Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как распознать Вечного Принца, Золушку и Принцессу на горошине





В школе - это любимцы всех учителей, ученики, по­стоянно находящиеся в поиске. В институте - студенты, переходящие из кружка в кружок. Я знал одного студента мединститута, который каждый раз выступал на научных студенческих конференциях от кафедр философии, анатомии, хирургии, гинекологии и инфекционных болезней. И все его доклады были хороши. Но в дальнейшем ни одна из этих наук не стала делом его жизни. Подающий надежды, но еще реально ничего не достигший 35-летний мужчина, безусловно, Вечный Принц.

Золушку распознать нетрудно. В гостях она помогает хозяйке накрывать на стол и убирать посуду, не участ­вует в развлечениях. Лицо у нее доброе, благожелатель­ное. Когда видит затруднения близкого, не ожидая его просьбы, предлагает помощь. Вызывает к себе симпа­тию своей безропотностью.

Принцесса на горошине вокруг себя вызывает шум (или думает, что это так). Считает, что ей все чем-то обязаны просто только за то, что она существует. Не знает чувства благодарности, хотя и может признать, что кто-то что-то полезное для нее сделал. Но это больше на словах. Чужие услуги она преуменьшает, свои преуве­личивает.

На этом я заканчиваю далеко не полное описание типов психологического вампиризма. Хочется знать ваше мнение, и я не прочь получить от вас письма. Если эта тема вызовет интерес, в следующем издании книги моя коллекция психологических вампиров будет пополнена.

А теперь несколько слов на прощание и донорам, и вампирам. Никакие вы не доноры и не вампиры. Вы просто «психологические дети», эмоционально незре­лые люди. Вот некоторые показатели, по которым можно отличить зрелую личность от незрелой.

Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их к себе. Зрелая личность пытается из­менить себя, переходит на саморегуляцию.

При конфликтах незрелая личность говорит: «Надо мной издевались!» Зрелая личность: «Я позволил над собой издеваться».

Незрелая личность пытается изменить обстоятель­ства, зрелая - приспособиться к ним. Два человека одновременно отдыхали на Черном море. Один приехал с убеждением, что отвратительно отдохнул, так как на море все время были волны, второй был убежден, что отдохнул отлично, так как на море все время были волны. Понятно, что второго можно отнети к зрелым личностям.

Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.

Незрелая личность пытается устроить в первую оче­редь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое и такой человек попадает в зависимость от других людей.

Зрелая личность в пер­вую очередь устраивает свои дела и приобретает неза­висимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.

Потребности зрелой личности вытекают из ее успе­хов, из ее дел.

Незрелая личность, не делая дел, копиру­ет потребности зрелой личности, увеличивая их разме­ры. (Вспомните потребности великовозрастных детей сидящих на шее своих стареющих родителей)

Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле.

Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет.

Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает.

Незрелая личность хочет, чтобы ее дела ей устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.

Незрелая личность надеется, зрелая действует

Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собой.

Незрелая личность - декорация, которая хочет стать фигурой.

Зрелая личность - фигура, которая не задумы­вается, как она выглядит.

Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительностъ незрелой личности).

Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании прини­мает решение. Отсюда открытость зрелой личности.

Незрелая личность хочет занять высокое положение, не занимаясь личностным ростом.

Зрелая личность заботится о личностном росте. Высокое положение при­ходит само по себе.

Так что созревайте! Отцепляйтесь и отцепляйте!

 

 

Часть 3 – Психология управления

 

Эту главу я написал специально для Вечных Прин­цев, постоянно подающих надежды и постоянно не оп­равдывающих их. Это отличники, которые, не столкнув­шись с действительностью, блестяще окончив школу и институт, неплохо овладевшие специальными знания­ми, вдруг затормаживаются в своем развитии. Их начи­нают обходить бывшие троечники, которые раньше еле-еле тянули в школе, были недоразумением в институте и бедствием в семье.


В чем дело?

Я мучительно искал ответ на этот вопрос. Как теперь я сам понимал, был Вечным Принцем. Отлично учил­ся по всем предметам без особого напряжения. Больше, пожалуй, других интересов не было. По-видимому, они пресекались моими родителями. Как-то я пошел в сек­цию спортивной гимнастики. Моя мать, как потом вы­яснилось, подговорила врача, который снял меня с тре­нировок, сказав, что у меня порок сердца. О каком по­роке сердца можно говорить, когда потом я достиг вто­рого разряда по штанге, да и сейчас могу пробежать пять - семь километров? Большой проблемой было вырвать­ся на студенческий вечер. В общем, «учись, сынок...»

К чему это приводит?

К одиночеству!

Неловкие физически, погруженные в занятия, не умеющие веселиться, не пользующиеся успехом у про­тивоположного пола. Вечные Принцы становятся объ­ектом насмешек со стороны сверстников. Компенсаци­ей являются книги. Уровень образования у них повышается, что еще более отдаляет их от сверстников. Нет, конечно, учителя их ставят в пример другим, родители ими не нахвалятся, что делает их одиночество еще более глубоким. Фон настроения становится подавленным, на лице можно заметить следы постоянной легкой печа­ли. Но в школе и в институте у них еще есть надежда, что когда они приступят к работе, то тут уж покажут себя. Но, как вы понимаете, надеждам этим не суждено сбыться.

Во-первых, им не удается устроиться так, как хоте­лось бы, во-вторых, вскоре выясняется, что их знания с передового фронта науки никому не нужны. Начальник, бывший двоечник, которого часто раздражает высокий культурный уровень молодого специалиста, показывает ему, что «работать - это не в институте учиться». Они выполняют самые невыгодные и непрестижные рабо­ты. Их обходят более бойкие двоечники и троечники. Кроме того. Вечные Принцы не умеют обращаться с противоположным полом, скучны в компаниях.

Когда усердие и способности Вечных Принцев заме­чаются умным начальником и они получают повыше­ние или сразу попадают на руководящую должность, то успеха все равно нет. Неумение управлять людьми при­водит к тому, что им садятся на голову подчиненные. Приходится все делать самим. Рано или поздно дела начинают идти плохо. Результат - их снимают как не­справившихся или они заболевают и уходят с руководя­щей должности на свою прежнюю работу и в свое стра­дание. Хочется отметить, что болезнь носит упорный характер и нередко приводит к инвалидности. Излечить их трудно, так как болезнь является оправданием того, что из Принцев они не смогли попасть в Короли. Неко­торые находят утешение в алкоголе. Тематика пьяных разговоров - «как мне не повезло в жизни с... (началь­ником, женой, детьми, обстоятельствами)».

После института я попал на кадровую службу в ар­мию, что не соответствовало моим представлениям о карьере. Там действительно пришлось лихо. Были и чума, и холера, и крупные аварии, о которых тогда не писалось в газетах. Но если бы я не ныл, а старался при­способиться к обстоятельствам, как советовал коллега по несчастью, мой первый сосед по общежитию, то, может быть, я бы не заболел, а стал бы космонавтом, как он. Будем помнить, что в любых обстоятельствах у нас есть возможность выбора. Как писал В. Франкль, видный психолог и психотерапевт, узник фашистских концентрационных лагерей, одни становятся свиньями, другие в тех же условиях святыми, ибо в горниле страда­ний выковывается личность.


Но я вас не призываю страдать, дорогие мои Вечные Принцы. Наоборот, хочется, чтобы вы страдали помень­ше. Вот поэтому и пишу про психологию управления. Может быть, эти знания помогут вам избежать многих неприятностей, общество не потеряет своих гениев. Думается, они пригодятся и руководителям, которые не считают, что уже достигли совершенства в искусстве управления.

Вначале определю основные понятия социальной психологии. Потом расскажу, как приспособить коллек­тив к себе, как вести себя во вновь организованной груп­пе, как избавиться без конфликтов от конфликтного подчиненного, как победить в конкурсе на вакантное место, как снять начальника. Все примеры взяты из ре­альной жизни. Конечно, я не претендую на полное изложение социальной психологии, но если вас заин­тересует психология управления, буду считать свою за­дачу выполненной. Мне хотелось бы, чтобы процесс управления доставлял вам наслаждение, а не приводил к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Ведь каждый из нас бывает и начальником и подчиненным, если не на производстве, то в семье.

1. Основные понятия социальной психологии







Date: 2015-07-10; view: 330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию