И когда группа, выполнив свою задачу, прекращает существование, эти люди продолжают общаться друг с другом, если позволяют обстоятельства, а чувство, что где-то живет человек, который всегда рад тебе, а ты ему, сохраняется на всю жизнь.

Но прежде чем продолжить изложение, я вынужден ввести еще несколько понятий. Группы делятся на малые, средние и большие. К малым следует отнести группы численностью до 10 человек, средняя группа насчитывает 11-25 человек, большая - 25-35.

Группы бывают открытые и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные кол­лективы можно рассматривать как открытые группы. Закрытые группы формируются одномоментно для выполне­ния какой-либо специфической задачи. После ее вы-

296 полнения группа перестает существовать. Примером могут служить учебные группы (20-25 человек), приез­жающие к нам на факультет усовершенствования. Про­существовав два-три месяца и выполнив свою задачу, наши курсанты одномоментно разъезжаются по домам. Создаем мы закрытые группы и для психологического тренинга. На больших производствах приходится фор­мировать временные трудовые коллективы. Типичным таким коллективом является коллектив космонавтов, выполняющих полет в космос. Для выполнения каких-либо заданий на выезде также создается временный тру­довой коллектив.

Что касается психологического тренинга, то я вижу большие преимущества открытой группы. Такая группа у меня существует уже около восьми лет. Одни прихо­дят, другие уходят. Но всегда остается ядро, которое посещает группу не менее двух-трех лет. Оно-то и спо­собствует тому, что новый член за два-три занятия при­обретает такое количество навыков, для овладения ко­торыми в закрытой группе потребовалось бы два-три месяца. В этой группе можно апробировать новые ме­тодики. Свободное посещение и разовая оплата держат в тонусе руководителя (вот она, зависимость от клиен­та!). Падение посещаемости, а следовательно, и зара­ботка заставляет его овладевать новыми методами и со­вершенствовать старые. И у меня были неудачи. Но именно неудачи, правильно осмысленные, способству­ют росту квалификации. Открытая группа, таким обра­зом, превращается в своеобразный клуб. Иногда к нам «на огонек» заглядывают члены группы, которые обхо­дятся без психолога уже несколько лет. Они делятся своими успехами, а иногда они приходят решить одну-две проблемы. Недостатком открытой группы является невозможность вести плановые теоретические занятия, ибо все крутится вокруг решения сиюминутных жизнен­ных проблем.


Закрытая группа хороша тем, что все идут примерно одним темпом, на глазах меняются люди и сама группа. Довольно часто после окончания занятий заинтересо­ванные лица посещают открытые группы.

297

Но вернемся к нашей группе. Итак, к нам одномо­ментно прибывает 20-25 человек. Мы их разбиваем на три группы. В каждой назначается ответственный. На весь цикл выбирается староста для связи с руководст­вом цикла. Руководство состоит из трех преподавате­лей и лаборанта. Таким образом, на цикле в подчине­нии у руководителя три преподавателя, лаборант и ста­роста цикла. Это четыре человека. А где же три - пять остальных? Это лидеры неформальных групп, которые обязательно есть в любом коллективе, будь то класс в школе, студенческая группа или производственная брига­да. Такое же устройство имеет и семья. Там есть группа руководителей - те, кто держит в своих руках матери­альные блага, и члены группы, зависимые от руковод­ства, - дети, иногда довольно взрослые, стареющие ро­дители (дедушки и бабушки), внуки и правнуки. Но о семье разговор будет позже.

А теперь о неформальных группах. Если руководи­тель не знает об их существовании и не знает, кто там лидер, он будет допускать ряд организационных оши­бок. Стремясь, как раньше, «дойти до каждого члена кол­лектива», он может разговаривать не с лидером нефор­мальной группы, а с ее членом. Тогда любая его про­сьба, любое распоряжение будет выполняться не напря­мую, а после беседы с лидером. А если с лидером кон­такт не налажен, то может наблюдаться или неповино­вение, или искаженное выполнение.

Упомяну здесь об одном распространенном мифе о недисциплинированности людей. Люди очень дисцип­линированы, просто очень мало руководителей, кото­рые умеют управлять по всем правилам науки. Вот и здесь происходит то же самое. Руководитель беседует не с лидером неформальной группы, а с ее членом. В результате его распоряжение искажается советами и за­претами лидера. Будем помнить, что власть лидера аб­солютна, а власть руководителя определяется служеб­ными инструкциями.

У нас на цикле обычно удается выявить три нефор­мальные группы. Поскольку это повторяется из года в

298







Date: 2015-07-10; view: 332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию